Велосипеды времен войны - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Велосипеды времен войны

Велосипеды времен войны

Такое мирное изобретение как велосипед, казалось бы, не имеет ничего общего с войной, однако это далеко не так. Боевые велосипеды использовались во всех военных конфликтах, начиная с конца XIX века.

В отличие от большинства технических изобретений, которые изначально создавались для военных целей, а уже потом находили гражданское применение, велосипеды прошли обратный путь.

Первое применение велосипедов для военных целей было зафиксировано во время Франко-прусской войны в 1870 году — посыльный на велосипеде доставлял французским войскам депеши. Именно связисты первыми и оценили велосипеды, что не удивительно. «Двухколесные кони» обеспечивали:
— скорость;
— мобильность;
— бесшумность;
— энергоемкость;
Через пять лет барсальеры, испанские милиционеры, во время учений доставляли на велосипедах на поле боя не только депеши, но также оружие и провиант.

Военные быстро оценили удобство нового вида транспорта. Уже в 1895 году в Англии была создана Brighton Rifles — воинская часть, укомплектованная «пауками» (велосипеды с большим передним колесом). Во время маневров «Винтовки Брайтона» даже противостояли на своих байках кавалерии. О том, насколько успешным был этот опыт можно судить по тому, что уже в Англо-Бурской войне 1899-1902 годов велосипедные части входили в состав английской армии. Если честно, мы с трудом представляем противостояние велороты, к примеру, кавалерийской атаке лавой, но руки солдат велосипеды, определенно, разгрузили, и скорости прибавили.

Первый складной велосипед был изобретен ещё в 1878 году. Это была машина типа «Паук», называлась она «Пенни-фартинг». Названием велосипед обязан размеру английских монет (пенни был намного крупнее фартинга, переднее колесо — больше заднего). Большое колесо складывалось в четыре раза. Весь велосипед, сконструированный Уилльямом Гроутом, упаковывался в компактный чехол.

Идея складного велосипеда пришлась по душе и военным. Большой проходимостью первые веломашины не отличались, поэтому на бездорожье их приходилось переносить на себе, или вести рядом. Понятно, что такая методика переходов не могла называться мобильной и удобной.

Положение исправили французы — капитан Жерар и промышленник Шарль Морель. В 1895 они запатентовали и запустили в производство свою модель складного велосипеда для военных нужд.
С этими велосипедами, которые стали почти легендарными, связана небольшая путаница. Их по традиции принято называть велосипедами Жерара, хотя капитан Жерар был, по большему счету, только «лицом бренда», тогда как идея и разработка концепции принадлежала Шарлю Морелю. Из-за приоритета на изобретение французы даже судились, но так поссорились в ходе тяжб что суд в итоге отстранил обоих от прав на проект, и они были переданы Peugeot Michelin и французской армии.

Так или иначе, но вопрос с мобильностью был решен. Теперь военные легко могли складывать велосипеды пополам и переносить их, в случае необходимости, за спиной. При этом у бойца не были заняты руки, а значит он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и с колена. К концу 1890-х годов складные военные велосипеды стали признанным трендом, они выпускались практически во всех странах, от США до Японии.

Пожалуй, самыми известными и массовыми складными военными велосипедами стали машины британской компании BSA. За время мировых войн компания выпустила десятки тысяч складных двухколесных велосипедов.

Перед военными стояла ещё одна важная задача: сделать велосипедные войска максимально эффективными в плане боевой мощи. Решение этого вопроса пошло по двум направлениям: создание велосипедов-тандемов и трехколесных велотачанок с установленными на них пулеметами. Выпуск велотачанок с возможностью установки на них пулеметов системы Максима производились на заводах Gregory & Co и F. R. Simms.

Серьезный подъем производства военных велосипедов начался в годы Первой мировой войны. Самокатными частями были оснащены все противоборствующие стороны. В одной только русской армии было сформировано 25 самокатных рот.

У Германии и Турции было по 125 тысяч велобойцов, 100 тысяч боевых велосипедистов — у Британии. Войска Франции и Бельгии насчитывали 150 тысяч велосипедистов. На раннем, маневренном этапе войны, велосипеды активно использовала пехота, служить в самокатной части было даже почетно, в Лондоне была сформирована своя велосипедная часть, агитационные плакаты которой призывали: «прокатиться на велосипеде ради короля».

