Велосипеды харьковского завода - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Велосипеды харьковского завода

История Харьковского Велосипедного Завода и его продукции

Если вы родились более, чем 30 лет назад, то наверняка слышали про Харьковский Велосипедный Завод и его продукцию. Сегодня мы окунём вас в детство и познакомим со основными моделями велосипедов этого предприятия.

История создания завода

Можно сказать, что история Харьковского Велосипедного завода началась с Первой мировой войны, именно из-за неё в 1915 году пришлось эвакуировать «Фабрику велосипедов» Александра Лейтнера из Риги в Харьков.

Через 8 лет, 3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Это и послужило началом для первого государственного велосипедного завода СССР, про который сегодня и пойдёт речь.

После слияния двух предприятий на заводе работало всего 50 человек, эвакуировавшихся из Риги в Харьков ещё в 1915, однако эти ребята были не лыком шиты! В условиях жесткого дефицита труб для велосипедов кто-то из коллектива предложил использовать кавалерийские пики, оставшиеся после 1 мировой войны, на том и порешили. Пики нарезали на трубки, набивали песком и вручную изгибали. Это позволило создать несколько прототипов и в 1924 преступить к серийному производству. Всего в 1924 было изготовлено и выпущено более 1000 велосипедов.

Кругосветное путешествие

В это же время, тройка студентов Московского Института Физической Культуры (ныне известный как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) загорелись идей кругосветного путешествия на велосипедах. И 1 июля 1924 года, Андрей Князев, Илья Фрейдберг и Жорж Плещ, сделав несколько кругов по Московскому стадиону, отправились в кругосветку.

Несмотря на то, что на их пути встречались дикие звери и непогода, нападение на Жоржа в Шанхае, с последующим ножевым ранением и выбыванием его из кругосветки, велосипедистам удалась их затея. 6го марта 1927 года, спустя 2 года 8 месяцев и 6 дней Князев и Фрейдберг прибыли в Москву. Они преодолели 45 000 км, 25 900 из которых проехали на велосипедах Харьковского завода, это был успех!

«Украина» (первая единая модель), по сути первая модель велосипедов из выпускавшихся на заводе массово без особых конструктивных изменений с 1926 по 1935 год. По примерным оценкам, за годы производства было выпущено более 150 000 таких велосипедов.

Всего же модельный ряд «Украина» насчитывает около 40 модификаций, выпускавшихся в различное время с 1926 по 1996 годы. Эти велосипеды закупались почтой колхозами и простыми гражданами, и были практически неубиваемыми. Багажник выдерживал вес пары мешков картошки, а когда нужно было поехать на озеро, то даже парочку друзей. Велосипед приобрёл хорошую славу и был повсеместно распространён. На нём ездил и стар, и млад, кто-как горазд. Достать детский велосипед временами было проблематично, поэтому те, кто, сидя на седле не дотягивался до педалей, катался под верхней трубой рамы.

Серия советских дорожно-туристических велосипедов «Турист» хорошо известен всем, кто родился в СССР. Эта модель была переходной между относительной простой «Украиной» и предназначенным для спортсменов и гонок «Старт-шоссе». Велосипед имел более узкие шины, 4 скорости и ручные ободные тормоза. Так же был оборудован багажником, хотя тот уже не мог похвастаться такой прочностью, как багажник «Украины». В отличии от «Старт-шосссе» имел крылья и более прямую посадку.

«Старт-шоссе» — это предел мечтаний любого советского школьника или любителя велосипедов. Самая топовая модель из массово выпускавшихся велосипедов. И стоит сказать, что было чем восхищаться! Высокопрочная и лёгкая рама из легированной стали весом в 2.2кг, 10 передач (2 звезды спереди и 5 сзади) и 5 размеров ростовки! На этих велосипедах участвовали в гонках и тренировались спортсмены. Владельцы данных велосипедов вспоминают неиндексные манетки не злым, тихим словом. Эта деталь требовала бережного отношения и точности при переключении передач. После переключения их постоянно приходилось подстраивать, чтобы оба переключателя были точно выставлены и не тёрли о цепь. Но в любом случае – это был лучший велосипед в СССР, который мог получить простой обыватель.

Было у завода и единственное в СССР конструкторское бюро – Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело), которое выполняло спецзаказы для лучших спортсменов со всего СССР.

