Скоростной спуск на велосипеде - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Скоростной спуск на велосипеде

Как выполняется спуск с горы на велосипеде

5 минут Автор: Андрей Смирнов 648

Спуск с горы на велосипеде может быть травмоопасным, если не соблюдать правила техники безопасности. Конечно, велосипедистам-новичкам стоит сначала попрактиковаться на ровной местности, а затем уже приступать к спускам и подъемам. Кроме того, нужно уметь распределять свой центр тяжести на велосипеде и быть уверенным в исправности всех механизмов.

Правильная посадка на велосипеде

Во время езды на велосипеде, особенно на крутом спуске, нужно максимально использовать возможности собственного тела, чтобы удержать транспорт в равновесии. Не стоит хвататься за руль или напрягать спину. Правильная и безопасная посадка включает 3 основных пункта:

  • центр тяжести велосипедиста;
  • положение рук и корпуса;
  • положение ног на педалях.

При спуске с крутой горы нужно учитывать, что центр тяжести велосипеда будет смещаться вперед, и его необходимо уравновесить. Таз велосипедиста должен находиться над заднем краем седла либо даже смещаться к заднему колесу. Если переднее колесо начинает водить из стороны в сторону, нужно немного вернуться вперед.

Корпус наклонен вперед, руки согнуты в локте под острым углом и мягко лежат на руле. На прямом спуске ноги стоят на педалях параллельно земле, чтобы не задеть ими возможные кочки. Конечности не должны быть зажаты в суставах, чтобы была возможность амортизировать на камнях или других неровностях грунта.

Работа тормозов на спуске

Исправность тормозов проверяют перед спуском. Считается, что в такой ситуации нельзя использовать передний тормоз, иначе можно упасть с велосипеда. На самом деле, во время движения вниз понадобится работа и переднего, и заднего тормозов.

Когда велосипед спускается вниз, основная его масса приходится именно на переднее колесо. При блокировке только заднего остановить движение не получится, поскольку оно практически не контактирует с поверхностью. Именно поэтому для остановки используется передний тормоз, а задний необходим для плавного движения.

Чтобы затормозить на спуске, необходимо выполнить несколько действий:

  • переместить центр тяжести максимально назад;
  • зажать задний тормоз и плавно срабатывать передним;
  • на нужной скорости сместиться обратно вперед и продолжать движение.

При торможении нужно прислушаться к звукам из-под колес. Если слышно шипение, колеса прочно заблокированы тормозами и не крутятся, а смещаются по грунту. В таком случае необходимо ослабить тормоз.

Повороты на спуске с горы

Спуск с ровной горы на велосипедах — это нетрудная задача, если уметь держать равновесие. Намного сложнее научиться управлять на крутых поворотах, особенно если гора крутая. Существует алгоритм действий на серпантине:

  • В повороте не нужно бояться наклонить корпус внутрь. Наружная нога при этом упирается в педаль.
  • Внутренняя стопа стоит на педали в верхнем положении, чтобы не зацепить землю при наклоне.
  • Глаза направлены на дорогу, а препятствия нужно стараться замечать боковым зрением.

Самое важное — научиться не концентрировать взгляд на ближайших метрах, а смотреть на дорогу в перспективе. Если на пути встречается препятствие, стоит повернуть голову по траектории движения, то есть не рассматривать камень или кочку. Так движение со спуска будет более плавным, а действия — уверенными.

Важные советы и рекомендации

Новичку важно знать заранее, как подготовиться к путешествию по неровной трассе. На пути могут встретиться спуски и подъемы, препятствия в виде песка или гравия, а также другие трудности. Перед выездом стоит ознакомиться с простой памяткой, которая поможет предотвратить неприятности.

  1. Лучше ездить в компании единомышленников, особенно если дорога проходит через живописные, но малолюдные места.
  2. Маршрут стоит проложить заранее и оставить схему кому-либо из товарищей, чтобы в случае травмы можно было отправить помощь. В горной местности не всегда есть возможность воспользоваться телефоном.
  3. Обязательно брать рюкзак с укомплектованной аптечкой.
  4. В горы опасно ездить без специальной защиты, особенно без шлема.

Главное правило — вовремя оценивать свои возможности и навыки езды на велосипеде. Если они оставляют желать лучшего, стоит попрактиковаться на ровном спуске. Его оптимальная длина — 10 м, а в конце должна быть ровная прямая для торможения. Когда урок усвоен, можно постепенно увеличивать сложность трассы и угол спуска, а также добавлять повороты.

Одним из самых сложных испытаний в велоспорте считается даунхилл, он же скоростной спуск с горы. Участники приходят в этот вид спорта хорошо подготовленными, как и их велосипеды. Типичная трасса состоит из крутых спусков, резких поворотов и препятствий, и проходить ее нужно на высокой скорости. Новичок или любитель с этой задачей не справятся, но спуститься с невысокого ровного холма им будет вполне под силу.

Как обучиться технике скоростного спуска на велосипеде

Любой подъём всегда завершается спуском. Особенно, если это скоростной спуск на велосипеде. Он подарит незабываемые ощущения, от которых не сможет отказаться большинство велосипедистов. Но при этом нужно постараться не только остаться целым, но и пройти спуск стильно и грациозно. А для этого потребуется в совершенстве овладеть техникой скоростного спуска на велосипеде.