Когда война перешла «окопную» стадию, надобность в быстрой переброске сил отпала, поэтому велобойцы использовалисьб в основном для связи, нужд разведки и снабжения. Кроме того, широкое применение велосипеды нашли в качестве специального транспорта для эвакуации раненых.

В Российской империи интерес к велосипедам был огромный. Что говорить, сама августейшая семья обожала велопрогулки, заядлым велосипедистом был и Лев Толстой. Однако велосипедов для нужд военных наша страна не выпускала достаточно долго. Первое время самокатные части нашей армии пользовались уже известными нам велосипедами «Пежо». Сведения же о времени создания своих первых военных велосипедов разнятся.

По одной версии, первыми стали велосипеды, которые производились на фабрике «Россiя» Александра Лейтнера с 1914 по 1917 год. Назывались они так же, как и сама фабрика, были надежными, легкими, и по характеристикам не уступали своему французскому конкуренту.
По другой версии, русская армия ещё два года после начала войны закупала велосипеды у французов, но осенью 1916 года конструктор М. Щипанов создал велосипед, получивший название «Дукс боевой». Он и стал первым русским складным военным велосипедом. Свое название он получил по названию московского завода, который занимался производством велосипедов. Вместе с фабрикой «Дукс» занимался производством этих велосипедов и эвакуированный из Риги в Харьков завод Лейтнера.

После Первой мировой войны велосипедные части были уже во всех армиях мира. Самое массовое распространение велосипеды получили в вермахте. Главной моделью, используемой немцами на войне были велосипеды Truppenfahrrad, с 1942 года — Truppenfahrrad М42. Кроме этого, немцы также активно использовали трофейные и реквизированные у местного населения велосипеды. По этому поводу немцев до сих пор не любят в Голландии. И сейчас во время футбольных матчей со сборной Германии голландцы кричат: «Верните наши велосипеды»!

В Красной армии специализированных велосипедных воинских частей не было. Советское командование посчитало их малофункциональными, хотя некоторые фронтовые операции убедительно доказывают обратное. Так, во время осады Сингапура японцы совершили массовый «наезд» велобойцов в тыл к англичанам. 20000 солдат на велосипедах захватили гарнизон, расположенный в джунглях и потому считавшийся недоступным.
И эта операция — не единичный случай успешного использования велосипедов на Второй мировой войне. В феврале 1942 года английские диверсанты на велосипедах провели успешную диверсию на немецкой радиолокационной станции.

В целом, велосипеды были очень удобны при десантировании и проведении операций в тылу. Десантники спускались с неба со складными велосипедами за спинами, на земле собирали их за минуту и выдвигались на позиции. Скорость при этом была значительно выше, чем у пехоты, а шума они производили намного меньше, чем моторизированная техника.

Выпускались, хотя и в меньших объемах, военные велосипеды и после Второй мировой. Выпускаются и по сей день. Из последних известных моделей — американские Montague Paratrooper. Надежные и проходимые байки из авиационного дюралеминия, они могут перевозить до 230 килограмм веса. Ипользовались армией США во время войны в Ираке.

Велосипедные части и сегодня есть в армии Швейцарии. На фото — швейцарские байки в боевом оснащении.

Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Военные велосипеды

Трансваальский адвокат Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон, девятый по счету (из пятнадцати) ребенок Анны Хелены Маргареты и Виллема Ваутера Терон прославился в качестве старшего брата прадедушки Шарлиз Терон. И еще по одной причине.

Когда в 1899 году началась англо-бурская война, Дани обратился к властям с неожиданным предложением, вписавшим его в историю, — использовать вместо лошадей… велосипеды.

Совсем революционной эту идею назвать было нельзя: в Европе многие армии еще в 80-е годы XIX века посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям).

Читайте также:  Велосипед b twin rockrider

Правда, поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством.

Армия буров фактически состояла из фермеров («бур» и означает — «фермер» или «крестьянин»), и лошади брались из их хозяйств. Убитую в бою лошадь сложно заменить (буры, в отличие от британцев, не имели отлаженного механизма обеспечения армии), а кроме того, это серьезный ущерб благосостоянию самих фермеров.

