Старая рама велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Старая рама велосипеда

Модернизация старого велосипеда

7 минут Автор: Сергей Морской 513

В наши дни велик все более востребованный вид транспорта. О его пользе для здоровья сказано много, а еще это полноценное транспортное средство в городе. Велосипед удобен, компактен и не требует таких финансовых вложений, как личный автомобиль.

В былые советские времена сити-байки были почти единственным вариантом передвижения на двух колесах. Сейчас великов пруд пруди, на любой вкус и цвет. Односкоростные «жучки», похожие на советские модели, все равно не те. А осталась ли сейчас советская классика? Да полно! И если в гараже вдруг стоит без дела старенькая модель СССР, то стоит проделать модернизацию велосипеда своими руками.

Что лучше: отреставрировать старый велосипед или купить новый?

Решать каждому, насколько целесообразно самостоятельно привести в порядок старую модель. И здесь больше зависит не от того, что велик прожил добрых три десятка лет (советские рамы перекатают не одно поколение), а от сферы использования в последующем. Так, например, не стоит модернизировать советскую классику тем, кто:

  • предпочитает катать по пересеченной местности;
  • любит скорость, легкость и бездорожье;
  • не желает возиться с подбором новых запчастей.

И конечно, если рама имеет серьезные повреждения, то гораздо безопаснее будет сдать ее в металлолом.

Для быстрых и комфортных поездок по городу модернизация простого советского велосипеда оправдана. Работа потребует финансовых и временных затрат – придется сменять весь навес, кроме вилки и рамы, и поработать над внешним обликом.

Стайлинг советского велосипеда

Внешний вид велосипеда определяет цвет рамы и колес. Дополнительно можно установить цветные шины, аксессуары и проделать световой тюнинг.

Перед покраской рамы полностью разбираем велосипед. Работа состоит из этапов:

  1. Снять старую краску с помощью растворителя.
  2. Зачистить ржавчину – на заброшенном советском велике ее может быть очень много.
  3. Обезжирить все поверхности.
  4. Нанести грунтовку в несколько слоев, дать высохнуть.
  5. Из баллончика нанести краску на загрунтованные поверхности в несколько тонких слоев.
  6. Высушить в проветриваемом и теплом помещении. Соблюдаем аккуратность и не красим вблизи огня и раскаленных предметов.

Из эстетических соображений сводим к нулю появление насекомых в помещении – застывшие в краске мушки только испортят вид. Вилка и рама красятся отдельно. Рисунки на раме делаются с помощью виниловых наклеек или трафаретов.

Аналогично прокрашиваются ободья колес. Правда, здесь необходимо уберечь спицы и втулки от попадания краски – замотать их полиэтиленовой пленкой.

Дополнительные навесы, или чем можно разнообразить велосипед:

  • яркие грипсы;
  • зеркало заднего вида;
  • фара и задний фонарь;
  • аналоговый спидометр, велокомпьютер;
  • сумочка для инструментов (в советском стиле);
  • новые крылья и брызговики;
  • фляга и флягодержатель;
  • подножка.

Все это в широкой доступности в веломагазинах.

Световой тюнинг придаст велосипеду оригинальности в темное время суток. Кроме стандартных фонарей, можно сделать велик еще заметнее. Самое главное, это все очень просто поставить своими руками. Итак:

  • светящиеся колпачки на ниппели – самое простое и недорогое решение, покупаем несколько комплектов и меняем время от времени;
  • светодиодные ленточки на колеса и раму;
  • диски-аниматоры – выставки на спицы колес; в движении играют световыми рисунками;
  • елочная гирлянда, работающая от батареек.

Этими простыми способами можно выделить свой велосипед среди подобных, а также обеспечить себе безопасность на дорогах.

Техническая сторона модернизации

В качестве исходного материала возьмем старенький велосипед «Урал» и новомодный в советские времена скоростной «Турист». Апгрейдить односкоростную модель проще, здесь нет необходимости возиться с переключателями и манетками. Однако при желании и скоростной велосипед можно подогнать под современный лад, главное – желание.

