Вес шоссейного велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Вес шоссейного велосипеда

Какой предел возможностей шоссейного велосипеда

www.velonews.ru
В обществе велосипедистов сложилось мнение, что современный шоссейный велосипед и российские дороги C вещи попросту несовместимые. Мол, легкий и хрупкий шоссейник быстро развалиться в таких непростых реалиях. На самом же деле это абсолютно не так.

Все без исключения шоссейники, выпускаемые сегодня известными брендами, наделены достаточным запасом прочности, позволяющим ездить не только по идеальному асфальтовому полотну. Если вы однажды доверились гибриду, то шоссейный велосипед совершенно точно не подведет.

Да, понять, откуда идут корни подобного мнения C совсем не трудно. Шоссейный велосипед отличается не только общей легковесностью, но и чрезвычайно тонкими колесами и узкими покрышками. Отсюда складывается впечатление, что вся эта, как может показаться на первый взгляд, хлипкая конструкция быстро сломается на первых же участках дороги с плохим качеством покрытия, а велосипедист останется «у разбитого корыта». Так уж повелось: все тонкое и легкое мы подсознательно считаем ломающимся, недолговечным и абсолютно не устойчивым к ударным нагрузкам. В большинстве случаев так и есть, однако шоссейник C то самое исключение. Так какой предел возможностей шоссейного велосипеда?

Specialized McLaren Venge: иконя производительности и стиля.

В действительно вся эта тонкость достаточно обманчивая. За визуально хрупкой внешностью стоят выверенные до мелочей расчеты, поэтому сломать шоссейник различного рода кочками и выбоинами вряд ли получится (если, конечно же,не делать это специально). Оба колеса заспицованы не только чрезвычайно жестко, но и одновременно упруго, что позволит выдерживать подавляющее большинство ударов. Естественно, все это касается только качественно собранных велосипедов от таких производителей, как, например, Specialized, Scott, CUBE или Lapierre.

Единственным по-настоящему слабым местом любого шоссейника являются его покрышки, которые очень тонкие и не любят глубокие выбоины различных форм. Если ехать на высокой скорости и внезапно попасть в какую-нибудь яму с острыми краями, то есть все шансы получить так называемый «змеиный укус», пробив камеру об обод. В самом плачевном случае пострадает еще и сам обод C просто погнется. Во избежание подобных проблем стоит освоить некоторые азы езды на велосипеде, а именно научиться легко и быстро при необходимости поднимать как переднее колесо, так и заднее. Немаловажно также попрактиковаться подпрыгивать целиком.

Specialized Allez: правильный шоссейник за сравнительно невысокую цену.

Необходимо регулярно отслеживать уровень давления в камере. Не стоит также забывать, что накаченные до 10 атмосфер шоссейные слики спускаются со временем на несколько пунктов под воздействием различных факторов. Любопытно, что это сложно заметить без проверки пальцами. В случае движения с низким давлением по плохому дорожному полотну можно стать свидетелем малоприятного фиаско с колесами. Поэтому желательно приобрести специальный напольный насос, оснащенный манометром, с помощью которого можно оперативно подкачивать покрышки в преддверии очередной велопрогулки на шоссейном велосипеде.

Неправильный велосипед: настоящий ашанбайк в мире шоссейников.

Вместе с тем не стоит также беспокоиться людям, которые желают ездить на шоссейном велосипеде, но весят больше 100 килограмм. Современный шоссейник способен выдерживать и больший вес. Проверено на многих велолюбителях! Правда, в таком случае стоит еще чаще следить за разным бордюрами, ямами и уровнем давления в шинах C нагрузка серьезнее. Рама, колеса, втулки нисколько не пострадают из-за веса вашего тела.

Из мира шоссейных велогонок: на такого типа велосипедах выступают профессиональные гонщики в рамках популярной однодневной велогонки Париж-Рубе, где маршрут проложен не только по асфальту, но и по брусчатке. Просто посмотрите на фото C в каких суровых условиях передвигаются спортсмены, и как достойно их велосипеды справляются с нагрузкой.

Один из этапов Париж-Рубе.

Кто-то может задаться вопросом: а для чего вообще кататься на шоссейнике по нашим зачастую разбитым дорогам? Для чего постоянно следить за выбоинами, если можно приобрести обычный горный хардтейл и особо не следить за качеством дорожного покрытия? Да, все именно так, однако не забывайте о том, что ни один велосипед не обеспечит такой шикарный накат, как современный шоссейный байк. Это идеальный велосипед для езды на запредельных скоростях!

Это действительно незабываемые ощущения, когда вы впервые садитесь на шоссейник. Посадка достаточно непривычная в любом хвате. Велосипед буквально провоцирует ездить на высочайших скоростях и получать максимум удовольствия от контроля. Даже и не сомневайтесь: проехав на шоссейном велосипеде лишь несколько километров, оторваться будет уже очень сложно! Необходимо просто выбрать наиболее естественное положение рук и определить темп езды, и такую свободу вы не променяете ни на что. Будет казаться, что вы не крутите педали, а просто подкручиваете, и велосипед молниеносно будет набирать скорость 30 км/ч и выше.

Не стоит верить тем, кто пытается убеждать, что на шоссейных велосипедах из-за необычной посадки достаточно неудобно ездить на большие дистанции. Это неправда. Стоит только мышцам привыкнуть к одному из вариантов позы, и проблем никаких не будет. Обычно те, кто переходят на шоссейный велосипед, надолго забывают о горном. Оно и неудивительно: самые разные хваты руля вкупе с аэродинамической посадкой оценит по достоинству каждый заядлый гонщик.