Военные обычно консервативны, что уж говорить о военных фермерах. Поэтому Дани предложил организовать 75-километровую гонку кавалериста с велосипедистом. Выиграл велосипедист, и Терону дали возможность доказать эффективность идеи на практике. Он создал велосипедный корпус из ста восьми человек, занимавшийся связью и разведкой.

Позже Терон собрал Разведывательный корпус из восьмидесяти человек для партизанской войны в тылу британцев. Они организовывали диверсии, нападали на поезда, и всё верхом на велосипедах. Фактически они подали пример, и в армии буров многие обзавелись велосипедом. Впрочем, выиграть войну с Британией это не помогло.

Британцы, может, и не любили буров, а за голову Терона вообще назначили награду, но идею использования велосипедов для армии очень даже поддержали и, разумеется, опробовали в Трансваале.

Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.

Обе стороны конфликта применяли и железнодорожные дрезины с велоприводом.

Кстати, слово «дрезина» еще в начале XIX века обозначало двухколесный велосипед, который приводился в движение просто отталкиванием ногами, но к концу века ассоциировалось только со средством передвижения по рельсам.

Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным.

Велосипед считался заменой лошади, и, разумеется, предлагались аналоги тачанок — повозок с пулеметным расчетом. Ставился туда преимущественно пулемет модели Хайрема Максима.

Это мог быть трехколесный велосипед-тандем с экипажем из двух солдат, обеспечивавший стрельбу при развороте из двух пулеметов Максима (модель Викерса).

Был еще и квадроцикл Симмса с бронированным щитом, позволявший стрелку в одиночку ехать и стрелять. (Кстати, на фото ниже изобретатель лично демонстрирует свое детище.) Проходимость модели и ее практичность были под большим вопросом, и в производство она не пошла.

Были и менее устойчивые модели с другими пулеметами. Например, двухколесный велосипед с пулеметом Кольта.

Однако основной упор заказчики ставили на разработку легкой, надежной и простой в использовании конструкции, которая ускорит пехоту, а не заменит конницу.

Еще в 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась компания «Пежо». К Первой мировой свой вариант складного велосипеда для военных был практически в каждой стране, но преимущественно это были вариации на тему конструкции Жерара. Французы тогда задавали моду в военно-велосипедной промышленности. Численность их велосипедных подразделений к 1914 году, по некоторым данным, превышала 100 тысяч человек.

Британия в прямом и переносном смысле обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны — 20 тысяч. И это без Канады, Австралии, Новой Зеландии, то есть без колоний.

Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.

Немцы тоже не отставали. Численность их велосипедных подразделений была сопоставима с союзниками.

В некоторых случаях велосипеды использовались немцами для производства электроэнергии.

А что же в России?

В книгах про Гражданскую войну периодически упоминаются отряды самокатчиков, и человеку неподготовленному сложно понять, каково ездить на самокате — отталкиваться одной ногой и удерживать равновесие, стараясь при этом не потерять винтовку, папаху и шинель.

Все дело в том, что в Российской империи в обычном разговоре «велосипед», как правило, называли «велосипедом», но в официальной терминологии использовалось слово «самокат» и производные от него.

То есть велосипедисты и были теми загадочными самокатчиками.

В 1891 году был издан приказ о приобретении самокатов для военных нужд и создании особых самокатных команд.

В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах.

В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве.

Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо».

В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей — велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).

Договориться удалось с фабриками «Дукс» и «Россия». Но даже их общие мощности были невелики. В 1916 году на фабрике «Дукс» было начато производство собственной модели складного велосипеда «Дукс боевой». «Дуксом» произведено их было всего 682 штуки, а на эвакуированной в Харьков «России» — 3600. Капля в море.

В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Это не то чтобы новость: многие перешли на сторону большевиков. Но троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную. Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.

Военные самокатчики были, может, не многочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.

Ко Второй мировой войне роль велосипеда в армии поменялась, но он все еще оставался важным элементом. Скажем, в 30-е годы велосипеды полюбили летчики, которым надо было добираться до самолета по взлетному полю.

