Сколько подшипников в велосипеде - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сколько подшипников в велосипеде

Разновидности и замена велосипедных подшипников

8 минут Автор: Сергей Морской 329

Подшипники – специальные детали для поддержания работоспособности и фиксации вращающихся узлов. Область их применения касается всего, где есть вращение и сопряжение. Велосипед не остался в стороне, ведь, по сути, это полноценный транспорт со всеми его особенностями.

Подшипники для велосипеда устанавливаются во всех его частях, которые вращаются, меняют положение и находятся под нагрузкой. Их можно встретить в устройстве приводного механизма – каретке, втулках колес, рулевой колонке и более сложных устройствах – трещотках, переключателях, задних амортизаторах.

Виды велосипедных подшипников

По типу конструкции детали разделяются на два типа: качения и скольжения.

Подшипники качения представляют собой две сопряженные детали с канавками, в которые вставляются тела качения – шарики. Их равномерное распределение позволяет максимально снизить трение в узле и, соответственно, продлить срок службы всего подшипника. Фиксацию положения шариков обеспечивают специальные перегородки – сепараторы. Простые детали без перегородок потребуют более частой регулировки.

Используются на велосипеде в подвижных узлах, где требуется высокая стойкость к нагрузкам на истирание и давление и не допускается проскок – рулевая колонка, втулки, каретка. Могут устанавливаться и в сложных механизмах – шарнирные узлы амортизатора и ролики переключателя.

Подшипники скольжения – бесшариковые детали. Представляют собой два элемента, вращение которые происходит относительно друг друга по касательной. Материалы для изготовления – бронза, стальные сплавы, металлопласты и все, которые имеют низкий коэффициент трения.

По сравнению с подшипниками качения менее стойкие к истиранию, так как две детали взаимодействуют друг с другом напрямую. Износ провоцирует появление зазора, который вызывает люфт. Из-за этого чаще требуется периодическая замена всего узла или изношенных компонентов, а также регулировка.

Подшипники качения на велосипедах разделяются на два типа: конус-чашечные и промышленные.

Первые – насыпные подшипники – детали открытого типа. Представлены чашкой, в которой по желобку распределены шарики, зафиксированные при помощи конусной гайки. Корпус прессуется непосредственно в саму деталь – рулевую колонку или кареточный стакан.

Пром подшипники – закрытые детали, целиком вставляются в подвижный узел. В этом их принципиальное отличие от насыпных. Система защищена от попадания влаги и грязи, благодаря чему срок службы дольше по сравнению с конус-чашечными конструкциями.

Преимущества подшипников качения насыпного типа:

  • простота съема и установки;
  • можно отрегулировать в полевых условиях;
  • допустимо менять компоненты по отдельности.

К недостаткам относятся частая настройка и необходимость очищать от попавшей пыли и грязи.

Пром подшипники не требуют регулировки, смазки и чистки. Расположение шариков, количество смазывающего материала в закрытом корпусе сохраняются постоянными. Внутрь картриджа не попадает вода и абразив.

Тем не менее, если подшипник износился, его понадобится заменить целиком. Вдали от цивилизации сделать это проблематично. Цена «промов» существенно выше по сравнению со стоимостью на насыпные.

Отдельно стоит отметить керамические и керамо-металлические подшипники. Они полностью или частично выполнены из керамики, благодаря чему стойкость к коррозии у них выше по сравнению с металлическими аналогами. Кроме этого, они лучше выдерживают температурные перепады. Детали этого типа устанавливают на велосипеды высокого класса.

Обслуживание и замена подшипников каретки

Периодическая очистка, смазка и замена изношенных деталей позволит избежать внезапных проблем с движением на велосипеде. Признаки неисправного состояния каретки:

  • «зажимы» в педалях – затрудненное вращение или провороты;
  • болтаются шатуны;
  • хрусты.

Для снятия шатунов и кареточных чашек понадобятся специальные инструменты – съемники и внутренний шестигранный ключ. Процесс демонтажа выглядит следующим образом:
1. Перевернуть и зафиксировать велосипед.

