Регулировка седла велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Регулировка седла велосипеда

Как правильно установить и отрегулировать седло на велосипеде

6 минут Автор: Сергей Морской 307

Поездки на велосипеде призваны держать все группы мышц в тонусе, поднимать настроение и улучшать качество жизни. Большую роль играют техническое состояние всех узлов байка и его настройка. Индивидуальная подгонка под велосипедиста осуществляется по нескольким параметрам, в частности, по положению седла.

Настройка седла определяет посадку, удобство управления и эффективность передвижения. Рассмотрим, как правильно отрегулировать седло, чтобы и комфортно было, и не уставать после продолжительных поездок.

Зачем нужно регулировать седло велосипеда

Велосипедное сиденье может настраиваться в трех направлениях:

  • высота над уровнем педалей;
  • угол наклона в горизонтальной плоскости;
  • смещение.

Рассмотрим, что дает правильная регулировка каждого параметра.

Высота определяет положение ног при движении и эффективность вращения педалей. Заниженное седло способствует сильному сгибанию ног, их быстрой усталости и низкому КПД педалирования. Слишком большая высота ухудшит сцепление обуви с педалями и отрицательно повлияет на управляемость.

Соответствующее росту положение седла исключает все негативные последствия, дает возможность долго вращать педали без существенной усталости и потери энергии, позволит быстро дотянуться ногой до земли на стоянках и в экстренных ситуациях. А в сочетании с настроенным положением руля, высота сидушки обеспечит правильную посадку велосипедиста.

Наклон в горизонтальной плоскости определяет нагрузку на части тела. Положение «вперед» увеличит нагрузку на руки и сместит корпус к рулю. Отклоненное сиденье назад приподнимет верхнюю часть тела, сместив силовой центр в сторону поясницы и брюшной полости.

На некоторых моделях велосипедов седла регулируются и по горизонтали относительно центра подседельного штыря. При выборе правильного положения большую роль играет длина рук. Если до руля доставать тяжело, сидушка немного подвигается вперед. При постоянной усталости рук стоит отодвинуться назад. В длительных поездках на горном велосипеде этот параметр может регулироваться несколько раз в зависимости от условий катания.

Правильная настройка держится на трех китах: удобство, эффективность и снижение усталости при управлении.

Настройка высоты сиденья

Высота – самый важный параметр, который каждый велосипедист выставляет самостоятельно, с учетом роста и особенностей езды. Прежде чем приступать к настройке высоты, рассмотрим ряд аспектов безопасности:

  • подседельный штырь нельзя выставлять за пределы максимальной отметки;
  • седло нужно крепко зафиксировать в данном положении;
  • передний конец должен смотреть в направлении движения.

Общая схема настройки:

  1. Ослабить эксцентрик или затяжную гайку.
  2. Удерживая сидушку, мягко вытянуть или вдавить штырь.
  3. Не отпуская ее, затянуть крепление.
  4. Несколькими легкими ударами проверить прочность фиксации.

Установить уровень седла можно несколькими способами:

  • числовой расчет;
  • метод «почти прямой ноги»;
  • «метод пятки».

Первый вариант – самый простой способ выставить высоту сиденья над кареткой. С помощью сантиметровой ленты или рулетки изменяется высота от подошвы до паха. Далее это значение умножается на 1.09. К примеру, высота ног составила 65 см, значит, сидушка велосипеда должна располагаться над педалями на уровне 71 см. Нужно отметить, что этот способ приближенный и не подойдет тем, кто полагается только на собственные ощущения.

Второй метод установки высоты – определить сгиб ноги. Для правильного положения характерна почти распрямленная нога в крайней нижней точке. Нога совсем прямая – подседельный штырь опускается в трубу. Нога согнута сильно – поднять седло наверх. Увеличивать высоту нужно постепенно, особенно в первый раз.

Метод «прямой пятки» противоположен предыдущему, но также позволяет выставить уровень седла. Последовательность настройки:

  1. Прочно зафиксировать велосипед или попросить кого-либо подержать его за руль.
  2. Сесть и поставить пятку на педаль в нижней точке.
  3. Отрегулировать высоту так, чтобы нога была абсолютно прямой.

Пятка должна быть строго зафиксирована по центру педали. Обе ноги должны выпрямляться в нижних положениях. Если пятки не дотягиваются, и приходится нагибаться, седло нужно опустить. Наоборот, если нога даже немного согнута в колене, приподнять.

Регулировка угла наклона

Стандартное, общепринятое и правильное расположение сиденья в горизонтальной плоскости – параллельно дороге. Производители рекомендуют оставлять положение таким и не прибегать к наклонам без особой надобности. Собственно, по иллюстрации понятно, что седло нельзя отклонять на большой угол.

В первом случае возрастают нагрузки на руки, велосипедист горбится и может съезжать вперед. Отклоненное сиденье назад добавляет усталости ногам и ухудшает управляемость за счет вытягивания рук.

Однако в разумных пределах регулировка по углу наклона может осуществляться в индивидуальном порядке. Чаще всего этого требуют специфические условия езды на горном велосипеде. На неровных участках, где руки отбиваются даже с хорошим амортизатором, нивелировать нагрузку на них можно отклонением седла назад. Когда требуется заниженная посадка (преодоление ветра, например), есть смысл наклонить сиденье вперед. Рекомендуемый диапазон наклона – не более 10-ти градусов в каждую сторону.

