Размеры кареток велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Размеры кареток велосипеда

Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости

Велосипед, как и любой сложный механизм, состоящий из множества частей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации, а также различным повреждениям в результате падения, время от времени требует замены компонентов. А учитывая то, что современный велосипед является, по сути, конструктором, иногда приходится часами искать в интернете данные о совместимости тех или иных компонентов. Персонал велосипедного магазина Велобазар.ком решил облегчить Вам задачу и написать серию статей о различных стандартах и совместимости компонентов. Первая ласточка — статья о наиболее распространенных типах велосипедных кареток и шатунов, а также совместимости данных компонентов.

Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.

На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.

По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. «Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.

Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:

1. Шатуны под клинья. Стандарт, используемый в старых велосипедах, а также в наиболее дешевых современных велосипедах. Шатуны одеваются на вал и фиксируются при помощи клиньев. Преимуществом данного стандарта является дешевизна компонентов, а недостатком — очень малая жесткость крепления, в результате чего клинья и посадочные места разбиваются и требуется частая замена компонентов.

2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.

3. Shimano Octalink. Существует 2 различных стандарта: Octalink V1 и Octalink V2. Каретка Octalink V1 имеет 8 шлицов длиной 5 мм и шириной 2 мм, а Octalink V2 — также 8 шлицов, но их длина составляет 9 мм, а ширина — 2.8 мм. На сегодняшний день шатуны стандарта Octalink V1 не производятся, а стандарта Octalink V2 не поставляются в Украину как запчасть, а только установленными на готовые велосипеды. Официальный поставщик Shimano в Украине поставляет каретки Shimano BB-ES25 стандарта Octalink V2. Наиболее известные производители шатунов данного стандарта — это Shimano, FSA и Ritchey. Длина вала каретки подбирается под конкретную модель шатунов.

Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.

4. ISIS. Вскоре после запуска компанией Shimano стандарта Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт — ISIS (который также поддержали Truvativ, FSA). Данный стандарт также предусматривает шлицевое соединение каретки с шатунами, но при этом форма и количество шлицов отличаются от предыдущего стандарта. Шатуны и каретки данного стандарта выпускаются (или выпускались) компаниями Controltech, FSA, Gusset, RaceFace и Truvativ. Особенностью данного стандарта является одинаковая длина вала для всех систем шатунов: если Вам нужен чейнлайн 48.5 мм — нужно устанавливать каретку с валом 113 мм. Установив каретку с длиной вала 118 мм, Вы увеличите чейнлайн на 2.5 мм.

5. Truvativ PowerSpline. Вариации на тему шлицевого соединения от компании Truvativ. Каретки данного стандарта имеют большее количество шлицов (12 шлицов против 10) и меньший диаметр вала, чем ISIS. Каретка совместима с двумя системами шатунов — IsoFlow и FiveD.

6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.

7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.

7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.

На текущий день все шатуны Shimano серии Deore и выше (для шоссейных велосипедов — Sora и выше), а также некоторые несерийные модели и модели для экстремальной езды — Saint и Zee изготавливаются именно по данному стандарту.

7.2 FSA Mega EXO. В целом повторяет стандарт Hollowtech II — та же интегрированная в правый шатун ось и выносные чашки каретки. Каретки и шатуны стандартов FSA Mega EXO и Shimano Hollowtech II в своем большинстве совместимы между собой (исключение составляют шатуны FSA с 19-миллиметровой осью, например FSA Omega).

Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.

Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.

7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.

7.4 Truvativ GXP (Giga-X-Pipe). В целом, данный стандарт очень похож на три предыдущих, но с ними не совместим. Диаметр вала также составляет 24 мм, но сам вал ступенчатый, из-за чего в каретке используются подшипники с разным внутренним диаметром (справа — 24 мм, а слева — 22 мм). Шатуны и каретки данного стандарта не совместимы с подобными продуктами других производителей. Левый шатун одевается на вал и притягивается прижимным болтом.

7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.