Да, из-за высокой жесткости будет ощущаться некоторая тряска на плохих дорогах, однако, согласитесь, можно немного потрястись на разбитом участке трассы, чтобы по-настоящему быстро гонять на всех других. Чтобы свести различного рода тряску к минимуму, очень желательно при покупке выбирать тот велосипед, который оснащается карбоной или стальной вилкой. Алюминиевая вытрясет всю душу из вас на плохой дороге. Впрочем, на сегодняшний день все меньшее количество производителей ставят алюминиевую вилку на шоссейный велосипед.

Правильный шоссейник: Cannondale SuperSix EVO.

В идеале ваш шоссейник должен быть полностью карбоновым (начиная от рамы и вилки и заканчивая рулем и подседельным штырем). Это позволяет не только снизить вес, но и улучшить эффективность поглощения мелких вибраций. Да, на сегодняшний день карбон C дорогое удовольствие, однако со временем он должен стать более доступным и вытеснить алюминий, как сравнительно недавно это сделал последний со сталью.

В Интернете можно найти много видео, где шоссейник используется совершенно не по назначению (вроде этого), и в результате ничего плохого с ним не случается. Возможно, это и станет для вас 100% убеждением в том, что современная шоссейная модель C это достаточно крепкий велосипед. Причем, он настолько крепкий, что при разумной эксплуатации даже наши отечественные дороги, не изобилующие качественным покрытием, не смогут взять верх над ним.

«Если вы покупаете шоссейник с клещевыми тормозами, вы выбираете старомодный велосипед»

Велогонщик Энди Шлек – возможно, самый известный спортсмен Люксембурга: победитель «монументальной» гонки Льеж – Бастонь – Льеж 2009 г. и престижнейшей многодневки Tour de France 2010 г. успехами превзошел и старшего брата Франка, и отца Джонни – также профессиональных велосипедистов. К сожалению, Энди из-за хронической травмы колена рано пришлось завершить профессиональную карьеру – осенью 2014 г., в возрасте всего 29 лет (многие ровесники Шлека успешно гоняются и по сей день). На Tour de France этого года Шлек выступает велосипедным экспертом для гостей и партнеров марки Skoda – одного из главных спонсоров велогонки. В интервью «Ведомостям» Шлек объяснил, чем отличается хороший шоссейный велосипед от обычного городского (на примере велосипеда Skoda Road Elite, который выпускает чешская компания Superior) и почему нельзя носить нижнее белье под профессиональной велоодеждой.

– Во-первых – меньший вес: например, у велосипеда Skoda Road Elite цельная углеволоконная рама, он весит около 9 кг. Во-вторых, у него дисковые, а не клещевые тормоза. Они обеспечивают лучшее замедление и когда сухо, и когда влажно. У вас большой выбор скоростей: вы можете переключиться на большую или на малую звезду, что позволит вам либо двигаться быстрее по равнинному участку или медленнее на подъем. И наконец, аэродинамика: [у шоссейного велосипеда] она намного лучше. [Сочетание этих факторов] позволяет вам быть намного быстрее.

– Зависит [по каким критериям сравнивать]. Наверное, велосипед, на котором занимаешься спортом, все-таки менее [комфортабельный], чем тот, на котором ездишь по городу.

– Да, вы можете ездить быстрее, и вы можете ездить дольше.

– Главная разница – в весе велосипеда. Профессиональный шоссейник должен весить 6,8 кг – ни граммом больше и ни граммом меньше. Принципиальной разницы в конструкции велосипедов нет, но, когда ваш велосипед легче, вы можете ехать быстрее, что является большим преимуществом. Есть разница в групсетах [обеспечивающих переключение передач велосипедов] – есть Dura Ace, есть Ultegra, есть 105 и проч., но в целом механика у всех шоссейников одинаковая.

– Dura Ace не нужна (ее главное достоинство – малый вес) – Ultegra столь же хороша. 105 – хуже: переключения менее четкие, возможно, будет требоваться больше технического обслуживания. Но если у вас есть определенный бюджет на покупку велосипеда, я рекомендую электронную систему переключения скоростей Di2. Если у вас есть 3500-4000 евро на покупку велосипеда, лучше купить менее дорогие колёса, но электронную систему переключения скоростей. Она того стоит: ей почти не требуется обслуживание – может, подзарядить батарейку раз-два в год, – и она переключает передачи гораздо лучше механических систем.

Сегодня ведутся активные дискуссии: нужны ли шоссейнику дисковые тормоза или нет. Многие профессиональные гонщики высказываются против: кто-то говорит, что им дисковые тормоза просто не нужны, другим не нравится внешний вид велосипедов с такими тормозами. Но сегодня, если вы покупаете шоссейник не с дисковыми, а с клещевыми тормозами, выглядит так, что вы выбираете старомодный велосипед: через 3-4 года в медиа не останется шоссейников с клещевыми тормозами – только с дисковыми.

– Уже разрешено: команды Trek и Quick-Step гоняются на велосипедах с дисковыми тормозами.

– Дисковые тормоза лучше замедляют велосипед, стабильнее, и в целом делают управление велосипедом более безопасным.

– Самое главное отличие – это дисковые тормоза: в мое время их не было. В остальном больших изменений нет, ведь я закончил выступать всего три года назад. Это очень маленький срок, регламент Международного союза велосипедистов, ограничивающий вес профессионального велосипеда 6,8 кг, остаётся прежним.

