Ширина обода велосипеда и ширина покрышки - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ширина обода велосипеда и ширина покрышки

ETRTO — международный стандарт обозначений размеров велосипедных ободов и покрышек

ISO 5775 — международный стандарт обозначений размеров велосипедных ободов и покрышек. При разработке стандарта использовалась система «ETRTO», разработанная одноимённой организацией «European Tyre and Rim Technical Organization» (Европейская техническая организация по ободам и покрышкам).

Обозначение размера по ISO состоит из двух чисел, например, «57-559»:

Первое число — ширина покрышки в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Обода измеряются между фланцами.

Второе число — посадочный диаметр обода в миллиметрах.

Это обозначение, наряду с другими, можно увидеть на боковой части покрышки.

Совместимость покрышки и обода

На сегодняшний день в мире существует огромное количество разных размеров велосипедных покрышек. Еще большую неразбериху вносит тот факт, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды, была введена своя собственная система обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что покрышка одного и того же размера в разных странах обозначается по-разному. Более того, несовместимые покрышки разных производителей часто имеют одинаковую маркировку.

Стандартная система обозначений

Стандартная система обозначений основана на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер обычно выражается или в дюймах (26», 27» и т.д.), или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

К сожалению, эволюция ободов и покрышек привела к тому, что данная маркировка перестала совпадать с реальным диаметром. История данной неразберихи берёт начало ещё в 30−х годах прошлого века, когда были популярными тяжёлые толстые покрышки «балунеры» размером 26 х 2.125, которые и по сей день устанавливаются на некоторые прогулочные и пляжные велосипеды. Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26». Многие велосипедисты, всё же, были не до конца удовлетворены характеристиками данных колёс и хотели что-то более скоростное и лёгкое. Промышленность откликнулась на их просьбу производством более лёгких и узких покрышек, подходящих к тому же ободу, и обозначаемых 26 х 1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться «26−дюймовыми», их реальный диаметр был 25 5/8», а не 26». Позднее тот же размер обода использовали родоначальники горного велосипеда с западного побережья США, который и в наше время остаётся для него стандартным. Рынок начал диктовать свои условия производителям, и в продаже появились покрышки шириной всего 25 миллиметров для «26−дюймового» обода. В действительности же внешний диаметр колеса был равен 24 7/8».

В стандартном обозначении размера покрышки второе число или буквенный код указывает её ширину. Например, 26 x 1.75; 27 x 1 1/4; 650B; 700C.

Действительно ли 0,75 = 3/4?

Обратите внимание на то, что в стандартной дюймовой системе обозначений размеров покрышки, её ширина может обозначается как десятичной дробью (26 x 1.75), так и простой (26 x 1 3/4). Хотя в математическом смысле ширина указанных покрышек равнозначна, на практике они являются несовместимыми. Этот факт зачастую приводит к тому, что недостаточно компетентный покупатель приобретает покрышку неправильного размера.

В целом, трудно вывести некое обобщённое правило для обозначения размеров покрышек, но я смог выявить одну закономерность:

Если размер двух взятых покрышек совпадает с точки зрения математики, но один из них выражен десятичной, а другой простой дробью — эти две покрышки совершенно точно несовместимы.

Ложная маркировка

В жёсткой конкурентной борьбе зачастую страдает точность предоставляемой производителями информации. Предположим, что вы занимаетесь поиском высококачественных покрышек размерностью 700−25. Естественно, вы изучаете и каталоги, и рекламу, чтобы найти самые лёгкие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и примерно одинакового качества, но при этом компания Pepsi маркирует покрышку шириной 24 мм как 700−25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная покрышка 700−25 компании Coke. Такой маркетинговый приём даёт компании Pepsi ощутимое преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпускает ещё более легкую покрышку 700−23, снова промаркировав её как 700−25.

В 70−х — 80−х годах подобная маркетинговая уловка была очень популярной. В итоге ситуация совершенно вышла из-под контроля, и всем производителям всё-таки пришлось взяться за голову и начать указывать только истиные размеры своей продукции.

Стандарт ISO (ETRTO)

Также, важно учитывать, что ширина покрышки должна быть в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода.

Если сдуть покрышку и измерить её ширину между бортов, полученный результат будет приблизительно в 2,5 раза больше значения по стандарту ISO .

Следующие таблицы показывают соответствие стандартных размеров, принятых в США, и посадочного диаметра ISO .