Настройка по горизонтали

Регулировка седла относительно руля позволяет выставить положение с учетом длины рук. Правильная центровка обеспечивает положительное влияние на скорость передвижения и управляемость велосипеда.

Работы следует выполнять в такой последовательности:

  1. Ослабить винт закрепления штыря к сидению.
  2. Подвинуть сидушку.
  3. Зафиксировать крепление.
  4. Сесть на велосипед и проверить положение колена. Оно должно располагаться строго на вертикали с осью педали. Проверяется нога на педали в крайней нижней точке. Если колено заметно выдвигается вперед, настроить заново.

Настройка данного типа делается только после регулировки высоты.

Сочетание правильно выставленных параметров седла с учетом физиологических особенностей велосипедиста поможет избежать чрезмерной усталости рук и ног, позволит максимально долго находиться в движении и положительно скажется на комфорте управления.

Правильная регулировка седла велосипеда — основа комфортной езды

Пусть велосипед не является таким сложным механизмом, как автомобиль, но всё же в состав его конструкции входит большое количество деталей, механизмов и узлов. Все они должны работать как часы и быть точно отрегулированы, иначе комфортной езды не получится. Любой велосипед нуждается в настройке под конкретного пользователя. От этого никуда не денешься. А важным моментом в настройке велобайка является регулирование седла. Если этот элемент будет неправильно отрегулирован, то езда будет сопровождаться дискомфортом, болью в спине и ягодицах и даже можно столкнуться с проблемами со здоровьем. Согласитесь, лучше один раз потратить время и узнать, как отрегулировать седло велосипеда, чем мучиться при каждом выезде.

Высота седла велосипеда должна быть отрегулирована под конкретного пользователя

Параметры регулирования

Седло — это не только посадочное место для велосипедиста. Его положение способно задавать посадку, отвечать за удобство управления транспортом, определять эффективность работы с педалями и передвижения.

Регулировка седла велосипеда осуществляется в соответствии с тремя параметрами, каждый из которых заслуживает особого внимания и детального рассмотрения.

Высота относительно уровня педалей

Этот параметр отвечает за расположение ног во время движения и задаёт эффективность педалирования. Если седло будет установлено слишком низко, то ноги придётся сильно сгибать, отчего они будут быстро уставать, а движение не будет достаточно эффективным. Седло, которое будет установлено слишком высоко, будет снижать качество сцепления подошвы с педалями и ухудшит управляемость.

Правильная высота седла велосипеда, которая будет настроена в соответствии с параметрами пользователя, исключит негативные моменты, велосипедист сможет долго и быстро крутить педали, а во время остановки нога будет свободно доставать до земли. А если ещё и руль будет иметь правильное расположение, то посадка велосипедиста будет правильной и удобной.

Правильная высота седла велосипеда позволит велосипедисту долго и быстро крутить педали, а во время остановки свободно доставать до земли

Угол наклона в горизонтальной плоскости

От этого параметра зависит распределение нагрузки на отдельные части тела. При переднем положении седла корпус велосипедиста будет наклонён вперёд, а нагрузка по большей части будет приходиться на руки. Если сидение будет отклонено назад, то верхняя часть тела будет приподнята, а давление направится на поясницу и брюшную полость.

Регулирование седла в горизонтальном направлении относительно центральной части штыря, расположенного под седлом, также имеет большое значение. Здесь настраивать сидушку необходимо с учётом длины рук велосипедиста. Доставать руль должно быть удобно, в противном случае седло нужно отодвигать вперёд. Если в руках чувствуется усталость, то сидение необходимо отодвинуть назад. Владельцам горных байков при длительных заездах приходится менять расположение седла несколько раз.

Для выполнения такой настройки необходимо следовать следующим пунктам:

  1. Винт крепления подседельного штыря ослабеваем.
  2. Выставляем правильное расположение сидушки.
  3. Фиксируем крепление и проверяем его надёжность.
  4. Садимся на велосипед для выполнения проверки удобства нового положения сидушки.

Такую настройку можно выполнять только после выставления высоты сидения.

Седло должно располагаться параллельно дороге — это стандартное положение, которое признаётся во всём мире. И даже производители склоняются к такому положению седла, рекомендуя его своим пользователям. Наклоны могут быть уместны только в особых случаях.

Стандартное положение седла – оно должно располагаться параллельно дороге

Если седло будет наклонено вперёд, то велосипедисту придётся постоянно горбиться, а в процессе езды он будет съезжать. Если наклон имеет противоположное направление — назад, то ноги будут быстрее уставать, руки придётся сильно вытягивать, отчего снизится управляемость.

Никто не запрещает вам менять угол наклона. Более того, на горных велосипедах даже рекомендуется менять этот показатель в зависимости от условий, в которых осуществляется передвижение. Например, во время преодоления неровностей снять нагрузку с рук, которые могут отбиваться даже с хорошими амортизаторами, можно при помощи отклонённого назад седла. При необходимости езды с заниженной посадкой, которая может потребоваться во время сильного ветра, сидение может наклоняться вперёд. Наклон в любую из сторон не может превышать 10 градусов.

Методы регулирования высоты сидения

Именно регулированию этого параметра стоит уделять наибольшее внимание. При выполнении этой работы стоит придерживаться правил безопасности:

  1. Отрегулированный подседельный штырь не должен выходить за максимальную отметку.
  2. В выбранном положении сидение необходимо хорошо зафиксировать.
  3. Передний конец седла всегда направлен в сторону движения.

