Сколько масла заливать в вилку велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сколько масла заливать в вилку велосипеда

Как и чем смазать вилку для велосипеда?

Велосипедная вилка выполняет амортизационные функции, сглаживает толчки, уменьшает нагрузку на руки велосипедиста, снижает износ рамы и остальных элементов байка. Периодически она нуждается в проведении ремонтно-профилактических мероприятий: нанесении новой смазки, замене подшипников, сальников или других износившихся элементов, выравнивании рулевой трубы и выполнении подобных работ. Перед тем, как смазать амортизационную вилку на велосипеде или заменить изношенные компоненты, ее предварительно нужно демонтировать и разобрать на элементы.

Смазывать сальники рекомендуется приблизительно через 700 км пробега, минимум – ежесезонно, а перебирать и обрабатывать смазочным составом всю вилку – с периодичностью в 4000 км. Если же транспортное средство эксплуатируется в условиях повышенного воздействия песка и других абразивных материалов, смазывать его вилку придется чаще. О необходимости профилактики или ремонта вилки говорят: скрипы, стук и остальные подозрительные звуки в процессе езды, заклинивание, нерегулируемость, люфт, провороты или затрудненное передвижение руля, возникновение трещин на штанах или ногах и другие подобные дефекты.

Алгоритм снятия вилки

Для демонтажа передней вилки электровелосипеда следует:

  1. Открутить все крепящиеся к вилке комплектующие: калипер системы тормозов, датчик скорости, V-brake или гидролинию дисковых тормозов, крыло и пр.
  2. Открутить болты, удерживающие вынос на трубе руля. Выкрутить якорной болт.
  3. Стараясь не задеть гидролинию, снять и опустить руль с выносом.
  4. Демонтировать проставочные кольца и направляющую гильзу, осторожно поддев ее в зоне пропила компактной отверткой. Извлечь расположенное вверху кольцо качения и подшипник.
  5. Осторожно вынуть из стакана трубу руля. Извлечь подшипник и находящееся внизу кольцо качения. Убрать велосипедное колесо, отвинтив крепежные элементы или ослабив эксцентрик.

Алгоритм разборки вилки

Перед тем, как смазать вилку велосипеда, нужно тщательно убрать с элементов отработанную смазку и осуществить разборку. Новая смазка будет нанесена позже, перед обратным монтажом вилки в стакан. Чтобы разобрать вилку, следует:

  1. Перевернув вилку, снять болты.
  2. Демонтировать штаны с ножек вилки. По мере надобности, извлечь сальники.
  3. Убрать прошлую смазку и загрязнения повсюду, включая манжеты и внутренние грани штанов.
  4. Без чрезмерных усилий снять со штоков нижние ограничители и упоры.
  5. Применяя специальный ключ или альтернативное приспособление, открутить регулировки на ножках вилки. Извлечь пружины с крышками и эластомерами и 2 штока на ножках.
  6. Окончательно убрать остатки отработанной смазки на компонентах вилки.

После проведенных процедур велосипедная вилка готова к нанесению новой смазки.

Чем и как правильно смазать переднюю вилку велосипеда?

Есть различные варианты, чем смазать пружинную вилку велосипеда. Хорошо подходит для этих целей смазка «Литол -24». Она предназначена для применения в широком диапазоне температур (от -50 до +150 °С), не густеет и уверенно справляется со своими задачами. Жидкие масла в штаны вилки лить нежелательно, чтобы избежать их стекания, работы механизма всухую, рывкового функционирования пружины и других проблем в работе амортизатора.

В целом выбор велосипедных смазок очень широк, но все их можно разделить на 3 группы:

  1. Густые (консистентные ). Надежные и долговечные составы, отлично работающие в широком диапазоне температур. Но они непросты в нанесении и притягивают пыль. Густые составы оптимально подходят для обработки подшипников, рычаговых втулок и других медленно вращающихся комплектующих. Популярные консистентные смазки – технический вазелин, литиевые, графитовые и кальциевые составы.
  2. Жидкие. Удобные в нанесении средства, легко заливаемые даже в неразобранные узлы. Излишки таких средств с легкостью вытираются. Но жидкие смазки меняют вязкость при смене температурного режима и легко стекают с поверхностей. Для смазки велосипедной вилки используется индустриальное масло.
  3. Двухкомпонентные. Такие средства состоят из густого масла и растворителя. Они удобны при обработке сборных механизмов. Популярные виды 2-компонентных смазок – силиконовая, тефлоновая и восковая. Последняя требует более частого обновления.

Теперь рассмотрим, как смазать вилку электровелосипеда, разобрав ее. Нужно обильно нанести смазку на пружину, втрамбовывая состав между ее колец. Излишки смазки выйдут через отверстие под шток и сальниковые уплотнения. Дополнительно нужно нанести смазочный состав в пазы манжет и штаны. Все трущиеся элементы необходимо смазать тонким слоем. По завершению процесса смазки остается собрать и установить вилку назад.

Сборка и монтаж вилки после смазки

Чтобы собрать и поставить вилку назад, нужно произвести описанные выше действия в обратном порядке:

  1. Установить 2 штока на ножках и пружины. Зафиксировать регулировки на ножках вилки.
  2. Поставить на штоки располагающиеся внизу ограничители и упоры.
  3. Установить сальники. Зафиксировать штаны на ножки вилки. Закрутить болты.
  4. Поставить собранную вилку. Зафиксировать вынос руля и остальные демонтированные элементы.
  5. При наличии люфтов трубы руля – ликвидировать их.