2. Открутить гайки-фиксаторы полым ключом. Можно воспользоваться и молотком с зубилом, правда, гайки нужно выбивать аккуратно, чтобы не повредить шатуны.

3. При помощи съемника скрутить их с оси. Здесь потребуется значительное усилие.

4. Кареточным съемником вытащить чашки из стакана. Первой выкручивается чашка со стороны, противоположной звездам. Затем извлечь ось.

5. Вынуть подшипники, осмотреть и заменить поврежденные детали.

6. Очистить в керосине, установить на место и смазать. При установке внимательно следим за положением: с одной стороны подшипник ставится шариками наружу, с другой – внутрь.

После замены, очистки и смазки собрать каретку в обратном порядке. После затяжки шатунов проверить их вращение: отсутствие усилия и провороты говорят о том, что нужно подтянуть чашки, и наоборот. В этих случаях придется повторить разборку и регулировку.

Пром подшипники устанавливаются сразу, регулировка не требуется.

Разборка и замена подшипников на передней вилке

Износ шарнирного узла вилки проявляется в люфтах, тяжелом ходу руля и посторонних звуках из колонки. Откладывать проблему в долгий ящик не рекомендуется, ведь исправность рулевого управления наряду с тормозами – гарантия безопасности.

Как поменять подшипник вилки? На первый взгляд, подобраться к нему непросто. Узел надежно запрессован и скрыт в рулевом стакане. Однако на практике все выглядит просто:

  1. Перевернуть велосипед и открутить переднее колесо.
  2. Поставить байк в обычное положение и вытащить руль с выносом (понадобится гаечный ключ или шестигранник для внутренней гайки).
  3. Скрутить контргайку при помощи разводного ключа и вытащить стопорную шайбу.
  4. Выкрутить чашку.
  5. После демонтажа корпуса аккуратно вынуть сам подшипник. Детали на вилках большинства велосипедов не оснащены сепараторами, поэтому следим, чтобы шарики не рассыпались.
  6. Внимательно осмотреть все компоненты. Ржавые, выбитые шарики обязательно заменить новыми.
  7. Очистить стакан, подшипник и чашку от грязи, а затем тщательно смазать.

Подшипниковые картриджи целиком заменяются на новые. Справедливости ради надо отметить, что частичная замена насыпных шарниров – это не есть хорошо для вилки, и рекомендуется также ставить другую деталь. При покупке нового подшипника нужно точно знать предписанные размеры – для разных вилок они могут отличаться. Если они неизвестны, деталь в магазине подбирается по старой.

Установка вилки выполняется в противоположном порядке: после впрессовки подшипника закручивается стакан, затем накидывается шайба и контргайка. Проверка затяжки стакана: при наклоне велосипеда переднее колесо должно отклоняться от прямого положения на 15 – 20 градусов. Если оно практически не сдвигается, необходимо ослабить шарнир. Большое отклонение колеса говорит о слабом затягивании, и стакан требуется подтянуть.

Замена подшипников колесных втулок

Втулка – не просто ось вращения колеса. Без встроенного шарнирного механизма усилия на нее передавались бы неравномерно, а велосипед бы не смог двигаться. Те же признаки проявляются, когда подшипники изношены.

Разобрать втулку так же просто, как вилку. Для заднего колеса процедура будет чуть сложнее, чем для переднего, так как понадобится сначала снять кассету со звездочками. На односкоростном велосипеде демонтируется стопорное колечко и сама звездочка.

В общем случае разборка выглядит следующим образом:
1. Снять колеса с дропаутов.

2. Демонтировать звезды с помощью кассетного съемника и хлыста-фиксатора. На синглспиде разомкнуть стопор отверткой или специальным разжимом.

3. Ключом на 15 открутить крепежные гайки. Для втулки заднего колеса откручивается гайка с противоположной звездам стороны.

4. Вытащить шайбы и подшипниковые узлы. Насыпные перебираются, промышленные меняются на новые.

5. Очистить детали и поменять поврежденные компоненты.