Для выполнения настройки необходимо следовать следующей схеме, которая состоит из нескольких несложных пунктов:

  1. Затяжную гайку или эксцентрик необходимо ослабить.
  2. Сидение хорошо зажимаем, а штырь в это время мягко вытягиваем или, наоборот, вдавливаем, в зависимости от того, как необходимо настроить седло велосипеда.
  3. Сидушку по-прежнему не отпускаем, а крепление на ней затягиваем.
  4. Необходимо проверить, насколько прочно зафиксировано сидение.
Читайте также:  Как сделать велосипед круче

Для того чтобы настроенный элемент чётко соответствовал параметрам тела пользователя и его предпочтениям относительно езды, его нужно правильно отрегулировать. Для этого можно воспользоваться несколькими способами.

Числовой метод

Этот вариант является наиболее простым и часто используемым. Для его реализации потребуется сантиметровая лента (рулетка). Измеряем длину ноги начиная от паха и заканчивая ступнёй. Полученный результат умножаем на 1,09. Таким образом, если длина ноги от ступни до паха составляет 65 см, то путём нехитрых расчётов получаем необходимую высоту седла над уровнем педалей, которая должна составлять 71 см. Этот способ является быстрым и простым, но не всегда точным. Если вы привыкли полагаться на личные ощущения, то, скорее всего, вам придётся выбрать другой способ для регулирования сидения.

Метод «почти прямая нога»

Реализация этого метода основана на определении сгиба ноги. Правильным положением считается нога, которая почти выпрямлена при нахождении в крайней, самой нижней точке. Если нога прямая, как струна, то штырь потребуется немного опустить. Соответственно, если нога получается сильно согнутой, то седло поднимается немного вверх.

Этот способ также не является сложным и может быть реализован за короткое время. Правда, особой точностью он не отличается, да и велосипедист должен ориентироваться на свои ощущения и реально оценивать положение ноги.

Метод пятки

Этот способ выполнения регулирования является противоположным тому, что был описан выше. Но тем не менее его целью также является выставление правильной высоты сидушки. Метод пятки реализовывается в несколько этапов:

  1. Фиксируем велосипед самостоятельно или прибегаем к помощи постороннего человека.
  2. Садимся на велосипед и устанавливаем пятку на педаль, прокрутив её до нижней точки.
  3. Высота седла регулируется таким образом, чтобы нога находилась в прямом положении.

При реализации этого метода пятку необходимо фиксировать строго на центральной части педали, а нога выпрямляется до нижнего положения. Если в процессе настройки пятки не будут дотягиваться, а тело необходимо будет наклонять, то расположение седла нужно делать ниже. Если же нога пусть даже немного сгибается, то высота седла является недостаточной и оно нуждается в подъёме.

Отрегулировав сидение на велосипеде в соответствии с общепринятыми рекомендациями, можно добиться высокого комфорта и правильного положения тела во время езды. В этом случае даже длительные поездки не будут утомительными.

Установка планетарной втулки на велосипед своими руками не представляет особой сложности, по крайней мере, для тех, кто умеет держать в руках инструмент и представляет себе устройство байка.

Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.

Выбор нового седла на велосипед часто становится проблемой для многих велосипедистов. Частой причиной является дискомфорт и болезненные ощущения во время покатушек на седле, которое не подходит своему владельцу.

Подбор и регулировка велосипедного сидения

Вы выбираете себе байк и, естественно, хотите ездить на нем с комфортом. Один из важнейших элементов комфортной поездки – сиденье. Согласитесь, если на байке неудобно сидеть, то о какой поездке вообще можно говорить? Это уже не поездка, а сплошное издевательство над организмом.

Мы остановимся на нескольких моментах, касающихся выбора и правильной настройки сидения (его еще называют седлом), на которые необходимо обратить внимание при выборе велосипеда.

Оно может казаться красивым и удобным на фотографиях в интернете или если смотреть со стороны. Но, самое главное, – нужно на него сесть. И не просто сесть, а сесть и покрутить педали, а еще лучше проехать, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям, как во всем теле, так и в месте, которым сидите.

Не спешите, примеряя сидение. Минутная посадка и долгая поездка имеют такую же разницу как страстный поцелуй и длительная семейная жизнь. Если Вам (и Вашей пятой точке) будет на нем удобно – значит это Ваше седло. Если нет, можете не обращать внимание на все остальные элементы этого велосипеда – он уже не Ваш. Ну, или сразу же, ищите для себя новое седло и меняйте установленное. При этом учтите, что даже отличное и дорогое седло, не правильно установленное, не создаст никакого удобства. Поэтому, прежде чем на него сесть – отрегулируйте сидение правильно.

Как это сделать мы сейчас и рассмотрим.

Посадка велосипедиста на седле.

Прежде всего, давайте определимся, как мы сидим. Основной вес тела распределяется между двумя седалищными буграми (седалищными костями) – именно они являются опорами для тела, а не мягкие ткани, как многие считают. Вот как раз если сидение слишком узкое, то весь вес тела придется не на седалищные кости, а на мягкие ткани. При этом кровеносные сосуды в промежности будут передавливаться, кровоснабжение нарушится, и Вы получите массу неприятных ощущений уже через несколько километров поездки. На этом рисунке красные стрелки показывают места на сиденье и седалищных буграх, на которые приходится примерно 70-75% нагрузки.

