Гонки на шоссейных велосипедах - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Гонки на шоссейных велосипедах

Шоссейные гонки. Виды и особенности. Велосипед и интересные факты

Шоссейные гонки на велосипедах — одно из популярнейших направлений в велосипедном спорте. Самые первые официальные состязания, которые имели место в велоспорте, были как раз по шоссейным гонкам. С тех пор они проходят каждый год, а самым известным является Тур де Франс.

История дисциплины

Исторически первый заезд по шоссе состоялся в 1868 г неподалеку от Парижа. От этой даты шоссейные гонки отсчитывают свою историю. Через год был проложен маршрут Париж – Руан в 122 км, преодолеть который отважились 400 велосипедистов. Правда, до финиша добралось только 32. Первенство в турнире одержал Джеймс Мур, чем увековечил себя в истории этой дисциплины.

Все состязания по велоспорту отныне проходили исключительно по шоссе. Велосипедный спорт вошел в программу Олимпиады в 1896 г. На Играх были проведены пять трековых гонок и одна шоссейная.

Всемирно известное соревнование по велосипедным гонкам – это, конечно, Тур де Франс. Он имеет интересную историю. Так, в конце 19 в. заезды на турнирах приобрели многодневный характер. Спортсмены даже останавливались на ночлег в гостинцах. Подобным образом француз Жуайро в 1895 г. объехал на велосипеде всю Францию за 18 дней. Вслед за ним спортсмен Анри Дегранж загорелся идеей организовать шоссейные гонки через Францию. Так и возник Тур де Франс, сегодня представляющий собой самое культовое и зрелищное соревнование в велоспорте.

Какие бывают шоссейные гонки
Подвидов гонок всего три:
  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Критериум.
Индивидуальная гонка

В индивидуальном заезде старт производится поочередно, через каждые 2-3 мин. Очередность определяется, исходя из мирового рейтинга велосипедистов-участников турнира. Причем наиболее сильные спортсмены выходят на дистанцию последними.

Победителем такой гонки становится не тот, кто пришел к финишу первым, а тот, кто уложился в отведенное время. В этом главная сложность. Если при групповом состязании можно применять различные тактические приемы для того, чтобы обогнать соперников, то в индивидуальной это совершенно бессмысленно.

Индивидуальные гонки входят в состав гранд-туров в качестве одного из этапов, а также выступают обязательной дисциплиной на Мировых Играх.

Групповая гонка

Проходит между командами, в каждой из которых может быть 4-9 спортсменов. Всего на трассу выходит порядка 200 человек. Все выходят на дистанцию одновременно и стремятся прийти к финишу первыми. Определяющим фактором для достижения победы здесь выступает не столько физическая подготовка, сколько умение использовать тактические приемы.

Групповые гонки характерны для многодневных турнирах, главный пример которого — вышеупомянутый Тур де Франс.

Особенность такого заезда в том, что целая команда может работать на победу своего лидера. Таких гонщиков называют грегори, и они выполняют функции по защите своего лидера от атак противников, от ветра и т.п.

Критериум

Представляет собой шоссейные гонки по кругу в городских условиях. Протяженность круга может варьировать от 1 до 3 км, а проехать их нужно примерно 50 (этот вопрос решают организаторы и судейская коллегия). После прохождения установленного числа кругов имеется промежуточный финиш, где велосипедистам присуждаются очки. Спортсмен, пришедший к промежуточному финишу первым, зарабатывает 5 очков, второй — 3, третий — 2, а четвертый, соответственно, — 1.

Участники заезда вправе помогать друг другу, передавая еду, питье или ключи для ремонта велосипеда. А вот передавать свой байк, меняться колесами и помогать отстающему можно только членам одной команды. При этом подталкивать велосипедиста категорически запрещено.

Обычно состязания по критериуму выступают завершающим этапом крупных гранд-туров и проходят на коммерческой основе. А наградами в них являются велосипедные майки.

Шоссейный велосипед

Шоссейные гонки всегда очень динамичны, велосипедисты, стремящиеся к финишу, развивают большие скорости. Это определяет характеристики шоссейного байка.

Прежде всего, он предназначен для езды по ровным асфальтовым трассам, имеет свободный ход и мультискоростную трансмиссию. Их не оснащают дисковыми тормозами, поскольку такой диск может стать причиной увечья при падении.