6. Вытащить оси, протереть внутренние полости втулок.

Собрать в обратном порядке. Важно правильно поставить подшипники и запрессовать конусы, так же, как это было до разборки. Ни в коем случае не допускать перекосов, детали должны ровно становиться на свои законные места. При переборке не желательно менять их местами. Это грозит люфтами и ухудшением хода колеса.

Читайте также:  Велосипед аист ссср

Новые подшипники заранее подбираются по старым – они должны быть такими же, какие стояли и до ремонта. Смазка – ключевой момент переборки и замены (в случае с «насыпью»). При установке «промов» сам узел смазывать не нужно, только внутренние полости втулки и ось. После монтажа проверяем работоспособность колес: плавный ход без люфта и зажимов говорит о том, что детали установлены правильно.

Заключение

Итак, велосипедный подшипник, как мы выяснили, – важнейшая деталь в каждом подвижном узле. Его исправное состояние, своевременное обслуживание и замена обеспечат хорошие ходовые характеристики и безопасность передвижения.

Промподшипники во втулках велосипеда, их плюсы и минусы

Втулка является одним из основных элементов велосипеда, т.к. именно она соединяет колесо с неподвижной рамой и обеспечивает возможность передвижения. А там, где есть необходимость надежно зафиксировать и поддержать работоспособность вращающихся узлов, обязательно применяются подшипники.

В современных велосипедных втулках, как правило, используются подшипники качения, в которых в качестве рабочего элемента вставляются тонкие цилиндрические ролики (игольчатые подшипники), либо шарики (шариковые подшипники). Ввиду простоты исполнения и более демократичной стоимости последние получили набольшее распространение.

Шариковые подшипники по своей конструкции можно разделить на насыпные, которые свободно разбираются, и промышленные, изготавливаемые в виде единого неразъемного картриджа. Насыпные подшипники состоят из двух основных элементов – чаши и затягивающегося конуса, между которыми расположены шарики. Такие изделия легко обслуживать и ремонтировать, при этом детали возможно заменить по отдельности. Промышленные же подшипники разобрать не получится – они подбираются по размеру посадочного места во втулке и при необходимости заменяются целиком.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки промышленных подшипников в сравнении с насыпными.

Достоинства промподшипников

  • Длительный срок службы. Рабочие поверхности и шарики промышленных подшипников обычно закрываются пыльниками из пластика или металла, что обеспечивает им высокую степень защиты от грязи и воды. Такие изделия изнашиваются медленнее и обеспечивают хороший накат в течение всего периода эксплуатации.
  • Не требуют регулярного облуживания. Промышленным подшипникам не требуется регулировка, чистка и смазка, т.к. расположение шариков и количество смазки остается постоянным. Поэтому о них можно попросту просто забыть практически до полного износа. Однако это не означает, что велосипеду и его подшипникам не требуется периодический технический осмотр на наличие люфта и постороннего «хруста».
  • Простота замены. В случае необходимости заменить насыпной подшипник скорее всего потребуется приобрести новую втулку и переспицевать колесо, т.к. неисправный узел обычно сильно разбивает посадочное место. Промышленные подшипники, даже если они сильно изношены, не приводят к возникновению таких проблем, при этом их весьма легко заменить, однако могут потребоваться специальные инструменты для извлечения и запрессовки.
  • Универсальность применения. Промышленные подшипники являются наиболее универсальными и могут использоваться для любых типов езды – как в неспешном парковом катании, так и в агрессивных видах спорта (эндуро, даунхилл и пр.), легко выдерживая большие нагрузки. Однако необходимо иметь ввиду, что экстремальный стиль требует пристального внимания к прочности узлов велосипеда. Недорогие подшипники малоизвестных фирм, как правило, изготавливаются из дешевых материалов и не могут похвастаться высокими прочностными характеристиками.
  • Отлично подходят для длительных заездов. Любой подшипник во время своей работы неизбежно нагревается, что приводит к температурному расширению металлов, изменению геометрии рабочих шариков и направляющих. В таких условиях при езде на значительные расстояния (более 50 километров) насыпные подшипники иногда заклинивает, что может привести к аварии и падению велосипедиста, а в крайнем случае – неремонтопригодной поломке и самого велосипеда. Нагрев промышленных подшипников за счет очень высокой точности сборки и подгонке деталей минимален, поэтому их конструкция практически сводит к нулю вероятность заклинивания.