После установки смазанной вилки обратно через манжеты ее штанов будет выделяться смазка, и это нормально. Постепенно излишки смазки выйдут, и ее выделение прекратится. Но некоторое время после смазывания придется после каждого проката вытирать выступившие излишки нанесенного состава.

Как смазать вилку электровелосипеда, не разбирая?

Для полноценной смазки вилку необходимо разбирать. Без разборки можно только очистить ее, используя силиконовую смазку или индустриальное масло. Достаточно капнуть немного масла в месте вхождения ножек вилки в штаны, надавить на руль и выполнить движения вверх-вниз, чтобы масло проникло глубже. После этого остается протереть излишки масла и вернуть защитные пыльники на место. Ноги вилки после этой операции остаются практически сухими, с тонким слоем смазки. Грязь к маслу прилипает слабо и без проблем счищается пыльниками.

Выводы

Техобслуживание амортизационной вилки велосипеда – непростая процедура, выполнение которой желательно доверить компетентным механикам. Их помощь особенно актуальна в ситуациях, когда амортизационная вилка работает с определенными сложностями, и нужно выяснить причину неполадок. Но при наличии свободного времени, навыков и инструментов техобслуживание амортизационной вилки можно выполнить собственноручно в домашних условиях.

Помимо этого, нужно регулярно проводить профилактические мероприятия – рекомендуется перед каждым прокатом смазывать ноги вилки силиконовой смазкой. Она не вредит резине, не притягивает пыль, отлично справляется со своими задачами и не вызывает трудностей при вытирании излишков.

В нашем предыдущем материале представлены дельные советы для новичков и бывалых велосипедистов на тему, как ездить на электровелосипеде, чтобы получить новые ощущения от катания.

Специальное масло для вилки велосипеда

Одной из важных деталей велосипеда является вилка. Масло для вилки велосипеда подбирается по тому же принципу, как и в автомобиль.

Для качественной работы передней вилки велосипеда необходимо масло.

Во многих развитых странах мира множество людей стараются пересесть с автомобиля на велосипед, тем самым не только приводя в порядок пошатнувшееся собственное здоровье, но и сохраняя атмосферу чистой, без выхлопных газов.

Для чего она нужна

Современные молодые люди используют велосипед не только для передвижения по городу, но и для длительных путешествий в горную местность или по лесу, для скоростных трасс и даже кругосветных путешествий. Поэтому, конечно, для таких целей не подойдет обычный стандартный дешевый велосипед. Здесь нужен современный, удобный и долговечный транспорт, имеющий прекрасные технические характеристики. Одной из важных деталей, помогающих велосипеду ехать с достаточной скоростью и проезжать большие расстояния, является вилка.

Устройство велосипедной вилки

Одним из важных преимуществ вилки является существенное снятие при езде нагрузки с пальцев и плеч велосипедиста, что превращает поездку в удовольствие. Как правило, для того чтобы выбрать вилку правильно и не переплатить, так как стоят они дорого, нужно определить эксплуатационные условия транспортного средства. Ведь есть огромная разница между горами и асфальтовым покрытием в городе, лесными тропинками и полосой препятствий в профессиональном велосипедном спорте.

Вилка крепится к раме, а вот к какой – задней или передней, решать велосипедисту. Хорошо, что вилки продаются отдельно от транспортного средства, значит, их можно купить позже, или поменять, если она сломалась или не устраивает ее работа.

Вилки выпускаются жесткой или амортизирующей конструкции. Жесткая вилка известна еще с советских времен, ею оборудовались практически все велосипеды того времени, от детских трехколесников до взрослых спортивных. Сейчас невозможно представить, какие нагрузки испытывали профессиональные спортсмены, когда ехали на таких байках. В наше время жесткие вилки тоже используют, но нечасто, и только для определенных целей.

Например, если байк будет передвигаться только по ровной поверхности, если его хозяин не собирается становиться паркурщиком, и прыгать по парапетам и ограждениям на велосипеде. Конечно, на детский байк тоже есть смысл установить жесткую вилку, иначе она просто не окупит себя. Вообще, если владелец собирается просто кататься на велике, не ища никаких приключений, то тогда дешевый и экономный способ увеличить срок службы своего байка – это приобрести жесткую обычную вилку.

Амортизационные вилки

Вилка крепится к передней или задней раме велосипеда.

Если же человек планирует использовать байк для поездок на дальние расстояния, для передвижения по горам или лесам, или в других экстремальных ситуациях, то тогда лучше использовать амортизирующую вилку, причем дешевую покупать не стоит, потому что она очень быстро изнашивается и не окупит затраченных на нее средств.

Выбирать эту деталь лучше в велосипедных магазинах, а не на рынках.

Для начала нужно определиться, для чего используется велосипед, затем решить, к какой раме вилка будет крепиться. После этого можно выбирать саму вилку.

Изделие с амортизацией классифицируется по смягчающему механизму.

Дешевые вилки делают с использованием пружин, лучшие и дорогие – с гидравлическим, пневматическим или эластичным смягчением.

Профессиональные спортсмены используют в основном передние вилки для горной местности, потому что там важен безопасный подъем, для велосипедов, работающих в экстремальных условиях, где одинаково важен крутой спуск или подъем, используются две вилки, установленные на обеих рамах. Такие байки очень дорогие, но жизнь и здоровье гораздо дороже, поэтому аналогами и откровенными подделками никто не пользуется. Чаще всего они используются только на велогонках.