Читайте также:  Обслуживание шоссейного велосипеда

– Карбоновые колеса хороши. Если у вас велосипед дороже 5000 евро, то на нем, скорее всего, уже будут карбоновые колеса. А за 10 000 евро вы получите суперлегкий велосипед с Di2.

– Титановые велосипеды – очень хорошие. Титан прекрасно абсорбирует вибрации от дороги – лучше любого другого материала. Но титан – не самый лёгкий материал.

– Да, они получаются слишком тяжелые. Множество гравийных велосипедов делаются из титана. Но не в профессиональном спорте.

– Это вопрос комфорта. Такие системы хороши для однодневных гонок – например, Париж – Рубе [где часть пути проходит по брусчатке]. Для Tour de France они не нужны. Но для тех, кто ездит на велосипеде каждый день, системы амортизации дают экстракомфорт.

– Ни в коем случае! Профессиональная велоодежда сконструирована таким образом, чтобы наилучшим образом отводить тепло и влагу от организма. Если вы надеваете под велошорты нижнее белье, вы перегреваете тестикулы – а это путь к импотенции!

Вес шоссейного велосипеда

Концепция «шоссейника» зависит не только от доступных материалов и технологий, но и от условий гонок. До появления горных велосипедов в 1980-х гг. официальные соревнования проводили либо на дорогах, либо на велотреках. Если треки всегда держали гладкими и чистыми, то качество дорог значительно менялось. В период до Первой мировой войны, именуемый в истории Тур де Франс героической эпохой, они обычно были грунтовыми, изредка вымощенными булыжником или так называемым макадамом — утрамбованным слоем щебня и гравия, — пыльными либо грязными, с колеями и выбоинами. Асфальт распространился в Европе повсеместно лишь после Второй мировой войны [1] . Огромные суточные этапы, нередко превышавшие 400 км, могли начинаться и заканчиваться глубокой ночью [2] . Пионеры велогонок возили с собой сумки с провиантом и инструментом, запасные шины, насосы: на постороннюю помощь рассчитывать не приходилось. Так, Эжен Кристоф (англ.) русск. проиграл Туры 1913, 1919 и 1922 гг., несмотря на отличные исходные позиции, примечательно одинаковым образом — сломав вилку и разыскивая пешком ближайшую кузницу [3] .

Велосипеды тогдашних чемпионов в наши дни отнесли бы скорее к туринговым, чем к шоссейным. Это были массивные, около 14 кг весом конструкции с широкими покрышками, крыльями, маслёнками для смазки педалей, и иногда со специальными мостиками для очистки колёс [1] . Утяжеление ради надёжности считалось меньшим злом, чем проколы и поломки, при которых гонщик гарантированно и надолго сходил с дистанции. Технологическое состязание происходило скорее в выносливости, чем в эффективности, накатистости, лёгкости или аэродинамике.

Хромирование изобрели в конце 1920-х гг., до этого металлические обода покрывали никелем. Но деревянные обода, как более лёгкие, использовали даже в 1935 г., когда Джузеппе Ольмо (англ.) русск. выиграл на них Джиро д’Италия [4] . Тормозили о такие обода не резиной, а преимущественно пробкой или кожей. Кроме ободных, на велосипедах начала ХХ в. существовали и тормоза, прижимаемые сверху непосредственно к покрышкам.

Свободный ход в задней втулке довольно рано появился на спортивных велосипедах: на скоростных спусках быстро вращающиеся педали опасны. Некоторые старые модели были оснащены специальными подножками на вилке [5] . В 1912 г. участие в Джиро велосипеда с фиксированной передачей сочли анахронизмом [6] . С другой стороны, модель Victor Fontan Special Edition, считавшаяся в конце 1920-х гг. современной [7] , свободным ходом не обладала.

Алюминиевые бутылки для воды на довоенных «шоссейниках» обычно затыкались пробками и крепились не на раму, а на руль спереди.

Необходимость переключения передач стала ясна к 1910 г., когда в Тур де Франс были впервые включены тяжёлые горные этапы [8] , а Джиро д‘Италия стала проводиться ежегодно. К тому времени были изобретены планетарные системы переключения, но в велогонках их не использовали. Заднее колесо снабжали двумя ведомыми звёздами — по одной с каждой стороны. Чтобы сменить передачу, надо было снять и перевернуть колесо. Так делали до конца 1928 г., пока туринская газета «Il Paese Sportivo» не объявила промышленный конкурс на лучший переключатель. Туллио Кампаньоло (англ.) русск. , профессионал, однажды упустивший победу за манипуляциями с колесом, к 1936 г. усовершенствовал известную тогда систему «Vittoria-Margherita» братьев Ниедду. В его варианте было два рычага. Одним переносили цепь на нужную звезду, а при помощи другого смещали заднее колесо вперёд-назад, чтобы натянуть цепь. Это была первая трансмиссия, позволяющая переключать передачи на ходу. После войны французская фирма Simplex изобрела подпружиненный шарнир для натяжки цепи. Механизм с этим шарниром, доработанный в 1950 г. фирмой Campagnolo (англ.) русск. , принципиально не изменился и по сей день [9] . К важнейшим инновациям с тех пор можно отнести систему дискретного переключения SIS (1989), манетки, совмещённые с тормозными ручками (1990) и сервопривод (2009). В остальном развитие и конкуренция производителей были направлены на облегчение деталей, повышение скорости и точности переключения, а также количества передач. Последнее выросло с 3 в «Vittoria-Margherita» до теоретических 33 (3 звезды спереди, 11 сзади) в наши дни. Общая тенденция состояла в добавлении всё более «лёгких» передач: меньших звёзд спереди, бóльших сзади. Добавление третьей, маленькой звезды спереди существенно облегчает работу на подъёмах, но увеличивает вес системы и усложняет переключение. Компромисс между двух- и трёхзвёздной системами — так называемая компактная. В ней обе передние звёзды уменьшены со стандартных 52 и 39 зубьев до 48 и 33 соответственно. Это облегчает подъёмы, но и снижает максимальную скорость.