Недостатки промподшипников

  • Сложность обслуживания. Промышленные подшипники изготавливаются в виде единого картриджа, а боковины обычно закрыты пыльниками, поэтому их нельзя полностью разобрать и прочистить. Хотя такой подшипник и способен отработать до полного износа в родной заводской смазке, при недостатке или загрязнении смазывающего вещества вряд ли получится что-либо сделать, особенно в «полевых условиях»
  • Неремонтопригодность. Изношенный промышленный подшипник невозможно восстановить и отремонтировать. Даже если в нем раскололся/вылетел всего один шарик, лопнуло кольцо или потерялся пыльник, потребуется полная замена.
  • Высокая цена. Стоимость качественных промышленных подшипников доходит до нескольких тысяч рублей, а комплекты от известных брендов для профессиональных видов спорта и вовсе стоят дороже некоторых велосипедов. Несмотря на то, что подшипники не требуют частой замены (средний накат составляет от 10 до 20 тысяч километров), такой ремонт сильно бьет по карману.
  • Лишний вес. Промышленные подшипники в среднем весят несколько больше своих насыпных собратьев. Несмотря на то, что для большинства велосипедистов разница в несколько десятков грамм и кажется незначительной, опытные спортсмены, стремящиеся сделать свой снаряд как можно легче, не радуются лишнему бремени. В последнее время в подшипниках все чаще находит применение керамика, что позволяет нивелировать эту разницу. Однако керамические и керамико-металлические подшипники весьма дороги.
  • Сложность подбора подшипников нестандартного размера и форм-фактора. В современных велосипедах обычно используются стандартные компоненты, однако некоторые разновидности подшипников бывает найти достаточно сложно. Поиск необходимых запасных частей в таком случае занимает значительное время и сопряжен с дополнительными затратами.

Выводы

Промышленные подшипники весьма надежны, имеют большой срок службы, не требуют каких-либо регулировок и частого ухода, идеально подходят для велосипедистов, катающих на большие расстояния. Они по праву завоевали сердца большинства поклонников двухколесного спорта.

В то же время их невозможно полноценно обслужить – при любых проблемах единственным выходом является замена. Хотя такие изделия и недешевы, средняя «стоимость» километра пробега в целом сопоставима с насыпными. Поэтому при выборе велосипедных втулок стоит отдать предпочтение в пользу тех, в которых используются именно промышленные подшипники.

Велосипедные подшипники: виды, признаки неисправности, замена

Для обеспечения требующейся работоспособности вращающихся узлов проводится установка подшипников. Область их применения довольно обширна, подшипники различного типа устанавливают на велосипедах.

При изготовлении подобного узла применяется материал, который характеризуется повышенной устойчивостью к износу и воздействию влаги.

Виды велосипедных подшипников

Выделяют довольно большое количество различных видов велосипедных подшипников, по типу конструкции выделяют варианты исполнения качения и скольжения.

Подшипники качения

Устройство качения характеризуется следующими особенностями:

  1. Конструкция представлена сочетанием двух сопряженных элементов, которые имеют канавки.
  2. В созданные канавки вставляются стальные шарики. За счет их равномерного распределения снижается степень трения. Поэтому конструкция служит на протяжении длительного периода.
  3. Фиксация шариков обеспечивается сепараторами. Они представлены специальными перегородками из металла, которые могут выдержать существенную нагрузку.

Подобный вариант исполнения применятся при создании подвижных узлов, которые должны выдерживать высокую нагрузку. Примером можно назвать втулки, каретки и рулевые колонки.

