Велосипед универсал складной - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Велосипед универсал складной

Велосипед универсал складной

Offline

Рейтинг: 0

Здравствуйте, уважаемые велосипедисты.
Недавно подсказали обратиться на этот форум за советом. Пришлось зарегиться и открыть тему. В общем, дело такое:

Нашел на даче в гараже за досками велосипед, производства «Велты», «Универсал», это который складывается, как «Кама», без переключения скоростей и тросиков сцепления . Нашел и очень обрадовался, потому что считал его давно утерянным, все детство и юность на нём ездил, столько с ним связано . Короче, очистил от пыли, паутины и ржавчины, разобрал, промыл всю ходовую, цепь подклепал, каретку смазал, вилку подрихтовал слегка, подтянул где-то, поджал и т.д. Резина, правда, от времени чуток потрескалась, но ниппеля держат давление, колеса исправно крутятся, руль поворачивается, крылья не загнуты (подрихтовал тоже). Подсвежил кое-где краску на раме, замазал сколы, ручки изолентой притянул . И поехал. И отлично, кстати. Сгонял на рыбалку, по шоссе, километров 8 туда-обратно, плюс ещё по грунтовкам, лесу, тропинкам. Не поверите-едет! Поскрипывает, потряхивает, но едет. Причем уверенно, цепь даже не провисает. Клинья бы ему новые где-то купить, но «Велта» давно закрылась, так понимаю, что запчастей, в частности камер, цепей, ниппелей, звездочек и тех же клиньев сейчас я нигде не куплю, разве что на металлорынок заглянуть.

В новых велосипедах, современных, я вообще не разбираюсь, не ездил на них ни разу в жизни, весь стаж наката на велике — это лет 8-9 того самого «Универсала», слово «Шимано» означает для меня катушку для спиннинга и сам спиннинг, но не связано с великами (до недавнего времени, пока на форум не зашел читать). Почитал данный форум и понял, что давно никто не ездит на таких по городу. А хотел его перевезти с дачи и в Перми кататься. Почитал здесь про современные «космические корабли», признаться, отстал от жизни, ничего не понятно, запутался. ещё английский не знаю, а тут многие термины и модели не по-руссски пишутся.

Решил, что может стоит купить себе что-то поновее, а старичка на даче оставить для рыбалок. Не знаю на сколько его хватит ещё (хотя он и железный весь). Да вот что? Цены в 25-32 тысяч ужаснули, когда залез на сайты спортмагазинов. Да и цифра «пятнадцать» тоже не приласкала. Я ж понятия не имел, сколько это сейчас стоит. думал, тысяч 5-10 от силы. Ага, счас.
Потому прошу у велообщественности совета:
1) Стоит ли ездить по городу на «Универсале» или купить новый?
2) Если новый, то может, какие отечественные есть, в перми вроде больше не выпускают? Боюсь связываться с импортными, вдруг там механика не такая простая в ремонте, сплавы там специальные, дефицитные запчасти? Даже не знаю, что у них вообще часто летит и ломается.
3) В 5-7-8 тысяч рублей уложусь, если новый брать, посовременней того?
4) И где брать, может на металло рынке, там вроде говорят, с сомнительным прошлым велики продают, дешевле?
Прошу совета, спрашиваю искренне, ибо в этом деле ни бум-бум, а хочется кататься.

Offline

Рейтинг: 0

Цитата (Жак @ 5.06.2009 — 15:25)
1) Стоит ли ездить по городу на «Универсале» или купить новый?

Да. Только вы его восстановите в первозданном виде! Это винтаж и это актуально модно! Честно! Человек в хорошем костюме на велосипееде 80-х годов это айс, особенно по бизнес-центру города!

Цитата (Жак @ 5.06.2009 — 15:25)
2) Если новый, то может, какие отечественные есть, в перми вроде больше не выпускают?

Не выпускают физически, максимум идет сборка из китайских запчастей.