На рисунке ниже красными кругами показаны зоны для опоры седалищных бугров. Учтите, что они должны быть достаточной длинны, для обеспечения небольшого смещения вперед-назад при езде. Бока носика не должны выступать, а сам носик должен быть достаточно длинным и узким.

Вращая педали на слишком широком сидении будет натираться промежность и внутренняя поверхность бёдер, что то же не добавит удовольствия в дальней поездке, особенно жарким летом.

Если Вы собираетесь на велосипеде не спешно и вальяжно рассекать по парку вместе с подругой или другом – то Вам подойдет широкое сидение. Очень часто их устанавливают на городских моделях. Если же собираетесь на своем железном коне совершать длительные и дальние поездки – обратите внимание на более узкое седло. Их практически всегда ставят на горные или скоростные модели.

Отдельно хочется остановиться на женских сиденьях. Дело в том, что тазовые кости женщин, по конституции шире, чем у мужчин. Если у подростков и мужчин в среднем это 90 -120 мм, то у прекрасной половины человечества — 130-132 мм. Отличия в строении мужского и женского таза так же показаны на следующем рисунке.

Так что не каждая девушка или женщина сможет долго ехать на узком мужском сидении. При такой поездке оно будет создавать дискомфорт, а в худшем случае дело может дойти и до болей. В среднем классическое женское сидение шире мужского, у них более короткий носик, для удобной езды в юбке, и оригинальнее расцветки.

Как узнать расстояние между седалищными буграми?

Мы предложим Вам два варианта:

Первый метод показан на рисунке справа. Сядьте на что-нибудь мягкое, что сохраняет форму или в песок и измерьте расстояние между самыми грубокими точками.

Или второй способ, изображенный на рисунке ниже:

  1. Возьмите лист гофрированного картона или просто толстого, но не очень жесткого упаковочного картона. Можно взять картонку и ободрать с нее верхний ровный слой, так, чтобы верхним остался слой с волной.
  2. Положите его на ровную жесткую поверхность и сядьте на него
  3. Прижмите плотно попу к стулу так чтобы на картоне остались вмятины.
  4. Обведите вмятины и найдите в них центр
  5. Измерьте расстояние между центрами — это и будет расстояние между сидалищными буграми.

На пятой картинке как раз показано сколько нужно прибавить сантиметров к ширине для какого типа езды.

Существуют и специальные приборы, позволяющие быстро и просто измерить расстояние между седалищными буграми, причем как механические, так и электронные.

Принцип работы тот же, что и описанный выше. Велосипедист садится на специальную мягкую подушку прибора. Она приминается, и материал подушки некоторое время держит форму. С помощью специальной линейки измеряется расстояние между максимальными вмятинами, оставшимися от седалищных бугров.

В электронных еще проще. Байкер садится прямо на зону для измерений на приборе и на табло высвечивается искомое расстояние.

Теперь можно идти в магазин и выбирать. Если у Вас расстояние между седалищными буграми 100 мм — берите седло шириной 130 -140 мм, если 120 мм — ширина должна быть 150-160 мм. для езды на горном или городском велосипедах.

Наиболее универсальная ширина седла, удобного для мужчин и женщин (особенно если один велосипед используют муж и жена), по мнению многих специалистов, составляет 140-145 мм.

Как видно из рисунка выше ширина седла, а также соотношение высоты седла и руля, принципиально влияют на посадку велосипедиста и соответственно стиль езды от гоночного до прогулочного.

Для горного и шоссейного велосипеда, предназначенного для длительных поездок, лучше выбирать жесткое седло. Еще лучше, если оно будет кожанное. Для городских велосипедов, где велосипедист, в основном, сидит вертикально, и предназначенных для коротких или прогулочных поездок лучше брать мягкое сидение с пружинами. Они будут, наряду с правильно подобранным давлением в колесе, хорошо компенсировать удары от заднего колеса. В нашем магазине это велосипеды серии «Дорожник», например, Dorozhnik Comfort Male 2016 и Dorozhnik Retro 2016

Проверьте, чтобы покрытие сидения не было скользким, а то будите постоянно ёрзать на нем во время поездки.

Настройка положения седла

Настройка оптимальной посадки велосипедиста начинается именно с правильного выставления седла, а после этого настраивают (или подбирают новые) вынос и сам руль (с учетом его подъема, ширины и изгиба).

В этом процессе участвуют не только само сидение, но и подседельный штырь, а при необходимости меняют и шатуны. Позиция седла меняется так, чтобы получить правильное положение для движения ног. Самое главное здесь – колени. При неправильной настройке нагрузка на них будет слишком сильной, что приведет к быстрой усталости и болям.

Одна из основных ошибок начинающих велосипедистов — попытка установить седло слишком низко, ошибочно полагая, что при падении успеют быстро встать на ноги. При такой посадке они вращают педали так, как будто постоянно приседают. При этом не только ноги, но и колени испытывают гораздо большие нагрузки, чем необходимо для нормальной езды.

Часто причиной быстрой усталости и болезненных ощущений в области таза и в паху является неправильная регулировка сидения по высоте и наклону.

Читайте также:  Картинки кататься на велосипеде

Высота седла

Высоту седла нужно подобрать так, чтобы пяткой чуть-чуть согнутой ноги можно было достать до педали в самом нижнем ее положении. При этом верхней поверхностью носка можно прикоснуться к нижней поверхности этой же педали. Наглядно это видно на рисунке.