Техника скоростного спуска на горном велосипеде.

Трасса для даунхилла обычно представляет очень крутой каменистый склон по пересечённой местности. Для новичков возможность проехаться по такой трассе выглядит, как самоубийство. Но, если по склону можно спуститься пешком, то с него однозначно можно съехать и на велосипеде. Возможно поначалу вам это покажется невероятным, но это так.

Покрышки для даунхилла.

Если вы рассматриваете колёса велосипеда для даунхилла с точки зрения обычной обуви, то тогда можно сказать, что вы начинаете понимать концепцию скоростного спуска. При ходьбе по ровной поверхности пятка соприкасается с землей и поглощает удар. Остальная часть стопы следует за ней. Свод стопы изгибается, масса вашего тела переносится вперёд на подъём свода стопы и ваши пальцы отталкиваются, чтобы сделать следующий шаг. По сути ходьба является контролируемым падением. Скоростной спуск на велосипеде это практически то же самое — контролируемое падение.

Во время спуска динамика ходьбы остаётся практически такой же. Большую часть нагрузки приходится на четырёхглавую мышцу. При сгибании колена четырёхглавая мышца выполняет эксцентриковое контролируемое снижение, то есть по сути отвечает за торможение. Нога, как и колесо на велосипеде, продолжает двигаться вперёд. А тормоза контролируют скорость, с которой вы катитесь. И если вы не допускаете заноса — грубейшей ошибки, лишающей велосипед управляемости, то проходить трассу на велосипеде не сложнее, чем спускаться пешком.

Тормоза для даунхилла.

Хорошие навыки торможения помогают во время скоростного спуска. Так как передний тормоз самый мощный, если не рассчитать усилие и нажать на него слишком сильно, то можно перелететь через руль. Но тем не менее, при условии сохранения правильной посадки на велосипеде, вы можете и должны одновременно пользоваться обеими тормозами. Для получения дополнительной информации читайте руководство по правильному торможении на велосипеде.

Удержание равновесия.

Во время скоростного спуска из-за действия сил гравитации велосипед стремится вперёд. Но важно научиться «мягко сопротивляться» этому. Нужно уметь стремительно мчаться вперёд и при этом не перевернутся через руль.

Распределение веса назад: Во время скоростного спуска старайтесь сместиться максимально назад, но не переусердствуйте, чтобы не ухудшить управляемость велосипедом. Если переднее колесо начинает водить из стороны в сторону, то вы наверное слишком сильно отклонились назад. Это больше заметно на велосипедах с хорошей амортизационной вилкой, которые более капризны в управлении. Обязательно отрегулируйте вилку под себя.

Держитесь как можно ближе к земле: Чтобы улучшить динамику движения на велосипеде, постарайтесь прижаться максимально близко к велосипеду. Подвеска велосипеда способна смягчить удары во время скоростного спуска, но самым эффективным амортизатором является ваше тело. Старайтесь согнуть руки под углом, немного превышающим 90 градусов, и не держитесь за руль слишком крепко. Только с расслабленными мышцами вы сможете добиться максимальной маневренности. Но как понять — правильно ли держите руль? Попробуйте постучать пальцами по рулю. Если у не получается, то вы держите руль слишком сильно.

Даже, если велосипед оснащён хорошей подвеской, то всё равно постарайтесь расслабить ноги, чтобы они легко переносили удары. На хардтейле этот фактор имеет даже большее значение. Чтобы вы могли хорошо противостоять ударам, сместите свой вес назад, удерживайте седло бёдрами, согните и расслабьте колени.

Удерживайте правильное положение стоп: Ваши стопы должны находится на 3 или 9 часов, что является идеальным положением, за исключением участков прохождения крутых поворотов. В таком положении стоп обеспечивается максимально устойчивое равновесие и максимально быстрая реакция путём смещения веса тела вперёд и назад или из стороны в сторону.

Правильное использование тормозов: Кроме балансирования на велосипеде, не менее важным фактором при управлении велосипедом во время скоростного спуска является грамотное управления тормозами. Вы решаете, когда нужно притормозить, а когда наоборот лучше пройти участок на максимальной скорости.

Правильный выбор маршрута движения: Основная ошибка новичков при выборе маршрута движения заключается в том, что они больше смотрят на те места, которые нужно объехать, чем на по направлению движения. Мысленно проложите маршрут и сосредоточьтесь на нём. Всегда смотрите вперёд, чтобы вы заранее могли увидеть приближающуюся опасность. Направляйте свой взгляд параллельно верхней трубе. Запомните, что для успешного совершения манёвра вы должны заранее о нём подумать. Определив все преграды, поджидающие вас впереди, вы сможете добиться оптимального равновесия на велосипеде.

На какие опасности следует обращать внимание? Это зависит от уровня вашего мастерства. Бревно, которое может стать серьёзной преградой для одного велосипедиста, для другого — всего лишь весёлым трамплином. Старайтесь обращать внимание прежде всего на голые камни, глубокий песок, воду, влажные корни, брёвна, других велосипедистов, туристов и на представителей животного мира — медведей, оленей, грызунов или змей.

Испытанный метод определения опасностей впереди: во время скоростного спуска то смотрите впереди себя на 15 или 20 метров, то переводите свой взгляд на переднюю покрышку. Действуя таким методом, вы сможете получить максимум информации.