Размер в простых дробях

Дробное обозначениеISO , ммПрименение
29 дюймов622Принятое название, введённое в обиход маркетологами. Относится к шинам шириной 622 мм («700c»).
28 x 1 1/2635Английские, датские, китайские и индийские дорожные велосипеды со стержневой тормозной системой (также обозначается F10, F25, 700 B).
28 x 1 5/8 x 1 1/4622Устаревшее канадское обозначение F.13.
28 x 1 5/8 x 1 1/4622Северо-европейское обозначение шин шириной 622 мм (700 C).
27 x [число]630Старые шоссейные велосипеды.
26 x 1 (650 C)571Триатлон, тайм триал, шоссейные велосипеды небольшого размера.
26 x 1 1/4597Старые британские спортивные и клубные велосипеды.
26 x 1 3/8 (S-6)597Лйгкие велосипеды Schwinn.
26 x 1 3/8 (E.A.3)590Большинство 3-скоростных велосипедов, 10-скоростные детские или велосипеды из супермаркетов.
26 x 1 1/2 (650B)584Французские прогулочные или туристские велосипеды, немногие Raleigh (США) и горные велосипеды Schwinn.
26 x 1 3/4 (S-7)571Крузеры Schwinn.
24 x 1520Высококачественные колёса для гонщиков небольшого роста.
24 x 1 1/8520 или 540Покупатель, будь бдителен!
24 x 1 1/4547Детские велосипеды Schwinn или британские.
24 x 1 3/8 (S-5)547Лёгкие детские велосипеды Schwinn.
24 x 1 3/8 (E-5)540Британские детские велосипеды, большинство кресел-каталок.
20 x 1 1/8 20 x 1 1/4 20 x 1 3/8451Лёгкие детские велосипеды, BMX для гонщиков с небольшим весом, некоторые лигерады.
20 x 1 3/4419Детские велосипеды Schwinn.
17 x 1 1/4369Alex Moulton.
16 x 1 3/8349Старые велосипеды Moulton, Brompton и другие складные велосипеды, передние колёса лигерадов, детские велосипеды.
16 x 1 3/8337Крайне загадочный размер покрышки.
16 x 1 3/8335Польские детские велосипеды.
16 x 1 3/4317Детские велосипеды Schwinn.
12 1/2 x [число]203Детские велосипеды, скутеры
10 x 2152Кресла-каталки.
8 x 1 1/4137Кресла-каталки.

Стоит также отметить, что изначально дробные значения размеров были введены ещё для старых ободов с прямыми боковинами. Более функциональные размеры 571 мм / 26 x 1 и 630 мм / 27 появились позже, на ободах с выступами.

Размер в десятичных дробях

Десятичное обозначениеISO , ммПрименение
29 дюймов622Принятое название, введённое в обиход маркетологами. Относится к шинам шириной 622 мм («700c»).
28 x [дес. число]622Некоторые немецкие шинные производители применяют данное обозначение для шин шириной 622 мм («700c»).
26 x 1,00 до 2,3559Большинство горных велосипедов, крузеров и пр. За исключением нижеследующих:
26 x 1,25 (устаревшее)599Очень старые лёгкие велосипеды США.
26 x 1,375599Очень старые лёгкие велосипеды США.
24 x 1,5-24 x 2,125507Детские горные велосипеды, крузеры.
22 x 1,75; 22 x 2,125457Детские велосипеды.
20 x 1,5-20 x 2,125406Большинство велосипедов BMX, детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады.
18 x 1,5355Складные велосипеды Birdy.
18 x 1,75-18 x 2,125355Детские велосипеды.
16 x 1,75-16 x 2,125305Детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады.

Французский размер

Изначально, во французской системе первое число обозначало внешний диаметр обода в миллиметрах, за которым следовала буква, определяющая ширину: «A» — узкий, «D» — широкий. Буквенный код сейчас не связан с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободов, изначально предназначенных для широких покрышек. Например, размер 700С изначально был широким размером, но теперь существуют и очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.

Французское обозначениеISO , ммПрименение
700 A642Устаревший размер.
700 B635Дорожные велосипеды со стержневой тормозной системой.
700 C622Шоссейные велосипеды, гибриды, горные 29-дюймовые велосипеды. (28 x 1 1/2 F.13 Канада)
700 D587Странный размер, испоьзуемые ранее на некоторых велосипедах GT.
650 A590Францухская версия 26 x 1 3/8; Итальянские высококачественые велосипеды для гонщиков с небольшой массой.
650 B584Французские прогулочные велосипеды, тандемы, туристские велосипеды; некоторые старые велосипеды Raleigh и горные велосипеды Schwinn.
650 C571Велосипеды для триатлона, тайм-триала, высококачественные шоссейные велосипеды для гонщиков с небольшой массой.
600 A540Европейские детские шоссейные велосипеды, большинство кресел-каталок.
550 A490Европейские детские шоссейные велосипеды.
500 A440Европейские детские, складные велосипеды.
450 A390Европейские детские велосипеды.
400 A340Европейские детские велосипеды.