Самый главный параметр шоссейного байка — малый вес. Для облегчения конструкции используется удлиненная рама из карбона и топовый обвес. Удлинение рамы позволяет сделать агрегат устойчивее и повысить его аэродинамичность.

Форма руля велосипеда — так называемый «баран». Его свойства позволяют держатся за верхнюю часть руля, а набрав скорость, схватиться за нижнюю.

Для повышения продуктивности вращательных движений гонщика, байк для шоссе оснащается контактными педалями. С их помощью фиксируется стопа и можно работать одновременно обеими ногами: одной давить на педаль, а другой тянуть ее снизу.

Первоначально для этого применялись ремешки-туклипсы, но они обнаружили ряд недостатков:
  • Хуже удерживают стопу.
  • Из них сложнее выбраться в случае нештатной ситуации.

С ними было проще в том плане, что никакой специальной обуви не требовалось. А контактные педали обязывают использовать велосипедные туфли с шипами.

Колеса шоссейника имеют диаметр 28 дюймов. Они трубчатые, а вместо протектора на них имеются водоотводящие канавки, поскольку агрегат используются только на ровных трассах. Можно встретить велосипеды с дисками из углепластика — это делает массу еще меньше.

На шоссейный байк можно монтировать багажник, но на состязаниях лишний груз ни к чему. Поэтому вместо оного на велосипедах гонщиков присутствуют крепления для бутылки и насоса.

Единственная область применения такого велосипеда — шоссейные гонки. На нем не поучится ездить по грунтовой дороге или прыгать через препятствия.

Интересные факты о Тур де Франс

  • Тур де Франс — самый протяженный в мире. В 1926 г. преодолеваемое спортсменами расстояние составило 5 745 км.
  • В одной из гонок участниками тура было использовано рекордное количество бутылок с водой — 42 тысячи.
  • Гонщик Эдди Меркс, участвующий в Туре, первым завершил 34 этапа, установив тем самым рекорд числа туров, выигранных одним спортсменом.
  • Еще одно название Тура — La Grande Boucle или «Большая петля», что связано с параметрами маршрута.
  • На каждом этапе велосипедист сжигает порядка 4000 калорий, а за весь заезд — 123900. Для сравнения: столько же энергии содержится в 252 двойных чизбургерах.
  • Среднее число вращательных движений за 21 день шоссейной гонки составляет 486000, то есть за 1 мин. гонщик делает 90 оборотов.
  • До 1960-х гг. некоторые участники Тура принимали спиртное, чтобы легче переносить напряжение. Затем алкоголь быль запрещен — его приравняли к допингу.
  • Нагрузки, испытываемые велогонщиками настолько велики, что с потом выводится жидкость в количестве, равном 39 походам в туалет.
  • Число болельщиков, собирающихся на трассе Тур де Франс, — более 12 млн. Это самое масштабное спортивное мероприятие на всем Земном шаре.
  • 1919 г. известен тем, что к финишу пришло наименьшее число гонщиков — всего 10.
  • Дни между этапами используются участниками не для отдыха: им приходится кататься хотя бы по 2 ч в день, чтобы вывести из мышц скопившуюся молочную кислоту.
  • Самый маленький временной разрыв между первым и вторым местом был зафиксирован в 1989 г. и составил 8 сек.
  • Общий размер призового фонда соревнования составляет 4,3 млн. долларов.
  • Помимо 12 млн. зрителей, наблюдающих Тур де Франс на трассе, еще 3,5 млрд. смотрит прямую трансляцию по телевизору.

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Одним из необычных видов велотрековых гонок является японский кейрин, который стал дисциплиной Олимпийских игр в 2000 г. Он зародился как азартный вид спорта по типу скачек на лошадях.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

Виды велосипедного спорта

Существует много видов велоспорта, в которых участвуют на разных моделях велосипедов и в определенных условиях (на трассе, бездорожье, горах). Если задаться вопросом: спорт на велосипедах, как называется, то ответом послужит стиль езды на соревновании.

Спорт на велосипедах как называется?