К достоинствам можно отнести следующее:

  • Есть возможность провести регулировку в полевых условиях.
  • Провести монтаж и демонтаж можно самостоятельно, для этого не требуется большой набор инструментов.
  • Некоторые конструкции разборные, элементы можно менять по-отдельности.

Подшипники скольжения

Детали скольжения представлены деталями без шариков, что существенно повышает надежность изделия.

Конструктивные особенности этого варианта исполнения следующие:

  1. Деталь представлена двумя элементами, которые вращаются относительно друг друга по касательной.
  2. В большинстве случаев при изготовлении применяется бронза. В последнее время стали применять различные сплавы с низким коэффициентом трения.
Читайте также:  Велосипед mercedes складной

Насыпные подшипники

Насыпные изделия относятся к группе деталей открытого типа.

Особенностями можно назвать следующее:

  1. Основная часть представлена чашкой, которая имеет желоб.
  2. По желобу распределены шарики, фиксация которых проводится при помощи конусной гайки.
  3. Особенностью можно назвать то, что корпус монтируется непосредственно в само изделие.

Промышленные подшипники

Представлены деталями, которые полностью вставляются в деталь. Использование герметичного корпуса снижает вероятность попадания пыли и грязи внутрь конструкции, за счет чего увеличивается эксплуатационный срок.

Керамические и керамико-металлические подшипники

В отдельную группу следует отнести керамические и керамико-металлические изделия:

  • При их изготовлении применяются материалы, которые характеризуются повышенной устойчивостью к коррозии и износу.
  • Кроме этого, деталь выдерживает воздействие высокой температуры.
  • Подобные детали устанавливаются исключительно на дорогих велосипедах, однако они характеризуются повышенной хрупкостью.

Как заменить подшипники на велосипеде?

Признаки неисправности подшипника

Несмотря на применение современных материалов и технологий при изготовлении велосипедов, для обеспечения требуемой функциональности часто приходится проводить замену подшипников.

Признаками неисправного состояния можно назвать следующее:

  1. Появление люфта. Подобная ситуация становится причиной серьезного износа основных узлов велосипеда.
  2. Сильный хруст и посторонние звуки.
  3. Затруднение, которое возникает при вращении.

Подшипники каретки

Часто проводится замена подшипника каретки.

Процесс выглядит следующим образом:

  1. Для начала проводится фиксация велосипеда. При работе на фиксирующие элементы будет оказываться высокая нагрузка, поэтому нужно обеспечить надежную фиксацию рамы.
  2. Фиксация детали проводится при помощи гайки-фиксатора. В некоторых случаях она может заклинить, тогда следует использовать молот и зубило.
  3. Для демонтажа изделия требуется специальный съемник. Стоит учитывать, что подобная деталь устанавливается в натяг, поэтому потребуется большое усилие.
  4. Основные элементы конструкции каретки нужно вытащить, поврежденные заменить.

Подшипники на передней вилке

Передняя вилка является важным конструктивным элементом велосипеда. Износ подвижных элементов передней вилки становится причиной появления люфта, а также тяжелого хода руля. Не рекомендуется ездить с дефектным подшипником, так как в противном случае снижается безопасность движения.

Инструкция по замене детали следующая:

  1. Проводится снятие переднего колеса.
  2. Руль вынимается. Его фиксация может проводится при применении различных элементов.
  3. Стопорная шайба вынимается, выкручивается чашка.
  4. После демонтажа основного элемента подшипник вынимается. Стоит учитывать, что из-за сильного износа сепаратор может деформироваться и шарики попадут внутрь конструкции.
  5. Конструктивные элементы вилки очищаются от грязи, после чего смазываются.

Подшипники колесных втулок

Для фиксации колес и их вращения вокруг оси устанавливается втулка. Разобрать этот элемент заднего колеса достаточно сложно, особенно на горном велосипеде.

Инструкция по выполнению работы следующая:

  1. Колесо снимается с фиксирующих элементов.
  2. Если проводится замена на заднем колесе, то выполняется демонтаж звездочки.
  3. Откручиваются крепежные гайки. Для этого в большинстве случаев подходит ключ на 15.
  4. Проводится демонтаж шайбы и износившихся изделий узла. В большинстве случаев деталь не подлежит ремонту, а меняется целиком.
  5. Перед непосредственной заменой детали следует провести очистку втулки от грязи.