Таблица соответствий ISO

Расчёт ширины

Безусловно можно использовать практически любую комбинацию покрышки и обода, у которой совпадают посадочные размеры, но с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.

Если покрышка слишком узкая для обода, значительно повышается риск их повреждения от различных неровностей и ударов.

Если покрышка слишком широкая, увеличивается вероятность быстрого износа боковин покрышки, а также опасность потерять контроль над управлением велосипедом на сдутой шине. Плюс к этому заметно ухудшается управляемость на низких скоростях.

К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие обода. К таким ободам очень плохо подходят широкие покрышки, если только их не накачивать очень сильно. Это, в свою очередь, приводит к излишней нагрузке на боковины обода, и к тому же теряется основной смысл установки широких покрышек, предназначенных для работы с малым давлением.

Георг Боегер (Georg Boeger) составил таблицу рекомендаций по выбору покрышки и обода:

Читайте также:  Велосипед тросик переключения скоростей
Какие покрышки безопасно подходят к каким ободам?
Ширина покрышки, мм
Вн. ширина обода, мм1820232528323537404447505457
13++++
15++++
17+++++
19++++++
21++++++
23++++
25+++++

Стоит иметь в виду, что данная таблица составлена с избыточной осторожностью в подходе к совместимости, поэтому допустимы некоторые разумные отступления от указанных правил.

GMS и WTB

GMS — Global Measuring System (с англ. «Глобальная система измерения»). Существующие стандарты для измерения размеров накачанной покрышки не учитывают разницу в глубине протектора. Чтобы решить эту проблему и дать возможность более точно сравнить характеристики покрышек, компания WTB представила свой стандарт измерения — GMS.

Стандарт состоит из двух чисел в миллиметрах: первое характеризует ширину основы покрышки; второе — ширину внешней части покрышки, измеренную поверх протектора. Замеры производятся на ободе с внутренней шириной 20 мм, и покрышке, накачанной до 60 psi и после 24−часовой выдержки.

Вдобавок к размерам основы и внешней ширины по протектору, указывается допустимое давление шин, основные характеристики протектора и его контактной зоны.

Трубки

Шины-однотрубки чаще всего используются для велогонок. У однотрубок нет боковин. При их производстве концы цельной трубки покрышки соединяются друг с другом, образуя тор. Поэтому иногда трубчатую шину называют «замкнутой» (англ. «sew-up»). Однотрубка подходит только к специальному ободу, на который крепится при помощи специального клея.

Известно 6 разных размеров однотрубок, но только 2 из них дошли до наших дней.

Ремонт и настройка — Наилучшие сочетания ширины ободов и покрышек

Попалась мне на глаза статейка на одном из зарубежных сайтов… Решил её перевести, вечер четверга — прекрасное время для обсуждения чего-нибудь эдакого. Особенно на фоне недавних холиваров в теме Ольги.
С появлением новых стандартов увеличилось количество вопросов относительно подбора ширины покрышки для тех или иных ободов. И в статье будет рассматриваться не просто возможность установки резины на обода, а именно наилучшая комбинация для максимальных функциональности и безопасности. Такие производители, как WTB, Kenda, Schwalbe, Stan’s NoTubes согласны с классификацией компании Mavic. Вот она:

Во второй (прямые стенки) и третьей (стенки с зацепами для бортов покрышек) колонках указана внутренняя ширина ободов. Естественно, актуально это всё не только для вышеупомянутых брендов, но и для для всех производителей, придерживающихся стандарта ETRTO. Согласно сообщениям представителей компании Mavic, международная компания по стандартизации собирается внести соответствующие изменения и включить группы с размерами:

1. бескамерных ободов/покрышек для дорожных велосипедов ;
2. ободов с зацепами под бескамерные покрышки MTB ;
3. ободов с прямыми стенками под обычные покрышки MTB ;
4. ободов с прямыми стенками под бескамерные покрышки MTB ;
5. для более широких ободов (до 50 С) под покрышки большого объёма (до 4″).