7.6 BB30. Хотя BB30 — это стандарт кареточного узла, разработанный компанией Cannondale, его, все-же, будет целесообразно рассмотреть в главе, посвященной стандартам шатунов, так как под данные каретки необходимы не совместимые ни с чем другим системы шатунов. Данные шатуны также имеют интегрированную ось, но ее диаметр значительно больше — 30 мм. Такое изменение позволило изготовлять оси не из стали, а из алюминия, тем самым заметно снизить вес без потери прочности. Еще одной полезной особенностью данного стандарта является уменьшение Q-фактора шатунов (расстояние между плоскостями в которых расположены отверстия крепления педалей).

Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.

Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:

1. Английская резьба (BSA или I.S.O.). Размер резьбы составляет 1.37″x24 tpi. Ширина кареточного узла составляет 68 или 73 мм для горных и кроссовых велосипедов и 68 мм для шоссейных велосипедов (также встречаются кареточные узлы 83 мм у экстремальных велосипедов и 100 мм у фэтбайков). Левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. В большинстве современных велосипедов используется именно данный стандарт резьбы. Под данный стандарт производятся каретки для всех шатунов типов от №1 до №7.5.

2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.

3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.

4. Швейцарская резьба. Как и в кареточном узле французского стандарта используется резьба 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла также составляет 68 мм. Единственным отличием является то, что левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. Также, как и при французской резьбе, при наличии инструмента возможно перенарезать резьбу под стандарт BSA.

В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.

1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.

Читайте также:  Велосипед чоппер мотором

2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.

3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.

4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.

5. BBRight. Конструктивно — аналог двух предыдущих стандартов, но кареточный узел имеет бОльшую ширину и асимметричную форму. По конструкции BBRight Direct Fit повторяет стандарт BB30, а BBRight Press Fit — PF30.

6. 386Evo. Более широкая версия PF30.

7. BB90/BB95. Cтандарт с запрессовываемыми прямо в раму подшипниками. Предназначен для работы с осями 24 мм. Ширина — 90 или 95 мм.

В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.

Затратив несколько дней на поиски в интернетах различных адаптеров и кареток, персонал магазина Велобазар.ком составил сводную таблицу совместимости различных стандартов рам и шатунов. В соответствующих ячейках Вы сможете увидеть поля «полная совместимость», «совместимо после перенарезки резьбы», «совместимо через адаптер» и «не совместимо». Если с первыми тремя вариантами все понятно, то четвертый требует уточнения: поле «не совместимо» может означать как конструктивную несовместимость по причине большей ширины кареточного узла рамы чем длина вала, так и то, что нам не удалось найти соответствующих адаптеров. Если Вы владеете информацией отличающейся от данной таблицы — пожалуйста, свяжитесь с нами и мы добавим в нее Ваши данные.

Но если Вы не хотите вникать во все эти совместимости — Вы всегда можете обратиться к нашим консультантам и мы с радостью Вам поможем.

Велосипедные каретки — типы и совместимость

Велосипедная каретка, важный элемент велосипеда, который вкручивается или запрессовывается в каретковый стакан рамы велосипеда. Каретка оснащена подшипниками, которые позволяют вращать шатуны. Достаточно критическая точка велосипеда, потому что она низко расположена над землей и подвергается частым воздействиям мусора, воды и грязи. В настоящее время существует несколько (!) типов кареток , которые отличаются друг от друга — технологией сборки, типом монтажа шатунов, типом подшипников и используемыми материалами.

Не разборный тип

Чаще всего они используются на велосипедах BMX и круизёрах, иногда их можно найти в более старых моделях (например, складных) и детских велосипедах. Банально простая конструкция, состоящая из одного элемента, предназначена только для велосипедов с не резьбовым кареточным стаканом рамы. В таких каретках применяются обычные сепарированные шарикоподшипники.

Не разборный тип

Классический (открытый) тип

Подобно не разборным кареткам, конструкция классических кареток очень проста. Такая каретка состоит из оси, подшипников и опорных чашек. Их самым большим преимуществом, является очень простое обслуживание и низкие эксплуатационные расходы, но такие каретки «любят» ломаться.