Цитата (Жак @ 5.06.2009 — 15:25)
Боюсь связываться с импортными, вдруг там механика не такая простая в ремонте, сплавы там специальные, дефицитные запчасти? Даже не знаю, что у них вообще часто летит и ломается.

Не думайте об этом. Есть в нашем городе специалисты, помогут, отремонтируют, настроят. даже здесь бывают доброжелательные пользователи.

Цитата (Жак @ 5.06.2009 — 15:25)
3) В 5-7-8 тысяч рублей уложусь, если новый брать, посовременней того?

Вложите эти деньги в старый велосипед — покраска, обода-резина-седло-проводка, даже может на хром останется!

Цитата (Жак @ 5.06.2009 — 15:25)
4) И где брать, может на металло рынке, там вроде говорят, с сомнительным прошлым велики продают, дешевле?

На точках, которые на металлорынке от компаний (например, нашей) никакого ворованного — с рук же есть большая вероятность приобрести ворованное.

Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Читайте также:  Марка велосипедов gt

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Лучшие складные велосипеды 2020

+ 100 км без подзарядки
+ 7 скоростей
+ ездит в условиях бездорожья

— большой вес – 25, 8 кг
— высокая цена

Как выбрать складной велосипед

Складной велосипед обычно выбирают городские жители или люди, которые часто находятся в дороге и берут «железного коня» с собой в багажнике или просто в руках. У некоторых моделей складываются не только рамы, но и педали и руль, что делает их еще меньше. Для таких байков продаются специальные чехлы и сумки, чтобы их было удобно переносить и не пачкать шинами окружающих.

Чаще всего складные модели снабжены колесами небольшого диаметра. Такой велосипед позволяет быть намного мобильнее, и на городских улицах маневренность у небольших велосипедов выше. Конечно, подобный велосипед не подойдет для гонок по серьезному бездорожью.

При этом немаловажна легкость складного механизма. Если он будет слишком тяжел, то мобильность будет не в радость. Складной механизм из стали весит немало, что снижает скорость и комфорт. Они бюджетней, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Поэтому в рейтинге рассмотрены модели с алюминиевыми рамами, которые сочетают в себе легкость и прочность.

Сегодня на рынке складные модели велосипедов набирают популярность. Они отличаются по множеству показателей: конфигурации рамы, принципу трансформации, весу. Самый легкий и самый маленький складной велосипед из существующих весит всего 5,5 кг.

При выборе велосипеда в магазине желательно попробовать его сложить и разложить самостоятельно, чтобы убедиться, что данный тип складного механизма вам удобен. При отсутствии выбранной модели в розничном магазине можно потренироваться на похожей, а затем заказать в интернет-магазине.

Складные велосипеды для взрослых

Велосипед STELS Pilot-950 MD 26″ V010

17 350 руб. Цена: 13 790 руб.

57 470 руб. Цена: 33 990 руб.

Велосипед Apollo STOWAWAY 10, White, one size

23 900 руб. Цена: 13 990 руб.

64 380 руб. Цена: 44 700 руб.

Велосипед FORD by DAHON 20″ Convertible

35 410 руб. Цена: 14 280 руб.

Велосипед STRIDA 5.2 ’16 складной

Цена: 35 990 руб.

Велосипед SHULZ GOA Coaster 2017

Цена: 23 700 руб.

71 870 руб. Цена: 49 900 руб.

Велосипед STELS Pilot-750 24″

Велосипед CarryME SD

58 812 руб. Цена: 44 490 руб.

Велосипед Alpine Bike Peak F-1 Disс Унисекс черный

25 280 руб. Цена: 19 900 руб.

Велосипед STELS Pilot-310 13″

Велосипед FORD by DAHON 20″ Mondeo

46 390 руб. Цена: 18 480 руб.

Велосипед STELS Pilot 410 20″

Велосипед SHULZ Hopper 3 2017 (cherry/темно-красный)

Цена: 22 800 руб.