Давайте посмотрим на рекомендации по совместимости ободов и покрышек от WTB:

Дополнение текущего стандарта ETRTO, на самом деле, очень важный момент. В таблице выше присутствуют значения «N/A», но это только потому, что на данный момент в стандарте не учитываются обода с внутренней толщиной 29 мм. Тем не менее, если возникает вопрос совместимости, можно смело писать производителю — он ответит, потому что сам в этом заинтересован. Немного о цифрах на покрышках. Первая — её ширина в мм, вторая — диаметр обода, на который она рассчитана:
622 мм — шоссейные колёса 700c и 29″ MTB;
584 мм — 650b/27.5″ MTB;
559 мм — 26″ MTB.

Важно помнить: используемые нами цифры 700, 650, 26″, 27.5″ и 29″ обозначают внешний диаметр покрышки и не имеют отношения к размеру обода.

Нестандартная продукция
К таким относится, например, Industry Nine.

Вот как объясняют собственные взгляды на размеры ободов сотрудники компании:
«Подобное решение основано на собственном опыте, тестах, отзывах использующих нашу продукцию велосипедистов и профессиональных спортсменов, с которыми мы работаем. Если обод слишком широкий для покрышки, то шансы сильно повредить его при наезде о камень, а заодно испортить покрышку, существенно возрастают.

Если же покрышка слишком широкая для обода, то при сильном закладывании велосипеда в поворотах есть риск просто сорвать её. В нашей продукции мы постарались всё сбалансировать. Тем не менее, плетение покрышек может отличаться. Покрышка 2.25» может отлично функционировать на ободе с внутренней шириной 35 мм, однако мы рекомендуем более узкие обода. Мало того, более широкие обода имеют больший вес. Катающиеся преимущественно на покрышках 2.1-2.25” предпочтут более узкие обода.

Естественно всё написанное выше — лишь наши рекомендации, а не правила, которым нужно следовать беспрекословно. Решающим фактором при выборе сомнительных вариантов является безопсность. Никто ведь не захочет устанавливать на фэтбайк покрышку 2.2″ или ставить её на наши обода Ultralight.»

Выше картиночка от Stan’s No Tubes. И ещё от них же:

Идея «Wide Right», логотип которой виден на обеих картинках выше, предполагает изображение, отражающее оптимальное сочетание обод-покрышка.
1. «Форма лампочки». Слишком узкий обод. Хуже сцепление и стабильность в поворотах;
2. Правильно подобранная ширина. Никаких искажений и покрышка работает должным образом;
3. «Купол». Слишком широкий обод. Борты слишком широко, покрышка меньше поглощает удары о препятствия, хуже управляемость в поворотах, боковые шипы легче порезать.

В Schwalbe полагают, что некоторые покрышки умышленно делаются более узкими, потому что после нескольких выездов «растянутся».

Что будет, если широкую покрышку напялить на узкий обод, мы разобрались. А что если велосипедисту захотелось получить чуть больше ширины за счёт замены обода на более широкий? В компании Kenda ответили так:
«Любое отклонение от рекомендуемой ширины обода на 1 мм (неважно, + или -) заставит покрышку приобрести или потерять в ширине 0,4 мм.

Пример: покрышка 2.20» (56 мм) должна устанавливаться на обод с внутренней шириной 24 мм, а её решили поставить на обод с внутренней шириной 29 мм. В итоге ширина покрышки окажется 58 мм, что ближе к 2.30″.

Да, так можно сделать, если не существует нужного размера любимой покрышки, но возникает другой вопрос — вопрос сцепления. Либо вырастет показатель сопротивления при езде, либо покрышку быстрее сорвет в повороте.»

Таблица от Schwalbe в соответствии со стандартом ETRTO:

62 мм соответствуют покрышкам 2.44″, бОльшие стандартом не предусмотрены. Пока что.
Немного вычислений от ресурса BikeRumor: коллеги пришли к выводу, что ширина обода должна составлять 32-70% ширины покрышки, согласно таблице выше. Для покрышки 2.8″ это обод от 23 до 49 мм. Идеальная ширина, не искажающая покрышку, если учесть всё написанное выше, начинается с 35-40 мм. Предупреждение: пользуясь данным вычислением, вы подбираете всё на свой страх и риск. Люди, осуществлявшие его, ответственности не несут.

А как же фэтбайки? : с

Используя формулу выше, можно сказать, что для покрышки 4.0″ идеальными будут обода от 34 до 71 мм. Вариантов множество, играйтесь на здоровье, производители обо всём позаботились.

Единственное исключение — рассуждения о пробиваемости покрышки. Для фэтбайков не столь актуально. Тим Крюгер (Tim Krueger), сотрудник новоиспечённой компании Terrene Tire, заявляет, что давление покрышек на фэтах позволит сдержать самые сильные удары без вреда для обода. Хотите ехать по сыпучему грунту — ставите более широкие обода. Чаще катаетесь по сухому? Ваш выбор — более узкие.