Велоспорт имеет много различных вариаций и подвидов, среди которых наиболее распространены:

  1. Шоссейные гонки. Среди гонок данного типа большинство проходит на шоссейных велосипедах, по автомобильным дорогам и магистралям, изредка по гравию.
  2. Велотрековые. Гонки заезды по кольцевым, специально подготовленным трассам на облегченных шоссейных байках.
  3. Гонки маунтибайк. Соревновательные экстремальные заезды по тяжелым, прерывистым, природным маршрутам с большим количеством препятствий. Чаще всего используются байки МТБ или их модернизированные аналоги.
  4. Велосипедный мотокросс. Дисциплина, в которой основой является выполнение трюков и прыжки через трамплины на специально подготовленной либо природной местности. Чаще всего используют BMX и МТБ.

Шоссейная гонка

К данному типу гонок относятся:

  • Индивидуальные гонки. Это вид заездов, в котором участники стартуют по очереди и победителем является тот, кто проехал определенную трассу либо дистанцию быстрее. Соревнование проходит только по обычным автомобильным дорогам на достаточно большие расстояния.

Обычно данные гонки проводят в теплое время для исключения необходимости покупки теплой спортивной одежды и тем самым замедления результатов из-за дополнительного веса. Лучше всего для такого заезда подойдет шоссейный велосипед с облегчённой рамой, большим диаметром и маленькой толщиной колес и выгнутой рулевой базой.

Также очень важным фактором является расположение велосипедиста при передвижении. Он должен находиться в буквально вытянутом положении, при котором будет меньше сопротивление ветру и соответственно больше скорость.

  • Многодневные соревнования. Гонки, которые могут объединять в себе сразу несколько видов дисциплин и длятся не менее двух дней. Заезды обычно проходят на асфальтированных трассах. Многодневными они называются, потому что победитель считается из общего зачета всех заездов (на время, скорость либо первенство). Выбор велосипеда также аналогичен, обязательно выгнутый руль, большие и тонкие колеса и существенное облегчение всех деталей и конструкций байка.
  • Критериум. Соревнования по круговой трассе на наибольшее количество очков, которые велосипедисты получают проезжая через назначенные точки на маршруте. Гонка также проходит на автомобильной дороге, изредка подобные заезды могут проводить на гравии. Выбор велосипеда абсолютно аналогичен предыдущим дисциплинам.
  • Групповые заезды. Заезд для одновременно всех участников гонки. Обычно длина маршрута составляет не менее 50 километров, а победителем определяется тот, кто приехал первый. По сути это гонка на выносливость и скорость, ведь дистанция может превышать 200 километров. Необходим очень легкий шоссейный велосипед для придания меньшего количества усилий.

Велотрековые гонки

К этому виду гонок относят:

  1. Спринт. Небольшие круговые гонки, где победитель – приехавший на первой позиции. Это одна из самых старых видов гонок. В ней участвует от 2 до 4 велосипедистов, а количество кругов обычно не превышает четырех. Заезд проводят на специально обустроенных треках без каких-либо препятствий. Для успешного участия в таких соревнованиях потребуется велосипед с облегченной рамой и составными частями, специализированный руль для уменьшения усилий и правильной посадки.
  2. Групповой спринт (командный). Гонка для команды из 3 или более участников на лучшее время. Первый гонщик из команды начинает, проезжая круг за определенное время – оно фиксируется. Далее начинает заезд следующий велосипедист из его команды.

МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

Сюда входят:

  • Спуски на скорость (даунхилл). Съезд с гор или подъемов на время, при этом на маршруте обычно присутствует большое количество препятствий.Считается зрелищным видом спорта, который проходит на больших скоростях, по неровной местности в экстремальных условиях. Для успешного заезда необходимы определенные навыки и подготовка.

Дистанции могут продлиться несколько километров. Для такого заезда нужен соответствующий велосипед, лучше всего подходит горный байк. Обязательное условие – это укрепленная рама, которая сможет выдержать усиленные нагрузки.

Участники используют жесткие, широкие протекторы для лучшего прохождения препятствий и амортизирующую вилку для более комфортного передвижения. Не стоит забывать о снаряжении, а именно шлем с защитными очками и специальный жесткий костюм, который сможет уберечь велосипедиста во время падения.