Подшипник является важным конструктивным элементом велосипеда. Несмотря на применение современных материалов при изготовлении они не могут прослужить в течение длительного периода без необходимого обслуживания.

Актурия

Находи, открывай, создавай!

Инструкция по переборке задней втулки на насыпных подшипниках

Катаюсь я катаюсь себе на шоссере, радуюсь, и вдруг понимаю, что слышатся мне странноватые звуки из втулки при вращении заднего колеса вхолостую. Делать нечего, надо разбирать втулку, выяснять и устранять причину странных звуковых колебаний.

А раз надо, значит надо.

А еще я просто захотел узнать, как все-таки снимается барабан и что там у него внутри.

1. Снимаем колесо с вела, вынимаем эксцентрик, очищаем втулку от пыли и грязи, дабы не загнать их внутрь втулки при ее сборке.

2. Снимаем кассету, используя съемник кассеты и хлыст (требуется для удержания кассеты от проворачивания при откручивании фиксирующей кассету гайки, потому как направление откручивания гайки совпадает с холостым вращением кассеты). Откручиваем гайку стандартно – против часовой стрелки.

У меня хлыста все еще нет (лень – итить ее… ), поэтому я пользуюсь простой цепью, одним концом наматываю ее на звезды кассеты, другим — через толстый толстый слой ткани (дабы не поцарапать обод) наматываю на обод. Вот вам и хлыст.

3. Открутив гайку, снимаем кассету, и…, как же тут грязно-то….

4. Переворачиваем колесо, и нам требуется для начала снять пыльник.

5. Вау! А тут чисто, ну надо же. Приятно удивлен работой пыльника.

6. Теперь берем в одну руку конусный ключ (мне было влом покупать фирменный за… много…, поэтому я просто на камне сточил лишнее у обычного рожкового ключа), в другую руку…, что в нее попадется (попался разводной ключ) , и отворачиваем контрящую конус гайку.

7. Отвинчиваем до конца и снимаем с оси все гайки (контрящие и конусные), а так же все проставочные шайбы, какие будут (не забудьте последовательность нахождения их на оси). Вынимаем ось и видим… под пыльником шарики.

8. Аккуратно вынимаем пыльники с обоих сторон втулки, поддевая их чем-нибудь (отвертка и пр.) и вынимаем шарики тоже с 2-х сторон. Они, возможно, будут разного размера и количества (по крайней мере у меня так было: со стороны барабана 9 шариков большего диаметра, с другой стороны 11 шариков меньшего диаметра).

9. Все это добро очищаем от старой смазки и складываем в кучку, оно нам еще понадобится.

10. Очищаем втулку внутри и…, видим конусную чашку с… да, да с двумя шлицами по бокам под странный неизвестный мне инструмент.

Сначала я долго думал, затем долго пытался открутить эту … конусную чашку тем, что попадалось под руку , позже, наконец, понял, что откручиваю я ее совсем не в ту сторону, в какую надо бы ее откручивать на самом деле. В общем веселился, одним словом.

11. Решение пришло позже.

Померяв расстояние между шлицами и их ширину (кажись 4 мм), я где-то достал кусок железа, о чудо…, той же толщины, что и шлицы, и мне всего лишь оставалось сточить его по краям в размер, между шлицами, что я и проделал. Зажал его в тиски.

12. И просто одел колесо на эту железяку, посадив ее (железяку) непосредственно в прорези шлицов конусной чашки. Как оказалось, откручивать все это дело надо ПО часовой стрелки, так как нарезана ЛЕВАЯ резьба (неправильная). Взялся за колесо обеими руками, как за руль , повернул, и…, все пошло-поехало.

13. Снял эту конусную гайку…, а там…, шарики, итить их, МНОГО шариков (26 штук).