Чем смазывать вилку велосипеда

Для велосипедных вилок существует несколько марок масел.

Любое транспортное средство требует ухода. Это касается и велосипеда. Чтобы продлить срок службы всех трущихся частей байка, для смягчения его хода и улучшения амортизационных свойств необходимо регулярно смазывать не только подшипники и цепь, но и вилку велосипеда. Масло для вилки велосипеда можно подобрать в автомагазине. Многие используют для этих целей смазку для мотоциклов, поскольку ее видов гораздо больше, чем для байков. Но есть между ними ряд отличий, о которых необходимо упомянуть.

  1. Мотоциклетное масло можно заливать в велосипед, но тогда необходимо приобрести смазку с маленькой вязкостью, потому что все детали, которые нужно смазывать в мотоцикле, раза в полтора больше, чем в байке, поэтому если залить его с большой вязкостью, оно просто не будет работать. Тогда возникнет угроза преждевременного износа велосипедной вилки.
  2. Существуют специальные масла для велосипедов, отвечающие всем современным требованиям. Их можно приобрести в магазинах, где продаются байки и запчасти к ним. При выборе смазки необходимо учитывать температурный режим при эксплуатации, степень экстрима и назначение транспортного средства. Наиболее универсальной смазкой называют силиконовые масла, которые имеют прекрасные всесезонные характеристики. Их обычно разливают в канистры, а смазки используют для более детального смазывания и выпускают в виде гелей, мазей, спреев и в масленках.
  3. Наиболее популярными марками велосипедных масел называют ElfForkOil 2.5 W, Boxer World Cup 2010, синтетика Motorex 10W, RSRecon, Motul 5 W. Есть и другие , но эти больше пользуются спросом. Все они предназначены именно для велосипедных вилок.
Читайте также:  История появления велосипеда

Замена масла в вилке должна производится через каждые 5000 км.

Замена масла в вилке должна производиться через каждые 5000 км. Если велосипед эксплуатируется в экстремальных условиях, то лучше производить замену смазки гораздо раньше, чтобы транспортное средство не износилось быстрее. Для того чтобы заменить либо долить масло, а также смазать сальники и подшипники, не обязательно ехать в велосервис. Можно все сделать самим, только предварительно запастись нужными инструментами. Эти вещи есть у любого автомобилиста, но должны быть и у велосипедистов: отвертка, гаечный ключ, пассатижи, перчатки, множество тряпок и ветоши.

Велосипед так же, как и любое другое транспортное средство, будет долго и верно служить хозяину, если за ним ухаживать, причем правильно и постоянно. С мелкими проблемами не наездишься к специалистам, можно разориться. Поэтому хороший велосипедист должен уметь помочь своему «верному коню», сделать мелкий ремонт, смазать трущиеся детали, заменить масло. Если нет масленки, можно воспользоваться шприцем любого размера.

Подводим итоги

Так как практически все современные вилки продаются герметичными, не стоит беспокоиться о том, что в процессе езды на велосипеде масло может вытечь. Даже если оно и вытечет, а это может случиться только с жидкой смазкой, все равно это не навредит работе велосипеда еще приличное расстояние. Но доехав до пункта назначения, все-таки есть смысл проверить герметичность. Необходимо не только смазывать вилку, но и следить за ее чистотой, так как если частицы пыли и грязи попадут в смазку, она потеряет свои эксплуатационные качества гораздо быстрее.

Если при визуальном осмотре на ножках вилки видны масляные подтеки или черные смазочные пятна, это значит, что смазочной жидкости залили больше, чем надо. Можно самим слить лишнее масло, а можно доехать до сервиса, там быстро окажут помощь. Если за вилкой, да и за всем велосипедом ухаживать постоянно и хорошо, то сам байк может служить бесконечно долго, а вилка может работать несколько сезонов.

Правильный уход за велосипедной вилкой, замена масла

Велосипед нуждается в уходе — это известный всем факт. Но в его конструкции имеются дорогие и капризные детали, которые требуют к себе повышенного внимания. Речь идёт, конечно же, о вилке, в которой требуется периодически менять масло и проводить профилактические работы. В противном случае придётся покупать новую вилку, а стоимость хорошей модели может начинаться от нескольких сотен долларов и доходить до нескольких тысяч. Смазка вилки велосипеда относится к обязательному процессу, который позволит продлить работу механизма, а также избавит от серьёзных проблем и дорогостоящего ремонта.

Смазка вилки велосипеда – обязательный процесс, который позволяет продлить работу механизма

Правила ухода

Уход за вилкой простой и понятный каждому процесс, поэтому не стоит вести свой байк на профилактику к специалистам. Просто нужно не лениться и с чёткой периодичностью проводить профилактику этого важного и дорогостоящего узла:

  1. Каждые 150, а лучше 100 км вилка нуждается в чистке и смазке.
  2. Штаны больше обычного подвержены образованию трещин, поэтому эту область необходимо осматривать на предмет наличия трещин.
  3. Демонтаж и смазка сальников должны проводиться через каждые 500–1000 км.
  4. Замена масла в вилке велосипеда проводится через каждые 4 тыс. км.

Постоянно обращаться к специалистам — это не вариант. Лучше учиться самому ухаживать за своим «железным конём». Для работы с вилкой необходимо запастись некоторыми инструментами:

  • пассатижи;
  • газовый ключ;
  • гаечный ключ;
  • отвёртка;
  • перчатки для защиты рук от масла (при работе с масляными вилками);
  • ветошь для убирания остатков масла.