По мере улучшения качества дорог, начиная с послевоенного периода, постепенно менялась и общая концепция «шоссейника». Из силовых состязания становились всё более техничными. Вместо способности велосипедов выдерживать и гасить сильнейшую тряску на первый план теперь выходили лёгкость, аэродинамика, накатистость и жёсткость. Появились более ажурные колёса и узкие шины-однотрубки, ранее известные только на треках. Рамы долго сохраняли классическую геометрию, но вместо пайки на литых муфтах распространялась сварка, а стальные трубы использовали тонкостенные и конифицированные — со стенками тонкими в середине и более толстыми в местах соединений, а также со спиральным усилением.

После середины ХХ в. шоссейник, казалось, принял свой идеальный облик. По словам Феличе Джимонди, вес велосипедов, на которых он участвовал в чемпионатах мира, изменился с 1953 по 1973 гг. всего на 500 граммов [10] . Однако к 1980-м гг. была освоена недорогая технология алюминиевой сварки, и на рынке появились рамы из новых сплавов. В 1986 г. Грег Лемонд выиграл Тур де Франс на новой разработке фирмы Look — шоссейнике с углепластиковой («карбоновой») рамой. За год до этого Бернар Ино выиграл Тур, используя другую новинку Look — контактные педали. До того они были известны в основном лыжникам, а шоссейные гонщики ездили в туклипсах.

Новые технологии отразились на весе изделий: алюминиевый велосипед, на котором Марко Пантани выиграл Джиро 1998 г., весил всего 6,86 кг [11] . Для сравнения: легендарный сверхлёгкий трековый велосипед Эдди Меркса 1972 г., без тормозов и на единственной фиксированной передаче, весил 5,75 кг — почти вдвое меньше лучших шоссейников того времени.

С освоением алюминия и карбона начались эксперименты с формой труб и рам. Такие технологии, как гидроштамповка, позволили получать трубы сложнейших форм. Рамы стали внешне толще, мощнее классических при гораздо более тонких стенках. Это повысило жёсткость при том же весе, но и восприимчивость к ударам и точечным воздействиям. Верхняя труба, на старых рамах строго горизонтальная, теперь обычно снижается к седлу («слопинг»). Современные карбоновые рамы часто уже не собирают из труб, а изготовляют практически одной деталью, монококом, избегая потенциально слабых соединений.

В целом современные «шоссейники» рассчитывают прежде всего на максимальный КПД и минимальные потери кинетической энергии — всё более компактными, лёгкими, жёсткими и аэродинамичными [12] .

Конструктивные особенности

Согласно правилам UCI, рама должна быть построена на основе «главного треугольника», состоящего из трёх прямых труб: верхней, нижней и подседельной. К верхней и нижней трубам крепится рулевая труба, а к подседельной — тонкие перья для установки заднего колеса. Трубы, из которых состоит рама, не обязательно должны иметь в сечении окружность, часто для улучшения аэродинамики делают трубы с каплевидным сечением. Традиционно, верхняя труба рамы располагается почти параллельно земле, хотя в последнее время стало популярно делать её слегка изогнутой вверх. Амортизационные подвески на шоссейных велосипедах не применяются в связи с их значительным весом и поглощающим часть работы раскачиванием при энергичном педалировании.

На материал для изготовления рамы UCI не накладывает никаких ограничений. Наиболее часто рама собирается из стальных труб, сваривается из алюминиевых или титановых труб или изготавливается цельной из карбона. В профессиональном велоспорте применяются почти исключительно карбоновые рамы, обладающие весом менее 1 кг.

Иногда (в основном на старых велосипедах) на нижней трубе рамы около рулевой трубы располагаются манетки переключения скоростей.

Колёса и покрышки

Колёса являются компонентом, оказывающим наиболее сильное влияние на производительность шоссейного велосипеда. Идеальное колесо должно быть жёстким, чтобы не поглощать энергию на свою деформацию, лёгким, чтобы облегчить разгон и движение в подъём, а также должно обладать хорошей аэродинамикой. Эти параметры противоречат друг другу, так как более жёсткие и аэродинамичные колёса обладают большим весом и моментом инерции. Каждый тип колёс предназначается для конкретных условий эксплуатации и обладает соответствующими характеристиками. Обычно колёса классифицируют по высоте обода:

  • Низкопрофильные колёса с высотой обода около 1-1,5 см. Они обладают самым низким моментом инерции, что делает их идеальными для внезапных атак из-за спины соперника в велогонках при движении в пелотоне, когда требуется быстро увеличить скорость. Также эти колёса хорошо подходят для езды в подъём благодаря малому весу. Однако, относительно плохая аэродинамика и низкая жёсткость делают их малопригодными для участия в гонках с раздельным стартом и спринтах.
  • Среднепрофильные колёса имеют обод высотой около 2-4 см. Являются универсальными и хорошо подходят для любых целей.
  • Высокопрофильные колёса с ободом высотой около 5-10 см. Обладают отличной аэродинамикой и высокой жёсткостью. Используются в гонках с раздельным стартом и спринте, где позволяют спортсмену набрать высокую скорость и поддерживать её на протяжении дистанции. Их недостаток — большой момент инерции, что означает высокие затраты энергии на разгон велосипеда.
Читайте также:  Посадка на шоссейном велосипеде

В целях уменьшения веса и улучшения аэродинамики часто колёса выпускают с малым числом утолщённых спиц (например, в переднем колесе Campagnolo Bora Ultra 16 спиц, а в типичном колесе городского велосипеда их 36). Также встречаются «сплющенные» спицы с овальным сечением; иногда спицы крепятся в обратном направлении — более тяжелыми ниппелями ко втулке, для уменьшения момента инерции.