Велосипед NOVATRACK 20″ складной, FS30, синий, тормоз нож,AL обода,усилен, багажник

Велосипед Alpine Bike Peak 40

27 910 руб. Цена: 15 950 руб.

Велосипед SHULZ 2018 Krabi C black/черный

Цена: 25 100 руб.

Велосипед STELS Pilot-350 20″

Велосипед SHULZ Krabi V-brake 2017

Цена: 25 100 руб.

Велосипед Apollo STOWAWAY 20, Silver, one size

26 200 руб. Цена: 12 990 руб.

Велосипед SHULZ Krabi Сoaster складной

Цена: 25 100 руб.

Велосипед STRIDA SX ’16 складной

Цена: 39 400 руб.

Велосипед Aspect 2017 TRAFFIC 26″ Зеленый 18

Цена: 28 500 руб.

На сайте компании «ВЕЛОсити» Вы можете найти велосипеды на любой возраст. Большой популярностью пользуются складные подростковые модели, купить которые можно по весьма выгодным ценам. У нас представлены различные производители, среди которых Stels, Apollo, Ford и прочие известные бренды. Мы осуществляем доставку по Москве, а также в другие регионы России.

Преимущества складных велосипедов

Внешний вид складного велосипеда почти не отличается от обычного. Такой тип байка обладает более компактными размерами и имеет в раме специальный механизм, позволяющий его сложить. В последнее время производители устанавливают шарнирные системы, дающие возможность сделать это быстро и без особых усилий. Данная опция позволяет перевозить велосипед в общественном транспорте или багажнике личного автомобиля. Также такая конструкция упрощает хранение двухколесного друга. Велосипед не займет много места, его легко разместить в кладовке или на балконе.

Чтобы купить складной подростковый велосипед в Москве, свяжитесь с нами любым удобным способом: по контактному телефону, электронной почте или через заявку на нашем сайте.

Велосипеды прочные как танк: два колеса советского детства

В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. Не исключено, что некоторые москвичи решат прокатиться по ночному городу с детьми. Колумнист Алексей Байков задался вопросом: А как вообще развивался детский велопром? Подробнее — в материале m24.ru.

Их помнят и глаза и руки, а уж как помнит “ пятая ” точка организма. Поколение 1976-1982 годов, которому довелось всласть поездить на советских великах смотрит на нынешние немецкие, итальянские и китайские двухколесные чудеса с легким оттенком превосходства. Вы, если что-то сломается, куда пойдете? В веломастерскую, где в предвкушении наживы радостно потирает татуированные по локоть руки бородатый хипстер с серьгами в ушах, в носу и во всех прочих местах. А вот, скажем, сами перебрать заднюю втулку старого-доброго “ Прогресса ” не хотите ли? Сесть на лавочку рядом с дачным сараем, торжественно разложив на ней ветошь, ключи и масленку, и на полдня предаться техномедитации, отвечая утробным криком: «я занят!» на любое: «давай обедать!». А как перетягивается цепь вы еще помните? Как поставить заплатку на проколотую камеру? А как выправляются восьмерки на колесах? А как смазывать каретку?

Советская велосипедная промышленность делала удивительные аппараты. Прочные как наш лучший в мире танк Т-34 и такие же тяжелые, они выдерживали любые издевательства над собой, а потом неожиданно ломались просто так, на ровном месте, закаляя детский характер и превращая нас в настоящих профессионалов ремонта на дому. “ Школьник ” , “ Салют ” и “ Урал ” сыграли роль в становлении поколения людей с руками, растущими откуда надо, ничуть не меньшую чем самодельные приемники по рецептам из пионерских журналов.

А как скрипели те кожаные седла — вы еще помните? Те самые с тиснением и ярко блестящими на солнце никелированными пружинами. Как тренькал звонок? Как украшали своих железных коней, словно в благодарность за долгие годы верной службы — ведь некоторым великам из деревенских сараев доводилось таскать на себе не одно и не два, а целых три поколения. Как ставили на колесо по нескольку катафотов (светоотражатели), как вырезались из любого подходящего куска резины брызговики, как обматывали спицы проводками с разноцветной изоляцией?