Больше вопросов возникает с выбором смазки, ведь эта ниша на рынке заполнена до предела и выбрать нужный продукт из такого разнообразия не всегда оказывается просто. Хорошо себя показали две разновидности смазочных материалов:

  • тефлоновую смазку принято наносить на ноги вилки, для удобства пользователя такой продукт выпускается в виде аэрозолей;
  • силиконовые смазки, а также консистентные прозрачные продукты.

Чистая вилка гораздо реже создаёт проблемы для пользователя, поэтому важно после каждого выезда протирать ноги на вилке, которые располагаются возле пыльников. Такие нехитрые действия позволят сохранить масло чистым.

Важно сохранять вилку чистой, тогда и масло внутри остается дольше чистым

Особенности ухода за вилками различного вида

Правила ухода и обращения с вилками разнятся в зависимости от вида механизма. О существующих разновидностях вы можете ознакомиться в другой статье. Сейчас мы более детально рассмотрим особенности ухода, смазки и замены масла в различных типах вилок.

Пружинно-эластомерные механизмы

Такую вилку необходимо смазывать каждый сезон, а может быть, и несколько раз в сезон при активной езде. Состоит этот процесс всего из нескольких этапов:

  • при помощи шприца под пыльник заливается масло;
  • вилка разрабатывается;
  • остатки масла удаляются ветошью.

Чтобы провести некоторые манипуляции с вилкой, её необходимо уметь снимать и устанавливать обратно. Вилки бывают различного типа, но процесс демонтажа основывается на общих принципах, поэтому описанная ниже схема работы актуальна в любом случае.

  1. Устанавливаем велосипед колёсами вверх и демонтируем переднее колесо.
  2. Снимаем рулевой механизм и вынос.
  3. Во время демонтажа действуем предельно аккуратно, чтобы не потерять шарики из подшипника. При помощи острого предмета снимаем конусное кольцо со штока, поджимая его со всех сторон.

С демонтажем мы справились, а как же быть с разборкой самого механизма? В этом процессе также нет ничего сложного. Работа будет выполняться по следующей схеме:

  1. Откручиваем нижние болты при помощи шестигранника.
  2. Проделываем ту же работу с регулировочным болтом на пружине Preload.
  3. Извлекаем эластомер.
  4. Снимаем штаны и выкручиваем болты. Из них что-то будет вытекать, это может быть масло, вода и грязь.

При помощи отвёртки извлекаем сальники и бушинги, прокручивая последние предварительно вокруг оси.

Чтобы производить манипуляции с вилкой, её необходимо уметь снимать и устанавливать обратно

Масляные и пружинно-масляные механизмы

В таких конструкциях присутствует масляный картридж, который располагается в одной из двух штанин. Этот элемент служит демпфером. Если уход за вилкой велосипеда будет регулярный и качественный, то она будет радовать вас хорошей амортизацией и длительной работой.

Если вилка перебирается первый раз после покупки, то её работа становится гораздо лучше, чем была до этого. Объясняется такое положение вещей тем, что внутренние детали притёрлись друг к другу, а после промывания и заливания свежего масла начинают работать, как слаженный механизм. Покупать нужно две разновидности масла для вилок, которые отличаются показателем вязкости. Первое масло будет демпфирующим, его вязкость не превышает 5W, второе масло с вязкостью 15W является смазочным.

Если в вилках этих двух типов своевременно производить замену сальников, то можно продлить работу бушингов или направляющих элементов. А вот замена этих элементов стоит недёшево, а серьёзный ремонт вилки или, вообще, её замена выйдет ещё дороже. Поэтому лучше своевременно менять сальники и не знать проблем.

Каждый месяц или по истечении 50 часов работы необходимо перебирать, заниматься смазкой, заменой масла (если в этом есть необходимость) и резинок. Узнать о том, что масло для вилки велосипеда нуждается в замене, можно по ряду признаков: уменьшение хода вилки, ухудшение отскока, плохая работа регулировок.

Регулярный и качественный уход за вилкой велосипеда обеспечивает хорошую амортизацию

Обслуживание эластомера здесь не требуется, как в предыдущем случае, зато имеется необходимость в замене демпфирующего масла. Интересующий нас механизм находится в правой ноге. Для замены масла необходимо проделать следующие действия:

  1. Снимаем блокировочную ручку, которая располагается в верхней части.
  2. Выкручиваем механизм блокировки при помощи ключа 24.
  3. Прикладывая небольшое усилие, вынимаем демпфирующий механизм из трубы (вилка при этом занимает вертикальное положение).
  4. Сливаем масло, оценивая его внешний вид, оно должно быть тёмным и мутным.
  5. В ноге всё ещё размещается поршень, который отвечает за регулирование скорости отскока. Чтобы его извлечь, необходимо перевернуть вилку и выдавить его при помощи длинного стержня, например, отвёртки.
  6. Теперь можно заниматься прочисткой механизма и заливать свежее масло.

Бывают случаи, когда масло не прекращает подтекать. Такая ситуация может возникать из-за неправильного расположения уплотнителя или недостаточного вкручивания демпфера. Чтобы исправить ситуацию, необходимо воспользоваться разводным ключом для выкручивания демпфера до того состояния, при котором оголится резьба. Оцениваем состояние уплотнителя, смазываем резинку и вкручиваем демпфер обратно.