Для изготовления ободов колёс обычно используют алюминиевые сплавы или карбон. Алюминиевые обода значительно дешевле, чем карбоновые, однако карбоновые немного легче. Например, типичная пара низкопрофильных колёс с ободами из алюминия имеет вес 1,5 кг, а с карбоновыми ободами — 1,3 кг. Среднепрофильные универсальные обода чаще всего делают из алюминия, вес пары колёс составляет 1,5-1,9 кг.

Диаметр ободов у современных взрослых шоссейных велосипедов составляет 622 мм

Покрышки шоссейного велосипеда очень лёгкие (160—300 г) и узкие (18-23 мм), что уменьшает момент инерции и улучшает аэродинамику. Давление в шинах обычно составляет 6-14 атм, что значительно снижает сопротивление качению. Часто покрышки не имеют протектора для улучшения сцепления с гладким асфальтом, проволочный корд часто заменяется более лёгким кевларовым.

На ободах шоссейных велосипедов используются как более тяжёлые клинчерные шины (шина надевается на обод, под ней располагается герметичная камера), так и специальные лёгкие однотрубки, в которых камера интегрирована в покрышку. Однотрубка надевается на обод колеса и приклеивается к нему т. н. цементом — специальным клеем, которые удерживает её на ободе. Однотрубка не имеет проволочного корда, обода для них не требуют наличия бортика и в среднем на 50-100 г легче. Однако следует отметить, что при длительном торможении на спуске обод нагревается, в результате чего цемент размягчается. Так, в 2003 году на 9-м этапе Tour de France испанский велогонщик Хосеба Белоки получил серьёзную травму, когда однотрубка отделилась от заднего колеса на скоростном спуске с горы из-за перегрева обода.

Следует заметить, что на камерах и однотрубках современных шоссейных велосипедов почти исключительно применяется французский 6-мм ниппель Presta. Камеры для шоссейных велосипедов очень узкие и не совместимы с широкими покрышками.

От других видов велосипедов отличается особой формой руля (жарг. «бараньи рога»), позволяющей менять хват. Руль делается из алюминия или карбона, имеет диаметр 23,8 мм и утолщение в середине около точки крепления (обычно 25,4 или 31,8 мм). Тормозные ручки или манетки устанавливаются на руль при помощи хомутов, после чего он обычно обматывается мягкой лентой, ручки закрываются резиновыми оболочками. Для более высокой посадки руль удерживают сверху за поперечную часть или ставят руки сверху на манетки. Последний хват позволяет использовать тормоза и переключение передач (если имеется). При езде на высокой скорости руки ставятся на нижнюю часть руля, пальцы располагаются на ручках манетки. Такое положение рук делает посадку ниже и улучшает аэродинамику.

Следует заметить, что манетки и тормозные ручки не совместимы с шоссейными рулями, так как имеют меньший посадочный диаметр. Обычно на шоссейных велосипедах устанавливают тормозные ручки, совмещённые с манетками, что позволяет управлять передаточным соотношением не меняя хвата рук. Часто тросики от манеток пускаются внутри обмотки руля.

Трансмиссия

Почти всегда на шоссейных велосипедах применяется классический переключатель скоростей, изобретённый Туллио Кампаньоло. Обычно используются 2 звезды в системе спереди и до 11 звёзд в кассете заднего колеса, передаточные отношения низкие для езды на высокой скорости. Другие типы трансмиссии (например, планетарные втулки), применяются крайне редко в связи с их большим весом.

etceterini

Путешествия доктора Etceterini

Уверен, что у каждого, кто регулярно катается на велосипеде, рано или поздно возникает желание прохватить по асфальту за рулем настоящего гоночного шоссейника. Вот и мне захотелось пересесть с городского гибрида на шоссейный велосипед. Лучше поздно, чем никогда. Знакомство с миром шоссейных машин я начал, позаимствовав у знакомых спортсменов велосипед со звучным именем «Кольнаго Сквадра».

Прежде всего, небольшой ликбез о типах велосипедов. Если не брать во внимание множество нюансов, то все велосипеды можно разделить на два типа – горные и шоссейные.

Те велосипеды, которые продаются в супермаркетах или неспециализированных около-спортивных магазинах обычно представляют собой простейшие маунтин-байки, не имеющие почти ничего общего, кроме базовых принципов конструкции, со спортивными гонными велосипедами. Продвинутые велолюбители называют такие велосипеды «Ашан-байками».

Горные (или маунтин-байки) предназначены вовсе не для езды по горам, как можно подумать из названия (хотя и это не исключается), а, в общем виде, — для езды по пересеченной местности и неровным неасфальтированным дорогам.

Типичные черты горного велосипеда – амортизаторы на переднем колесе, широкие шины с протектором, прямой руль. Маунтин-байк выглядит так: (01)

У горных велосипедов есть множество подтипов – хардтейлы (с амортизатором только в вилке переднего колеса), двухподвесы (амортизаторы на обоих колесах), «найнеры» (велосипеды с колесами диаметром 29 дюймов, в отличие от стандарта на 26 и 27.5 дюймов).