Во Вторую мировую серьезно о себе заявили воздушные десантники (поначалу немецкие), и они тоже очень ценили складные модели велосипедов. Впрочем, связисты и простые пехотинцы не отказывались от возможности получить такой же.

В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.

В германской армии, которая с одной стороны позиционировала себя как молниеносную, а с другой — старалась экономить на дефицитном топливе, велосипед оставался важным средством передвижения.

Во время битвы за Берлин Гитлерюгенд использовал велосипеды для перевозки гранатометов.

Для немецких десантников была разработана специальная модель.

Кстати, своих велосипедов (около двух миллионов) немецкой армии не хватало, поэтому их активно экспроприировали у населения захваченных стран (тоже около двух миллионов). Голландские футбольные болельщики в одной из кричалок на матчах с немецкими командами до сих пор требуют вернуть велосипеды.

Финская армия активно пользовалась велосипедами. На фото финский военный патруль на учениях рядом с границей СССР в 1939 году.

А это Густав Маннергейм инспектирует войска в 1944 году.

В польской армии большинство пехотных дивизий имели подразделение велосипедистов.

В швейцарской армии в 40-е годы велосипеды использовались в том числе для буксировки легких противотанковых пушек.

Британские коммандос и американские морские пехотинцы пользовались велосипедами.

В Красной армии к 1939 году самокатные подразделения присутствовали, хотя их официальная роль снизилась.

Тем не менее в советской армии в 30—40-е годы были отдельные самокатные части с собственными знаками отличия.

В «Боевом уставе пехоты Красной армии» 1942 года самокат упоминается только как средство связи наряду с радио, телефоном, мотоциклом и т.д.

Как бы то ни было, летчикам, десантникам, связистам и особенно простым пехотинцам велосипед сильно облегчал жизнь. Заводы и мастерские были завалены заявками о предоставлении велосипедов в части.

С окончанием мировой войны велосипедисты как самостоятельные подразделения постепенно стали исчезать из армий, но сами велосипеды все равно использовались широко.

Шведская армия в 40—70-е годы хорошо укомплектовалась велосипедами, но затем стала распродавать складские запасы. Военная модель стала очень популярной у шведов из-за невысокой цены и надежности. По некоторым данным, пограничные войска Латвии получили эти велосипеды в начале 90-х как гуманитарную помощь.

Читайте также:  Чехол для банана на велосипед

В наши дни в регулярной армии велоподразделения фактически остались только у Финляндии. Даже верная традициям Швейцария отказалась от велосипедных частей в армии в начале 2000-х.

Но велосипед бесшумен (если не использовать звонок) и легок. Так что в армиях всего мира можно по-прежнему увидеть велосипедистов, просто они не будут носить гордое звание «военных велосипедистов». Преимущественно велосипеды востребованы специальными подразделениями и летчиками.

Так что свою военную ценность велосипеды не потеряли до сих пор.

Военные велосипеды в 21 веке

Я долго думал, с чего начать эту статью. В интернете есть достаточно много материала о военных велосипедах, но именно о них и их перспективах развития мне бы хотелось написать. Сейчас мы смотрим на велосипед, как на вид развлечений. А когда-то, они были неотъемлемой частью транспорта, в том числе и военного. Конечно, многим покажется, что использовать велосипеды в военных целях смешно, но… как говорится: «Будет смешно, но не все будут улыбаться!»

Война, это не только битва людей, но и способ посчитать деньги. Первыми это оценили предприимчивые американцы. В 1888 году у них появился военный велосипед Premier. Велосипед – это не лошадь. Его не надо кормить, лечить. И уже через 10 лет в Америке появился 25-й велосипедный корпус пехотной армии США.

Несмотря на бурное развитие военной техники велосипеды триумфальным шагом прошли по Первой мировой войне и перешагнули во Вторую мировую. Именно там они показали свою актуальность и востребованность. Финляндия, Германия, Япония с успехом использовали велосипеды для патрулирования, разведки, переброски войск и грузов.


Десятки компаний наладили выпуск и переделку гражданских моделей велосипедов для военных, но их все равно не хватало. Голландские болельщики до сих пор кричат на футбольных матчах с участием немецких команд слова: «Верните наши велосипеды». По некоторым данным для нужд вермахта у гражданского населения было изъято около 2 000 000 велосипедов, еще столько же выпущено за годы войны. Вдумайтесь в эти цифры. Практически, каждый 5 боец был на «велоколесах».

