Велосипед спутник хвз - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Велосипед спутник хвз

Велосипеды Спутник

При всем уровне развития современной техники и ее материальной доступности находится немало любителей, например, старых пленочных фотоаппаратов и современной им оптики – подобное явление существует и в среде велосипедистов. Причем эти люди вовсе не обязательно являются коллекционерами велораритетов – многие действительно катаются на своих советских байках, таких как, скажем, велосипед «Спутник», преодолевая порой довольно значительные расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и апгрейдят.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • «Украина», пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • «Спутник» – велосипед для широкого круга любителей, настоящий «спутник» туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • «Турист» – еще один универсальный байк, но, в отличие от «Украины», с ручным тормозом;
  • «Старт-шоссе» – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили «малым тиражом» две модели велосипедов: трекинговый «Рекорд» и шоссейный «Чемпион Шоссе», ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой «ВОДАН» – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Серия «Спутник» и ее особенности

Серия велосипедов «Спутник», состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, «Спутники» в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.

Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

В-34 «Спутник» – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.

В-37 «Спутник» – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.

В-39 «Спутник» (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.

В-301 «Спутник» – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как «спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок». Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.

ХВЗ 153-414 «Спутник» (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-«топталками» и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.

ХВЗ 153-424 «Спутник» – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.

«Спутники» и современность

Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких «железных коней» в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество «спутниковых» рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным «шимановским» навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед «Спутник» в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный «недошоссейник».

Ну и, конечно, байки «Спутник», хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

Характеристики велосипедов «Спутник»

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Велосипеды постоянно изменяются и совершенствуются — это факт. Но среди их любителей находятся и те, кто отдает предпочтение нестареющей классике. Об одном из таких раритетов сейчас и пойдет речь.

Особенности

Велосипеды «Спутник» привлекают внимание не только коллекционеров и ценителей старины. На них реально ездят и даже проходят существенные расстояния. Нетрудно найти форумы и объединения любителей таких байков. Люди интересуются, как починить их, как усовершенствовать даже. Ведь характеристики серии «Спутник» вполне добротны.

Читайте также:  Номера промышленные подшипники для велосипеда

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) начал свою деятельность в очень насыщенный и неординарный исторический период — в середине 1920-х годов.

Предприятие за короткий срок достигло ведущих позиций в стране. Был развернут выпуск самых разных велосипедов:

  • детских с тремя колесами;
  • трековых;
  • предназначенных для подростков;
  • шоссейных моделей;
  • изделий для профессиональных спортсменов.

Говоря про саму серию «Спутник», надо сказать, что она предназначена для широкой непрофессиональной аудитории.

Это туристские велосипеды, отличающиеся относительно мягким седлом и прочностью рамы.

Конечно же, инженеры позаботились и о надежности механических компонентов изделия.

Сегодня Харьковский велосипедный завод продолжает работать, но уже под брендом «ВОДАН».

Конкретные модификации

Выпускалась данная серия велосипедов в 1960-80-е годы. Все они предназначались для взрослых людей. С наступлением новой эпохи «Спутники» постепенно сняли с производства.

Самой первой среди них оказалась модель «В-34». Ее собирали с 1961 по 1964 годы. Характерными особенностями были:

  • руль спортивного формата;
  • ручные тормоза;
  • 3 скорости;
  • вхождение в типовую комплектацию сумки с инструментами для ремонта и насоса.

В 1964-87 годах производилась модель «В-37». На ней, по опыту эксплуатации предшествующей версии, провели модернизацию тормозной системы и сиденья. Другой важной новинкой оказалась добавка трещотки на заднюю втулку. Допускалась конструктивно установка спортивного руля и контактных педалей; эти опции помогали заниматься усиленно. Комплект поставки включал:

  • те же насос и сумку;
  • электрическое оборудование;
  • звонок;
  • запчасти для трещотки.

С 1968 года начался и до 1973 года продолжался выпуск модификации «В-39», которая довольно мало отличалась от предшествующей версии. Только специалисты и могли разобраться, в чем между ними разница.