Воздушно-масляные и воздушные механизмы

В конструкцию воздушного механизма вилки входит камера с воздухом и масляный демпфер

Работать с такой вилкой велосипеда наиболее сложно, поскольку её разборка/сборка связана с определёнными сложностями. В конструкцию входит камера с воздухом и масляный демпфер. Добавляет сложностей существование двух различных систем: Solo и Dual Air. В последнем варианте присутствует не одна воздушная камера, а две (позитивная и негативная).

Читайте также:  Лагуна велосипед женский

Процесс обслуживания и замены масла похож на предыдущую схему, которая относится к масляным вилкам. Но в случае с воздушными механизмами потребуется ещё заниматься стравливанием воздуха, замачиванием поролоновых уплотнителей в масле 15W. По завершении установки демпфера и штанов потребуется добавить по 5 мл масла с вязкостью 15W в воздушные камеры. Для этого шприц придётся держать под углом 45 градусов. После установки поршней можно накачивать камеры: позитивная, а следом за ней негативная.

Теперь у вас не должно возникать вопросов относительно того, как ухаживать за вилкой велосипеда. Ваших знаний будет недостаточно, ведь их необходимо закрепить на практике. Ваш велосипед будет благодарен за заботу и уход, а бюджет не пострадает от решения проблем с вилкой, которая получила недостаточно ухода.

важный элемент двигательной велосипедной конструкции. Рассказываем, как правильно ухаживать за цепью на велосипеде, чтобы она служила долго и без проблем.

С развитием велопромышленности новые модели становятся более сложными и совершенными. Теперь велосипеды состоят из большого количества важных и дорогих механизмов. Одним из таких является вилка, выбор которой может оказаться намного сложнее, чем вы себя представляли.

Как правильно снять, разобрать и установить кассету велосипеда. Разновидности кассет, их обслуживание и ремонт. Последовательность демонтажа и установка кассеты на велосипед.

eremkin_kub

Ерёмкин Роман — KuB

Вы купили велосипед. А задумывались ли вы, сколько всякой разной химозы можно, а некоторой и нужно влить, вмазать, втереть, вбрызгать в ваш любимый велик? Интересно? Давайте разберемся в многообразии смазок и масел, используемых в современных велосипедах.
Вот картинка, сделанная любезно предоставленная товарищем Barlog c велосамары.

Так куда же мы применяем всяческую химию в процессе эксплуатации или техобслуживания? Давайте определимся.
Начнем с очевидных мест. В вилке масло, в тормозах (буде они гидравлические) тоже чего-то плещется. Цепь чем-то мажем — тоже жидкость. Все? Нет, не все. Далеко не все.

Напомню, что данный материал не является инструкцией по эксплуатации и руководством по подбору смазок. Все основано на сугубо личном опыте. Некоторые смазки не нуждаются в замене на весь срок службы узла, а то и всего велосипеда. Некоторые узлы просто-напросто необслуживаемы. Настоятельно рекомендую проводить техобслуживание в авторизованных сервис-центрах, а за неимением таковых — у квалифицированных механиков с прямыми руками. Это предупредит многия печали, уж поверьте мне.

Вилка. Будем считать что у вас воздушная вилка — именно там максимальное разнообразие масел — 3-4 вида. Это можно понять только при переборке.
Самое странное масло — жидкое уплотнение воздушной камеры. Максимально вязкое, заливается в малом объеме прямо в воздушную камеру. Rock Shox рекомендует заливать вилочное масло вязкостью 15W, FOX предлагает свое масло.

Без жидкого уплотнения воздушная камера будет травить воздух и резиновые колечки на поршне, скорее всего, долго не проживут.
В демпфере находится вилочное масло. У разных производителей разной вязкости, в соответствии с мануалами. Я использую Motul. Если нет возможности использовать фирменное масло, конечно. Зачастую производители мудрят с вязкостью фирменных масел, заставляя покупать именно их продукт. Но у того же мотула масла разной вязкости, но одной серии прекрасно смешиваются, что позволяет получать все возможные промежуточные значения вязкости под любые нужды.
Для смазки ног вилки применяется все то же вилочное масло. У некоторых производителей вилок — другой вязкости, отличной от демпферной. У некоторых прям то же, из демпфера, благодаря конструкции.
Есть еще один вид смазки в вилках. Монтажная. Обычно она нанесена на новые пыльники и призвана предотвратить замятия резинок при сборке и облегчить монтаж. Она, будучи по сути одноразовой, вполне заменима на любую тефлоновую или силиконовую смазку при сборке вилки.

Задний амортизатор функционально и по конструктиву во многом похож на вилку. Да и масла там применяются те же что и в вилке.

Отдельно стоит добавить, что заменять масла, рекомендованные производителем, допустимо только на аналогичные по назначению и характеристикам. В вилку/амортизатор — только гидравлическое вилочное масло. Никакого моторного туда лить категорически нельзя. Слишком разное назначение у них.