Именно здесь разрабатывалась геометрия будущих рам для олимпийцев. В 1979 году проводились эксперименты по созданию рамы из композитных материалов, но к Олимпиаде 1980 раму сделать не успели и ограничились лишь композитными колёсами. На долю этого бюро выпала возможность создать «Метеор», «Квант», «Спринт» и самый известный и футуристичный велосипед СССР «Тахион», даже сейчас он выглядит весьма достойно.

К началу 1986 года завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира, но перестройка и распад СССР загубили весь промышленный потенциал. Сейчас основной доход завода идёт от сдачи в аренду бывших производственных площадей, товаров народного потребления (ручные тележки, сушки для посуды и т.д.) сборки дешевых китайских «ашанов» и мелкосерийного производства «Украин», хотя это уже далеко не те велосипеды, что были раньше.

С оновными вехами развития завода вы можете ознакомиться ниже:

Экскурсия на завод ХВЗ

Харьковский велозавод живее всех живых!

Начало февраля — иду на Велозавод. Сначала захожу в магазина Велотехник при велозаводе глянуть что они продают. Старт Шоссе на алюминиевой раме за 1930 гривен (240$) и «горный» Эдельвейс за 1245 (155$). Шоссейник весь на Соре. Приемлимо. Захожу через проходную с Валерой на завод к Директору. Он ведет нас в музей ХВЗ через цеха. На заводе оказывается работают. Даже на Европу. Работают линии покраски, конвееры.

Сначала рамы последний раз моются и сушатся. Автоматами. Коричневые следы на рамах не ржавчина а состав против нее Но цвет похож.

Далее рамы следуют по конвееру

и попадают в лапы к покрасочному киборгу. В смысле роботу

А тут собственно видео как он красит

и вот рамы выплывают от робота уже с грунтовкой.

Вот такие замечательные велосипеды для детей будут скоро стоять в супермаркетах Европы. Покраска, рамы, сборка- все наше.

А для детей постарше делают велики на планетарках.

А дальше — самое интересное Музей ХВЗ. Выкладываю не все — только самое интересное

Деревянный велосипед — копия такого же от 1817. Копия новоделанная в 2001 году

Дальше — тот самый Паук 1877 года с деревянными шинами.

Дальше аллея подарков от других велозаводов. Особо меня тронули — велосипед Peugeot Opera

Аммортизатор в руле, в подсидельнике, ременная передача, тросик спрятан в раму, планетарка…

Читайте также:  Насос для вилки велосипеда

Дальше вообще «убиться веником» — два СКЛАДНЫХ тандема — Десна и

ФИЛИН. Тандем Филин сражает наповал не только аммовилкой, но и рулем в стиле чоппера, складываемостью втрое и филином в виде эмблемы.

Могу только сказать что дальше будет круче

У входа лежит колесо Лунахода. Да, его на ХВЗ делали…

Благородные формы дорожной Украины. Года тридцатые

Рычажные тормоза. Уникальная вещь. Колодки прижимаются не сбоков, а снизу-вверх. Для этого используется специальный обод. Сзади тоже самое.

Для тех, кто выдержал этот культурный шок — второй удар — мотовелосипед.

Казалось бы — что такого? Смотрим на окончания вилки и механизм там привинченный. Это похоже на амортизатор? или просто переходник?

И контрольный в голову. Триальный вел меня поправили это разделочный BMX с рулем на 4 ручки

Напоследочек тандем Турист. Ну, это уже не так интересно

А в качестве дополнения страницы из каталога этого завода:

История создания велосипеда Украина, фото

Во многих советских семьях был велосипед «Украина», производимый на Харьковском велосипедном заводе. Такие модели относились к дорожному виду и отличались своей надежностью и повышенной устойчивостью на всевозможных трассах.

Большинство советских взрослых людей именно на великах «Украина» ездили на работу, выезжали за город и просто занимались велосипедным спортом для души. Несмотря на то, что первоначальные модели уже несколько десятилетий не выпускаются, они до сих пор имеются у многих людей, а главное, полностью выполняют свои функции.

В наши дни Харьковский завод занимается также производством, только специализируется на изготовлении современнейших байков, которые отличаются высокой прочностью и долговечностью.