Тем не менее на «В-39» ставили ободья из дюралюминия либо стали. Педали работали более эффективно. Переключатель передач модернизировали. Для украшения рамы, передней вилки и колесных щитков использовали разноцветные эмали, изящные наклейки. Металлические детали покрывали слоем хрома.

Технические параметры следующие:

  • высота рамы 0,56 м;
  • колесная база 1,09 м;
  • колеса диаметром 27 дюймов;
  • покрышки шириной 1,25 дюйма;
  • чистая масса 14,5 кг.

А вот в 1973-м появилась принципиально новая модель «В-301». По официальной спецификации производителя она предназначалась для:

Велосипед мог ехать уже на 4 разных скоростях. Его оснастили мягким сиденьем, а к педалям добавили туклипсы. Появились типовая и расширенная комплектации. В базовом варианте потребителям доставались те же сумка и насос, кормовой светоотражатель, звонок, багажный ящичек, устанавливаемый сзади. За дополнительную плату Харьковский велосипедный завод готов был предоставить передний багажник, зеркало заднего обзора, динамо-машину и фару.

У велосипеда «В-301» использована рама закрытого типа. Величина колесной базы составляет 1,07 м. Высота велосипеда может составлять 0,54, 0,56 или 0,58 м. Оба тормоза ручные, клещевого типа с прижимом к ободу. Масса байка 14,2 кг.

Но «В-301» перестал сходить с конвейера уже в 1975 году.

В течение двух последующих лет производилась версия 153-414. Ее заслуженно считают классическим байком для туристов-любителей. Сиденье довольно жесткое, а педали относятся к типу «топталки». Задняя втулка могла быть рассчитана на 3 или 4 звезды.

Как и у «301-го», есть 2 комплектации. Базовый набор поставки отличается только добавкой емкости для смазочного масла. С 1978 по 1982 годы производилась версия 153-424. Изначально она предназначалась для любителей велосипедного спорта, но после установки заднего багажника была пригодна и для туристических выездов. Раму делали из более тонких труб, использовали пластмассовое сиденье, что позволило облегчить конструкцию; новацией стали и 8 скоростей.

Как обстоят дела сегодня

Итак, «Спутники» перестали сходить с заводских конвейеров еще до наступления перестройки. Но у них по-прежнему есть довольно много фанатов. Знакомство с тематическими форумами показывает, что доработка и усовершенствование «Спутников» вызывает бурные продолжительные дискуссии. Все сходятся во мнении, что у этих велосипедов прочные рамы. Даже спустя 40-50 лет они сохраняют свою надежность и работают стабильно.

Встречается ряд вариантов модернизации:

  • установка усовершенствованных рулей;
  • замена сидений на более эргономичные;
  • использование навесного оборудования последнего поколения.

Но некоторые фанаты стараются, напротив, максимально воспроизвести прежние образцы во всей их полноте. Они не только соблюдают изначально заданный диаметр колеса, но и стараются отыскать аутентичные запасные части.

Есть и полностью противоположный подход, когда не ограничиваются заменой заднего колеса, а стараются переделать байк максимально глубоко. Тотальное преобразование само по себе раскрывает творческие наклонности.

Стоит заметить, что «Спутники» также используют в фотосессиях, и они привлекают внимание коллекционеров.

Перед началом кардинальной модернизации нужно разобраться, подойдет ли заводское крепление для обновленных вилок, тормозов и прочих деталей. Необходимо учитывать, что модели с трещотками и стальными рамами непригодны для установки «кассет». Модернизация нужна, когда планируется ездить по пересеченной сложной местности или развивать большую скорость. Для катания в пределах города можно ограничиться поверхностным тюнингом. Вполне можно обойтись и заводским рулем, не меняя его, а приводя в порядок (впрочем, это зависит от личного вкуса).

Обзор велосипеда «Спутник» В-39 можно посмотреть ниже.