С вилкой вроде разобрались. Далее по плану — тормоза. Рассмотрим гидравлические, поскольку в механических смазок-то особо и нет.
Рабочее тело в тормозах для велосипеда бывает 2-х видов. Либо это всем известная тормозуха (DOT3, 4, 5.1), либо это минеральное масло. Если у вас тормоза на DOT, а об этом написано на крышке расширительного бачка или корпусе ручки тормоза, то проблем у вас с заменой жидкости нет. Что написано — то и льем при прокачке. Обычно это копеечная тормозуха из любого автомагазина. В принципе, DOT 3, 4 и 5.1 взаимозаменимы полностью. У них разные температуры кипения и еще некоторые, не особо значимые для велосипеда параметры. Но, если вы катаете, к примеру, даунхилл, и экстремально греете тормоза — имеет смысл не заменять указанный производителем DOT ничем иным.
Если же у вас тормоза на минеральном масле — тут придется поразмышлять поподробнее. Из всех производителей тормозов, минеральным маслом отметились Shimano, Tektro, Magura, Gatorbrakes и еще некоторые совсем уж малоизвестные конторы. Как показала практика использования и статистика обращений в мастерские — тормоза на минеральном масле держат уверенное лидерство.
Меня постоянно спрашивают, что лучше — DOT или минеральное масло? Отвечу. Да без разницы. Летом уж точно. Если их пить — то лучше, конечно минеральное масло. DOT все же токсичен. Если внутрь не принимать и соблюдать меры предосторожности при работе — то лучше DOT из-за своих физических свойств. Если вы катаетесь зимой — то минеральное масло некоторых фирм может просто загустеть. Из-за его неагрессивности к резиновым уплотнителям, некоторые производители тормозов экономят на этих самых уплотнителях, что зачастую приводит к задубеванию их на холоде и вытеканию масла из системы. Тормоза на DOT полностью избавлены от такого дефекта.
Минеральное масло для велосипедных тормозов производит просто туча фирм. Все производители тормозов на масле обязательно делают свое, родное. Плюс фирмы-производители расходников. Как показала многолетняя практика использования, все они взаимозаменяемы, и отличаются только цветом. Shimano красноватое, Magura синее, Alligator зеленое и так далее. Кстати, цвет это индикатор ресурса, как у DOT, так и у минерального масла.
По поводу замены минерального масла другими жидкостями скажу, что это категорически не рекомендуется производителями тормозов. Но, как говорится, нет правил без исключений. Примером тому может служить ободной гидравлический тормоз Magura HS33, применяемый в велотриале. Тормоз столь любим триалистами за огромное тормозное усилие и точную работу — практически «цеховой стандарт». Одно время было модно прокачивать эти тормоза. водой. Обычной водой из-под крана. Видимо, из-за большого количества растворенного в воде воздуха работа тормозом становилась «мягче» чем на масле. Но этот метод уж очень узкоспециален, посему оставим его на откуп триалистам. Если же не вдаваться в столь экстремальные дебри, стоит вспомнить, что минеральное масло со схожими характеристиками встречается и в современных автомобилях, а значит и в автомагазинах. В старых праворульных японских машинах тормоза бывали на минеральном масле. А в современных машинах оно присутствует в гидравлике сцепления и в системе ГУР (гидравлического усилителя руля). Эта жидкость имеет сертификат Citroen LHM и выпускается всеми производителями автомасел, зачастую прямо под этим наименованием. Также похожа по свойствам легкодоступная в продаже гидравлическая жидкость АЖ12Т для тракторов-комбайнов, и некоторые аналоги из авиационной промышленности. Все это, конечно подходит, но это скорее экстремально-аварийная замена на случай, если совсем уж ничего нет. Единственное, чего НИКОГДА не стоит делать, так это заменять минеральное масло на DOT. Наоборот тоже не желательно. В подавляющем большинстве случаев это приводит к гибели тормозов. Причем в любой момент после такой некорректной прокачки.
И опять я отдельно скажу, что тормоза следует прокачивать тем, что рекомендовал их производитель. Все прочие замены попросту опасны, ведь тормоза это не тот узел велосипеда, над которым стоит бездумно экспериментировать. Цена ошибок тут — ваше здоровье.

Колеса. Тут все просто — консистентная смазка в подшипниках и герметик по желанию в камерах. Для смазки подшипников втулок подходит любая консистентная смазка. Литол, ЦИАТИМ, их иностранные аналоги (тысячи их), тефлоновые смазки (например, Weldtite TF2), смазки ШРУС — все многообразие современных смазок подходит для использования. Лично я предпочитаю пользоваться тефлоновой смазкой. Если у вас втулки на промышленных подшипниках, то беспокоиться о смазке не стоит. Их уже смазали на заводе. ЦИАТИМом или его аналогом.
Если у вас бескамерные покрышки — то без специального герметика вам не обойтись. Что-то типа такого

Примерно так же просто обстоит дело с рулевой и кареткой. Каретки уже давно делаются необслуживаемыми — так что каретку смазывать не придется.