Велосипед Украина – история создания, фото

У велосипеда Украина довольно богатая и интересная история. Изначально завод, который занимался производством разнообразного инвентаря для велоспорта, находился в Риге.

Однако во времена Первой Мировой Войны рижским правительством было принято решение о переносе фабрике в город Харьков. В последующем именно здесь началось массовое производство велосипедов.

С 1926 года на фабрике стали массово производиться велосипеды исключительно дорожного вида.

За многие десятилетия, что Харьковский велосипедный завод ведет свою деятельность, произведено:

  • много миллионов экземпляров велосипедов;
  • множество деталей для байков;
  • специальная одежда и инвентарь для велосипедистов.

Технические характеристики

По своим техническим характеристикам велосипеды «Украина» отличаются:

Ее высота равняется 580 миллиметров.

  • Шинами диаметром 40 на 620 миллиметров.
  • Одной передачей.
  • Ножным тормозом.

Чтоб затормозить велосипедисту требовалось резко прокрутить педали в обратном направлении.

  • Базой 1170 миллиметров.
  • Небольшим и узким седлом.

Сногие велосипедисты отмечали, что на велике «Украина» было затруднительно ездить на длинные дистанции. После долгой езды начинали болеть ягодицы, и ощущался дискомфорт в области бедер.

  • Высокой грузоподъемностью.
  • Металлическим багажником, который крепился сзади седла.
  • Довольно тяжелым весов.

Преимущества велосипеда Украина

Дорожные велики «Украина» имеют многочисленные преимущества, среди ключевых эксперты и профессиональные велосипедисты выделяют:

  • Надежная конструкция, которая не деформируется и не ломается даже при длительных и интенсивных катаниях.
  • Отличный вариант для езды по шоссе или ровным дорогам.

«Украина» считается лучшим вариантом для катания за городом. К примеру, на таких моделях многие советские семьи совершали прогулки в лес.

  • Отсутствуют переключатели передач, что в свою очередь облегчает езду.
  • Долговечный срок службы.
  • Высокая грузоподъемность.

Где найти оригинал в наши дни?

Оригинальные модели велосипедов «Украина», которые выпускались еще в советское время, в наши дни найти в специализированных магазинах невозможно.

Однако, несмотря на то, что такие виды не производятся, любой человек может их увидеть и постараться купить:

  • У людей, которые сохранили эти модели еще с советских времен.

Целесообразно поспрашивать у людей, живущих в средней полосе, и которым более 50 – 60 лет. Как правило, в те годы многие семьи имели такой велосипед, который у них по настоящие дни храниться в гараже или кладовке.

  • На специализированных сайтах ретро – велосипедов.

В Интернете можно найти много сайтов, где люди продают такие ретро модели. Главное, удостовериться, что конструкция конкретного велика не повреждена, а также, человек устанавливает адекватную цену.

Велосипед Украина сегодня, обзор моделей

Несмотря на то, что сегодня с производства сняты виды велосипедов «Украина», которые выпускались в советские годы, на фабрике активно производятся современные модели таких байков. К примеру, самыми востребованными являются:

Велосипед 28 «Украина LUX» модель 65 ХВЗ

Особенности:

  • относится к городскому типу;
  • модель выпускается специально для женщин;
  • имеет заниженную раму;
  • диаметр колес 28 дюймов;
  • рама выполнена из углеродистой стали;
  • жесткая конструкция вилки;
  • задний тормоз – ножной;
  • высота рамы 540 миллиметров.

Велосипед «ХВЗ Украина LUX» модель 64

Особенности:

  • выпускается для возрастной группы людей, которые старше 12 лет;

Эта модель считается отличным вариантом для подростков.

  • предназначен для мужчин и женщин;
  • относится к городскому типу;
  • диаметр колес равняется 28 дюймов;
  • высота 140 сантиметров;
  • имеет стальную раму повышенной прочности;

Велосипед «Украина» CRONUS Х36

Особенности:

  • относится к дорожному типу;
  • имеет алюминиевую раму;
  • подходит для мужчин и женщин;
  • диаметр колес 36 дюймов;
  • имеет ручной и ножной тормоз.