Назначение шоссейного велосипеда – быстрая спортивная езда по асфальтовым дорогам. Характерные черты шоссейника – руль-баран, жесткая вилка (без амортизации переднего колеса), узкие покрышки-слики, контактные педали: (2)

У шоссейного велосипеда тоже есть множество подтипов – гоночный, спортивный, туристический (эндуранс, гран-туризмо), разделочный (для гонок с раздельным стартом), велосипед для триатлона, циклокросс (велосипед для велокросса).

Промежуточный вариант между горным и шоссейным велосипедом – гибрид. От маунтин-байка гибрид заимствует общую геометрию, оборудование и прямой руль, от шоссейного – жесткую вилку и более узкие покрышки. Гибриды предназначены для быстрой но не спортивной езды по асфальту в комбинации с несложной пересеченкой. Мой текущий велосипед – именно такой городской гибрид Marin Fairfax SC4: (3)

Это очень хорошая машина для перемещений по городу, неспешного прогулочного катания или более темповых фитнесс-тренировок. Но до спортивных возможностей даже простейшего шоссейного велосипеда ему далеко.

Пожалуй, «Кольнаго» — самый знаменитый бренд в велосипедном спорте. Имя «Кольнаго» в мире велоспорта – примерно как «Феррари» в автогонках. Компания была основана Эрнесто Кольнаго в 1952 г в городке Камбьяджо близ Милана. На велосипедах Colnago было одержано множество побед на самых престижных гонках, включая Тур де Франс, Джиро д’Италия и Олимпийские игры. Правда, в последние годы компания несколько отошла от большого велоспорта – в Про-туре, «высшей лиге» современных шоссейных велогонок, велосипеды «Кольнаго» сейчас не представлены. Из наиболее известных команд, ездящих на «Кольнаго» в 2016 году можно назвать разве что российскую команду европейского тура «Газпром-Русвело», которая очень удачно выступила на Джиро д’Италия в этом году, одержав победу на одном из этапов этой супер-многодневки.

Александр Фолифоров, победитель этапа Джиро д’Италия, на трассе Джиро в седле Colnago C60. (4-5)

Топовая шоссейная модель «Кольнаго» — C60. (6)

Шоссейный велосипед Colnago Squadra

Велосипед Colnago Squadra, который достался мне на тест – одна из начальных моделей в линейке спортивных щоссейников Colnago прошлых лет. Давайте на его примере рассмотрим основные характеристики шоссейных велосипедов. (7)

Рама: Алюминиевая Colnago. Рама – главная часть любого велосипеда. Именно она определяет границы его возможностей – все остальное – навесное оборудование, которое можно менять. Если раньше рамы делали из стали, то с конца 80-х на смену стали пришли алюминий и карбон. Главное, за что борются производители гоночных велосипедов – меньший вес не в ущерб надежности и прочности. Алюминиевые рамы несколько тяжелее карбоновых и проще в изготовлении, именно поэтому в нижних моделях линейки любого велопроизводителя доминирует алюминий. Рама Colnago Rapid – последняя разработка компании из этого материала. (8, 9)

Вилка: Карбоновая Colnago. Вилка переднего колеса – важный элемент спортивного велосипеда, передающий ощущения от дороги на руль. Карбон легче алюминия и обладает большей пластичностью, что позволяет лучше амортизировать неровности дорожного полотна. (10)

Групсет: Campagnolo Mirage. Групсет (или группа) – это набор навесного оборудования, как правило, стандартизованный и включающий в полном виде, все, что нужно для передачи усилия от человека колесам велосипеда – система звезд, цепь, кассета, каретка, шатуны, тормоза, переключатели передач. Групсет производят специализированные компании, такие как Shimano, SRAM и Campagnolo. Одна компания выпускает несколько групп – от простых для любителей до высших, используемых профессиональными велокомандами. Mirage в линейке Campagnolo занимает одно из начальных положений.

Система: Campagnolo Mirage 53/39. Системой в велосипеде называют набор передних звезд. Трансмиссия велосипеда состоит из передних звезд (на шоссейном велосипеде их как правило две, на гоном – три), и набора задних звезд (кассета). Звезды обозначают по числу зубцов. Чем больше зубцов на передней звезде, тем труднее крутить педали и тем большее расстояние (при той же задней звезде) преодолевает велосипед за один оборот педалей. Номинальное число скоростей (передач) у велосипеда определяется как число всех возможных сочетаний передних и задних звезд. На самом деле, отнюдь не все возможные сочетании являются рабочими. (11)

Кассета: Campagnolo Mirage, 9 звезд. Передние звезды системы и задние звезды кассеты связаны цепной передачей. Чем больше звезд в кассете сзади, тем более плавно и точно можно регулировать усилие в зависимости от рельефа, скорости и частоты вращения педалей (каденса). (12)

Шатуны: Campagnolo Mirage. Шатун – это рычаг, который передает усилие от педали на передние звезды.

Педали: Shimano. Шоссейные велосипеды оснащают контактыми педалями, в которых велотуфли находятся в жестком сцеплении с педалью, что позволяет прилагать усилие к педали по кругу (круговое педалирование), а не только давить на нее сверху, как на обычных педалях-платформах.