  • Заезд фрирайд. Гонка на время по особо сложным природным трассам с большим количеством препятствий. На обычном велосипеде проехать подобный маршрут просто невозможно, потому следует приобрести велосипед для фрирайда. Это отдельный вид, подготовленный специально под эту дисциплину.

Он отличается от обычного горного своей легкостью при условии сбережения прочности. Байк должен быть оборудован отличной тормозной системой, широкими и жесткими шинами и хорошей амортизацией. Как и в случае с даунхиллом потребуется серьезная защита для велосипедиста.

  • Кросс-кантри. Соревнование на время спуска со склонов без применения широких протекторов и длинноходных амортизационных систем. Это сравнительно молодая дисциплина, которая все больше набирает популярность. Для таких заездов нужен специальный велосипед с рамой из карбона или алюминия для сохранения прочности при легком весе байка. Также обязательны контактные педали и низкая посадка.
  • Дерт. Прыжки через трамплины с трюковыми элементами. Для этого заезда используют специальные экстремальные байки. Основные его условия – это жесткая, легкая, маленькая и надежная рама, особое строение, заниженное положение седла, выносливый рулевой узел.
  • Командный байкер-кросс. Дисциплина, в которой участвуют 4 велосипедиста. Это расширенная версия даунхилла с возможностью контакта между участниками, где побеждает тот кто, приехал первым. Велосипедисты должны обладать хорошей реакцией и особыми навыками для успешного участия в данном заезде. Что касается велосипеда – выбор должен пасть на вариант с рамой короткоходом или хардтейлом. Протекторы стоит выбрать жесткие, но не широкого типа.
  • Параллельные заезды слалом, дуал. Соревнование аналогичное обычному слалому, гонщики едут по нескольким дорожкам объезжая заранее установленные флажки, минуя всевозможные препятствия. В таких заездах используют велосипеды с жесткой, облегченной рамой особой геометрии. МТБ байки подходят для подобных гонок как можно лучше.

Флетленд и фристайл

К этим соревнованиям относятся:

  • Флетленд. Демонстрация различного вида велосипедных трюков на ровной поверхности. Наименее травмоопасный вид спорта в данной дисциплине. Для участия необходимо приобрести специальный велосипед для флетленда. От отличается от обычного BMX более короткой рамой, геометрия же может быть какой угодно владельцу. Обязательно высоко поднятое седло для легкости выполнения некоторых трюковых элементов, хорошие задние и передние тормоза, по 2 пеги на каждом колесе и тонкие шины.
  • Соревнование фристайл. Трюковой вид спорта, при котором необходимо проделывать трюку в городских условиях без каких-либо ограничений. Подойдет стандартный BMX, который можно модернизировать по собственному желанию и предпочтениям.
  • Дерт-джампинг. Прыжки с трамплина с сопутствующими трюковыми элементами. Зачастую в этой дисциплине используют МТВ (горный велосипед) или 20 дюймовый BMX. По поводу тормозной системы следует задуматься только новичкам, но можно приобрести и самые простые, более же опытные велосипедисты в дерт-джампинге ездят вовсе без них. В обязательном порядке потребуется защита коленей, голеней, головы и рук.
  • Верт. Езда и демонстрация трюков на специально оборудованной рампе. Для данного вида практически не имеет значения, какой велосипед используется. Но для профессионального использования, конечно же, лучше всего подойдут BMX или МТБ.

Шоссейные гонки: история шоссейного велоспорта

Шоссейный велоспорт и шоссейные гонки — их почти так же стара, как и история самого велосипеда. Везде, где появлялись первые велосипедисты, организовывались спонтанные меньшие или большие гонки.

Первые шаги

Дух соревнования и спортивной борьбы, соединенные с технологическими нововведениями, привлекали толпы любителей двух колес. Пионеры прокладывали дорогу дисциплине спорта, которая невероятно быстро стала достаточно популярной, чтобы войти в большую олимпийскую семью.

С какой средней скоростью двигался «прародитель» современного велосипеда? Делал он это быстрее почтового дилижанса. Немецкий служащий лесного ведомства Карл Дрез, имеющий титул графа, на спроектированной собственноручно деревянной машине «накрутил» в 1817 году среднюю скорость в 15 км/ч.