Итак, для модернизации старого велика времен СССР понадобится:

  • заменить каретку и шатуны с педалями;
  • перебрать вилку, заменить руль;
  • поставить новые колеса;
  • улучшить тормозную систему;
  • поменять седло.

Дополнительно для скоростной модели – подобрать манетки и установить новую систему переключения передач.

Каретка – самый важный и первый узел, который стоит поменять. Идентичные запчасти найти в наше время невозможно, поэтому придется подумать над тем, как поставить самую простую и доступную картриджную (закрытую) каретку.

Для установки передней системы понадобится:

  • переделать резьбу или установить специальные переходники под меньший диаметр;
  • установить каретку и новые шатуны «под квадрат» специальными съемниками;
  • для скоростного велосипеда приобретаем шатуны с трехзвездочной системой;
  • поставить новые педали.

Переборка вилки – вторая по важности задача после замены кареточного узла. Возможно, придется заменить шайбы и подшипники. В любом случае переборка необходима хотя бы для простой смазки деталей. Для начала необходимо правильно разобрать вилку. Менять руль необязательно, если он только не проржавел или нет желания поставить руль другой конструкции. Новые рули советского стандарта сейчас найти сложнее, придется побродить по магазинам, где продаются односкоростные дорожники и запчасти к ним.

Следующий этап – обновление велосипеда под v-brake. На сегодня это самый распространенный тип тормозов в продаже в противовес клещевым u-образным тормозам – их днем с огнем не сыскать. Да и эффективность векторов повыше будет. Для установки на велосипед «Урал» на вилку нужно будет наварить специальные посадочные места. «Турист» на своей раме предусматривает v-brake.

Замена колес. Выбираем двойные обода, так они прослужат долго и не так часто придется возиться с восьмерками (в отличие от одинарных). Что нужно найти: колеса 28 дюймов на двойных ободьях. Для Урала выбираем колесо с тормозной втулкой. Если такового нет, придется устанавливать втулку отдельно или же поставить обычное колесо под v-brake. А перед этим наварить посадочные места на задних перьях.

Для скоростного велосипеда придется менять и переключатели, и манетки. Все это сделать своими руками несложно, важнее правильно подобрать их друг к другу: манетка на 7 скоростей должна соответствовать 7-звездочной трещотке. Кстати, желательно ставить на советские велики именно трещотки, хотя можно потратиться и на более дорогие кассеты.

Заключение

Модернизировать советский велосипед под современный несложно. Для этого понадобится вложиться по деньгам и выделить время на поиск нужных запчастей с их установкой, все необходимое для покраски рамы и вилки и покупку аксессуаров. Советский велосипед наших дней будет еще долго выполнять свое прямое предназначение и радовать окружающих.

Сборка велосипеда на основе старой рамы ХВЗ — Харьковский велосипедный завод

Всегда в глубине души мечтал восстановить старый автомобиль до такого состояния, что смотришь на него и внутри все замирает )). Даже рассматривал вариант приобретения ВАЗ 2101 или ВАЗ 2103. Но понимал, что купить машину, это всего-лишь сотая часть от конечного результата. Нужны еще финансы на запчасти, покраску, да и хранение авто тоже немалая статья расходов.

Слава из BikeService помог с рамой. Сначала я думал что она 1981 года выпуска, но при подготвке к покраске, когда ободрали старую оказалось что она 1987 года.
Приехал по совету коллеги в автотехцентр, там мастер Дима взялся за раму: ободрали все до металла, загрунтовали и покрасили. Краску покупал и выбирал цвет сам.