Тормоза: ободные, Campagnolo Mirage. Тормоза современных велосипедов можно разделить на ободные и дисковые. Стандарт для шоссейников – ободные тормоза. Во-первых, они значительно легче дисковых, а во-вторых, дисковые до последнего времени были запрещены в профессиональных шоссейных велогонках. (13)

Читайте также:  Шоссейный велосипед передние звезды

Переключатели передач/Тормозные ручки (пистолеты): Интегрированные Campagnolo Mirage. На шоссейных велосипедах функции переключения передач и управления тормозом обеспечиваются одним устройством, называемом на жаргоне пистолетом, на котором есть ручка тормоза и один или два переключателя. Как правило, правая ручка управляет задним тормозом и кассетой, а левая – передним тормозом и переключением звезд системы. (14)

Седло: Selle Italia. Седла на шоссейном велосипеде должно соответствовать двум почти противоположным требованиям – быт легким (каждый грамм в велосипеде на счету) и комфортным. «Селе Италия» — один из самых качественных брендов в этом секторе. (15)

Колеса: Fulcrum Racing 5 Evolution. Колеса гоночного шоссейника – узкие, легкие и прочные. Технологичность и сложность в мире вело столь высока, что колеса делают узко-специализированные компании, такие как «Фулкрум». (16)

Шины: CST Czar 700×23. Шины гоночного велосипеда – узкие слики, накачиваемые до 10 атмосфер. Стандарт шин гоночного шоссейника – 700×23, где первое число обозначает диаметр колеса в мм, а второе – ширину шины.

Вес: 9.0 кг. Вес – один из главных параметров шоссейного велосипеда. Чем он меньше, тем быстрее велосипед разгоняется, тем легче поднимается в гору. В профессиональном велоспорте есть ограничение на минимальный вес велосипеда – 6.5 кг. Ведущие фирмы с легкостью могут сделать велосипед весом в 4.5 – 5 кг, но Международная федерация велоспорта (UCI) ограничивает минимальный вес из соображений безопасности. Полный вес моего Colnago Squadra (вместе с педалями, флягодержателем и велокомпьютром) в 9 кг — не блестящий, но вполне неплохой результат для любительского шоссейника на алюминиевой раме.

Тест Colnago Squadra

Для теста я выбрал трассу в технико-внедренческой зоне — почти свободный в выходные от автомобилей кольцевой участок дороги с хорошим асфальтом. Полное кольцо длиной 5 км с километровым спуском и подъемом с уклоном в самом крутом месте в 8.5%. Трасса эта хороша еще и тем, что на ней регулярно проводится наша городская гонка с раздельным стартом, и можно сравнить свои результаты с результатами спортсменов.

Схема и рельеф трассы со «Стравы»: (17)

Поскольку для меня это был первый опыт езды на шоссейном велосипеде, начал я с неторопливого знакомства с техникой. Первые ощущения – необыкновенная легкость велосипеда, быстрый отклик на приложение усилий к педалям и резкие ответы на малейшие усилия на руле.

Гоночный шоссейный велосипед едет быстро, но управляется нервно. Ободные тормоза, к которым я отнесся с некоторой опаской, привыкнув к гидравлике на своем гибриде, оказались вполне надежными, после того, как руки привыкли держаться за пистолеты в верхнем хвате барана.

Проехав несколько ознакомительных кругов, я решил попробовать пройти пару кругов на скорость, хотя уже чувствовалась некоторая усталость.

Лучший круг я прошел за 10:15, показав скорость 29.5 км/ч. Много это или мало? Конечно мало, но, мне кажется, для первого опыта – неплохо.

Для сравнения, мой лучший результат на этой трассе на 12-килограмовом гибриде Marin Fairfax SC4 – 10:57 (27,6 км/ч) при хорошем попутном ветре в гору.

Если сравнивать с результатами 17-киломтеровой разделки на той же трассе, то среди спортсменов победитель проехал трассу со скоростью 41 км/ч, а занявший последнее 26-е место показал 31 км/ч. Зато среди любителей с такой скоростью я был бы не последним, а 12-м из 16.

В целом, могу заключить, что первый опыт езды на шоссейном велосипеде мне очень понравился. Есть желание попробовать еще и присмотреться к покупке шоссейника.

Ну и, что немаловажно – шоссейные велосипеды очень красивы, не так ли? (18)

Какой предел возможностей шоссейного велосипеда

www.velonews.ru
В обществе велосипедистов сложилось мнение, что современный шоссейный велосипед и российские дороги C вещи попросту несовместимые. Мол, легкий и хрупкий шоссейник быстро развалиться в таких непростых реалиях. На самом же деле это абсолютно не так.

Все без исключения шоссейники, выпускаемые сегодня известными брендами, наделены достаточным запасом прочности, позволяющим ездить не только по идеальному асфальтовому полотну. Если вы однажды доверились гибриду, то шоссейный велосипед совершенно точно не подведет.

Да, понять, откуда идут корни подобного мнения C совсем не трудно. Шоссейный велосипед отличается не только общей легковесностью, но и чрезвычайно тонкими колесами и узкими покрышками. Отсюда складывается впечатление, что вся эта, как может показаться на первый взгляд, хлипкая конструкция быстро сломается на первых же участках дороги с плохим качеством покрытия, а велосипедист останется «у разбитого корыта». Так уж повелось: все тонкое и легкое мы подсознательно считаем ломающимся, недолговечным и абсолютно не устойчивым к ударным нагрузкам. В большинстве случаев так и есть, однако шоссейник C то самое исключение. Так какой предел возможностей шоссейного велосипеда?

Specialized McLaren Venge: иконя производительности и стиля.