Но «накрутил» немного не то слово. Он ее буквально набегал или натоптал, потому что его изобретение еще не имело цепного механизма и педалей. Философия, которая скрывалась за этой концепцией, была невероятно тривиальна: поедешь настолько далеко, насколько сильно ты оттолкнешься ногами от земли. И хотя оборудование весило более 20 килограмм, имело 27-дюймовые колеса из железа и даже подставку для корзины, на нем можно было преодолевать не очень крутые подъемы.

Велосипед Карла Дреза на котором можно было проводить шоссейные гонки

Во время второй поездки на «велосипеде» Дрез захотел покорить холмистую местность по дороге в Баден-Баден. Естественно, средняя скорость упала и составила 6 км/ч.

От лауфрада до велосипеда

Велосипед «без колес» собирал все большую и большую группу симпатизирующих. Легкодоступность нового средства коммуникации, его не слишком высокая цена, находящаяся в пределах приличия, и простота производства спровоцировали, что лауфрад («laufrad» на немецком означает «бегущее или свободное колесо») стал бестселлером.

Шоссейные гонки еще не появились. когда в 1818 году Дрез на своем изобретении преодолел 450 километров до Парижа, а два года спустя один британский инженер победил Пиренеи (500 км). Здесь проводились подпольные гонки. Соревнующиеся, прежде всего, ездили по кругу, по установленным щебенно-песчанным трассам. Соревнования были нелегальны, но полиция часто закрывала глаза. Во время одного из таких мероприятий – в 1829 году в Мюнхене – была достигнута скорость в 22 км/ч. Это, конечно, еще не были шоссейные гонки, но была попытка победить скорость. Для это времени она была поистине космической.

Лауфрад экспортировался в различные части мира: от Бразилии до Калькутты. Но большинство своих сторонников он нашел в соседней Франции и на Британских островах, где механики попытались тюнинговать изобретение Дреза. Было добавлено третье, а потом и четвертое колесо. Общественности предстояло еще научиться искусству ловли баланса, что было совсем не легким делом. Когда, однако, и эта проблема была побеждена, два француза замыслило очередную модификацию.

Пьер Мишо и Пьер Лалман одновременно разработали велосипед с кривошипно-шатунным механизмом, приводящим в движение переднее, больших размеров, колесо. Чтобы оседлать такого «железного коня», надо было взять немалый разбег и запрыгнуть на велосипед, который любезно придерживал коллега. Проводили ли шоссейные гонки на таком тяжелом для контроля механизме? Конечно, да, хотя зрелище было очень забавным: серьезные, одетые в котелки и фраки джентльмены с усами верхом на причудливой форме средствах передвижения соревнуются друг с другом. Но теперь на велосипедах можно было преодолеть более длинные дистанции.

В августе 1865 года Аим и Рене Оливье преодолели дорогу с французской столицы до Авиньона. На 794 км им потребовалось 8 дней. В том же году конструкция, приводящаяся в действие кривошипно-шатунным механизмом и педалями, распространилась в США, куда эмигрировал Лалман. А братья Оливье были настолько увлечены, что совершили последующую модернизацию. Они установили регулируемое седло, движущийся руль и тормоза. Вес такого велосипеда редко был ниже 40 кг. Велосипедист мог чувствовать себя уставшим и никакие шоссейные гонки ему уже были не нужны.

В 1879 году Гарри Джон Лоусон соорудил свой «bicyclette ordinary»

Балласт уменьшился с использованием стальных спиц (Джеймс Старли/Эжен Мейер) и перекалибровкой размеров переднего – главного — колеса. Конструкция понемногу начинала напоминать современный велосипед. Уже в 1879 году Гарри Джон Лоусон соорудил свой «bicyclette ordinary» — механизм во всех отношениях уникальный, потому что у него была цепная передача, то есть кривошипно-шатунный механизм и цепь, приводящая в движение заднее колесо.

Настоящий прорыв произошел в 1885 году. Джон Старли и Уильям Саттон из английского Ковентри выпустили экспериментальный продукт с цепным приводом и двумя, практически одинаковыми по габаритам, колесами. Свой прототип они назвали «Rover I» («Скиталец»). Быстро были внесены некоторые поправки, и мир увидел «Rover II».