Классический или открытый тип каретки

Картриджный тип

Этот тип кареток используется в группах нижней и средней ценовой категории от Shimano — Acera и Alivio. Их можно встретить почти на всех велосипедах до 800$, как на горных, так и на туристических. Картриджная каретка отличается от классической, своей закрытой конструкцией, в которой находятся ось и набор подшипников. Такой тип каретки ввинчивается в каретковый стакан рамы. В зависимости от класса, в ней могут применяться — шариковые, промышленные или игольчатые подшипники (например, Dura Ace BB-7700), которые могут быть дополнительно герметизированы. Использование более высокого класса подшипников, в сочетании с алюминиевым корпусом, существенно уменьшает вес конструкции, сохраняя при этом очень низкое сопротивление качению и увеличивает долговечность.

Картриджная каретка

При выборе картриджной каретки, нужно обратить внимание на три важные характеристики: способ крепления шатунов, диаметр оси и ширина стакана рамы.

Картриджная каретка в разобранном виде

1) Крепление шатуна

Изначально, этот тип каретки имел ось с посадочным местом для шатунов в виде квадрата. Позднее, появились шлицевые соединения — ISIS , Octalink и Power Spline , благодаря которым, существенно улучшилось качество соединения оси и шатуна, а соответственно, и жесткость конструкции. Octalink — это решение, используемое исключительно Shimano, и существует в двух версиях: Octalink V1 и Octalink V2 , которые отличаются друг от друга длиной шлица (с таким же количеством канавок) и они несовместимы друг с другом. В ответ на шимановский стандарт Octalink, SRAM разработали свой стандарт под названием ISIS , который так же используется другими компаниями, такими как FSA или Race Face. Существует также стандарт под названием Power Spline , разработанный компанией Truvativ, но он менее популярен и довольно редок.

Типы крепления шатунов

2) Диаметр и ширина кареточного стакана рамы

В настоящее время, наиболее популярным является английский стандарт (BSA), также известный как ISO, в котором ширина каретки составляет от 68 до 73 мм, а диаметр — 1,37 дюйма. Так же есть итальянский стандарт, с шириной каретки 70 мм и диаметром оси 36 мм, который чаще всего использовался в шоссейных велосипедах, и французский стандарт, с размерами — 68 мм и 35 мм соответственно. И в итальянском и французском стандартах используется только правая резьба, что создает риск отвинчивания правой опоры подшипника во время езды. Вариант французского — швейцарский стандарт, который отличается только использованием левой резьбы справа. Наименее популярным, является стандарт Raleigh, ранее используемый в старых британских велосипедах.

Диаметры и ширина каретки

Интегрированная каретка

Используется в самых дорогих группах (например, XTR, Dura Ace, XX1). Такая система состоит из оси увеличенного диаметра и полой внутри, соединённой с шатуном (левым у SRAM и правым у Shimano), а также подшипников на внешней стороне муфты. Благодаря увеличению диаметра оси и смещению подшипников за пределы каретки, значительно увеличена жесткость всей конструкции, а так же уменьшен вес. Вариантом интегрированных систем, являются прессованые каретки (так называемые PressFit), у которых подшипники скрыты в каретку (точнее — впрессованы), что в значительной степени защищает их от мусора, пыли, воды и грязи. Кроме того, такое решение позволило разместить подшипники большего диаметра и увеличить общую ширину каретки, тем самым сделав конструкцию рамы более жесткой. Но такое решение имеет и недостаток, — сложность замены подшипников.

PressFit

Система PressFit не требует смены шатунов, поскольку она совместима с каретками, в которых подшипники размещены вне муфты (например, hollowtech II). Единственное что нужно иметь в виду, это несовместимость между брендом Sram и остальными, такими как Shiamano, Fsa или Race Face. Поэтому, каретки PressFit можно использовать с шатунами Shimano, FSA или Race Face, но нельзя с шатунами SRAM, и наоборот (в случае SRAM, интегрированные системы с левой стороны имеют диаметр 22 мм и 24 мм с правой).