Скорость не подготовленного велосипедиста в разы превышает скорость хорошо подготовленного бегущего бойца. Именно поэтому, в Вермахте находилось столько велосипедов. Их использовали и по отдельности и целыми подразделениями. На них перевозили легкие минометы, ручные и станковые пулеметы, гранатометы, боеприпасы и всевозможное снаряжение.


Золотыми страницами в истории военных велосипедов можно назвать штурм Сингапура, японцами. Тогда, по считавшимися не проходимым джунглям, в тыл английскому гарнизону въехал японский велодесант численностью около 20 000 человек.

Так же следует отметить специальную операцию английский войск по захвату оборудования и документов новейшей немецкой радиолокационной станции. Британские коммандос бесшумно подъехали к ней, осуществили захват и забрав секретные документы и часть оборудования так же быстро и незаметно умчались в сторону моря, где их ожидала британская субмарина.

Вторая мировая отгремела, но велосипеды продолжали воевать. Вьетнам – тропа Хо Ши Мина. Кипр – войска ООН по поддержанию мира (финские велоподразделения).

И хотя время постоянно вносит свои коррективы, велосипед все еще служит в армии. Конечно, уже нет былого размаха, нет велокорпусов, велобригад, велополков. Но военные велосипеды не хотят сдаваться. Они продолжают свой жизненный путь. В чем же его преимущества? Чем он будет полезен в современной войне?

Первое – это мобильность. Велосипед увеличивает ее многократно. Мобильное подразделение способно за день преодолеть расстояние 120 км, с полной боевой. Пехотинец может позволить сделать до 40 км.

Как показал опыт локальных войн, на велосипеде можно легко перевозить пулемет, легкий миномет, ПЗРК, гранатомет, снабжать войсковые подразделения боеприпасами, водой, пищей.

Второе – бесшумность. На марше велопехота может чувствовать себя в большей безопасности. Ее не засекают акустические приборы и сейсмические датчики. Она малозаметна для радиолокаторов и инфракрасных приборов. Не имеет пыльных шлейфов. Не оставляет следов.

Легкость – в труднодоступных районах, относительно легкие велосипеды можно перетащить через препятствия на руках.

Все это заставляет задуматься, а не рано ли мы отказались от велосипедов? Ведь именно сейчас велотранспорт получил новый толчок, перейдя на новую ступень своего развития. От классических велосипедов к велогибридам (велосипедам, способным передвигаться на электротяге).

После длительного перерыва, в начале 1990-х армия США решила возродить военные велосипеды. Изучив опыт операции «Буря в Пустыне» Пентагон заказал разработку и производство военных велосипедов. Сегодня они с успехом применяется в специальных армейских подразделениях армии США.

Министерство обороны Швейцарии (Швейцария, одна из немногих стран, где были специальные велоподразделения) хочет потратить около 6 млн. евро на закупку 2800 новых, современных велосипедов, для замены морально устаревших. Китай выпускает велогибриды в огромных количествах, в том числе и для военных.


А что же у нас? В настоящее время, на военных выставках были замечены несколько компаний, которые занимаются разработкой подобного транспорта. Нельзя сказать, что мы отстаем, но поскольку заказчик не изъявляет желания и не предъявляет конкретных требований, его развитие идет по самостоятельному пути.

К одной из подобных разработок, можно отнести электроцикл «ГРАНЪ». Это некий симбиоз велосипеда и легкого мотоцикла. Бесшумный, быстрый и достаточно легкий. Использование электромотора 12 кВт позволяет разгонять аппарат до скорости 100 км/ч. Дальность, согласно заявлению производителей, может достигать 220 км, без дополнительных энергетических блоков. При этом вес составляет не более 60 кг, что, при заявленных характеристиках, считается достаточно хорошим результатом.

Спектр его применения широк: от бесшумного патрулирования границ, охраняемых объектов (кстати, электромотор позволяет применять его даже в закрытых помещениях) до применения в подразделениях специального назначения. Помимо классических противотанковых, противозенитных и других мобильных вариантов применения, появилась новая интересная идея использования велогибрида в качестве мобильной зарядной станции.