Запчасти для велосипедов ХВЗ Турист, Спутник, Старт-Шоссе

Показ 1–32 из 202 товаров в категории

Пружинки для собачек трещотки ХВЗ пара

Подшипник рулевой колонки Старт-Шоссе

Собачки трещотки ХВЗ

В комплекте 2 собачки и 2 пружинки

Колодки тормозные для клещевых тормозов (пара)

Шарики ГОСТ 3722-2014 диаметром 6.0 мм 50 штук ШХ-15

Колодки тормозные Alhonga для клещевых тормозов (пара)

Шарики ГОСТ 3722-81 диаметром 3.0 мм 100 штук ШХ-15

Звездочка для наборной втулки Туриста

100 руб. – 120 руб.

На выбор 16, 24 или 28 зубов

Ось задней втулки под эксцентрик, 145 мм Chosen

Шайба с усом на рулевую колонку

С регулировочным болтом

Шарики ГОСТ 3722-81 Ø 3.0-20 Ю 100 штук 95Х18Ш нержавейка

Вал каретки под квадрат 110 мм 3M NECO

Вал каретки под квадрат 113 мм 3J NECO

Хомут для флягодержателя 28,6 мм

Подседельная труба 25,0х1,6х250 мм

сталь, толщина стенки 1.6 мм

Ключ разборки трещотки ХВЗ

Чашки каретки NECO B882

Съемник трещотки ХВЗ

Эксцентрик задней оси 143 мм

Цепь 5-6 скоростей TAYA TB-408 116 звеньев с соединительным пином

15-18 скоростей, 116 звеньев под запрессовку пина

Подседельная труба 25,0х1,6х350 мм

сталь, толщина стенки 1.6 мм

Звезда на трехлапку ХВЗ 40 зубьев стальная

Эмблема ХВЗ на рулевую колонку

Камера велосипедная 37-622 A/V 35 мм

Для покрышек 32-622÷42-622

Съемник трещотки ХВЗ

Камера велосипедная 28-622 A/V 35 мм

Для покрышек 25/32-622 мм

Камера велосипедная 700×25/37 A/V 35 мм Mitas (Чехия)

Ремешки кожаные коричневые для туклипсов WELLGO W5

Передний переключатель Shimano FD TZ-31DS6 без упора

нижняя тяга, для систем 28-38-48 зубьев

Камера Kenda велосипедная 700×35/43 A/V 35 мм

Для велосипедов Турист, Спутник.

Туклипсы ХВЗ стальные

Каретка 113-68 мм полукартридж First

Наши новости:

Нерабочие дни магазина в январе 2020.

В связи с переводом парка велосипедов на зарубежные комплектующие 70-х годов прошлого века готовим к продаже детали хорошей сохранности производства ХВЗ 60-х и 70-х лет выпуска

Колеса размером 16 дюймов обычно устанавливаются на детские велосипеды и комплектуются 20 или 28 спицами. Для взрослого это явно мало.

Предлагаем колесо с планетаркой для взрослого складного велосипеда с 36-ю спицами.

С 2016 года ПЭК требует данные паспорта получателя груза

Велозапчасти:
У нас находят:

Запчасти, которые гарантированно совместимы со спортивными велосипедами ХВЗ.

Как картины становятся особенно ценными после смерти художника, так и спортивные велосипеды Харьковского велозавода — Турист, Спутник, Старт-Шоссе стали дороги своим владельцам после прекращения производства. Оказалось, эти машины нечем заменить. К нам обращаются и первые владельцы Стартонов, их дети и внуки, и энтузиасты, купившие б/у велосипед ХВЗ. Заменив изношенные, утерянные, морально устаревшие детали мы вдыхаем новую жизнь в это чудо советской техники.

Самые востребованные компоненты были дефицитом и в советское время. Высокий подседел 25 мм, вынос 100, колеса под клинчера, алюминиевая система под квадрат, каретка на промподшипниках — эти слова и сейчас греют душу каждого крокодиловода.

Доставка в Москву осуществляется транспортной компанией СДЭК: запчасти велосипедов ХВЗ, которые Вы купите в интернет-магазине, получите в точке выдачи в Москве уже на следующий день.

Ссылка на основную публикацию