Когда педаль находится в верхней точке, бедро ноги, установленной на ней, должно быть горизонтально или немного наклонено к земле.

Кстати, учтите, что подседельный штырь нельзя вытягивать из подседельной трубы очень высоко (выше специальной отметке на штыре). Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе труба со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть. Если длины штыря не хватает — купите более длинный или выбирайте себе велосипед с другой рамой.

Наклон седла

В идеале седло должно устанавливаться строго горизонтально поверхности земли плюс-минус несколько миллиметров вверх-вниз, так, чтобы было удобно. Носик, задранный вверх более чем на несколько миллиметров, будет давить на органы промежности. При наклоненном носике вниз – велосипедист будет постоянно сползать вперед, упираясь руками в руль.

Смещение седла вперед-назад или какое должно быть расстояние между рулем и седлом

Очень хорошо, когда крепление седла велосипеда позволяет двигать его ближе или дальше от руля. Обычно это делается специальными винтами под сиденьем.

Часто такие крепления называют еще рельсовыми. Это обусловлено тем, что само седло можно двигать вдоль по направляющим как по рельсам при помощи крепежных винтов.

Правильной считается такая регулировка сиденья, чтобы при горизонтально расположенных шатунах колено передней ноги оказалось над осью педали плюс-минус 1-2 сантиметра в зависимости от индивидуальных особенностей. Есть еще один ориентир: расстояние между носком сидения и выносом руля – это расстояние от локтя до кончика вытянутого среднего пальца (плюс-минус пара сантиметров, учитывающая индивидуальные особенности велосипедиста).

При езде по бездорожью есть маленький нюанс. Если сдвинуть седло всего на 2-3 см назад – можно будет сильнее жать на педали.

Мы рассмотрели основные вопросы по регулировке велосипедного седла.

Хочется отметить еще несколько моментов:

  • Если есть инструкция производителя к покупаемому байку или сидению – прочитайте ее. Возможно, производитель указал там о тонкостях и хитростях при настройках именно этой модели.
  • Еще одну не стандартную, но полезную функцию велосидению, предложила фирма Seatylock. Их седло может легко превратиться в велозамок. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.

И самое главное при настройке седла помните, что ездить на нем Вам. Поверьте, тело само подскажет правильно или нет, все настроено и подобрано.

Видео о выборе вело седла:

Небольшое видео о настройке седла велосипеда по высоте:

Идеальная регулировка горного велосипеда (полное руководство)

Огромное количество велосипедистов долгое время используют свой велосипед с твердой уверенностью, что он идеально настроен. Их устраивает высота седла, давление в шинах и амортизаторе и т.д.

Но насколько велико их удивление, когда незначительное изменение существенно увеличивает комфорт от езды, управляемость велосипеда, его проходимость. Определенные, на первый взгляд, маленькие улучшения помогут сделать ваш байк идеальным.

Некоторые из предложенных нами изменений могут быть непривычны при первой поездке, и, возможно, Вы захотите вернуть все как было. Но не спешите, все преимущества Вы можете ощутить только через 2-3 выезда.

[icons icon=»alert» color=»#37acf6″ size=»15″]Важно: Используйте наши рекомендации не как догмы, а как отправные точки, которые позволят Вам экспериментировать.

Удобно устроились?

Изображения выше показывают как должно располагаться Ваше тело на велосипеде и в каком положении должны находиться компоненты. Хорошее положение это расслабленные плечи и слегка согнутые в локтях руки.

Все люди разные, у кого-то короткие ноги, кто-то имеет длинный торс и длинные руки, поэтому не стоит ограничиваться только подбором нужно размера. «Подогнать» велосипед под себя Вы можете с помощью регулировки выноса руля и седла, его положения и переключателей скоростей.

Размер рамы

Размеры, которые указывает производитель могут запутать Вас, так как под разными размерами могут скрываться абсолютно разные габариты рамы. Где-то больше высота и короче вынос руля, где-то короткая рама, но длинный вынос и смещенное назад седло.

Главные правила, которые стоит учитывать при подборе размера рамы:

  • Главный критерий — это высота рамы
  • Когда вы стоите ногами на земле, то не должны касаться рамы пахом. Иначе, не только получите дискомфорт от езды, но и можете «поймать» травму

Обязательно попробуйте сесть в магазине перед покупкой

Высота седла

При регулировке высоты седла нужно учитывать 2 основных момента:

  • Во-первых, ноги должна быть выпрямлена в колене (чуть-чуть согнуты), когда стопа на педали находится в самом нижнем положении.
  • Во-вторых, при вращении педалей вы не должны переваливаться из стороны в сторону, что-бы «докрутить» педали до полной траектории.

Такое положение обеспечит максимальный КПД, оптимальное распределение усилий по всей траектории вращения педали. Возможно, что Вам придется вносить коррективы в зависимости от того, какую обувь Вы носите.

Для сложных спусков многие гонщики предпочитают несколько опускать седло, так как при преодолении препятствий и прыжках приходится смещать таз назад, что-бы грамотно приземляться.

Положение седла

Как правило, Вам следует начинать с положения, когда седло располагается ровно. В таком положении изначально продаются все велосипеды. Это же положение используется большинством велосипедистов.

Ровное седло это оптимальный вариант для кросс-кантри. Некоторые гонщики слегка опускают зад седла для выполнения трюков или при длительных спусках. Некоторые, наоборот, опускают нос, если предстоит длинный подъем.