Полностью заряженный электроцикл может преодолеть своим ходом несколько десятков км и на месте, в поле, осуществить зарядку стороннего оборудования, радиостанций, тепловизоров, приборов ночного видения, малых БПЛА, постановщиков помех. Возможно, это станет новой областью применением подобного транспорта. Проявится ли интерес к подобному аппарату у военных – покажет время.

Велосипеды войны

Война — грязное дело, в котором преуспевает тот, кто быстрее двигается и стреляет. И пока не были изобретены и построены танки с самолётами, военные люди использовали велосипеды. Десятилетиями они экспериментировали с пулемётами на велосипедах, военными квадрициклами и велопехотными полками. Давайте оглянемся и вспомним самые яркие моменты военной истории велосипедов.

Пожалуй, первым военным велосипедом был «Премьер» (Premier) 1888 года:

В 1892 году компания Pope Manufacturing Co. («Старейший и самый крупный производитель велосипедов в США», — гласила рекламная листовка) выпустила модель с незамысловатым названием «Солдатский стандартный велосипед» (Soldier’s Standard Bicycle).

А вот и целое воинское подразделение — 25-й велосипедный корпус пехотной армии США. Фотографии сделаны в 1896 году. Живописный вид за спинами милитари-байкеров — Террасы Минервы (Minerva Terrace) в Йеллоустонском парке:

Трёхколёсный велосипед на двоих, оснащённый двумя пулемётами Максима и большими сумками для боеприпасов. Производство компании Gregory & Co. 1898 года:

Первая боевая веломашина! Квадрицикл всё с тем же максимом, но теперь ещё и со щитом. Создано компанией F. R. Simms в 1899 году:

Бойцы из полка ланкаширских стрелков-велосипедистов (1910 год):

Ещё один военный велосипед производства Pope Manufacturing Co. с автоматом на руле. Год производства неизвестен, начало XX века:

А вот и немецкая велопехота на западном фронте в самом начале Первой мировой (1914 год):

«Железные кони» смертельно устали. И солдаты из итальянского стрелкового батальона дали им немного отдохнуть (1915 год):

И снова полюбившаяся нам Pope Manufacturing Co., на сей раз с велосипедом-тандемом:

А это «продолжение» самого первого военного велосипеда «Премьер». Модель №11 1915 года выпуска:

Немецкая велопехота то ли прячется в лесу, то ли тренируется (1915 год):

Эволюция военных велосипедов по версии журнала The Illustrated War News, номер за 21 февраля 1917 года:

Читайте также:  Подростковый велосипед forward

Венгерские войска въезжают в Ипельшаг (Чехословакия; ныне Шаги, Словакия), чтобы оккупировать город 11 октября 1938 года. Это вполне себе символическая оккупация, которой предшествовала встреча чешских и венгерских министров, обговоривших условия венгерской аннексии чешской территории:

20 апреля 1939 года Гитлеру исполнилось 50 лет. Разумеется, без парада не обошлось. Вряд ли велосипедисты были главной его изюминкой, и всё же, всё же:

Финский военный велопатруль транспортирует запасные велосипеды во время учений на границе с СССР (1939 год):

«Военный велосипед» (Truppenfahrrad), Третий рейх, пять модификаций:

Складной велосипед Compax компании Columbia, предназначенный для десантников (1941 год). Была также модель с мотором. И, да, десантники выпрыгивали из самолёта вместе с велосипедами и, благополучно приземлившись, раскладывали «коней» и ехали воевать. В сложенном виде:

Десантник со своим «железным другом»:

Ещё один десантник — и тоже со складным велосипедом, но из Великобритании:

Велопехота Бельгийского Конго в Тевфике (Египет, 1943 год):

5 мая 1964 года. После завершения 40-мильного марш-броска из лагеря на юге Кипра финские военнослужащие миротворческих сил ООН на Кипре выстраиваются для осмотра в Кэмп-Элизабет, что неподалёку от Никосии. Эти войска использовали велосипеды для патрулирования. В ту пору ООН ещё пыталась сохранить мир между киприотскими греками и турками.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Велосипеды времен войны