В действительно вся эта тонкость достаточно обманчивая. За визуально хрупкой внешностью стоят выверенные до мелочей расчеты, поэтому сломать шоссейник различного рода кочками и выбоинами вряд ли получится (если, конечно же,не делать это специально). Оба колеса заспицованы не только чрезвычайно жестко, но и одновременно упруго, что позволит выдерживать подавляющее большинство ударов. Естественно, все это касается только качественно собранных велосипедов от таких производителей, как, например, Specialized, Scott, CUBE или Lapierre.

Единственным по-настоящему слабым местом любого шоссейника являются его покрышки, которые очень тонкие и не любят глубокие выбоины различных форм. Если ехать на высокой скорости и внезапно попасть в какую-нибудь яму с острыми краями, то есть все шансы получить так называемый «змеиный укус», пробив камеру об обод. В самом плачевном случае пострадает еще и сам обод C просто погнется. Во избежание подобных проблем стоит освоить некоторые азы езды на велосипеде, а именно научиться легко и быстро при необходимости поднимать как переднее колесо, так и заднее. Немаловажно также попрактиковаться подпрыгивать целиком.

Specialized Allez: правильный шоссейник за сравнительно невысокую цену.

Необходимо регулярно отслеживать уровень давления в камере. Не стоит также забывать, что накаченные до 10 атмосфер шоссейные слики спускаются со временем на несколько пунктов под воздействием различных факторов. Любопытно, что это сложно заметить без проверки пальцами. В случае движения с низким давлением по плохому дорожному полотну можно стать свидетелем малоприятного фиаско с колесами. Поэтому желательно приобрести специальный напольный насос, оснащенный манометром, с помощью которого можно оперативно подкачивать покрышки в преддверии очередной велопрогулки на шоссейном велосипеде.

Неправильный велосипед: настоящий ашанбайк в мире шоссейников.

Вместе с тем не стоит также беспокоиться людям, которые желают ездить на шоссейном велосипеде, но весят больше 100 килограмм. Современный шоссейник способен выдерживать и больший вес. Проверено на многих велолюбителях! Правда, в таком случае стоит еще чаще следить за разным бордюрами, ямами и уровнем давления в шинах C нагрузка серьезнее. Рама, колеса, втулки нисколько не пострадают из-за веса вашего тела.

Из мира шоссейных велогонок: на такого типа велосипедах выступают профессиональные гонщики в рамках популярной однодневной велогонки Париж-Рубе, где маршрут проложен не только по асфальту, но и по брусчатке. Просто посмотрите на фото C в каких суровых условиях передвигаются спортсмены, и как достойно их велосипеды справляются с нагрузкой.

Один из этапов Париж-Рубе.

Кто-то может задаться вопросом: а для чего вообще кататься на шоссейнике по нашим зачастую разбитым дорогам? Для чего постоянно следить за выбоинами, если можно приобрести обычный горный хардтейл и особо не следить за качеством дорожного покрытия? Да, все именно так, однако не забывайте о том, что ни один велосипед не обеспечит такой шикарный накат, как современный шоссейный байк. Это идеальный велосипед для езды на запредельных скоростях!

Это действительно незабываемые ощущения, когда вы впервые садитесь на шоссейник. Посадка достаточно непривычная в любом хвате. Велосипед буквально провоцирует ездить на высочайших скоростях и получать максимум удовольствия от контроля. Даже и не сомневайтесь: проехав на шоссейном велосипеде лишь несколько километров, оторваться будет уже очень сложно! Необходимо просто выбрать наиболее естественное положение рук и определить темп езды, и такую свободу вы не променяете ни на что. Будет казаться, что вы не крутите педали, а просто подкручиваете, и велосипед молниеносно будет набирать скорость 30 км/ч и выше.

Не стоит верить тем, кто пытается убеждать, что на шоссейных велосипедах из-за необычной посадки достаточно неудобно ездить на большие дистанции. Это неправда. Стоит только мышцам привыкнуть к одному из вариантов позы, и проблем никаких не будет. Обычно те, кто переходят на шоссейный велосипед, надолго забывают о горном. Оно и неудивительно: самые разные хваты руля вкупе с аэродинамической посадкой оценит по достоинству каждый заядлый гонщик.

Да, из-за высокой жесткости будет ощущаться некоторая тряска на плохих дорогах, однако, согласитесь, можно немного потрястись на разбитом участке трассы, чтобы по-настоящему быстро гонять на всех других. Чтобы свести различного рода тряску к минимуму, очень желательно при покупке выбирать тот велосипед, который оснащается карбоной или стальной вилкой. Алюминиевая вытрясет всю душу из вас на плохой дороге. Впрочем, на сегодняшний день все меньшее количество производителей ставят алюминиевую вилку на шоссейный велосипед.

Правильный шоссейник: Cannondale SuperSix EVO.

В идеале ваш шоссейник должен быть полностью карбоновым (начиная от рамы и вилки и заканчивая рулем и подседельным штырем). Это позволяет не только снизить вес, но и улучшить эффективность поглощения мелких вибраций. Да, на сегодняшний день карбон C дорогое удовольствие, однако со временем он должен стать более доступным и вытеснить алюминий, как сравнительно недавно это сделал последний со сталью.

В Интернете можно найти много видео, где шоссейник используется совершенно не по назначению (вроде этого), и в результате ничего плохого с ним не случается. Возможно, это и станет для вас 100% убеждением в том, что современная шоссейная модель C это достаточно крепкий велосипед. Причем, он настолько крепкий, что при разумной эксплуатации даже наши отечественные дороги, не изобилующие качественным покрытием, не смогут взять верх над ним.

Ссылка на основную публикацию