Отзывы велосипедистов

Николай, 61 г., г. Брянск

Александр, 41 г., г. Волгоград

Всеволод, 53 г., г. Кострома

Павел, 72 г., г. Вологда

Владимир, 24 г., г. Нижний Новгород

Велосипед «Украина» относится к дорожному типу и является очень прочной и надежной моделью. Такой байк верно служил долгие годы большинству советских велосипедистов, особенно в 60 – 80 годы.

Некоторые люди по настоящее время ездят на этом велике, не хотят его менять на другой вариант, а главное, считают этот вид самым проверенным и грузоподъемным.

Блиц – советы:

  • важно понимать, что если на таком байке уже никто не ездит, все равно следует держать его в сухом помещении и периодически прокручивать колеса;
  • если требуется заменить какую – либо деталь, то целесообразно проконсультироваться с экспертами в области велоспорта, чтоб они подсказали, где лучше приобрести или заказать конкретный элемент;
  • стоит знать, что покупать велосипед нужно исключительно в специализированном магазине, чтоб не нарваться на некачественный байк.

Велосипед «Украина»: особенности и история

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Велосипед «Украина», выпускаемый Харьковским велосипедным заводом имени В. И. Петровского, был очень популярен в СССР во второй половине прошлого века. Люди с удовольствием приобретали эту надёжную модель и использовали её на протяжении длительного времени. Особенной популярностью велосипеды «Украина» пользовалась у жителей сельской местности, которые ездили на них на почту, в магазин, на работу и в лес за грибами.

Немного истории

Харьковский велозавод (ХВЗ) начал свою деятельность в начале 20-х годов XX века, выпустив за всю историю своего существования огромное количество велосипедов. Предприятие занималось производством дорожных, спортивных и туристических моделей, снискавших огромную популярность не только у обычного населения, но и среди спортсменов. Вехой в истории производства велосипедов стала проходившая в СССР Олимпиада-80, в преддверии которой завод получил большой заказ на выпуск трековых и шоссейных моделей «Чемпион шоссе» и «Рекорд».

Читайте также:  Как называется педаль велосипеда

За всю историю своего существования завод выпустил более 30 моделей взрослых и детских велосипедов, среди которых были как эксклюзивные образцы, выпуск которых ограничился двумя-тремя экземплярами, так и массовые модели, такие как «Турист», «Старт-шоссе», «Спутник» и, конечно же, «Украина».

Харьковский велозавод существует и поныне, выпуская современные модели, больше известные под брендом «Водан». Продукция предприятия, как и в старые времена, отличается высокой надёжностью и долговечностью.

Первый мужской велосипед «Украина» сошёл с конвейера предприятия в 1926 году и был оснащён стальной рамой и колёсами размером 26». В таком виде он выпускался до начала Великой Отечественной войны, после чего производство было приостановлено. По окончании ВОВ предприятие вновь приступило к выпуску велосипедов и представило публике модель «Украина» В-120, пришедшую на смену легендарному «Прогрессу» В-110, созданному, в свою очередь, на базе немецкого образца довоенных времён.

Плюсы и минусы

Дорожные велосипеды «Украина» были очень популярны не только в Советском Союзе, но и поставлялись в 28 стран мира. Высокий спрос на советские модели был обусловлен рядом важных достоинств, выгодно отличавших их от велосипедов других производителей.

  • Крепкая и надёжная конструкция позволяла эксплуатировать велосипед в сложных условиях без риска деформации рамы и поломки основных узлов.
  • «Украина» была одним из самых долговечных велосипедов и безотказно служила своим владельцам по нескольку десятилетий. Более того, сохранившиеся до наших дней модели до сих пор на ходу, и единственное, на что сетуют их владельцы – это коррозия металла и необходимость замены седла, которое от времени пришло в негодность.
  • Высокая грузоподъёмность харьковских моделей позволяла осуществлять перевозку на багажнике взрослых пассажиров и транспортировку тяжёлых грузов.

Однако помимо достоинств были у «Украины» и свои недостатки, главным из которых называют большой вес, превышающий 17 кг. Это затрудняло передвижение по пересечённой местности и песку и делало невозможным длительные прогулки. Кроме того, система переключения скоростей у «Украины» отсутствовала, что в сочетании с большим весом ещё больше осложняло управление. Следующим весомым минусом был дефицит запчастей, достать которые не представлялось возможным.