Также Вам нужно отрегулировать положение седла по горизонтальной оси, т.е. подвигать вперед или назад. Дешевые модели не позволяют проводить такую регулировку, так как не имеют рельс. Более продвинутые дают возможность двигать седло взад и вперед. Такая регулировка напрямую влияет на Ваше положение.

Если сдвинуть седло сильно назад, то Вы сделаете тяжелой заднюю часть велосипеда, а перед станет таким легким, что не будет хватать нагрузки для сжатия амортизатора. Если передвинуть вперед, то Вы будет стеснены в движениях и получите большую нагрузку на руки и плечи.

Если у Вас длинные руки, то целесообразно сдвинуть седло назад, если, наоборот, короткие, то вперед. Используйте положение седла в комбинации с настройкой руля и выноса.

[icons icon=»alert» color=»#37acf6″ size=»15″]Велохак: У профессионалов существует один способ настройки горизонтального положения седла. После того, как Вы отрегулировали высоту возьмите отвес и опустите его от зажима седла до пера. Отвес должен пересекать перо рамы как раз по середине между втулкой заднего колеса и центром шатуна. Если это положение сдвинуто назад, то переместите седло чуть вперед и Вы получите хороший баланс.

Вынос руля

Если у Вас есть доступ к регулировке выноса руля и его формы, то пробуйте и экспериментируйте, применяя различные комбинации с положением седла. Высота гонщика, длинна рук и ног может вносить существенные коррективы в позицию гонщика. Также сильно влияет распределение массы тела. Невероятно, но факт: велосипедист с большим животом потребует других настроек, чем гонщик с хорошо распределенной мышечной массой или тяжелой головой.

[icons icon=»alert» color=»#37acf6″ size=»15″]Велохак: Положите локоть на передний край седла и протяните пальцы в направлении рулевой колонки. В данном случае длинна предплечья является хорошим показателем длинны рук и тела. Большинство гонщиков, которые предпочитают быструю и эффективную езду, регулируют положение так, что-бы пальцы достигали середины выноса руля.

Учтите, что есть разные виды рулей, есть прямые и изогнутые. И это нужно брать во внимание, когда определяете расстояние.

Высота руля

Высота руля напрямую влияет на комфорт от езды. Высота зависит от высоты подъема, от угла наклона выноса, от формы руля.

Некоторые гонщики предпочитают размещать руль на уровне седла, некоторые опускают руль чуть ниже, что-бы получить более обтекаемую позицию. Новичкам целесообразно поднимать руль выше седла для вертикального положения.

[icons icon=»alert» color=»#37acf6″ size=»15″]Важно: Положение руля должно быть таким, что-бы обеспечивать необходимую нагрузку на вилку для езды по пересеченной местности. Если Вы будет сидеть вертикально, то на амортизатор будет оказываться слишком малая нагрузка, что-бы выполнять свои функции.

Положение переключателей и ручек тормоза

Тормозные ручки и переключатели скоростей могут иметь разное положение на руле. На большинстве тормозов Вы можете настроить степень выдвижения ручек вперед, также установите точку, в которой тормоз должен «хватать» колесо.

Многие гонщики постоянно натирают большой палец о переключатель скоростей, прежде чем поймут, что избавиться от этой проблемы можно, если сдвинуть их на пару сантиметров к центру руля. Многие системы устанавливаются отдельно от тормозов, поэтому регулировать их очень легко.

Ширина руля также может быть причиной дискомфорта. Вы имеете возможность обрезать руль с двух сторон. Поворот руля на несколько градусов вверх или вниз часто тоже имеет значение. Не бойтесь экспериментировать, но не ограничивайтесь при тестах одной поездкой.

Материал изготовления

Материалы, из которых изготовлены велосипедные компоненты также сильно влияют на уровень комфорта. В данном случае мы говорим о тех компонентах, которые непосредственно контактируют с Вами или землей: покрышки, грипсы, седло и педали.

Покрышки

Материал, а также давление в шинах очень сильно влияют на Вас. Качественные шины с двойным компаундом и высоким TPI (плотность нитей на дюйм), как правило, больше деформируются при езде по пересеченной местности, поэтому у них сцепление лучше без увеличения сопротивления качению. Дешевые покрышки обладают меньшим сцеплением, с ними тяжелее «тянуть», особенно при влажной погоде.

Грипсы (ручки на руле)

Двойные грипсы, изготовленные из мягкой пены, возможно, не так прочны, но они существенно более удобны, лучше поглощают вибрацию и вы чувствуете себя более непринужденно при езде по пересеченной местности.

Седло

На комфортность седла влияет внешний материал и подкладка. Вы должны иметь возможность свободно перемещаться в седле, а различная вышитая графика этому не способствует

Не думайте, что чем больше набивки, тем комфортнее езда. Тонкие седла с наполнителем только в нужны местах часто более удобны, чем большие мягкие модели, в которых быстро раздражается «пятая точка».

Читайте также:  Велосипеды черная пятница

Обратите внимание, что существуют мужские и женские модели, в которых учтены особенности физиологии гонщиков. Женские делают чуть пошире.

Педали

Правильная комбинация педалей и обуви это один из главных факторов комфортной езды. Про выбор педалей можете прочитать отдельно.