Читайте также:  Велосипед участник дорожного

Не едьте слишком быстро: Наверное вы хотите промчаться на сумасшедшей скорости с ветерком, получить огромный заряд адреналина. Это естественно, ведь в этом и заключается вся привлекательность даунхилла. Но учтите, что вы не единственный на трассе. Вам придётся резко тормозить, если неожиданно появится другой велосипедист или ничего не подозревающий турист. Если вы не успеете остановиться, то ваш спуск закончиться аварией и травмами. Это не означает, что вы не должны ехать быстро — это просто означает, что вы должны научиться контролировать свою скорость.

Большинство начинающих гонщиков во время скоростного спуска едут настолько быстро, насколько это возможно, и практически не задумываются о тормозах. Почти все они рано или поздно вылетают с трассы и вынуждены на собственном опыте осознавать, что нельзя снизить скорость только с помощью тормозов. Каждый опытный гонщик знает, что сохранить максимальный контроль над велосипедом можно только, если использовать особенности местности.

Высший пилотаж.

Чувствуете себя опытным гонщиком? Только самые опытные велосипедисты могут использовать самую продвинутую технику даунхилла — спуск по скалам или по отвесным обрывам. Если вы уверены в своих силах, то применяйте те же правила скоростного спуска, но с небольшими особенностями:

  • Сместитесь максимально назад, а также постарайтесь втянуть свой живот.
  • Согните руки и прижмитесь максимально к велосипеду.
  • Полагайтесь на оба тормоза, но главным образом на задний тормоз, так как иногда, чтобы резко ускориться, вам придётся быстро отпустить передний тормоз.

Техника скоростного спуска на шоссейном велосипеде.

Вы увидели дорожный знак, предупреждающий о затяжном крутом спуске? Отлично! Переключите передачу на повышенную, наклонитесь вперёд и начинайте ускоряться. Чтобы совершить скоростной спуск на шоссейном велосипеде, во-первых вы должны быть уверенными в своём велосипеде, а во-вторых строго придерживаться техники безопасности. Перед тем, как продолжить читать дальше, убедитесь, что вы усвоили информацию выше, так как при спуске на шоссейном велосипеде используются практически те же навыки, чтобы и при даунхилле на горном велосипеде.

Уровень комфорта и способность ездить на велосипеде.

Некоторые велосипедисты предпочитают ехать максимально быстро на пределе своих возможностей, другие же просто едут, соизмеримо со своей физической формой. Вам выбирать с какой скоростью вам ехать. Также отчасти это зависит от вашей генетики, уверенности в своих силах и уровня натренированности. Чем уверенней вы управляете велосипедом и чем больше уверены в нём, тем более комфортно вы будете себя чувствовать во время скоростного спуска.

Покрышки для скоростного спуска

Обычно силе сцепления на шоссейном велосипеде не уделяется столько внимания, как на горном. А последние достижения в области производства шоссейных покрышек не дают повода усомнится в их надёжности. Тем не менее, всегда внимательно смотрите на дорогу, чтобы не столкнутся с внезапно возникшим препятствием.

Как правильно себя вести на участках с низкой силой сцепления:

Песок и гравий: Если на участке с низкой силой сцепления нажать на тормоза слишком сильно, то можно легко потерять равновесие на велосипеде, что может привести к аварии. Если у вас ещё есть время затормозить, то перед тем, как сделать это, сместите свой вес назад. Но при прохождении сложного участка вес вашего тела должен быть сконцентрирован впереди, а стопы располагаться так, как было рассказано выше. Подготовьте своё тело к удару. Удерживайте руль надёжно, но не слишком крепко. И как только достигните места с плохой силой сцепления ни в коем случае не трогайте тормоза. Избегайте также соблазна выставить ногу для стабильности — это верный путь к аварии. Не паникуйте. Просто думайте, что плывёте над сложным участком. Главное сохранить равновесие и стабильность, что позволит безопасно преодолеть сложный участок. После того как участок с песком или гравием успешно пройден, при необходимости вы можете снизить скорость.

Проволока, коробки, банки и другой мусор: Вы должны научиться справляться с мусором на дорогах. Лучшая защита — это нападение. Внимательно следите за дорогой впереди и высматривайте мусор. Очень легко, особенно на длинных спусках, увлёкшись наслаждением от высокой скорости и ветра в лицо, забыть обо всём на свете. Но не позволяйте этому случиться! Но даже, если вам на пути встретился мусор, то самое лучшее, что вы можете сделать в этом случае, так это немного подпрыгнуть или же просто переехать мусор. В любом случае ослабьте хват руля и немного приподнимитесь с седла. Если же мусор всё таки привёл к аварии, то всё равно расслабьтесь и продолжайте катиться по инерции. Не разводите руки в стороны, так как это может принести больше вреда, чем пользы.

Тормоза.

Возможно, основное правило, о котором нужно обязательно помнить во время скоростного спуска на шоссейном велосипеде — когда не следует использовать тормоза. Старайтесь не держать руки на тормозах, потому даже лёгкое нажатие на тормоза в неподходящий момент может нарушить равновесие или сбить с намеченной траектории движения. Старайтесь нажимать на тормоза легко, переносите свой вес назад и пользуйтесь в равной степени обеими тормозами.

Удержание равновесия.