Также Джон Данлоп добавил свои «пять копеек» к велосипедной революции. Его резиновые шины не только снизили общий вес велосипеда, но и придали ему скорости. Косметические изменения, такие как фиксированная шестерня или переключатели были лишь глазурью на торте.

В путь!

Глядя на рекламные объявления последних годов девятнадцатого века, которые, в первую очередь, поощряли молодых людей пользоваться велосипедом, нельзя не отметить, такие броские маркетинговые лозунги, как: приключения, эмоции, развитие. Найти можно и другие: спорт, борьба и желание быть лучше других. Что интересно, сравнительно рано были поняты различные функции велосипеда.

Некоторые использовали его для отдыха, другие в качестве транспортного средства, а третьи – чтобы повысить уровень адреналина в крови. Велосипедисты должны были решить останутся ли они простыми велотуристами. Тогда в приоритете было битье рекордов, преодоление длинных маршрутов, сообщения о тяжелых ралли, которыми интересовались, в первую очередь, газеты. Англичанин М. Кемпф в 1870 году на велосипеде попал в Индостан, а Томасу Стивенсу из Сан-Франциско потребовалось два года, чтобы на двух колесах объехать Землю.

И это на велосипеде типа Мишо! В Северной Америке велосипедный бум проявился, в частности, количеством появляющихся клубов велосипедистов. Один из самых больших «Century Riding of America» в свои ряды принимал лишь таких кандидатов, для которых мелочью было преодоление 100 миль в день. Чарльз Террон в течение 15-дневной экспедиции из Санкт-Петербурга в Париж «брал на абордаж» бездорожье и болота. Велосипедисты были героями, их имена красовались на первых полосах газет. Кто ездил, тот был кем-то.

От дальних поездок в одиночку осталось несколько шагов до организации реальных гонок для любителей велосипедного спорта. Место борьбы с самим собой занял «бой» с другими соперниками.

Шоссейные гонки — премьера

31 мая 1868 года – это исключительно важный день для шоссейного велоспорта и шоссейных гонок. Тогда в предместье Парижа в Сен-Клу было организовано первое официальное массовое шоссейное мероприятие. Маршрут может и небольшой – 1200 километров – но это не важно. Победителем стал представитель Великой Британии Джеймс Мур. Он победил на велосипеде типа Мишо с большим передним колесом.

На следующих гонках он уже использовал велосипед с металлическими ободками, шарикоподшипниками и литыми резиновыми шинами. Именно на нем он победил в фундаментальном для истории гонок соревновании из Парижа в Руан (122 км). 7 ноября 1869 года стартовало более 400 спортсменов, к финишу из последних сил добралась лишь треть из них, а 32 спортсмена «уместились» в отметку 24 часа.

Джеймсу Муру хватило 10 часов 45 минут (средняя скорость 11,3 км/ч). В том же году в самой Франции было организовано более 155 шоссейных гонок, во многих из них лидировал Мур. Организаторы мероприятия были вынуждены разработать правила, которые допускали к участию в соревнованиях велосипеды с определенным масштабом переднего колеса.

Они не помешали маршу Джеймса к очередным наградам. К своей коллекции триумфов, среди прочего, он добавил первенство в чемпионате Парижа (1870 год), полученное на велосипеде типа Мейера. В 1891 состоялась гонка из Бордо в Париж (577 км). Так как выиграли 4 англичан, жаждущие реванша гордые сыновья Галлии не допустили к убийственному ралли Париж-Брест-Париж (почти 1200 км) своих соседей по другую сторону канала Ла-Манш.

На некачественной трассе состоялась легендарная шоссейная гонка («битва») между Терроном и Жиль-Лавалем – первыми большими звездами шоссейного велоспорта. На полпути победителем казался Жиль-Лаваль. Он был убежден в своем преимуществе, поэтому позволил себе 2 часа поспать. Проинформированный о паузе своего конкурента Террон втихаря проскользнул мимо всех гостиниц, расположенных на маршруте, в которых мог отдыхать Жиль-Лавель. Таким образом, он опередил соперника и прибыл в Париж на час раньше него. В седле он провел 71 час 16 минут, и за это он получил 25 тысяч франков. При этом его велосипед весил 20 килограмм и не имел переключателя передач. Настоящие герои!