А сегодня они тихо догнивают на своей последней дачной стоянке, а мы радостно накручиваем по городу километры на недавно купленных “ Гигантах ” , “ Кубах ” и “ Стеллзах ” , и больше о них не вспоминаем. Лишь иногда, по дороге на работу улыбнемся старенькому, видавшему виды перекрашенному “ Салюту ” , везущему узбекского дворника с его метлой до трудов праведных. И удивляемся: сколько лет прошло, и все спицы проржавели — а он еще ездит, скрипя всеми несмазанными частями.

А потом хочется, наплевав на все дела, сесть в электричку, пройти от станции три километра, распахнуть старую калитку, открыть ржавый замок… и просто попросить прощения у старого друга за все. За то, что забыл, не привел в порядок и не взял с собой в город, а променял на манетки Shimano и гидравлические тормоза. Лишь глядя на репортаж с очередного парада энтузиастов ретровелосипедов задумываешься: а может стоит притащить свой “ Урал ” или “ Десну ” в мастерскую и хоть раз, да проехаться на нем по улице. Но вечно чего-то не хватает, то ли времени, то ли лишних денег.

Но давайте вспомним о наших старых велосипедах хотя бы вот так, виртуально. Хотя они и заслуживают большего.

Самый первый Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым “ большим ” , почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.

Но “ Дружок ” был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: «Ну все, ты уже большой» — и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После “ Дружка ” учиться этому не требовалось.

В отличие от большинства советских великов, “ Дружок ” не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще “ Дружок ” был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку “ Дружка ” в мопед при помощи мотора от братской бензопилы “ Дружба ” .

Читайте также:  Кашпо велосипед из шпагата

Более продвинутым вариантом “ дутика ” (так называли в народе все детские велосипеды “ дружковского ” типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени “ Бабочка ” — в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.

Самым понтовым детским великом считалась львовская “ Зайка-люкс ” , у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле — но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.

Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.

Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с “ Ветерка ” , выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели “ Ветерков ” имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на “ дутиках ” .

Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский “ Спарите ” («Стрекоза») с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.

Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ “ Десна ” 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного “ складника ” .

В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного “ дутика ” выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку — все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.

От 8 до старших классов Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были “ Школьник ” и “ Орленок ” . Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.

“ Школьник ” — детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию — они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.

Родовой травмой всех “ Школьников ” , так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: «делай сам», и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.

“ Орлята ” появились еще раньше — в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: “ Орленка ” с закрытой рамой для мальчиков и “ Ласточку ” для девочек. С середины 1970-х основной поток “ орлят ” стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами “ Эрелюкас ” и “ Крегждуте ” .

Ранние варианты “ Орленка ” , как и мужских версий “ Школьника ” имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых “ Прогресса ” . В таком виде “ Орленок ” дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.

“ Складники ” и универсалы Складные велосипеды создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза. Надо сказать, что в СССР эти семена упали явно не на ту почву: энтузиастов городской езды было ничтожно мало, ввиду отсутствия велоинфраструктуры и даже представлений о том, какой она должна быть. Велосипед нес транспортную нагрузку в основном на селе и в небольших городках типа подмосковной Дубны. В городах-миллионниках ребятня каталась по своему двору лет до 14, после чего железного коня вешали на гвозди в прихожей до рождения собственных наследников, либо ссылали на дачу.

И все же, когда ближе к концу 1970-х “ складники ” появились в продаже, их стали охотно брать. Успеху новинки способствовали вытекавшие из уменьшенных габаритов и складывающейся рамы побочные особенности конструкции. Отсутствие верхней трубы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длинны подседельного и рулевого штырей, ими могли пользоваться и подростки и взрослые. Словом — простое и дешевое решение на все времена.