Как и в случае с горным велосипедом, чем круче спуск, тем дальше вы должны сместиться назад. Повышение давления на заднее колесо помогает тормозить и проходить повороты. Убедитесь, что вы не слишком крепко удерживаете руль, а кисти рук расположены точно рядом тормозными ручками. Во время скоростного спуска вы должны быть уверенными, что тормоза вас не подведут.

Во время прохождения поворотов старайтесь прижимать ногу и отклоняться в сторону поворота. Также можете отклонить колено, но старайтесь при этом держать локти на уровне головы и плеч. Это поможет сохранить сцепление с дорогой.

Итоги.

Если вы будете пользоваться всеми вышеизложенными приёмами, то сможете с удовольствием и, что самое главное, безопасно, проходить скоростные даунхиллы. По мере приобретения опыта и навыков вы сможете без труда удерживать равновесие, полностью контролировать велосипед и при этом на сто процентов наслаждаться скоростным спуском.

Даунхилл. Снаряжение и велосипед. Начинающим и особенности

Даунхилл в переводе с английского означает «вниз с холма». Это одна из разновидностей экстремального велосипедного спорта, подразумевающая собой скоростной спуск по горному склону с преодолением трамплинов, поворотов и прочих препятствий.

При такой несложной сути даунхилл сопряжен со значительными опасностями. Скорость, которую развивает спортсмен, достигает 40 км/ч, а средний показатель перепада высот равен 80 м. Поэтому подобное занятие подходит лишь для гонщиков-профессионалов, виртуозно владеющим техникой управления велосипедом и обладающим отличной физической формой. Да и они зачастую получают травмы в виде синяков, ссадин и переломов. Кроме того, тот, кто занимается даунхиллом, должен обладать большой силой и выносливостью, ведь на организм при таком спуске ложатся огромные нагрузки. Да и сам велосипед весит почти 20 кг.

Историческая справка

Впервые гонка в дисциплине даунхилл состоялась в 1976 г. в г. Фэйрфакс, штат Калифорния. Для нее была оборудована трасса, получившая название «Repack Road» вследствие того, что после спуска по ней подшипники велосипедов практически приходили в негодность.

В то время в гонках участвовали два вида байков:
  • «Неуклюжие».
  • «Велосипеды почтальона».

И те, и другие были оборудованы ножной тормозной системой и имели баллонные покрышки низкого давления.

Спустя 3 года после первой гонки, ее организаторы и участники Чарли Келли и Гари Фишер открыли совместное предприятие, производившее маунтинбайки — горные велосипеды. В результате название «маунтинбайк» стало именем отдельной спортивной дисциплины.

Горные велосипеды пользовались большим спросом, особенно в 1980-х гг. А специальные байки, предназначенные для даунхилла, поступили в массовое производство в 90-х гг. Их конструкция включала множество инноваций: двойную корону амортизационной вилки, дисковые тормоза, задний амортизатор.

Большое значение для развития дисциплины имел первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship, состоявшийся в 1990 г. в г. Дуранго (Колорадо). С него можно вести отсчет крупных соревнований. На даунхилл стали обращать внимание профессионалы из других велосипедных дисциплин, многие даже перешли в него.

Особенности

Вначале следует сказать о трассе. Традиционно для скоростного спуска используется склон большой протяженности с различными естественными препятствиями, как то:
  • Ямы.
  • Каменные насыпи.
  • Корни деревьев.
  • Резкие повороты.

Дополнительно он может быть оборудован искусственными преградами. Перепады высот при этом варьируют от 0,5 до 2 км.

Даунхилл может иметь место и в городских условиях. В этом случае трассой выступает весь городской рельеф: автомобильное шоссе, тротуары, ступеньки. Средняя скорость гонщика на спуске равняется 36 км/ч, а максимальное значение достигает 60.

Необходимое снаряжение

Обмундирование гонщика — это не только атрибут соревнований, но и обязательное условие для защиты здоровья, а порой и жизни. Правильно подобранная амуниция способна уберечь спортсмена от серьезных увечий.

Снаряжение для даунхилла включает:
  • Шлем типа «фулл-фейс», защищающий лицо, голову и челюсть велосипедиста.
  • Широкие очки, предотвращающие попадание в глаза пыли, мелкого мусора и насекомых.
  • Специальные перчатки. Их задача — отводить влагу и защищать кисти рук.
  • Велосипедный костюм со специальными шортами типа «памперс» для удобной посадки, а также наколенниками и налокотниками, уберегающими от травм при падениях.
  • Щитки для ног, препятствующие попаданию под костюм мелких камней.
  • Кроссовки с жесткой подошвой.
Велосипед для даунхилла

Тот же самый горный, но имеющий определенные особенности, связанные со спецификой скоростного спуска:
  • Рама особой геометрии, усиленная в самых важных углах. Это связано с тем, что гонщик на велосипеде много прыгает через препятствия. Материал изготовления рамы — алюминий, сталь, титан.
  • Передняя подвеска с диапазоном до 20 см, а задняя — до 25 см, что смягчает удары во время езды. Амортизированная вилка имеет одну или две короны.
  • Широкие усиленные обода колес диаметром 26 дюймов. Такие колеса очень прочные, устойчивые и, соответственно, тяжелые. Чтобы повысить безопасность обода, его оснащают множеством спиц.
Читайте также:  Классический английский велосипед
Некоторые профессиональные гонщики предпочитают байки с колесами по 29 дюймов, именуемые найнерами. Их достоинства в следующем:
  • Широкие покрышки с агрессивным узором протектора. Это обеспечивает надежную сцепку колес с поверхностью.
  • Широкий руль, облегчающий управление агрегатом.
  • Гидравлические дисковые тормоза, обеспечивающие надежное и безопасное торможение.
Ключевые навыки для даунхиллера

Всех, кто смотрит на несущегося по склону гонщика и думает: «Я тоже так смогу» придется разочароваться. Мастерство скоростного спуска приобретается годами. Важно не только уметь управлять байком, но и правильно дышать, правильно крутить педали, а также рационально распределять вес своего тела.