Не только во Франции соревновались за велосипедные лавры. В центре спортивного внимания Германской Империи были такие шоссейные гонки на велосипедах, как Лейпциг-Берлин-Лейпциг-Дрезден-Лейпциг (500 км) и Магдебург-Кельн (457 км). Известный немецкий гонщик Йозеф Фишер — лучший в первом ралли Париж-Ребе (1896 год) – выиграл в Вена-Брелин, Милан-Мюнхен, Базель-Клеве. С того пионерского периода и до наших дней в международном календаре кроме «Ада Севера» дожило несколько и других гонок: Париж-Тур (1896 год), II Ломбардия (1905 год) и Милан-Сан-ремо (1907 год).

Последняя монументальная шоссейная гонка Бордо-Париж состоялась в 1988 году. В дополнение к гоночной дистанции из пункта «А» в пункт «Б» на маршруте появились промежуточные этапы. После того, как француз Жуайо в 1895 году за 18 дней объездил родную страну, Анри Дегранж загорелся идеей Tour de France.

Премьеру события в свою пользу защитил Морис Гарин, который за 93 часа 29 минут преодолел 2428 километра. А через несколько лет уже можно было принять участие в Tour door Nederland, Giro d’Italia (1909 год), Rund um Deutschland czy Vuelta a Catalunya (1911 год).

История велоспорта

прообраз современного велосипеда

Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась
очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком
на 4, 3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции,
Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы.

Велосипед официально появился на свет в начале 19 века. В России существует история о крепостном крестьянине Артамонове, который в 1800 году сконструировал велосипед и отправился на нём из уральского села Верхотурье в Москву, преодолев на своём велосипеде солидное расстояние, около 2000 километров. Отправил крепостного крестьянина в это путешествие его хозяин, дабы удивить российского императора Александра I. Изобретение Артамонова пришлось по душе имперскому двору и в награжу за это изобретение, Артамонову была дарована свобода от крепостной зависимости. Весил велосипед Артамонова больше 40 кг. Шатуны и педали крепились на
переднем, ведущем колесе, диаметр которого был более метра. Диаметр
заднего колеса почти в 2 раза меньше. Общая высота машины около 1,5
метра. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали. Это, как считают историки и был первый велопробег, однако официальных сведений по этому поводу не сохранилось и эту историю считают легендой.

Изобретение велосипеда приписывают немцу Карлу Фон Дрейсу из Мангейма, который изобрёл свой велосипед в 1817 году. В 1817 году Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого в мире велосипеда».С тех пор началось бурное развитие велосипедостроения во многих уголках Европы. Изобретатели год за годом создавали всё новые и новые конструкции велосипедов.

В начале своего возникновения велосипед был в диковинку. Люди на этих
двух колесных монстрах в то время считались не очень нормальными.
Спустя некоторое время монстр преображался. В начале это происходило за
счет того что приходили новые идеи у тех самых во одухотворенных идеей
снабжения всего мира велосипедами, но не было снабжено, ни новыми
открытиями в науке, ни деньгами для развития этой идеи. Спустя некоторое
время человек понимает или же ему попросту объясняют преимущества этого
изобретения. Но преимущества на тот период времени в корне отличались
от тех преимуществ из-за которых велосипед снова стал в области внимания
человека. Было только одно преимущество — в облегчении перемещения. Но
человечество всегда ищет более простой путь и способ. Поэтому возникали
идеи применения новейших изобретений науки.

Первая официальная велосипедная гонка состоялась во Франции 31 мая 1868 года в Парижском пригородном парке Сен-Клу. Дистанция гонки составила всего 2 километра. Победителем гонки стал англичанин Дж. Мур. Велосипеды, на которых соревновались первые велоспортсмены был конструкции «костотряс», который изобрёл в 1853 году француз Пьер Мишо.