Если планируете кататься по пересеченной местности, то следует отдавать предпочтение контактным педалям, которые пристегиваются к велотуфлям. Так Вы получите полный цикл вращения, т.е. будет не только давить на педали, но и тянуть. Но внимательно прочитайте инструкцию перед использованием, так как плохо расположенные шипы могут вызвать проблемы, особенно, с коленями.

Большинство гонщиков начинают из жесткого крепления туфлей к педалям, но есть модели, в которых нога более свободна и в них Вы можете получить больше удобства.

Контроль давления

Ваши шины, амортизатор и задняя подвеска создают хорошую «подушку» между телом и землей. Правильная их установка имеет решающее значения для получения максимального комфорта. Большие широкие покрышки могут работать при более низком давлении, чем узкие. Также широкие шины с низким профилем быстрее вращаются и более удобны.

Оптимальным выбором для начальной накачки шин шириной в 2.1 дюйм для велосипедистов среднего веса является 2.4 атмосфер, худых и легких гонщиков — 2 атмосферы, для тяжелых — 2.7 атмосфер.

Давление в вилке может отличаться в зависимости от марки и модели. Рекомендуется начинать с давления, при котором амортизатор сжимается на 1/4 или 1/3 когда Вы сидите на велосипеде. Со временем Вы выясните уровень сжатия при разных видах езды и сможете более точно настроить вилку.

Боли при неправильной настройке велосипеда

Любые боли могут быть спровоцированы как неправильной настройкой велосипеда, так и другими причинами, поэтому не воспринимайте написанное догму. Если после внесения корректировок, описанных здесь, боли продолжаются, то обратитесь к врачу. Имейте ввиду, что большинство описанных здесь болезненных ощущений могут быть вызваны слабыми мышцами и связками, поэтому, возможно, просто потребуется больше практики и укрепление организма.

Колени

Боли в коленях могут возникать тогда, когда седло сильно опущено или, наоборот, слишком поднято. Также возникают проблемы с коленями, если плохо отрегулировано крепление контактных педалей. Некоторые гонщики считают, что более свободное пристегивание избавляет от этой проблемы.

Спина

Боль в спине после езды часто связана со слабой развитостью мышц, поэтому проблема пройдет сама собой после регулярных тренировок. Но боли в спине также могут возникать из-за большого расстояния между рулем и седлом. Поэтому попробуйте поэкспериментировать с выносом руля, седлом. Многим велосипедистам помогали даже незначительные изменения.

Плечи, руки и шея

Мы объединили эти три участка, так как они часто страдают вместе из-за излишнего напряжения. Боли в этих зонах могут быть вызваны слишком большим или слишком маленьким расстоянием до руля, из-за чего Вы не можете держать комфортное расслабленное положение. Экспериментируйте с изменением высоты седла. Многие гонщики отмечают, что помогла регулировка наклона руля и изменение выноса. Эргономичные ручки также способны избавить от болей в руках и плечах.

Бедра

Очень большое количество проблем в тазобедренных суставах возникает из-за низкого или слишком высокого седла, сильного смещения вперед или отсутствия специальных шорт.

Источник: Bikeradar. Фото: Joby Sessions & Seb Rogers

Как настроить новый горный велосипед

А Прежде, чем вскочить на новенький горный велосипед, обязательно отрегулируйте его должным образом. Управление плохо настроенным велосипедом может привести к болям в коленях, руках, плечах и мышцах спины. Вы сможете улучшить качество поездки, следуя простой инструкции, приведенной в этой статье.

Убедитесь, что у вас есть подходящие инструменты для работы: вся регулировка может быть осуществлена при помощи стандартного многофункционального инструмента для велосипеда. Чтобы сделать работу как надо, понадобится гаечный ключ. Особенно это касается запчастей из углепластика. Иногда отметка момента затяжки указывается на детали; если ее нет, проконсультируйтесь с производителем этих деталей на веб-сайте.

Велосипед можно регулировать по-разному: если не уверены в своих силах, обратитесь в ближайший магазин велосипедов.

Регулировка высоты седла

Чтобы отрегулировать седло, надо добиться прямого положения велосипеда, когда вы на него садитесь. Как вариант, ваш друг может стоять лицом к вам, захватив ногами переднее колесо, и держать руль. Вы также можете прислонить велосипед к дереву, стене или верстаку.

Что надо сделать: необходимо, чтобы колено сгибалось под углом 25-30 градусов. Проверьте это, поставив стопы на педали и вытянув ногу вниз от начала хода педали.

Как отрегулировать: воспользуйтесь торцовым ключом или рычагом эксцентрикового зажима, чтобы ослабить подседельный болт и отрегулировать высоту седла. Убедитесь, что отметка максимально возможного выноса седла не видна после того, как вы закончили регулирование высоты. Убедившись, что высота седла подходящая, снова затяните подседельный болт торцовым ключом или рычагом эксцентрикового зажима.

Регулировка позиции и угла наклона седла

Позиция седла

Что надо сделать: понадобится простой отвес, то есть веревка с грузиком на конце. Поставьте подушечку стопы на педаль, находящуюся в положении 3 часов.

Подвесьте отвес перед коленом так, чтобы груз свободно свисал над ступней. Если седло в правильном положении, воображаемая линия, которая тянется вдоль отвеса, разделит пополам ось педали. Для более точной проверки, пусть кто-то тоже поучаствует в этом процессе.

Угол наклона седла

Что надо сделать: установленное косо седло может стать причиной боли в бедрах и спине и требует большего расхода энергии из-за скатывания вперед или назад. Для точной регулировки угла наклона седла можно воспользоваться обычным пузырьковым уровнем.