Тем, кто пожелал освоить даунхилл, могут пригодиться рекомендации опытных гонщиков:
  • Прежде всего следует научиться быстро съезжать вниз без рывков и постоянного дергания тормозной ручки.
  • Приближаясь к препятствию, не нужно напрягать руки и плечи, это поможет уберечь позвоночник.
  • Необходимо освоить правильную технику регулировки скорости (ее увеличение на повороте) и постановки ног на педали. Включать пониженную передачу следует медленно, не останавливая велосипед, а повышенную, наоборот, быстро. Навыки переключения скоростей должны быть отработаны до автоматизма. Если слишком медленно выбирать подходящую передачу, то можно не успеть адаптироваться к быстро меняющимся дорожным условиям.
  • Необходимо правильно выполнять торможение. Так, на повороте можно увеличить скорость, слегка притормаживая задний тормоз.
  • Чтобы не потерять контроль над своим транспортным средством, нужно всегда держать на тормозной ручке оба пальца.
Как освоить даунхилл

Для этого придется долго упорно работать. Трудности начнутся еще на подъеме к месту старта, ведь необходимо взобраться на велосипеде в гору, правильно дышать и при этом должным образом смещать вес тела. А там будет поджидать не менее трудный экстремальный спуск.

Как правило, на первых порах начинающие даунхиллеры делают одни и те же ошибки — часто сцепляют тормоза и рывками «сползают» по склону. Руки потеют, онемевают, что затрудняет управление байком. Поэтому первый навык, который необходимо приобрести на тренировках — научиться правильно и быстро ехать вниз по склону. Он вырабатывается только в результате систематических тренировок. Со временем получаться будет все лучше и лучше: вхождение в поворот сделается быстрее, а ноги будут стоять на педалях в верном положении — опущенная нога с внешней стороны поворота.

Начинающему необходимо запомнить на всю свою жизнь: начинать тренировки нужно на обкатанных трассах и только в сухую погоду. Чтобы ездить по мокрому склону, требуется быть асом даунхилла, иметь навыки, позволяющие не только виртуозно преодолевать препятствия, но и оказаться у подножия целым и невредимым.

Первые спуски лучше осуществлять с не слишком высоких и крутых холмов. Так новичку проще учиться притормаживать и оценивать свои возможности. Тем более, что без падений все равно обойтись не получится. Главное, сделать это падение максимально безопасным. Профессиональные трассы очень сложные, на них есть очень крутые спуски и отвесные участки, для преодоления которых нужно прыгать. Новичку это пока не под силу, поэтому рисковать не стоит, даже ради шампанского.

Даунхилл для начинающих сопряжен с феноменом, именуемым фактором страха. В этом нет ничего постыдного, недаром говорят, что ничего не боятся лишь дураки. Страх естественен и обусловлен природным инстинктом самосохранения. Но спортсмену-экстремалу необходимо научиться управлять этим чувством и контролировать его. Универсального способа победить свой страх не существует, каждый индивидуально работает в этом направлении. Однако совсем забывать про страх не стоит, чтобы не пополнить ряды погибших и покалеченных.

Сегодня даунхилл – один из популярнейших видов велосипедного спорта. В ряды гонщиков-экстремалов входят не только мускулистые парни, но и хрупкие девушки, не только 20-летняя молодежь, но и люди среднего возраста. Вероятно, что-то есть притягательное в том, чтобы лететь навстречу ветру с крутой горы. Но главные спутники, о которых нельзя забывать — это осторожность, постепенность и систематические тренировки.

Типы катания на горном велосипеде

В последние время активно возрастает интерес к новым видам велоспорта, которые развиваются как разнообразные способы проведения свободного времени на горном велосипеде. Мы решили немного поразмышлять о том, что же такое современный горный велосипед? Чем такой вид езды отличается от других, и чем отличаются велосипеды, которые при этом используются?

Наверное, этот небольшой экскурс может помочь ответить на следующие вопросы:

  • стоит ли пробовать такие занятия;
  • какой велосипед для этого нужно приобрести;
  • является ли езда на горном велосипеде экстремальным видом спорта, видом спорта на выносливость или просто активным видом досуга.

Итак, по порядку пройдемся по основным стилям катания и порассуждаем об их особенностях.

Кросс-кантри – первая разновидность езды на горном велосипеде, с которой мы начнем. В классическом определении это гонки на выносливость по пересеченным трассам или тренировки на таких трассах.

Экстремальным горным велосипедом кросс-кантри теперь не называют. Однако на трассах в горах бывают очень сложные технически участки с крутыми спусками по каменистым поверхностям. А когда перед таким спуском райдера ждет тяжелый подъем длинной несколько сот метров — это ли не экстрим? Гонщики, бывает, переживают падения, хотя, как правило, без получения серьезных травм. В основном все отделываются ссадинами и небольшими ушибами, в основном потому, что ездят в максимально облегченном виде, используя из защиты только легкий шлем.