И в общем-то не так все оказалось страшно, как я полагал. Смазка была, грязновата, да, но ни ржи, ни воды, ни большой грязи не было.

14. Аккуратно снял барабан, а там…, ЁЁЁ!, шарики, опять эти шарики, опять МНОГО шариков, опять 26 штук. И опять на удивление чистая смазка. Забавно.

15. Все это добро очищаем и в кучку,…. Правильно, еще понадобится.

16. Очищаем все от смазки и, странная, однако, конструкция. Всего 2 собачки, да к тому же несимметрично расположенные. Немного почесал макушку, но только и всего. Ведь все работает, а что еще для счастья нужно?

Орех и прочее разбирать не стал. Да и нечем, там тоже какие-то спецшлицы у меня.

Читайте также:  Советский массовый велосипед

17. Ну а теперь? А теперь все собираем обратно.

После нанесения консистентной (густой) смазки…, берем в руку иголку, зубочистку или другой мелкий инструмент и.

18. Начинается перевый урок по обучению медитативной практике. Сажаем каждый из 26 шариков на дорожку качения.

Посадили все шарики?

Поздравляю, первый урок закончен.

19. Небольшая перемена, и… обучение продолжается. Теперь сажаем на свое место барабан, так, чтобы все шарики под ним остались на своих местах, и ни один не выпал.

Второй урок завершен.

20. Опять переменка. И… закрепляем усвоенное ранее. Вновь сажаем 26 шариков на дорожку качения, теперь уже в барабане.

Шарики на месте? Начальный курс обучения медитативной практике завершен.

21. Прокладываем тоненькие шайбочки, какие там были на свои места (у меня они были) и закручиваем конусную чашку ПРОТИВ часовой стрелки. Подтягиваем ее, но не выпучивая глаза.

22. Все вновь густо смазываем и сажаем шарики в конусную чашку. Теперь, после обучения медитации, все это делается на раз-два.

После, ставим на место пыльник и вставляем ось.

23. Переворачиваем колесо и проделываем аналогичную процедуру с другой стороны.

Здесь главное помнить – с какой стороны сколько и какого диаметра шариков было.

24. Навинчиваем конусную гайку, одеваем проставочные шайбы (если таковые имелись), навинчиваем контрящую гайку.

25. Колдуем над процессом выбора люфта оси, используя конусный и, например, разводной ключи.

Тонкость в том, чтобы сначала оставить совсем небольшой люфт, какой будет впоследствии выбран при затяжке контрящей гайки — раз, и при затяжке колеса эксцентриком в раме — два. Если этот люфт выбрать сразу, то 2 последующие процедуры дадут перетяжку конусов, что увеличит расход ресурса конусов и шариков, вызвав переждевременный их износ.

26. Сажаем на свое место пыльник с одной строны втулки.

Одеваем кассету на барабан и притягиваем ее фиксирующей гайкой, используя съемник кассеты и ключ, с другой стороны втулки. Вставляем в ось эксцентрик и. вуаля. Мы его собрали.

27. Ставим колесо на байк. Проверяем колесо на свободное вращение и на поперечный люфт. Хотя. удобнее, наверное, будет проверить наличие люфтов с колесом в руках. Если оно вращается с трудом, быстро останавливаясь, значит конуса все же перетянули, и требуется повторить пункт 25 еще раз. Если ось ходит в поперечной плоскости, то конуса недотянуты, значит опять — пункт 25.Ежели все нормально радуемся, и идем кататься.

Сколько подшипников в велосипеде

В этой статье мы разберем, какими бывают подшипники, применяемые в велосипеде, и чем они отличаются друг от друга.

По сути, подшипник – это изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Так же дает легкое вращение механизмов велосипеда, обеспечивает работу главных его узлов, четкую фиксацию отдельных деталей.

По принципу работы все подшипники, применяемые в велосипеде можно разделить на три типа:

  • Подшипники качения
  • Подшипники скольжения
  • Керамические подшипники

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. Подшипники качения для велосипеда делятся на два вида:

насыпные («конус-чашка») и промышленные (неразборные (“картриджные”)).