Цепь. Не буду вдаваться в подробности и тонкости всех вариантов смазки цепи. Тысячи страниц холиваров и ругани на велофорумах наплодил этот спорный вопрос. Поэтому я просто расскажу как обслуживаю цепь я.
Перепробовав множество вариантов я пришел к оптимальному, на мой взгляд, с точки зрения трудозатрат и материальных вложений. Итак, цепь грязная. Проливаем ее WD40 — она вытеснит влагу и размягчит грязь. Отмываем ее уайт-спиритом или бензином «калоша» в машинке для чистки или емкости с крышкой (как, у вас нет замка на цепи? Рекомендую поставить.). Протираем насухо. Наносим смазку на каждый ролик цепи. Если цепь чистая, без сильных загрязнений — можно пропустить первые пункты, заменив их протиркой цепи ветошью. Но даже самую чистую и блестящую снаружи цепь необходимо промывать хотя бы иногда. Новая цепь обычно в консервационной смазке, и смазывать ее не стоит
Смазки для цепи, кстати, это тоже предмет ожесточенных споров — всегда найдутся ярые приверженцы какого-либо бренда и ненавистники другого. Причем, зачастую, столь полярные мнения эмоциональны и необоснованы ничем, кроме личных пристрастий и наличия в ближайшем магазине заветных баночек. Сам я в своей работе использую смазку двух видов. На сухую погоду прекрасно себя зарекомендовала аэрозольная смазка от permatex
.
На сырую погоду, как ни странно, она же. Только пробег между смазками сильно сокращается с примерно 100-150 км в сухую погоду, до 60км или даже меньше в сырую. Есть вариант смазывать цепь маслом для цепей бензопил. Вариант очень даже неплохой, учитывая низкую стоимость этого расходника по сравнению с «велосипедным» маслом и прекрасные свойства. Но вариант этот одновременно с этим и сложен для применения из-за необходимости точно дозировать масло для смазки очень малыми порциями.
Категорически нельзя мазать цепь моторными и трансмиссионными маслами. Моторное масло, в отличии от цепного, призвано разбрызгиваться из смазываемых узлов, создавая «масляный туман» в закрытом пространстве картера. Будучи нанесенным на цепь, оно точно также разбрызгивается на переключатели, втулки, звездочки, колеса, спицы, ваши штаны. Попутно, благодаря моющим присадкам, все эти брызги оказываются очень грязными и трудноотмываемыми. Несмотря на полностью испачканный маслом велосипед, цепь может быть полна песка и скрежетать.
Категорически нельзя мазать цепь консистентными смазками. После смазки тем же литолом цепь в короткое время собирает на себя всю доступную грязь с улицы, превращаясь в кусок черной грязи. Отмыть цепь после такой смазки крайне сложно. переключатель также выходит из строя довольно быстро в таких условиях.
Поэтому относительно цепи одна простая рекомендация — цепь смазываем только цепным маслом. Вы же не будете в мотор своего автомобиля заливать цепное масло или пихать литол?
Ну вот, вроде и все. Остается добавить про небольшие количества литиевой или силиконовой смазки в манетках, переключателях передач, рубашках тросиков — но эти узлы обычно смазаны на заводе, и обслуживания не требуют.

Читайте также:  Места катания на велосипеде

Подведем итоги. Велосипед, конечно проще автомобиля по многим параметрам, но современные технологии, которые сделали ваш велосипед удобным, быстрым и относительно безопасным спортивным снарядом, ничуть не уступают автомобильным. А следовательно, и уровень обслуживания современного велосипеда должен соответствовать примененным технологиям. И количеству расходников, смазочных материалов и дополнительной химии удивляться, наверное, не стоит.
Вилочное масло 5w
Вилочное масло 10w
Вилочное масло 15w
Масло для воздушной камеры вилки/амортизатора
Универсальная консистентная смазка — литиевая или тефлоновая
Тормозная жидкость DOT или минеральное масло для тормозов (в зависимости от модели тормозов)
Герметик для бескамерных шин
WD-40
Бензин
Цепная смазка.
В дополнение к этому списку можно рекомендовать различные очистители, полироли, грязеотталкиватели и прочее.

Настройка передней вилки велосипеда и замена вилочного масла

Регулировка передней вилки велосипеда

Существуют жесткие велосипедные вилки и амортизационные. Первые устанавливаются на скоростных шоссейных, триатлонных, удобных прогулочных и дешевых горных моделях. Они не поглощают энергию при езде. Для их установки не требуется тратить силы на раскачку. Но такая велосипедная вилка очень неудобна при агрессивной езде по пересеченной местности. Она не смягчает неровности дороги и передает все вибрации от поверхности на руль, поэтому руки велогонщика быстрее устают. А также страдает управляемость велобайком, что может привести к падению с него. Из – за этих недостатков во внедорожных моделях устанавливают амортизационную вилку. Ее устройство приведено в статье. Для комфортной езды такую подвеску надо первоначально правильно настроить, а затем регулярно смазывать.

  • Содержание статьи:
  • Обслуживание смазываемых деталей вилки
  • Настройка вилки
  • Сэг
  • Скорость отскока
  • Компрессия
  • Видео. Замена масла в велосипедной вилке

Обслуживание смазываемых деталей вилки

В масляных вилках в качестве демпфера выступает масло. При движении подвески вниз, оно перетекает сквозь внутренний клапан. Возвращаясь обратно, она закрывает клапан. И смазка поступает через небольшие отверстия в нем. Она рассеивает тепловую энергию, получаемую от сжатой пружины.

Типы масляных демпферов:

  • Открытая ванна. С обеих сторон вилки установлены клапаны, и масло присутствует в двух штанах вилки.
  • Полуванна. Смазка не перетекает в штаны и присутствует только в одной ноге подвески для обеспечения работы ее клапана.
  • Закрытый тип. Кроме демпфера, выполненного в виде цельного картриджа, имеется также механизм, блокирующий демпфирование.

В первых двух видах вилка перебирается, заменяется смазка и уплотнительные кольца поршней, пружин, сальников. Производится очистка ног вилки и пыльников от грязи. Затем производится заливка вилочного масла. Некоторые применяют густую смазку, но она уступает масляному аналогу по текучести. В основном применяют синтетику: в демпфер с вязкостью 5 W, а в штаны — 15 W. Но полусинтетику и минеральные аналоги тоже можно использовать. Чем жиже их состав, тем лучше обволакивает он детали. При холоде масляная смазка имеет свойство густеть, поэтому в межсезонье отдают предпочтение более жидкой ее консистенции, чем в теплые периоды. В вилках с открытым типом демпфера прогрессия на завершающем этапе хода регулируется уровнем масла. Смазку необходимо менять регулярно, чтобы избежать поломок деталей из – за затвердевания и трения.