Спортсмены, выступающие в этом виде спорта, выбирают очень легкие велосипеды. Облегченная рама из специальных алюминиевых, титановых или карбоновых труб, очень легкое оборудование — все это делает спортивный велосипед недешевым. Цена настоящего спортивного аппарата начинается от тысячи долларов.

Помимо переднего амортизатора в кросс-кантрийном велосипеде может присутствовать задняя подвеска, это помогает на спуске или просто на неровной поверхности (камни, корни). К тому же, задняя подвеска предохраняет суставы ног и позвоночник от перегрузок, поэтому она очень популярна в сверхдлинных марафонских гонках.

Двухподвесы стали особенно востребованными в последние годы, после того, как в амортизаторы стали встраивать функцию блокировки. Такой велосипед практически одинаково эффективно может вести себя и на спуске, и на подъеме.

Распространенное среди девушек мнение, что катание на велосипеде обязательно сделает ноги полными, в корне неверно, такие нагрузки сделают мышцы выносливыми и наоборот уберут лишний жир.

Когда-то у нас в России горный велосипед был распространен только как кросс-кантри. Постепенно именно на таких велосипедах люди пытались экстремалить — ездить с еще более крутых спусков или прыгать вниз с обрывов.

А еще кросс-кантри — самый распространенный у нас вид велоспорта. Не только потому, что он является самым доступным по цене, но и из-за особенностей природного ландшафта: настоящие горы есть не везде, но кататься в стиле кросс-кантри можно пробовать в любом загородном лесу или даже в крупном городском парке.

Скоростной спуск (Даунхилл) – на Западе Северной Америки с даунхилла начался горный велосипед. Увлеченные велосипедисты на склонах горнолыжных трасс или просто на неасфальтовых дорогах летом испытывали скорость, постепенно дорабатывая конструкцию велосипеда. Байки для спуска все эти годы становились все прочнее, в них увеличивали ход амортизаторов как впереди, так и сзади.

Сущность даунхилла — это скорость, скорость и еще раз скорость. Лучше всего ее можно почувствовать на специальных трассах и в больших горах, то есть там, где подъемники работают круглый год. Это всегда очень интересно: ускорение на максимальной скорости на более или менее прямом участке, вираж, перелет через кочки или прыжок с трамплина, и снова, снова — скорость. Да и люди, занимающиеся даунхиллом, отличаются от кросс-кантрийщиков тем, что они явно очень-очень любят очень-очень острые ощущения.

Это развлечение не из дешевых, добротный даунхилльный велосипед стоит не менее двух тысяч долларов. При этом нужно обзавестись комплектом дорогостоящей, но необходимой экипировки — шлемом, похожим по конструкции на мотокроссовый, защитой на тело. Все, кто попробовал, сходятся в однозначном мнении, что такое развлечение точно стоит любых затрат! Кстати, на западе даунхилл не является чисто мужским спортом. Достаточно большое количество девушек демонстрирует впечатляющую скорость.

Фрирайд – это свободное перемещение по склону и не всегда по трассе. И скорость, и сложность маршрута, и размер прыжков с обрывов практически не знают предела. Неслучайно некоторые поклонники этого стиля в Западной Канаде, где данный спорт очень популярен, назвали свой стиль Out Of Bounds – «За пределами». Чтобы понять, чего достигли в своем мастерстве западные фрирайдеры, лучше всего посмотреть фильм из серии NEW WORLD DISORDER. Экстремальные фрирайдеры практически на сто процентов представляют собой чисто мужскую тусовку.

Российский и украинский фрирайд насчитывает уже сотни, а может быть и тысячи поклонников, включая прекрасную половину велосипедного сообщества. Одно из самых любимых и живописных мест для фрирайда — склоны Крыма в районе плато Ай-Петри. Там есть удобная заброска наверх посредством канатной дороги и возможность подняться на микроавтобусе (местные водители оказывают подобную услугу). Ну, а после этого можно полюбоваться превосходными видами с гор и реализовать возможность совершить живописный спуск чуть ли не к самому Черному Морю. Провести отпуск с фрирайдом в Крыму — это, наверное, воплощение самой лучшей мечты горного велосипедиста!

Велосипед для фрирайда, конечно, лучше выбирать двухподвесочный. Он может быть типично даунхилльным, с длинным ходом подвески (180-200 мм), если фрирайд в большей степени спусковой, а может быть и среднеходным (с ходом подвески 160-180 мм), для более универсального использования, ведь и фрирайдеру иногда необходимо преодолевать равнинные участки и даже небольшие подъемы.

Трэйл – этот стиль представляет собой явный симбиоз кросс-кантри и фрирайда, прежде всего это, велопутешествие, когда ты выезжаешь из дома и можешь провести на горном велосипеде целый день.

Конечно же, на маршруте могут попасться и длительные подъемы, и спуски, и сложные участки. Катание в таком стиле требует выносливости, технической подготовки, но зато является, возможно, одним из самых интересных, потому что на трэйловом маршруте можно испытать абсолютно все.