И это при том, что вазовский хлам и запчасти на них недорого стоят. Постепенно эта мечта разбилась о здравый смысл и семейный многодетный быт)).
Мне всегда очень нравились велосипеды . Были трехколесный стальной велик, потом Лёвушка, затем Школьник, Аист. был перерыв 6 лет. Форвард, Kross, GT.
Катаясь, иногда встречал крокодилов типа Турист, Старт-шоссе или Урал и что-то меня заставляло оборачиваться и провожать их взглядом. В тот момент я еще не понимал что это . Пока в 2015, участвуя в VIII Байкальском Веломарафоне, не увидил вживую восстановленный велосипед ХВЗ. И тут я понял сразу, чему быть . Вернувшись с марафона, я начал читать кучу форумов, смотреть ролики на youtube.com и осознал, что восстановить велосипед вполне реально, в том числе по деньгам, и что главное, я хочу этого. Плюс к этому, было бы неплохо иметь шоссейник, а шосейник совмещающий в себе красивый ретробайк еще лучше.

Читайте также:  Как сделать электрический велосипед

В инете нашел макет родных наклеек. Снял размеры на раме и прямо в MS Paint написал размеры в мм. И именно в таком виде выслал в рекламное агентство.
Они за три дня сделали очень качественные наклейки, с хорошими цветами. За что им большое спасибо.

Отвез наклейки и краску на СТО и началось томительное ожидание. Спросил у Димы мастера: «Хорошо же получится?» на что он мне ответил: «Получится заиб..то» (лексика сохранена) и оказался прав! )))

Наклеки клеятся на краску, а уже после наносится несколько слоев лака на всё (раму и наклейки).

Так как черные втулки выбивались из задумки, то их пришлось поменять на втулки белого цвета на промышленных подшипниках (Novatec D041SB):

Колеса с белыми втулками

Покрышки
Слики Kenda Kwest

Общий вид колес с покрышками

Общий вид велосипеда

А вот так велосипед уже стал приобретать должный вид (седло будет другое, на руле будут современные переключатели и белая обмотка)

На AliExpress отхватил за даром качественное седло со скидкой 85%

Там же за копейки заказал два комплекта обмотки на руль.

Там же заказал недорогие оригинальные легкие педальки.

И вот после долгого, томительного ождиния настал тот день, когда Слава мне просто скинул фотку.
Как оказалось в этот день с утра к нему пришли все недостающие детали (каретка, шатуны, система, кассета, переключатели, моноблоки и т.п.). Всё Shimano Sora. За несколько часов было собрано сие чудо.
Разумеется я незамедлительно выдвинулся в БайкСервис, чтобы ощутить, увидеть, сесть.
В этот день, к сожалению, обкатать не получилось, шел дождь.
А вот на завтра.

36.
Катнул в обеденный перерыв минут 40.
Первые впечатления по асфальту и по равнине прет как пуля. Временами даже старшно, особенно когда осознаешь, что тормоза в непривычном для руки месте (все таки ездил несколько лет только на MTB). Едет бесшумно и быстро! Если ранее часто употреблял выражение — «Звук шин и шум ветра в ушах», то тут, за счет сликов, только шум ветра в ушах ))). Под гору на небольших неровностях загривком ощутил, что шоссейник с его скоростями и жесткостью ошибок не простит! Если горный хардтейл, может сглотнуть твою неточность (съезд с края асфальта, или попадание в выбоину), то шоссер к этому критичен.
Я доволен как мамонт. Реализовалось именно то, что я представлял у себя в голове. Внешним видом доволен на все сто! К вождению еще нужно привыкать.
Иcпытал самые положительные эмоции!

Ну вот прошло еще несколько дней обкатки. Впечатления остаются только положительными. Привык к переключателям, тормозам и рулю, стал себя увереннней чувствовать. Скорость разгона и передвижения продолжает впечатлять. Для передвиждения по гладкому асфальту, это конечно тот велосипед, который нужен. Съездил на первое ТО после сборки, Слава поднастроил переключатели, все работает как часы. Взвешали, оказался — 11 800 грамм. Все же, в сравнении с моим MTB GT Karakoram Elite 2014 кажется пушинкой ))). Очень приятно брать в руки когда поднимаешься на этаж, все утонченное. Не терпится испытать по трассе на дальняк. Полная стоимость проекта 500 долларов.