Каждый из видов имеет свои плюсы и минусы.

Подшипник качения (кликните на изображение для увеличения)

Насыпные («конус-чашка»)– это набор шариков, которые катятся по чашке, съемной или запрессованной в корпус детали.

Плюсом насыпных подшипников является простота и возможность их регулировать. К сожалению, последнее качество является и большим недостатком, так как возможность регулировки обязывает выполнять её регулярно. Регулировка осуществляется при помощи конусной гайки. При её помощи подбирается прижимное усилие. Нужно быть осторожным, так как при слишком слабом усилии у подшипника появляется люфт, а при сильном колесо плохо прокручивается (это может привести к быстрому износу втулки и плохому накату). В длительных поездках на велосипеде насыпные подшипники имеют преимущество перед промышленными – там нечему ломаться, если только не треснет корпус втулки.

Промышленные подшипники (неразборные (“картриджные”)) представляют собой неразборный узел с двумя кольцами, между которых катятся шарики. Такие подшипники запрессовываются в посадочное место и при необходимости могут быть заменены. В промышленных подшипниках регулировка, как правило, не требуются.

Минусом промышленных подшипников является более высокая цена (по сравнению с насыпными). В случае попадания в подшипник грязи, полноценно промыть его не удастся. Скорее всего, нужна будет замена. В этом плане у насыпных подшипников полное преимущество – даже в полевых условиях их легко промыть и смазать.

В обоих видах промышленных подшипников может применяться сепаратор, который создает интервал между шариками и удерживает их от высыпания.

Подшипник скольжения (кликните на изображение для увеличения)

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Конструкция такого подшипника представляет собой пару трущихся материалов, у которых низкий коэффициент трения. Со временем, материал, который мягче истирается и возникает люфт, тогда деталь требует замены (чаще всего ее конструкция предусматривает замену). Такие подшипники используются в конструкциях недорогих педалей, а так же роликов заднего переключателя. Подшипники скольжения требуют регулярной переборки и замену изношенных элементов, они широко применяются в тех узлах, которые не испытывают сильных нагрузок и ударов и в узлах, где нет требования к люфту.

У отдельных подшипников шарики или кольца, или и то и другое могут быть выполнены из керамики. От стальных классических они отличаются лишь материалом, который имеет высокую жесткость и прочность. Полностью керамические подшипники на велосипедах применяются довольно редко из-за дороговизны. Наиболее распространённым видом таких подшипников является смешанный или гибридный, в котором из керамики выполнены только шары (или другое тело вращения), а оба кольца качения из стали. Это самый распространенный вариант в велоиндустрии. Сепаратор в гибридных керамических подшипниках сделан из синтетики с низким коэффициентом трения. Также существуют керамические насыпные (используются керамические шарики) и подшипники скольжения (для роликов заднего переключателя).

Керамические подшипники (кликните на изображение для увеличения)

Такие подшипники обладают рядом преимуществ:

Они могут работать при высоких температурах, что соответственно конечно повышает скорость работы. Керамика не подвержена коррозии, а также агрессивным кислотным и щелочным средам. Она не магнитится, не пропускает электричество, у неё выше упругость и твердость. Все характеристики керамики имеют преимущества над сталью. Однако, если разобраться, то фактически выигрыш только в весе. Остальные преимущества керамики над сталью, например, стойкость к агрессивным средам или высокая рабочая температура на велосипеде не нужны. Устойчивость к коррозии является большим плюсом. Но, в большей мере это относится к подшипникам, изготовленным полностью из керамики, смешанные все равно подвержены коррозии. Периодичность чистки и стальных и керамических подшипников одинаковая.

Покупая подшипники, помните, что без хороших подшипников не бывает хороших велосипедов. Все будет работать слаженно, только если подшипники смазывать и менять вовремя, правильно подбирать, как следует устанавливать. Отсутствие смазки, неправильно подобранный или установленный подшипник могут стать не только причиной поломки велосипеда, но и привести к аварии и стать серьезной угрозой для его владельца.

Ссылка на основную публикацию