Читайте также:  Кататься на велосипеде по немецки

Идеальным местом для трэйлового путешествия выступают, конечно же, горы. В последнее время российские велотуристы находят трэйловые маршруты и в Крыму, и в Альпах, и в Турции.

Трэйловый велосипед очень универсален, его можно использовать не только в горах, но и в лесу около своей дачи, и даже при катании в городском парке. Ведь ход амортизаторов такого велосипеда средний (130-160 мм) — при определенных настройках байк будет отлично отрабатывать и спуск, и подъем.

Надо сказать, что поколение новых амортизаторов с функцией блокировки сделало трэйловый велосипед превосходным снарядом не только для спусков, но и для покорения подъемов. А велосипеды с такими революционными устройствами, как «Магический Линк» от KONA (оригинальное название конструкции — KONA Magic Link) вообще меняют ход подвески и свойства велосипеда прямо на ходу, в зависимости от того, что преодолевает велосипедист — спуск или подъем.

Урбан-триал или Фрирайд по городу – стиль, который зародился примерно десятилетие назад, популярный в большей степени у молодежи. Агрессивная езда в городе с использованием для развлечения всего того, откуда можно спрыгнуть или куда можно запрыгнуть. Своеобразное экстремальное творчество по бетонным джунглям, иногда на приличной скорости. Очень популярны прыжки с парапетов, а с хорошими амортизаторами — через лестничные проемы. Здесь используют специальные крепкие велосипеды небольших размеров для лучшей управляемости.

Дерт-джампинг – прыжки на трамплинах, напоминающих верблюжьи горбы. Это развлечение в горный велосипед пришло из BMX (маленькие велосипеды, на которых при соответствующей подготовке можно заниматься велоакробатикой). Чтобы добиться успеха в дерт-джампинге, нужно иметь смелость, любовь к полетам и отличаться отсутствием лени, ведь приходится активно работать лопатой, строя трамплины.

Дерт-джампинг стал реальным развлечением молодых райдеров у нас в стране. Научившись взлетать на склоне одного бугра и приземляться на склоне второго, перелетев через яму, многие учатся делать «фишки» — отпускать во время полета руль, откидывать в сторону ноги, разворачиваться во время полета или даже делать сальто.

Байкер-кросс – гонки по трассам с небольшим уклоном, виражами и трамплинами, когда на старт выходят сразу четыре человека. Это относительно новый спорт у нас, но очень зрелищный и потому быстро завоевывавший популярность.

Сразу нужно сказать, что байкер-кросс требует очень серьезной физической и технической подготовки. Ведь необходимо гнать наперегонки по трассе, при этом еще перелетать различные препятствия в виде трамплинов! Будем надеяться, что этот вид гонок продолжит свое развитие у нас в стране, и со временем мы догоним Европу, ведь для строительства трасс не нужно больших гор, а велосипед для байкер-кросса может стоить намного меньше, чем для других видов гонок.

Понятно, что травматизм в этой, иногда совсем безбашенной, тусовке присутствует, а уж мелкие травмы практически неизбежны. Но серьезных повреждений можно и нужно избегать, если овладевать техническими сложностями постепенно.

После просмотра фильма типа NEW WORLD DISORDER может сразу возникнуть желание прыгнуть на трамплине или с обрыва. Однако, чтобы выполнить серьезный полет, сначала нужно научиться хорошо контролировать свое тело и велосипед.

«Никогда не делай трюк только потому, что его уже сделал кто-то!» — это ценный совет самых продвинутых парней. И еще — «Нужно испытывать удовольствие, а не чувство страха!».

Надеемся, что после нашего краткого обзора вы сможете определить, какой тип катания вам будет по душе, и выбрать правильный велосипед. Разнообразие в современном велосипеде — это превосходная возможность сменить обстановку и проводить с велосипедом не только вечера по будням, выходные, но и свой отпуск.

Не раз проводя отпуск на живописном морском курорте с велосипедом, мы часто сталкивались с вопросом от соседей-отдыхающих: «Наверное, это здорово — прокатиться на велосипеде по окрестностям? Можно ли его где-нибудь взять напрокат?».

Лето — пора отпусков и встреч с друзьями. Об усердных тренировках в душном тренажерном зале не хочется даже и думать. У современной девушки по-прежнему есть желание сохранять активность и быть в форме, но при этом — проводить больше времени на воздухе и общаться с друзьями.

Сегодня, выбирая велосипед и соответствующий стиль катания, ты имеешь возможность реализовать себя во множестве различных ролей. Ведь теперь для велопоклонников предлагается так много всего…

Что такое даунхилл и в чем его особенности?

Даунхилл для любителей экстрима, как манна небесная. Этот вид велоспорта позволяет выплеснуть адреналин и получить массу эмоций, а также проверить себя и свои нервы на прочность. Ведь спуститься целым и невредимым со склона горы на максимальной скорости и при этом не потерять контроль над железным конем может только крепкий орешек.

Даунхилл: что это такое?

Под «даунхиллом» подразумеваются гонки на велосипеде по холмистым и горным склонам с препятствиями на время. Однако только на первый взгляд спуститься с горы – дело нехилое. В реальности же трассы для даунхилла изобилуют крутыми спусками и поворотами, большим количеством трамплинов, камней и коряг.

Пройти такие испытания бывает не под силу даже опытным спортсменам, что уж говорить про новичков. Синяки, ссадины и даже переломы – постоянные спутники тех, кто выбрал даунхилл в качестве своего призвания.