Велосипед костотряс

В следующем 1869 году прошли первые официальные соревнования по велосипедному спорту. Дистанция гонки пролегала от Руана до Парижа, во Франции. Дистанция гонки составила 120 километров. Спортсмены преодолевали дистанцию на велосипедах костотрясах. По сведениям очевидцев той гонки для преодоления дистанции, на столь неудобном транспортном средстве для спортсмена требовались « сила слона и
ловкость обезьяны». И действительно, конструкция велосипеда была очень неудобной, от спортсмена требовалось приложения нечеловеческих усилий, дабы преодолеть дистанцию гонки. Победителем первой официальной велогонки стал всё тот же англичанин Дж. Мур. Время победителя составило 10 часов 45 минут, а средняя скорость 11 км/ч, то есть скорость передвижения велогонщика можно было сравнить со скоростью спортсмена-пешехода. Для того времени это была рекордная скорость передвижения на велосипеде.

В этом же 1869 году конструкторы велосипедов отказались от деревянной рамы и теперь рамы велосипедов изготовляли из стали, а металлические колёса велосипеда стали обтягивать резиной, для меньшей тряски велосипедиста, хотя надувная камера была изобретена ещё 25 лет назад, конструкторы не придавали ей значения и обтягивали колёса велосипедов слоем цельной резины.

Первая велогонка дала толчок развитию вело движения в Европе, теперь велосипедом начали увлекаться и стар и млад, и мужчины и женщины. В европейских странах в 70-х годах 19 века начали массово возводиться бетонные велотреки. Особенно много треков было построено во Франции, в Италии и Англии.

В 70-х и 80-х годах 19 века на смену костотрясам пришли велосипеды-пауки. Конструкция велосипеда представляла собой переднее колесо очень большого диаметра и маленькое заднее колесо. На оси переднего колеса крепились седло и руль, таким образом велосипедист фактически сидел на переднем колесе. Педали были приделаны к втулке переднего колеса и крутились вместе с передним колесом.

велосипед Паук

В 1878 году англичанин Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.

велосипед Паук с цепной передачей

Внесение изменений в конструкцию велосипеда, позволило увеличить среднюю скорость до 30 км/ч. Однако пауки были очень небезопасными велосипедами и неустойчивыми, поэтому было много падений и велосипедист падая с большой высоты, травмировался намного сильнее. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок
через руль.

На велосипеде пауке Томас Стивенс совершил в 1885г.
кругосветное путешествие, передвигаясь по 60 километров в день.

Поэтому в 90-х годах 19 века на смену паукам пришли, так называемые «безопасные велосипеды».

безопасный велосипед

Изобретателем безопасного велосипеда стал Джеймс Старли в 1884 году ,а в 1887 году шотландский ветеринар Джон Данлоп предложил использовать в велосипеде пневматическую шину.

Для того, чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего
сына, он обул колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава,
применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно
уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины съели
скорость. Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того,
чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически
закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины
были тем новшеством, которого нахватало «стальному коню» для
окончательного признания его удобным способом передвижения.

Таким образом к 1890 году велосипед стал похож на современный. Конструкция велосипеда получилась удачной и приобрела мировое распространение.

В дальнейшем велосипеды постоянно претерпевали изменения с целью
придания им большей легкости, прочности и красоты, что позволило им
занять свою нишу в сфере спортивных соревнований.

Как и в любом виде
спорта, определяющим фактором в велоспорте является воля к победе.
Казалось бы это уже не мало. Однако, для победы, или даже для того чтобы
просто добраться до финиша, этого может оказаться недостаточно. Талант и
умения настоящего велогонщика сродни навыкам автогонщика. Считается,
что для управления тем же болидом пилот должен обладать железной
выдержкой и молниеносной реакцией. Ведь даже одна его ошибка или
секундное промедление могут привести к разрушительным последствиям и
нанести вред окружающим. Но, вернувшись к велоспорту, задумаемся: когда
во время гонки спортсмены движутся плотной группой, к каким последствиям
может привести ошибка велогонщика. Развитые реакции, выдержка и
стратегическое мышление, необходимые в гонке, в велоспорте соединяются
со способностью выдерживать огромные физические нагрузки. Только люди
действительно сильные духом, даже в большей степени, чем физически,
способны добиться в велогонках больших успехов.

В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков:
профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин
велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке,
где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе. В
1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо — Париж
(600 км).

В 1893 году впервые прошло первенство мира по велоспорту на треке. Первенство прошло в американском городе Чикаго.

Читайте также:  Велосипеды на ярославском шоссе
Ссылка на основную публикацию