Настройка вилки

Эффективность работы подвески зависит от ее правильной регулировки. На нее влияет вес велогонщика, трасса и выбранный стиль езды.

Этапы проведения настройки:

  1. выставляется первоначальная нагрузка (SAG);
  2. производится регулировка быстроты отскока;
  3. происходит отладка скорости сжатия.

Главное, запомнить, что за один раз надо изменять только один параметр. После положительного результата, можно менять следующую настройку. Если выполнить все действия сразу, то нельзя будет сориентироваться, что улучшило или ухудшило работу вилки. В процессе настраивания может произойти сбой. Тогда надо будет вернуть все в первоначальное состояние (наполовину отрегулировать отскок и также сжатие), а затем начать все заново.

Регулировка вилки вашего велосипеда в основном зависит от безукоризненно выставленной предварительной нагрузки. Она будет предупреждать проседание подвески под воздействием массы гонщика. Сег приглушит удары от неровностей дороги и обезопасит от потери контроля над управлением велосипеда. При его малой степени подвеска станет жесткой, в ней не будет хватать хода. Это приведет к тому, что потеряется контакт велобайка с поверхностью. Большой сег потребует много усилий от велосипедиста, а при спуске вилка сожмется. А это отразиться на комфортности педалирования.

Величина нагрузки будет зависеть от стиля езды, но в основном она составляет от 20 до 30% от полного хода вилки. Производители для удобства ее регулировки предусмотрели кольцо (резиновое или пластиковое), а если его нет, то следует прикрепить на ногу одноразовый жгутик. Способ изменения сега зависит от вида вилки:

  • в пружинных со вспомогательной камерой регулируют сжатие воздуха в ней. В особых случаях меняют саму пружину;
  • в воздушных нужная его величина достигается путем изменения давления в позитивном секторе;
  • в пружинных подвесках регулируют ее внешне. Постепенно изменяя сег небольшими величинами. В продаже имеется несколько разновидностей пружин, отличающихся своей жесткостью. Для увеличения величины нагрузки надо заменить пружину на более жесткую, а для уменьшения наоборот.

Определить нужный сег можно сидя на велосипеде. Если нет специального кольца, то на ножку вилки возле сальника необходимо надеть пластиковую стяжку. Затем надо сесть на велобайк и слегка прижать его к земле, имитируя этим действием усилие, направленное на руль при езде. Вилка продавиться – это и будет сег. Его величину определяют по сдвинутому хомутику.

Можно также измерить нагрузку во время самой езды, здесь надо полагаться на ощущения. Лучше производить изменения от меньших значений к большим.

Скорость отскока

Этот параметр покажет быстроту возвращения подвески в первоначальное положение после сжимания. От этого зависит, как велосипед сможет отреагировать на очередное препятствие. Быстрота реагирования отскока при большой скорости должна быть мгновенной, чтобы амортизатор успевал перенастроиться для отработки следующего препятствия. Его надо настроить таким образом, чтобы получаемые удары гасились ранее, чем попадали на руль велосипеда. Если по ощущениям скорости отскока недостаточно, то следует начинать добавлять ее с малых величин. Постепенно доводя до идеальных условий работы. Необходимо учитывать, что его скорость зависит от густоты масла. Поэтому в холодные периоды отскок будет немного запаздывать.

В дорогих моделях велобайка этот показатель можно изменять на любой половине хода. Это свойство полезно для экстрима, особенно для даунхила, где езда предусматривает множество препятствий.

Компрессия

Определяет количество масла, необходимого для определенного поворота колеса велосипеда. Регулирует скорость сжатия подвески. Существует три ее типа:

  • низкоскоростная. Она начинает работать в начале хода. Приглушает и сглаживает неровности. В отличие от отскока эта компрессия отвечает за мягкость прохождения препятствий, а не за скорость срабатывания. С помощью нее можно увеличить скорость педалирования за счет увеличения жесткости или сделать ее более мягкой для сложных трасс с множеством ухабов. Она участвует в регулировке проседания вилки от воздействия велосипедного тормоза на переднем колесе. Настраивается с выкрученного положения;
  • высокоскоростная. Необходима для изменения прогрессии в конце хода. Она отвечает за безопасность подвески при приземлении велобайка. В некоторых моделях этот показатель настраивают прямо на фирме-изготовителе. При необходимости можно проверить ее срабатывание в процессе педалирования. Все по тому же хомутику;
  • блокировка. Компрессия при высокой скорости в закрытом положении часто переходит в такое состояние. Эта защита пригодится на ровных дорогах. Для пересеченной местности лучше оставлять подвеску в рабочем состоянии.

Редко, но все же встречается такая настраиваемая защита подвески, как антипробой. Это своеобразный резерв жесткости, который можно использовать в конце хода. Он защищает вилку от излома при сильном ударе. Ее применение ограничивает работу подвески.

Чтобы насладиться ездой с амортизационной вилкой среднего и высокого класса надо в первую очередь ее правильно настроить. В бюджетных моделях практически нет функций, которые бы можно было регулировать, поэтому пользуются настройками, установленными на заводе – изготовителе.

Видео. Замена масла в велосипедной вилке

Ссылка на основную публикацию