Каким должен быть человек, который занимается даунхиллом? Во-первых, физически сильным. Ведь во время такой экстремальной «прогулки» на велосипеде организм испытывает колоссальные нагрузки. Плюс вес транспортного средства не самый маленький – 20 кг.

Во-вторых, будущий даунхиллер должен быть на «ты» со своим велосипедом. Смельчак обязан владеть техникой управления двухколесным транспортом на «5+». Ибо скорость спуска не детская – от 40 км/ч, максимальная – 60 км/ч. При этом перепады высот на трассе разнятся и в среднем равняются около 80 м.

Велосипед для даунхилла – друг и брат спортсмена

Даунхилл велосипед – это всем знакомый двухподвесный горный велосипед. Несмотря на внешнее сходство этого байка с собратьями из фрирайда (из-за широкой рамы), велосипед для скоростного спуска имеет ряд особенностей:

  • Усиленная рама. Она усилена во всех важных узлах, так как велосипедисту требуется много прыгать, преодолевать сложные участки. Рама тоже обладает определенной геометрической формой. Материалы, из которых изготовлена рама, разнообразны: алюминий, нержавеющая сталь, титан.
  • Диапазон передней подвески большой до 200 мм. Благодаря этому удары при езде смягчаются. Вилка может быть, как однокоронная (до 180 мм), так и двухкоронная.
  • Ход задней подвески 180-250 мм. Такие показатели помогают гасить и смягчать удары, обеспечивая комфортную езду.
  • Широкие обода, которые тоже усилены. Их диаметр – 26 дюймов. Они крепкие и тяжелые, устойчивы к сильным ударам. Для большей безопасности обода «начиняют» большим количеством спиц.

Некоторые спортсмены на соревнованиях берут байки с колесами по 29 дюймов – найнеры.

  • Широкие покрышки. Протектор таких покрышек имеет агрессивный узор. Широкие покрышки нужны для того, чтобы достигался наибольший контакт между колесами и землей.
  • Широкий руль позволяет лучше контролировать движение велосипеда.
  • Гидравлические дисковые тормоза. Они обеспечивают эффективное торможение. Применяется ротор размером 200-220 мм.

Основные навыки даунхиллера

Мастерство спуска на велосипеде нарабатывается годами. Как правильно дышать, крутить педали и распределять свой вес во время заезда – навыки, которые не приходят сразу.

Какие секреты техники могут посоветовать профессионалы новичкам?

  1. Научиться быстро съезжать. Умение ездить и не сцеплять ежеминутно тормоза, без рывков и медленного сползания вниз – то, что стоит усвоить даунхиллеру сразу. Следует также следить за расслабленностью плечевого пояса и рук перед предстоящими препятствиями на дороге. Ежедневные тренировки научат регулировать скорость, увеличивать скорость на поворотах и правильно ставить ноги на педали (опущенная нога расположена у внешней стороны от поворота).
  2. Переключение скоростей на меньшую скорость должно быть медленным. При этом нельзя останавливаться, наоборот, нужно продолжать крутить педали. Переходить на большую передачу необходимо быстро. Это позволит не крутить педали в холостую и не сбавлять скорость. Способность переключать режимы скоростей требуется довести до автоматизма.
  3. Торможение. Легкое притормаживание заднего тормоза может увеличить скорость при повороте. Всегда держите оба пальца на тормозах – так снизиться риск потери контроля над управлением байка.

Все эти советы проверяются на практике и только на ней. Поэтому берите велосипед и катайте, совершенствуя свое мастерство.

Безопасность – превыше всего!

Правильно подобранное снаряжение способно уменьшить риск получить серьезные травмы:

  • Шлем для даунхилла. Обратите внимание на шлем типа «фуллфейс». Он защищает от травм лицо, челюсть, череп.
  • Очки. Они обязаны быть широкими. Очки защищают глаза от попадания пыли и грязи, насекомых.
  • Специальные перчатки. Они оберегают кисти от травм, а также устраняют потливость кожи рук.
  • Костюм для тела с наколенниками и налокотниками. Защищает тело спортсмена (грудь, спину) при падении.
  • Щитки для нижних конечностей. Они предотвращают от попадания мелких камешков в одежду велосипедиста.
  • Специальные кроссовки с жесткой подошвой.
  • Профессиональные велосипедные шорты с «памперсом» для комфортной езды.

Соревнования по даунхиллу

Прожженные гонщики уже давно принимают участие во всемирных соревнованиях по даунхиллу. Кубок мира по даунхиллу проводится ежегодно и собирает много желающих, как поучаствовать, так и просто фанатов данного вида спорта. Профессионалы, не раз принимающие участие в кубках такого формата, имеют команду из тренеров, механиков, массажистов. На результаты гонок влияет скорость спуска, а также количество падений во время езды. Во время таких соревнований райдеры обмениваются опытом, повышают свой профессионализм, ставят рекорды и просто получают удовольствие от процесса. Мини даунхилл, то есть скоростной спуск только по более короткой и менее агрессивной трассе, тоже собирает экстремалов на соревнования в разных европейских и российских городах.

Новые ощущения правят миром. Не бойтесь впустить в свою жизнь положительные эмоции и драйв вместе с даунхиллом! Покоряйте свои собственные спортивные вершины!

Ссылка на основную публикацию