Сотрудники Industry Nine говорят о покрышках 4.8″ и 5.0″ для езды по снегу на 90 мм ободе. 75-80 мм обода подойдут для более распространённых 3.8″ и 4.0″ покрышек. Летом лучше выбрать обода 50 мм и посильнее накачать колёса.

Итог?
Каким бы ни было предназначение велосипеда, ширина обода должна составлять 50-65% ширины покрышки. Лучше всего обратиться в магазин, в котором можно будет установить покрышки на обод и посмотреть на всё это безобразие вживую. Либо написать производителю.

Спасибо Байкрумору за статью и вам, если читаете это.
Тут правила размещения постов опубликовали, давайте не будем их забывать и вместе сделаем ресурс лучше!
А ещё их всегда можно найти под вариантами выбора блога (как показывает практика, не все замечают):

Размеры велосипедных шын: как измерять диаметр колеса?

Различная маркировка покрышек даже для одного типа велосипедов нередко сбивает покупателей с толку. Какие размеры шин бывают? И как правильно выбрать подходящую резину?

Большинство считает, что 26-дюймовые изделия выбирают для горных велосипедов, 28 – для шоссейных и т.д. И приобретают изделия, основываясь исключительно на этих параметрах. Это неправильно, поскольку при выборе резины следует учитывать маркировку, ширину, предназначение и прочие показатели.

К тому же одинаковые внешне шины могут иметь различную маркировку. Это прерогатива производителей. Без тщательного изучения размеров выбрать подходящие шины будет крайне сложно.

Какие размеры велосипедных шин бывают?

Для типичной маркировки гибридных велосипедов характерно обозначение 700С*42. Такие байки сочетают в себе элементы от горных и шоссейных. Маунтинбайки обычно имеют маркировку 26*2.1. Указанные обозначения используются несколько десятилетий, в связи с этим устоявшаяся традиционная система маркировки несёт размытый характер.

Подобное маркирование покрышек различных типов велобайков приводит к тому, что шины соответствуют определённому размерному диапазону в ISO. Это значит, что одна указанная ширина по маркировке (к примеру, 2,1 дюйма) может значительно отличаться в физическом понимании.

Эта же проблема касается стандартного маркирования 29-дюймовых шин. Их посадочный диаметр составляет 622 мм., что соответствует дорожным и гибридным байкам. Основное отличие заключается в большей ширине. Широкая шина не применима для шоссейного или гибридного байка, узкая – для найнера.

Чтоб проблема выбора не стала насущной, следует знать размеры велосипедных шин для конкретных типов велобайков:

  1. Для шоссейного туризма. Размер многих шоссейных покрышек обычно обозначается как 700 или 750С, но допустимо и использование 650 (для лучшего ускорения или установки на велосипеды для снижения высоты). Ширина шоссейных покрышек для гоночного типа езды варьируется от 18 мм. до 23 мм. Более спокойная и комфортная езда предполагает использование шин с 25 – 28-миллимитровой шириной.
  2. Для езды на горных велосипедах. Традиционно используют 26-дюймовые покрышки, диапазон ширины – 1,8 – 2,4 дюйма. Но байки для фрирайда и даунхилла предполагают оснащение шинами шириной в 2,5 – 3 дюйма. Такие изделия значительно снизят риски, связанные с падениями.
  3. Для установки на найнерах. Это отдельный вид горных велосипедов, имеющий большее пятно контакта, и более применимый для езды в поворотах, подъёмах, по песку и грязи благодаря своим техническим характеристикам. Шины внешне схожи с изделиями для стандартных горных велосипедов, только имеют 700-й размер и большую ребристость.
  4. Для применения на циклокроссовых велосипедах. Такие покрышки представляют собой узкие ребристые изделия размером 700С и соответствующие геометрии рам циклокроссовых гоночных байков.
  5. Для BMX. Стандартно устанавливают 20-дюймовые покрышки. Для передних колёс предпочтительны более узкие шины по сравнению с задними. Это необходимо для более быстрого набора скорости. Поэтому ширина выбираемых передних покрышек варьируется от 1,8 до 2,1 дюймов, задних – от 2 до 2,4. Но если необходима максимальная управляемость, то на переднее колесо ставят резину пошире, а на заднее для наката – поуже. Все зависит от типа езды (стрит, флэт, рэйсинг и т.д.).
Читайте также:  Нужен ли шлем на велосипед

Измерение диаметра колеса

Если планируется первая покупка резины, рекомендуется найти обозначение размера на ободе велосипеда. При отсутствии такового некоторые предпочитают, взяв обод с собой, обратиться в соответствующий магазин, чтоб выбрать покрышку правильного размера помог продавец. При отсутствии таковой возможности (или желания) измерение диаметра колеса производится самостоятельно.