Как отрегулировать: ослабьте шестигранный болт, фиксирующий крепеж, который закрепляет рамку седла (на разных седлах дизайн крепежа может варьироваться). Перемещайте седло вперед-назад и одновременно вращайте его, чтобы настроить угол наклона.

Изменив положение седла, затяните болты и перепроверьте все при помощи отвеса и уровня. После того, как вы убедились, что все на своих местах, зафиксируйте снова седло до нормативного момента.

Регулировка тормозных рычагов

Если тормозные рычаги установлены правильно, ваша реакция, контроль и баланс во время торможения улучшатся.

Регулирование угла тормозных рычагов

Ваша цель: расположить рычаги под таким углом, чтобы запястья были прямыми. Если приходится поворачивать запястья вверх, чтобы схватить тормозной рычаг, вы слишком наклоняетесь вперед. Если приходится поворачивать запястья вниз, чтобы схватить тормозной рычаг, вы опускаете локти и теряете равновесие.

Как отрегулировать: ослабьте шестигранный болт крепежа тормозного рычага и поворачивайте его, пока рычаги не встанут под углом 45 градусов. Затем затяните болт до момента затяжки.

Регулирование положения тормозного рычага на руле

Многие велосипедисты предпочитают класть три пальца на ручку, а один – на тормозной рычаг. Однако, большинство дисковых тормозов предназначены для контроля двумя пальцами. Это позволяет крепко держаться за руль, когда вы катитесь по неровной поверхности.

Что надо сделать: установить рычаг для двух пальцев так, чтобы средний палец покоился напротив изогнутого конца рычага.

Как отрегулировать: это очень просто. Ослабьте шестигранный болт на крепеже тормозного рычага и поворачивайте крепеж внутрь или наружу. Проверьте все. Если все устраивает, просто закрутите болт до момента затяжки.

Регулировка досягаемости тормозного рычага

Если приходится перенапрягаться, вы не можете быстро реагировать, потому что руки «гуляют» по рулю, когда вы тормозите; если тормоз расположен слишком близко к ручкам руля, то ваше сопротивление при торможении ухудшается.

Это тот случай, когда регулировка сильно варьируется в зависимости от велосипеда. На некоторых стандартных велосипедах не предусмотрено регулирование досягаемости. Как правило, вы поворачиваете один единственный шуруп на тормозном рычаге и двигаете рычаг ближе или дальше от ручек руля.

Регулирование шифтеров

Эта тонкая регулировка во многом зависит от личных предпочтений. Вдобавок, может не оказаться много пространства для перемещения переключателя скоростей после того, как тормозные рычаги были отрегулированы должным образом. (Помните: если вы еще не отрегулировали тормозные рычаги, тогда сначала сделайте это).

Что надо сделать: нельзя допускать вращение кистей при переключении скоростей. Положите руки в естественном положении на ручки руля, а пальцы — на тормозные рычаги. Затем проверьте, удобно ли переключать скорости большими пальцами.

Как отрегулировать: рычаги переключения скоростей настраивают как и тормозные рычаги — посредством шестигранного болта, фиксирующего крепежи. Ослабьте болты и двигайте переключатели, поворачивая их внутрь и наружу, пока они не достигнут самой комфортной для вас позиции. Затем закрутите болты в зажимах до момента затяжки.

Регулирование давления воздуха в шинах

Давление в колесах надо проверять перед каждой поездкой. Изменения температуры воздуха оказывают влияние на давление в колесе, а также давление имеет свойство уменьшаться с течением времени.

Что надо сделать: как правило, давление в шинах должно быть как можно ниже. Рекомендуемое давление шин можно найти на боку колеса. Если не хотите рисковать и повредить шины, надо поддерживать низкое давление. Это обеспечит более мягкую и щадящую поездку, а также улучшит силу сцепления.

Как отрегулировать: Необходимые инструменты очень просты: нужен измеритель давления и насос, подходящий к клапану (Presta или Schrader). Большинство измерителей давления и насосов подходят к обоим типам клапанов. Вы также можете купить отдельный адаптер для клапана.

Ниже приведена инструкция по регулированию давления. У вас могут появиться другие предпочтения, отличающиеся от нижеприведенных, когда вы станете более опытным велосипедистом. Отрегулируйте давление пропорционально вашему весу:
Если вес колеблется от 45-70 кг: используйте минимальное давление.
Если вес 70-90 кг: прибавьте от 0 до 5 фунтов на квадратный дюйм до минимума.
Если ваш вес более 90 кг: прибавьте от 5 до 10 фунтов на квадратный метр до минимума.

Базовая регулировка подвески


Самое главное в регулировании пневматической подвески – настройка сэга, то есть укорочение амортизирующего элемента, когда вы садитесь на велосипед. Правильная настройка сэга влияет на диапазон перемещений подвески, а также на ее поведение на ухабах.

Если у вас пружинная подвеска, вы можете отрегулировать предварительный затяг пружин подвески. Его регулировка зависит от ваших вкусов. Увеличение предварительного затяга делает езду на велосипеде жестче, что может минимизировать подпрыгивания. Если вы чувствуете, что слишком жестко, можете уменьшить предварительный затяг.

Для более детального разбора подвески, читайте статью НАСТРОЙКА ПОДВЕСКИ ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА.

Ссылка на основную публикацию