Круто получилось, завидую.
И кстати сборка руками вышла не дороже (если действительно 500 баксов) заводского байка, вопреки распространенному мнению. Что тоже должно радовать

Эээ с чего вдруг? Весьма приближен к оригиналу

8 легендарных советских велосипедов, на которых катался и стар, и мал

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Тахион»

Это был настоящий спортивно-шоссейный велосипед, который выпускали на велосипедном заводе города Харькова. История «Тахиона» насчитывает более 10 лет, поскольку выпускался он с 1981г. по 1992г. Для его создания применялся ряд зарубежных разработок и компонентов, а также алюминиевые сплавы и титан. Такие технологии позволили производителю добиться веса изделия в 9,5 кг.

Было разработано 9 моделей «Тахиона», которые предназначались для шоссейных либо трековых гонок. За все время, пока существовала марка, было выпущено всего 400 велосипедов, которые имели различные технические параметры. К сожалению, обычные люди не могли себе позволить этот дорогой велосипед, поскольку он целенаправленно создавался для участия в гонках и имел стоимость 6500 рублей.

2. «Зич-1»

На авиационном заводе им.Чкалова выпускался велосипед «Зич-1». Он был настолько хорош, что вскоре стал предметам мечтаний почти всех детей 40-х годов, поскольку он являлся наиболее технически совершенным (и, кстати, дорогим) среди аналогов того времени. Столь дорогую покупку могли себе позволить лишь представители партийной номенклатуры, научной интеллигенции, а также крупные военные чины.

Первый «Зич-1» появился в 1946г. и сразу стал культовым. Многие велолюбители оценивают его, как лучший за период 30-х – 70-х годов. Он не только имел оригинальный на то время дизайн, но и был оснащен ручными тормозами и устройством для переключения скоростей. Кроме того на переднем крыле «Зич-1» находилась фара, которая питалась за счет небольшого генератора.

3. «Спутник»

Во многих советских семьях был именно такой велосипед. «Спутник» выпускали в 60-х – 70-х годах на Харьковском велосипедном заводе, а затем он расходился по магазинам всей страны.На «Спутник» устанавливались дюралевые либо стальные обода, усиленные педали, тормоза с симметричной тягой, улучшенные переключатели скоростей, руль спортивного типаЭтот легкодорожный велосипед считался мужским. В комплекте шли: насос, звонок, а также сумка с набором инструментов.

4. «Школьник»

Этот велосипед выпускался с 1956г. на Горьковском велосипедном заводе и являлся самым популярным среди детей. «Школьник» с успехом продавался не только на территории СССР, но и во многих других социалистических странах.

Ранние модели, рассчитанные для мальчиков, имели раму закрытую, а со временем от такой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда обладала свободным ходом, руль имел увеличенный вынос, а мягкое сидение было с жестким каркасом.

5. «Аист»

Эта марка велосипеда оказалась настолько удачной, что и сейчас выпускается и является популярной у пользователей. «Аист» отличает простота конструкции и легкость в ремонте. Сейчас велосипеды этой марки выпускаются белорусским заводом «Аист». Сейчас разработано много модификаций и типов, таких как шоссейные, горные, дорожные, детские и пр.

6. «Москва-80»

Название велосипеда говорит само за себя, поскольку он был создан в канун проведения в СССР олимпиады в 1980г. Предполагалось, что именно на них должна была выступить на соревнованиях советская сборная, однако позднее этого так и не случилось. Знатоки говорят, что «Москва-80» были лучшими моделями 70-х – 80-х годов.

Велосипед был изготовлен с применением отечественных алюминиевых и титановых сплавов. Вес модели едва превышал 8,0 кг, что является оптимальным для велогонок. Именно на велосипедах марки «Москва-80» ездили такие сборные команды таких стран, как Киргизия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Украина.