Люди годами ходили в «Спорттовары» в надежде случайно застать в продаже камеры, покрышки, клинья шатунов или тормозные барабаны. Также встречался и мелкий брак, который чаще заключался в перекосе резьбы различных соединений.

Модели и их технические характеристики

Харьковским велозаводом были выпущены несколько моделей «Украина», подробные характеристики которых рассмотрены ниже.

Первой модификацией «Украины» стала мужская модель В-120, выпуск которой пришёлся на 1961–1968 годы. Она отличалась удлинённой рамой, крепкими вилками и усиленными стойками. Последние имели болтовое крепление, чем выгодно отличались от конструкций со сварным соединением. Передняя колёсная втулка имела цельное исполнение, обеспечивающее концентричность шариковых дорожек. Более того, модель В-120 оборудовалась дополнительным ручным тормозом клещевого вида, воздействующим на обод заднего колеса.

Особое внимание следует уделить седлу. Оно имело добавочную переднюю пружину и широкий каркас, что обеспечивало хорошую амортизацию и повышало удобство пользования велосипедом. Багажник также имел усиленную конструкцию, которая обеспечивалась цельнометаллическим, без использования сварки, корпусом и крепкими стойками. Прижим имел пружинное исполнение и очень надёжно фиксировал располагавшийся на нём груз. Заднее колесо можно было закреплять в нужном положении, регулируя при этом натяжение цепи. Сумки для инструментов имели удобный замок и были выполнены в современном по тем временам дизайне. На раму и переднюю вилку был нанесён красивый рисунок, значительно улучшающий внешний вид велосипеда.

База велосипеда составляла 1175 мм, расстояние от каретки до верхней точки подседельной трубы достигало 580 мм, а диаметр колёс был равен 622 мм, что соответствует 28 дюймам. Ввиду больших габаритов пользовались велосипедом преимущественно мужчины, в то время как женщинам и детям управлять им было проблематично. Ширина покрышек достигала 4 см, количество зубьев на передней звезде составляло 48 штук, на задней – 19. Вес В-120 был равен 16,5 кг.

Модель дополнительно комплектовалась насосом, защитой цепи, фарой и мини-динамо-машиной. Большинство моделей окрашивалось в чёрный цвет, хотя встречались и голубые, и даже зелёные образцы. Спицы часто окрашивались в тон раме, поэтому колёса с хромированными спицами попадались редко.

Велосипед «Украина» В-130 вышел в 1966 г. и стал 10-миллионной моделью, выпущенной заводом (в 1979 году был выпущен 20-миллионный экземпляр, а к 1991 году – 30-миллионный). По сравнению с предыдущей моделью у него были более глубокие крылья, педали стали отливаться из алюминиевых сплавов, появилась откидная подножка и багажник над передним колесом. Обода изготавливались из стали и имели П-образный профиль. На переднем ободе присутствовало 36 спиц против 32 у предыдущей модели, что значительно повышало его грузоподъёмность.

Несколькими годами позже свет увидел более совершенный вариант велосипеда В-130 – В-130К, у которого появился вынос руля относительно рулевой колонки и изменилась конфигурация руля. Раму обновлённой модели украшала надпись «Украина» и мелкий симпатичный узор. Выпуск осуществлялся вплоть до 1976 г.

Велосипед «Украина» В-134 выпускался с 1968 по 1975 год и имел откидывающуюся подножку, багажник над передним колесом, защиту цепи и фару. Передний обод включал в себя 32 спицы, а педали, выполненные из стали, имели резиновые вставки. Модель выпускалась в чёрном, красном, голубом и бирюзовом цветах, причём крылья чёрных моделей были украшены белыми линиями, а у моделей других цветов они были чисто-белыми. База велосипеда составляла 1175 мм, высота – 560 и 580 мм, размер колёс – 28», количество зубьев на передней и задней звёздочках – 48 и 19 соответственно.

С 1971 года к раме начали приваривать крюки для насоса, а с 74-го года рукоятки руля приобрели бочковидную форму и стали окрашиваться в белый цвет. Вес В-134 составлял 17 кг, а его стоимость в 1969 г. достигала 51 рубль 70 копеек, притом что средняя зарплата не превышала 80 рублей.