Велосипед и его применение в военном деле


После того как велосипед занял место в гражданской жизни, и у военных возникло стремление приспособить его для несения службы.В первую очередь качества велосипеда, такие как быстроходность, надежность и простота экс­плуатации, оценили связисты. Таким образом, использование этой машины для службы связи (посыльными, ординарцами) было первым при­менением в рамках войсковых соединений. Во французской армии в 1886-м на маневрах впервые использовались посыльные-велосипеди­сты. В 1889-м каждому пехо

тному полку было при­дано по четыре самокатчика, а 1892-й памятен тем, что вышел «Временный устав организации и использования самокатной службы в армии» — и, таким образом, появился первый официаль­ный документ, оговаривавший основные аспек­ты деятельности самокатчиков в войсках.

Контрукция складного велосипеда капитана Жерара на долгие два десятилетия стала эталонной и самой распространенной системой военного велосипеда, несмотря на многие свои недостатки. Велосипед переносился самокатчиком на спине на манер армейского ран­ца. Таким образом, при наличии хороших дорог боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед за спину, при этом руки его оставались свободными и он мог вести огонь из личного оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена. В 1905 и 1906 гг. в маневрах впервые в составе дивизии при­нимал участие целый самокатный батальон. Таким образом, среди мощных в военном отно­шении держав Франция первая стала обладать хорошо организованными и многочисленными самокатными соединениями, способными выпол­нять боевые задания. Соединения эти являлись частью конницы и в первую очередь предназна­чались для поддержки и усиления ее.

Экспериментальная установка из двух пулеметов системы «Максим» на трехколесном тандеме. Франция. 1902 год

Военное ведомство Англии, получившее в Англо-бурской колониальной вой­не положительные примеры применения само­катчиков-посыльных, сформировало в 1904 году батальоны самокатчиков, которым были приданы пулеметы и кавалеристы. В Первой мировой войне самокатчики активно использовались в армиях обоих противоборству­ющих блоков. Велосипедные роты и даже баталь­оны были в армиях Австро-Венгрии, Германии, Англии, Франции, России и Америки, причем участие в боевых действиях они принимали не только во время маневренного этапа войны, но и, как ни странно, в позиционной войне, когда, казалось бы, простора для действий самокатчи­ков не было никакого.Велосипедные войска широко использовалась обеими сторонами и несли потери, которые на западном фронте составили более 6000 убитых и 8000 раненных. Французы и Бельгийцы имели 150000 велобойцов, Британцы – 100000, и Немцы, и Турки – по 125000 каждый.Германия вступила в Первую мировую войну, имея в составе армии 18 рот егерей-само­катчиков (в каждой по 3 офицера и 113 нижних чинов). В пехотных и кавалерийских полках имелись небольшие само­катные соединения. К 1918 году общее число самокатных рот в рейхсвере превысило 80.

Мало кто из военных исто­риков в наши дни знает, что в захвате немцами Моонзундского архипелага на Балтике (помните кинофильм советского времени «Моонзунд»?) решающую роль сыграли самокатчики рейхсвера: они оперативно захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, и тем самым обрекли гарнизоны сильнейших фортов на неминуемую сдачу. Россия: 1887, Князь Б.Д. Потемкин составил и издал первую в России книгу: «Велосипед и применение его в военном деле». 1897, Участие сводной команды самокатчиков в маневрах Русской армии под Бело­стоком летом было призна­но удачным — за действиями команды наблюдал лично император Николай II! 1916, Военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова был принят на вооружение Русской армии.

1917. Американцы прибыли в Европу с 29000 велосипедов — в основном для связи. 1927, Китайская армия бросила в бой более чем 200000 веловойск при подавлении восстания в Нанкине. 1937, Япония — 50000 велосипедных войск в начале войны с Китаем. 1939-1945, Вторая Мировая Война. Велосипеды чаще всего применяли либо в тылу, либо за линией фронта — десантными и подвижными соединениями. Финляндия и Германия широко пользовались велосипедами для переброски соединений и снабжения войск. Немецкие армейские велосипедисты буксировали тележки с боеприпасами, продовольствием и медикаментами вслед за наступающими войсками во время кампаний в Польше, Франции и Норвегии.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить себе в:
Ссылка на основную публикацию