Стандартный метод

Простейший метод – по радиусу. Для измерения потребуется рулетка или сантиметр, край которого размещается строго у втулочной оси. В таком положении проводят до края покрышки. Полученный результат и есть радиус колеса.

Для определения значения в миллиметрах эту цифру умножают на 10, в дюймах – на 2,54. Полученную цифру можно умножить на 2 для расчёта размера диаметра. При получении дробных значений таковые округляют до

При отсутствии рулетки или сантиметра применим второй стандартный метод:

  • на шине краской нанести скобообразную метку;
  • установить колесо в положение вниз этой меткой;
  • прокатить велосипед на 1 оборот;
  • измерить длину полученной прокрашенной линии;
  • эту величину разделить на 3,14 для получения диаметра;
  • рассчитанное частное делят ещё на 2,54 для определения величины в дюймах.

Измерение по системе ISO

Это простейший метод. Для расчёта измеряют отрезок от центральной части втулки до крайней стороны обода, и увеличивают эту величину в 200 раз. Получится диаметр в миллиметрах, по которому и выбирают резину.

Виды маркировок велосипедных покрышек

При производстве во Франции, Великобритании и ряде других стран наносят собственные обозначения размеров. Это вызывает сильную путаницу при выборе по маркировке.

До недавнего времени существовал один тип маркировки – на основе внешнего диаметра шины в дюймах или миллиметрах. На сегодняшний день применение подобной схемы маркирования не целесообразно ввиду возможного несовпадения с посадочным диаметром обода.

Виды маркировок:

  1. Классический. Обозначение выглядит таким образом: диаметр в дюймах/ширина. Аналогичным образом обозначения наносятся на камеры.
  2. ISO. Для исключения путаницы международной организацией ISO была разработана более усовершенствованная система маркирования – ISO 5775. Размер шины обозначается так: высота покрышки /ширина в миллиметрах.

Для формирования более чёткого представления маркирования стоит изучить диапазоны распространённых профилей:

Вариации под посадочные ободные диаметры
Обод в миллиметрахМаркировка
62227/1-1,75
40620/1,5-2,125
62228/1-1,75
50724/1,5-2,125
55926/1-2,35

Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки?

Для этого можно воспользоваться указанной таблицей, но лучше соблюдать рекомендации от производителя.

К тому же, резину подбирают в зависимости от стиля езды:

  1. Для кросс-кантри. В данном случае значительную роль играет вес изделия, а значит, предпочтительная ширина покрышки с шипами составляет 1,8-2,4 дюйма. Любители быстрой езды делают выбор в пользу резины шириной до двух дюймов, типичные любители кросс-кантри – от 2 до 2,4 дюйма.
  2. Для фрирайда и даунхила. Фрирайд требует установки резины, устойчивой на крутых склонах, каменистой поверхности и прыжках. Помимо того, что она должна иметь высокие шипы и агрессивный рисунок, ширина изделий для фрирайда и даунхила должна быть в диапазоне 2,5-3 дюйма.
  3. Для размеренной езды в городских условиях. Резина должна быть устойчивой к проколам за счёт защитного слоя. В таком случае минимизируются случаи проколов от строительного мусора, колючек, ям и т.д. Типичная ширина таких покрышек варьируется в пределах 28-35 мм. Для более устойчивой езды можно приобрести и чуть более широкие изделия, однако, скоростные показатели будут заметно ниже.
  4. Для езды по шоссе. Выбор делают в пользу тонких, лёгких шин. Ширина для 700-х покрышек – 32-35 мм.

Резюмируя, отдельно стоит отметить, что:

  • приобретаемая резина должна соответствовать размеру обода;
  • обычно производитель предоставляет покупателям рекомендуемые размеры;
  • размер резины также определяют в зависимости от состояния дорог и стиля езды;
  • слики и резина с инвертированным протектором шириной от 1,5 до 1,75 дюймов отлично подходят для езды в городских условиях;
  • между камерой и покрышкой можно разместить ленту от проколов.

Обод и покрышка — как подобрать?

Как правильно выбрать обод для байка?

Существует большое разнообразие велоободов. Отличаются они между собой конструктивными особенностями, размерами и материалами, из которых изготовлены.

При выборе велосипедного обода нужно учитывать на какой байк он будет установлен. Учитывайте его эксплуатационные характеристики, будь то для горного байка, городского, дорожного или шоссейного.