7. «Орленок»

Этот велосипед считался культовым среди подростков 50-х. Он выпускался в Литовской ССР на Шуляйском велосипедно-моторном заводе. Конструкция «Орленка» была очень удачной для перехода от совсем детских велосипедов к взрослым моделям. За счет сверхустойчивого заднего колеса и уникальной конструкции рамы, которая не предусмотрена в других моделях этого класса, «Орленок» зарекомендовал себя, как самый надежный велосипед для детей 7-12 лет.

Читайте также:  Как отрегулировать руль на велосипеде

8. «Урал»

Этот велосипед можно назвать неубиваемой классикой. Он был очень тяжелый и надежный: «Урал» не пугали большие грузы или бездорожье. Он комплектовался аптечкой, насосом и ремонтным набором. Прямо на раму можно было закрепить второе пассажирское сидение. Именно эти велосипеды часто можно видеть на дачах и в селах. Их хозяева утверждают, что такой надежности невозможно найти среди современных велосипедов импортного производства.

Тем, кто ждёт от велосипеда чего-то особенного, стоит обратить внимание на новый уницикл, который сможет освоить каждый .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Men’s Health. Журнал

Э то был рядовой советский «Старт-шоссе» Харьковского велосипедного завода, модель года 86-го. 30 лет для велосипеда — срок не то чтобы критичный, но мало кто проживает его без потерь. Чтобы кататься на таком ХВЗ без скрипа и скрежета, придется немного потрудиться, но зато почти весь апгрейд можно сделать своими руками.

Имей в виду, что все описанные манипуляции ты можешь произвести абсолютно с любым материалом, который окажется у тебя в руках, — будь то старая «Украина», позднесоветский «Салют» или подубитый маунтинбайк. В зависимости от количества узлов, которые подлежат замене, стоимость переделки будет колебаться в пределах 10–20 тысяч рублей. Зато к лету у тебя между ног окажется уникальный велосипед.

1. Рама

Даже если тебе досталась одна только рама, это уже повод взяться за дело. Главные требования к ней: не гнутая, не слишком ржавая, не слишком раритетная (к уникальным образцам полувековой давности наверняка будет трудно подбирать запчасти). Велосипеды ХВЗ сейчас в моде неспроста: есть неплохие шансы найти недостающие родные детали, плюс к ним подходит большинство современных узлов.

2. Рулевая колонка

Пожалуй, самая проблемная штука. Если велосипед активно эксплуатировался, этот узел, скорее всего, будет разболтан. Для начала ее нужно перебрать, поменять, возможно, подшипники, собрать, подтянуть. Все равно остается неприятный люфт? По-хорошему, надо менять все внутренности вместе с передней вилкой (либо на новые, либо на старые, но получше).

3. Крылья

Родные крылья редко доживают до наших дней в нормальном виде. Обычно попадаются ржавые, коцаные, битые, гнутые. Но если повреждения небольшие — смело бери в руки молоточек и, аккуратно выстукивая, выпрямляй вмятины и неровности. Это дело приятное, со сталью работать просто.

4. Усики

Усики для крыльев нужно либо искать сразу по размеру, либо укорачивать. Обрати внимание, как несимпатично в нашем варианте смотрится переднее крыло, сантиметров на 5–7 отходящее от покрышки. Его ждет доработка.

5. Колеса

Точно меняй на новые: старый обод испортит общий вид, да и во втулках ковыряться нет особого смысла. Кроме того, система переключения скоростей на заднем колесе — лишняя для тебя морока, и мы рекомендуем заменить ее надежной удобной планетарной втулкой (вроде 7-скоростной Shimano Nexus, как в нашем варианте).

6. Каретка и система

Удобнее, конечно, оставить на месте старые советские детали, но это железо, строго говоря, ненадежное. Правда, существует небольшая проблема: резьба в кареточном стакане не совпадает с резьбой современных кареток. Есть два пути ее решения: забежать с рамой в любую веломастерскую, чтобы там нарезали нужную резьбу; ввернуть новую каретку силой, чтобы она сама собой эту резьбу нарезала. Звездочка спереди потребуется одна (в оригинале их две, вторая крепится на болтах и легко отвинчивается), так как вопрос переключения скоростей в нашем случае решен планетарной втулкой.