В неформальной дворовой или деревенской иерархии, “ складники ” считались великами не крутыми и не “ пацанскими ” , хотя позднее все же вошли в моду. Советских “ складников ” понаделали довольно много, но самыми распространенными были “ Кама ” и “ Десна ” . Чуть реже попадался “ Аист ” .

“ Каму ” выпускал Пермский завод имени Октябрьской революции. Основой для него послужила предыдущая, и не совсем удачная модель В-815. Создатели “ Камы ” довели до ума замок складывания рамы, поставили передний клещевой тормоз, мягкое седло, новую переднюю звездочку и руль с выносом — велосипедик вроде как получился удачным. По крайней мере, его охотно покупали за неимением лучшего.

На самом излете горбачевской перестройки и в начале 1990-х среди мальчишек распространился слух о том, что в продаже редко-редко, но появляется новая модель “ Кама-Спорт ” . И действительно, периодически можно было увидеть счастливчика, гордо рассекавшего на “ Каме ” с пятью скоростями.

На самом деле ларчик открывался просто и весьма типично для того времени. В конце 1980-х зарплату на заводе начали выдавать не деньгами, а продукцией. Какая-то светлая голова из рабочих додумалась ставить на “ Каму ” комплект производившихся там же задних звездочек для шоссейного “ Спорта ” и продавать эти гибриды с рук на трассе и на остановках общественного транспорта. Почин подхватили мужики в гаражах по всей стране и тоже принялись снимать звездочки со старых, битых “ Спортов ” и ставить их на “ Камы ” .

Уже в новейшие времена, когда завод имени Октябрьской революции превратился в акционерное общество “ Велта ” , выпуск подобной модели попытались наладить серийно, но не преуспели. Кстати набора передних скоростей у “ Камы-Спорт ” не было, поскольку каретку от “ Спорта ” поставить на “ Каму ” было невозможно без переделки рамы.

Изготовлявшаяся на Жуковском велозаводе “ Десна ” отличалась от “ Камы ” разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях еще стояли красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же убогую дермантиновую подушку, как на “ Каме ” .

Как уже говорилось, советские “ складники ” крайне редко использовались по назначению. На многих из них разболтавшийся короб складывания рамы, в конце концов, просто заваривали наглухо. Советская промышленность ответила на это “ универсалами ” — семейством велосипедов с рамами такими же как на складных, но без механизма складывания, вместо которого внизу стояла коротенькая перемычка. Заслуженной классикой жанра считался “ Салют ” .

Поскольку делал его все тот же Пермский завод, то чисто визуально “ Кама ” и “ Салют ” отличались разве что диаметром колес и формой передней звездочки. Позднее появился и складной вариант “ Салют-С ” . А уже под закат СССР пермяки расщедрились на модный “ Салют-5 ” , ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.

Тут в принципе можно и закончить, но перечень советских “ складников ” был бы неполон без двух совершенно удивительных велосипедов, к сожалению так и оставшихся неизвестными широкой публике.

“ Эврика-2 ” Львовского мопедного завода самой первой (и, похоже ,последней) из советских велосипедов получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того — “ Эврика ” была еще и первым советским складным двухподвесом! Вот это вот маленькое черное, позади седла, и есть задний амортизатор, сделанный притом из резины.

Зачем была нужна подобная конструкция и какому инженеру сей изыск пришел в голову — неизвестно, но “ Эврика ” пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально позиционировалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался сей агрегат не как все нормальные “ Камы ” и им подобные, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.

Второй и безусловной удачей советской велосипедной промышленности можно назвать “ Тису ” .

Этот агрессивного вида подростковый универсал с усиленной мопедной передней вилкой и хищно изогнутым багажником мог бы стать хитом продаж — но не сложилось. “ Тиса ” появилась под самый закат СССР и сразу же, как и многое другое, стала дефицитом. А потом ее производство попросту прекратили.

Ссылка на основную публикацию