Как узнать размер обода для велосипеда?

Данная величина характеризуется двумя параметрами:

Для того, чтобы узнать эти значения, нужно внимательно рассмотреть изделие. Как правило, производитель наносит маркировку на поверхность детали и она легко читается. Так, например, надпись 559х19 говорит о том, что диаметр (посадочный) равен 559мм, а ширина – 19 мм. В случае отсутствия надписи, получить нужные цифры можно через замеры вручную.

Для измерения внутренней ширины потребуется штангенциркуль.

При замере диаметра необходимо измерить расстояние от центра колеса до края велообода, полученное значение умножить на 2. Еще можно используя отвес и рулетку померить непосредственно диаметр целиком. Если это число в сантиметрах разделить на 2,54, то получится перевод в дюймы.

Материал и толщина непосредственно влияют на вес колеса байка.

В силу своей легкости и достаточной прочности большое распространение получили катаные алюминиевые велообода. На втором месте идут железные или стальные.

В соответствии с предъявляемыми требованиями по нагрузке и прочности, производители выпускают одинарный, двойной, тройной велообод. Также изготавливают бескамерный тип обода.

Стандарт по количеству устанавливаемых спиц составляет 36, 32, 28 и 16 штук.

Раньше в системе обозначения, многие производители использовали внешний диаметр велопокрышки, который измеряется в миллиметрах или дюймах. К примеру, 24″ (500мм), 26″ (650мм) или 28″ (700мм). Со временем, из-за постоянной путаницы, система обозначений поменялась. В настоящее время стали использовать универсальную систему для маркировки по посадочному диаметру.

Существует 3 действующие системы обозначения:

1. По ISO – это реальное значение диаметра велообода в миллиметрах. Анализируя совместимость посадочных размеров велообода с велопокрышкой, лучше сразу же обращать внимание на параметры ISO.

2. Параметры в дюймах. Это приблизительное значение внешнего диаметра колеса. Бывает маркировка в десятичных и обыкновенных дробях. Советские размеры в дюймах не всегда совпадают и могут отличаться от западных.

3.Французский размер – значение внешнего диаметра колеса в миллиметрах. В старой системе исчисления учитывали ширину шины и обозначали ее латинскими буквами A, B, C, D. Где А – самая узкая, D – широкая. Теперь в современном обозначении буквенная составляющая потеряла свой первоначальный смысл.

Как правильно подобрать покрышку к ободу.

Велосипедные шины отличаются невероятным разнообразием размеров. В результате этого появилась несогласованность и путаница. Каждая страна производитель, имеет свою маркировочную систему параметров. Велопокрышка с одинаковыми параметрами может быть известна под совершенно несхожим кодом обозначения в разных странах. Случилось так, что не взаимозаменяемые шины с разными посадочными величинами, имеют одинаковые номера. А взаимозаменяемые – разные.

Все имеет свой конечный срок службы. Это относится и к велосипедным покрышкам. Приходит такой момент, когда нужно сделать апгрейт или на смену старым велопокрышкам поменять на новые. Встает выбор, что же подойдет, можно ли заменить, в случае отсутствия родной резины.

Теоретически можно использовать любое сочетание покрышек и ободов, при условии совпадения у них посадочных размеров. Но практика говорит, что лучше придерживаться определенных правил. Так вы обезопасите себя, свой кошелек от частых проколов резины и повреждения велообода.

Какой размер обода для покрышки?

Подбор ширины велопокрышки.

При выборе этого параметра шины, существует больше вариантов совместимости размеров, а значит и ассортимент богаче. Измеряется и маркируется ширина велообода в миллиметрах, велопокрышки – в дюймах или миллиметрах. Поэтому, при подборе, необходимо все свести к единой единице исчисления.

Совместимость велообода колеса и шины по ширине для различных типов байков:

Величина значения по ширине для обода, мм

Величина значения по ширине для покрышки, мм

Размер покрышек

От переводчика.

Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер покрышек. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье — помечены красным цветом.

Читайте также:  Рама велосипеда giant

Какая покрышка подходит, к какому ободу?

Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!

Традиционная система маркировки.

Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер покрышек обычно выражается в дюймах (26″, 27″ и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

Размер покрышек (маркировка)

К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в «пляжных велосипедах». Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26″. Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться «26ти-дюймовыми», на самом деле они имели диаметр 25 5/8″, а не 26″. Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода «размера 26″». Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8″.

Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26×1.75, 27×1 1/4, 650B, 700C и т.д.).

Равно ли «ноль семьдесят пять» трем четвертям?

Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26×1.75), так и простой (26×1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.