7. Тормоза

Если родные тормоза совсем вышли из строя (первыми умирают пружинки), то сначала поищи такие же на замену. Летом — поройся на велоразвалах в Сокольниках, а лучше — прямо сейчас на «Авито» и прочих интернет-барахолках. Новые клещевые тормоза тоже можно установить, но придется примеряться и искать наиболее подходящую под старую раму модель. Тросики к ним точно нужны новые, а ручки на руле — это уже на твое усмотрение: либо родные ретро, либо из магазина.

8. Седло

Круто, если тебе досталось оригинальное кожаное седло, — на нем и будешь кататься. Проблема может быть в разболтанном креплении к подседельному штырю, но она решается простой заменой. Выбираешь новое седло? Идеальный вариант для катаний по городу — опять же кожа (Brooks, например). Кожа долговечна, хорошо держит форму, но при этом не сильно пережимает кровеносные сосуды сам знаешь где. Подседельный штырь тоже лучше иметь оригинальный: он на пару миллиметров тоньше современных стандартных, так что новую трубку придется слегка стачивать напильником (ну или у знакомого на токарном станке за бутылку портера).

9. Руль

Выбирай его под любимый хват, под удобную посадку — установи хоть оригинального «барана», хоть прямую палку от маунтинбайка. Не забудь, что на руле, кроме тормозных ручек, будет еще и переключатель скоростей. Грипсы сейчас можно найти на любой вкус — под цвет рамы, под цвет седла, под цвет лица.

Покрасить раму и крылья несложно и самому. Зашкурить, обезжирить, подвесить на свежем воздухе, покрыть грунтовкой из баллончика, потом краской и финальный слой — лаком (все это тоже из баллончиков). Лень возиться — отдай в мастерскую, покраска велорамы дело недорогое. Предпочтение отдавай порошковой краске, она надежнее.

Редакция благодарит мастерскую Kustom Garage за помощь в подготовке материала.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Если сейчас от разнообразия марок и видов исполнения велосипедов рябит в глазах, то в советское время все было не так. Основная масса советских велосипедистов пользовались обычными односкоростными моделями дорожных велосипедов. Среди взрослых самыми популярными были: “Урал”, “Минск”, “Украина” и “Десна”. У детей были: “Орленок”, “Школьник”. Среди складных моделей выделялись “Салют” и “Аист”.

Взрослые велосипеды с 28” колесами

Интересно, что, за почти полувековую послевоенную историю конструкция советских дорожных велосипедов практически не изменилась.

Менялась форма руля, манера исполнения сидений, форма колесного обода, но, в общем, это был все тот же советский дорожный велосипед. Даже запчасти были взаимозаменяемыми. Поэтому, часто можно было увидеть старые модели с какими-то новыми “вставками”.

Велосипед из СССР

Чаще всего это были новые колеса или крылья. Менялись также педали или седло. Происходило это не так часто, ведь качество исполнения советских двухколесных машин было на очень высоком уровне. Правда, ближе к 80-м, стали изготавливать крылья из более тонкого и непрочного материала, хуже стали педали.

По мнению многих велосипедистов, самым комфортным для езды был велосипед производства Минского мотовелосипедного завода. В плане надежности в эксплуатации лучшим считался “Урал”. А вот велосипеды производства ХВЗ, которые до 70-х годов считались одними из лучших, в последующие годы сильно сдали в плане качества изготовления и стали менее популярными у любителей “крутить педали”. Это было тем более удивительно, ведь по цене они были на 10-15 рублей дороже белорусских.

Из компоновки можно было отметить, что все они были довольно похожими внешне. Тонкая рама, пара полноценных крыльев, обязательный багажник и вес в районе 15 кг. Велосипеды с колесами размером 28” были самыми распространенными, можно сказать, что их количество было гораздо большим, чем дамские и складные (20”, 24” и 26”) вместе взятые. Большой размер колес позволял комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях, при разных дорожных покрытиях и при езде на расстояние в несколько километров. Проблемы начинались только при затяжных подъемах. Здесь была бы очень кстати функция переключения передач (что такое редуктор с планетарным переключением передач у дорожных велосипедов в нашей стране никто даже и не знал). В таких случаях велосипедист спешивался и шел, наслаждаясь окружающим пейзажем.