Начиная с 75-го года, ХВЗ начал выпуск моделей с обновлённой маркировкой: 111–413, 111–411 и 111–412. Новые велосипеды унаследовали все главные черты предшественников и отличались незначительными изменениями конструкции и дизайна, такими как наличие ушек для крепления защиты цепи, рулём новой конфигурации и штампованным логотипом «ХВЗ», вместо надписи «Украина» или «Харьков» на корпусе втулки.

Новые модели были укомплектованы насосом, звонком, сумкой с инструментом и велоаптечкой, а некоторые модели дополнительно оснащались подножкой, фарой, динамо-устройством, счётчиком пробега, передним багажником и зеркалом. Начиная с 80-го года, свет увидели модификации 111–421, 111–422 и 111–423, имеющие иную конструкцию седла, более современный декор и изменённые дропауты. Последней советской моделью ХВЗ является модель с укороченной базой «Украина» 111–431.

Читайте также:  Складной велосипед в сложенном виде

Далее смотрите процесс реставрации велосипеда ХВЗ «Украина» В-130.

Cпортивно—туристический велосипед В-541 «Спорт», Харьков, 1959-1970 годы

Отреставрированный спортивно—туристический велосипед «Спорт» (индекс В-541) производства Харьковского велосипедного завода (ХВЗ) имени Г.И. Петровского. Годы выпуска — 1958–1970. База – 1,5 метров, высота рамы – 58 сантиметров, масса без принадлежностей – 12,5 кг. Имеет 4-хскоростную заднюю втулку, дюралюминиевый руль и тормоза улучшенной конструкции. В комплект входит насос. Рама, передняя вилка окрашены оранжевой эмалью. Щитки колес — белой краской. Шатуны, втулки колес и ведущая зубчатка имеют декоративное хромирование. Изогнутый руль и седло отделаны кожей. На седле клеймо «Тульская обл. Чепрок З.А. техкожизделий».

История Харьковского велосипедного завода, с конвейера которого некогда сошел наш педальный артефакт, берет начало еще от Первой Мировой войны — именно тогда знаменитый на всю Российскую империю велосипедный завод Александра Лейтнера перебрался из прифронтовой Риги в более спокойный Харьков. Купец и изобретатель Лейтнер основал свое небольшое велосипедное производство в Лифляндии еще в 1886 году. Дела его довольно быстро пошли в гору: народ с удовольствием раскупал ставшее тогда очень модным двухколесное транспортное средство. К тому же, продукция Лейтнера славилась качеством: он знал толк в велосипедах, ибо учился их собирать в самом британском индустриальном центре в Ковентри. Собственно, Александра Александровича и считают пионером отечественного велосипедного производства. Поначалу это были нелепые «пауки» с огромным передним колесом, но с каждым годом Лейтнер все более усовершенствовал выпускаемые модели. Так что к началу XX века его предприятие успешно выпускало дамские, мужские, дорожные, грузовые, детские, тандемные велосипеды, освоило производство велосипедов с мотором, трициклов и даже замахнулось на сборку автомобилей французской модели «De Dion-Bouton».

Линейка велосипедов Лейтнера включала более 20 моделей. При этом ценовая политика рижского предпринимателя была по тем временам вполне демократичной: самый простой велик стоил 130 рублей, стоимость самых дорогих доходила до 450 рублей. Заказов у изобретателя хватало: в 1913 году его фабрика получила от военного ведомства большой заказ на производство тысячи дорожных мужских велосипедов, что, разумеется, только добавило престижа предприятию Лейтнера, уже, к слову, получившему золотую медаль Нижегородской Всероссийской производственной выставки. Так что не удивительно, что к началу Первой Мировой войны годовой оборот велосипедной компании достигал 400 тысяч рублей, а объем продукции достиг 8 тысяч единиц.

Однако в дело вмешалась война. В 1915 году, в связи с неминуемо приближающейся к Риге линией фронта, началась спешная эвакуация местных промышленных предприятий. Не миновала незавидная участь сия и фабрику Лейтнера, которой с частью оборудования суждено было перебраться в более спокойный Харьков — в помещения бывшей фабрики Гельферикс-Саде (после национализации — завод «Серп и молот»). Освоились на новом месте довольно скоро: уже в 1916 году предприятие наладило для военных нужд выпуск складных армейских велосипедов «Дукс боевой». Всего же до ноября 1917 года с завода Александра Лейтнера было отправлено на фронт около 3600 боевых моделей велосипедов. Но грянула Революция, владелец завода проявил дальновидность, не стал дожидаться перемен и покинул Советскую Россию. Александр Лейтнер скончался в 1923 году в Италии.