Я сформулировал «правило Брауна для размера покрышек», которое гласит:

Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.

Неправдивость маркировки.

Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.

Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.

Система маркировки ISO (ETRTO).

ISO — (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как «ETRTO», разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).

Размер покрышек по ISO состоит из двух чисел:

Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.

Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер покрышки. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.

Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.

Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)

Традиционная система, простые дроби дюймы.

28х1 3/4622Россия. Все дорожные велосипеды.
(«Украина», «Минск» и т.д.) 40-62228х1 1/2635Вариант дорожного велосипеда США.28х1 1/2622Россия. Все дорожные велосипеды.
(«Украина», «Минск» и т.д.) 38-62227x anything630Шоссейные велосипеды США старого типа.27×1 1/4622Россия. «Турист» 32-62226×1 (650C)571Триатлон, маленькие шоссейные велосипеды.26×1 1/4597Старые спортивные и клубные английские
велосипеды.26×1 1/4590Россия: «Диана», «Прима»,
«Вираж» 32-59026×1 3/8 (E.A.3)590Американские трехскоростные и детские 10-ти
скоростные. Россия: «Диана»,
«Прима», «Вираж» 35-59026×1 1/2 (650B)584Французские дорожные, велосипеды для туризма с
грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые
горные Schwinn26×1 3/4 (S-7)571Дорожные Schwinn24×1520Шоссейные колеса для маленьких гонщиков;
переднее Terry24×1 1/4547Детские английские и Schwinn24×1 1/2533Россия: «Салют»,
«Альтаир», «Эрви», «Орленок»,
«Эрелюкас», «Ласточка», «Крегждуте» 37-53324×1 3/8 (S-5)547Легкие детские Schwinn24×1 3/8 (E-5)540Английские детские, большинство инвалидных
колясок20×1 1/4445Россия: «Школьник» 30-44520×1 3/4406Россия: «Тиса-2», «Кросс»,
«Кама», «Десна» 40-40620×1 3/4419Детский Schwinn12 1/2×2 1/4205Детские на «дутиках». Россия:
«КВД» 56-205

Традиционная система, десятичные дроби дюймы.

РазмерI.S.O.

(mm)Велосипеды26×1.00 до 2.3559Большинство горных велосипедов. Россия:
старые мотовелосипеды 48-559 (26×2)26×1.25 (rare)599Очень старые американские легкие велосипеды26×1.375599Очень старые американские легкие велосипеды24×1.5 до 24×2.125507Детские горные. Россия:
«Салют», «Альтаир», «Эрви»20×1.5 — 20×2.125406Большинство BMX, детские,
складывающиеся. Россия: «Тиса-2»,
«Кросс», «КАМА», «ДЕСНА» и другие
складные

Традиционная система, метрическая.
Французский размер покрышек.

Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: «A» – узкие, «D» — широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер покрышек 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.

РазмерI.S.O.
(mm)
Велосипеды
700 C622Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная
клинчерная резина. Россия.
«Турист». 700 С – 32 (32-622), «Украина» 700 С – 40
(40-622)
700 D587Старый размер на некоторых моделях GT.
650 A590Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские
гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: «Диана», «Прима»,
«Вираж». 650 А – 35 (35-590)
650 B584Французские дорожные, велосипеды для туризма с
грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые
горные Schwinn
650 C571Триатлон
600 A540Европейские детские шоссейные, большинство
инвалидных колясок
550 A490Европейские детские шоссейные
500 A440Европейские детские складные
450 A390Европейские детские
400 A340Европейские детские

Таблица соответствия I.S.O.

I.S.O.
(mm)
Традиционные обозначения
63528 x 1 1/2
63027 x любое число, США
622700 C, Россия: 28х1 3/4, 28×1 1/2,
27×1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622)
59926 x 1.25, x 1.375
59726 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6)
59026 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26×1 1/4 (32-590)
587700 D
584650B, 26 x 1 1/2
57126 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C
55926 x 1.00- x 2.125, Россия: 26×1 3/4, 26 x 2 (40-559,
48-559)
54724 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5)
54024 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A
533Россия: 24×1 1/2
52024 x 1, 24 x 1 1/8
50724 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507)
490550 A
45722 x 1.75; x 2.125
45120 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8
445Россия: 20×1 1/4 (30-445)
440500 A
41920 x 1 3/4
40620 x 1.5- x 2.125, Россия: 20×1 3/4 (40-406)

Большинство этой информации взято из книги John Allen «Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics» – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.

Соображения по выбору ширины.

Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.

Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.

Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.

Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger.

Ссылка на основную публикацию