Читайте также:  Трос переключения передач на велосипеде

При движении по ровной дороге средняя скорость движения, обычно, составляла 20 км/ч. Некоторые разгонялись до 25-30 км/ч, но такую скорость поддерживать долгое время было невозможно (да, и спидометров на велосипедах в то время не было). Другое дело — ехать с горки! Это было мечтой каждого велосипедиста, так же, как и езда по ветру.

Все тормозные системы были ножной барабанной конструкции (движение педалей назад), что было очень удобно и интуитивно понятно. Проблемы начинались в тот момент, когда спадала цепь, на которой и была поставлена вся конструкция. Было много случаев, когда при спуске с горы, спавшая цепь приводила к серьезным травмам велосипедиста и даже смертельным исходам. Также отличались по количеству зубьев задние звездочки (обычно, 17 или 19), что при большем числе давало возможность более легкого хода. А вот в “Минске” устанавливалась передняя звездочка с 46 зубьями вместо привычных 48. Если к этому добавить улучшенную конструкцию каретки, то становится понятным, почему эти велосипеды считались лучшими в ходу.

Такие аксессуары, как спидометры, зеркала и подножки не входили в заводскую комплектацию. Но, то что касается последних, их часто можно было приобрести отдельно и установить. Так “железный конь” приобретал более благородный вид, да и решалась проблема с парковкой в пустынном месте, где было не к чему прислонить свой транспорт.

Велосипеды для подрастающего поколения

Обычно, это были модели с размером колес от 20” до 24”, более низкой рамой, или скошенной, как у “дамки”. Это делалось из соображений безопасности, так как подростки, только постигающие азы вождения, чаще падали или теряли равновесие. Также из-за меньшего роста, непрямая посадка была для них более приемлемой.

Одним из самых популярных был “Школьник”, предназначенный для детей 10-13 лет, который начали выпускать еще в далеком 1956 году и перестали только с развалом Союза. Он имел 20-дюймовые колеса и открытую раму, хороший запас регулировки руля и защитный щиток для цепи. Это было очень актуально для подростка, ведь штанина, попавшая в цепь могла вызвать состояние глубокого шока и привести к травмам. Весил он около 10 кг и считался очень надежным транспортным средством.

Детям постарше, обычно, покупали “Орленок” литовского производства, который имел оригинально изогнутую раму и 24-дюймовые колеса. Двухцветное исполнение седла, простая форма руля и качественная сборка делали его неизменным другом детей во время летних каникул.

Складные велосипеды

Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).

Велосипед «Аист», «Десна» складной

Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.

“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.

А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.

Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.

Детские трехколесные велосипеды

Совсем маленьких детей учить езде даже на подростковом велосипеде было невозможно и, даже опасно. Поэтому, трехколесные велосипеды с прямым приводом на колесо были излюбленным транспортом всех детей Советского Союза.

Трехколесный велосипед из СССР

Несмотря на простую конструкцию, они были очень надежными и долговечными и часто передавались в семье от старшего к младшему, или к соседям. Ни руль, не седло здесь не регулировались, переднее, приводное, колесо было немного большего диаметра, была также задняя осевая балка рамы. На таком транспорте выросло не одно поколение советских детей, некоторые продолжали ездить на них даже когда вырастали (становясь на подножку сзади и отталкиваясь второй ногой от земли).

Спортивные и туристические модели

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

“Спутник” — был промежуточным вариантом между спортивной и туристической моделями. Имел изогнутый руль и хороший накат, позволяющий “выжать” из него до 35 км/ч. Седло при этом было обычного, дорожного типа. Был также недешевым по цене, но, имел расширенный комплект поставки: зеркало, насос и набор инструментов.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

Ссылка на основную публикацию