А созданное им предприятие довольно благополучно продолжило жить при новой власти: молодой Стране Советов, истерзанной Мировой и Гражданскими войнами, требовался дешевый транспорт. И маневренный легкий велосипед, не требующий бензина, был идеален в этом отношении. В 1923 году бывшая фабрика Лейтнера выпускала всего несколько тысяч машин в год — почти все они шли на оснащение военных «самокатных» частей. Но вскоре городские власти приняли решение оптимизировать производственные мощности завода — организовать на их базе государственное предприятие и дать ему имя Григория Петровского. К производству велосипедов этот человек не имел ни малейшего отношения — равно как революционер Петр Бабаев, чьим именем большевики нарекут знаменитую московскую кондитерскую фабрику Абрикосовых, никаким боком не касался выпуска конфет и печенья. Но такова уж была участь национализированных предприятий. Фамильное дело Лейтнера в своей новой жизни было названо в честь «Всеукраинского старосты» Петровского, известного тем, что в 1922 году он подписал договор о создании СССР со стороны Украины. Кстати, этот партиец лишь чудом избежал репрессий: отставленный со всех значимых постов в 1939 году, Петровский сумел укрыться от ареста в неприметной должности заместителя директора Музея революции. Похоронен в 1958 году в Кремлевской стене.

Харьковский велосипедный завод с годами продолжал модернизировать свои производственные мощности, переезжал в современные цеха, куда даже была подведена ветка узкоколейки. В 1924 году трое студентов Государственного института физической культуры Андрей Князев, Илья Фрейдберг и Жорж Плещ на только что выпущенных советских велосипедах ХВЗ совершили кругосветное путешествие, продолжительностью три года и проехали всю Россию, Китай, страны Европы, Азии и Америки. В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов, а в предвоенном 1940-ом — 1 миллион! При ХВЗ в 1954 году было открыто Центральное конструкторское техническое бюро велостроения (ЦКТБ) – единственное в СССР специальное КБ по разработке велосипедной техники. Большинство других заводов в стране Советов выпускало продукцию по документации ЦКТБ. Но свои самые лучшие времена ХВЗ пережил в 60–80-е годы XX века, когда предприятие выпускало самые разные типы велосипедов — от детских и подростковых до профессиональных трековых и шоссейных. Самым известным велосипедом, выпускавшимся на ХВЗ был, конечно, “Украина”, который начали выпускать ещё в 1926 году. О высоком качестве продукции говорит хотя бы тот факт, что часть ее даже экспортировалась за рубеж — аж в 30 стран мира.

Предприятие хоть и с существенными потерями в объеме выпускаемой продукции и штате сотрудников, но все же уверенно пережило распад СССР. Завод продолжает работать под названием “ВОДАН”, его модельный ряд насчитывает более 50-ти разновидностей. Впрочем, ценители качественных велосипедов-долгожителей от старого-доброго ХВЗ уверяют, что это уже далеко не те «железные кони», что были раньше. Не даром сами украинцы раньше в шутку и с любовью расшифровывали аббревиатуру ХВЗ, как «Хай везе». Нынче же на китайских комплектующих далеко не уедешь.

Харьковский велосипедный завод после распада СССР

Теперь обратим внимание конкретно на наш артефакт. В линейке велосипедов, выпускаемых Харьковским заводом, модель, представленная в нашей коллекции, располагалась аккурат между спортивно-туристическим «Туристом» и шоссейным «Чемпионом». От последнего «Спорт» унаследовал все навесное оборудование, вынос, седло и шатуны, а от «Туриста» — колеса с крыльями. Велосипед «Спорт» предназначался для массового любителя велоспорта, не для профессионалов. Однако он стоил дороже обычного «Салюта» или «Пионера», был, можно сказать, статусной, поэтому регулярно появлялся на фотографиях того времени:

Ссылка на основную публикацию