Интегрированная каретка (резьба)

ПроизводительТипДиаметр осиРезьбаШирина муфты
Truvativ (SRAM)XR Giga X Pipe (GXP)22 мм (левая)
24 мм (правая)
BSA 1.37″ (35 мм)68 мм – 73 мм
ShimanoHollowtech II24 ммBSA 1.37″ (35 мм)68 мм – 73 мм
FSAFSA Mega Exo -Ø2424 ммBSA 1.37″ (35 мм)68 мм – 73 мм
FSAFSA MegaEvo30 ммBSA 1.37″ (35 мм)68 мм
FSAFSA Mega Exo -Ø1919 ммBSA 1.37″ (35 мм)68 мм – 73 мм
Race FaceX-Type24 ммBSA 1.37″ (35 мм)68 мм – 73 мм/100 мм

Интегрированная каретка (PressFit)

ТипДиаметр осиДиаметр муфтыШирина муфты
BB3030 мм
через адаптер
24 мм, 24/22 мм
42 мм68мм (шоссе)
73мм (MTB)
PF3030 мм
через адаптер
24 мм, 24/22 мм
46 мм68мм (шоссе)
73мм (MTB)
86.5мм (386EVO)
BB86/9224 мм
24/22 мм (SRAM)
41 мм86,5 мм (шоссе)
91,5 мм (MTB)
BB90/9524 мм
24/22 мм (SRAM)
37 мм90,5 мм (шоссе)
95,5 мм (MTB)
BB386 EVO30 мм4686,5 мм

Другие виды кареток

BB30A и PF30A

Компания Cannondale представила свои варианты кареток: BB30 и PF30 . Их характерной особенностью, является асимметричный «стакан» каретки, который на 5 мм шире с левой стороны. Оба типа предназначены под ширину стакана 73 мм и специально разработаны для шатунов Cannondale SISL2 HollowGram. Но, дополнительные 5 мм затрудняют монтаж других шатунов. Шатуны, использующие подкладки с левой стороны (например, Cannondale и Sram), могут быть совместимы со стандартом BB30, если убрать подкладку — остальное (например, FSA) не совместимы.

T47 (или Thread Fit 30i ) — представлен в 2015 году Крисом Кингом и «Argonaut Cycles». Стандарт основан, как и PF30, на муфте диаметром 46 мм. Разница заключается в том, что каретка T47 вкручивается, тогда как PF30 впрессовывается. Другими словами — на раме, к которой подходит PF30, с 46-мм втулкой, делается резьба высотой 1 мм, таким образом, получается муфта диаметром 47 мм.

T47

Производители велосипедных компонентов каждый год наводняют нас новыми стандартами, новыми технологиями, они всё время в «заботе» о нашем комфорте и безопасности. Но действительно ли все новинки влияют на то, как мы ездим? Возможно, на уровне профессионалов, принимающих участие в Олимпийских играх, увеличение муфты на 5 мм, позволит увеличить жесткость и выиграть решающую долю секунды.

Типы кареток для MTB

Каретка – это подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, который служит для крепления и вращения шатунов системы. На текущий момент существует несколько стандартов (посадочных мест и схем крепления шатунов) кареток, разобраться в которых мы поможем в рамках этой статьи. Вы узнаете чем BB30 отличается от Hollowtech II или Octalink, а также многое другое!

Читайте также:  Набор для гидравлических тормозов велосипеда

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы.

Открытая каретка

Представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.

Картриджная каретка

Представляет собой не разборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.

Стандарты соединений каретки и шатунов.

SQR (соединение под квадрат)

Соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.

Octalink

Стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

HOLLOWTECH II

Для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна. Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.

Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.

Giga X Pipe — аналог HOLLOWTECH II от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления шатунов, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH II. В группу GXP входят следующие системы — Noir, Stylo.

ISIS Drive

Шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов. Каретки этого стандарта бывают как открытыми, так и картриджными.

Howitzer

Новый стандарт, который преимушественно используется в шатунах для экстремального катания. У него немного не такие, как в ISIS, шлицы и чашки каретки с внешними подшипниками. При этом ось каретки идет вместе с ней, а не запрессована в правый шатун, как у сэйнта, хотя в самой каретке все раздельное: чашки отдельно, ось отдельно, проставка между чашками отдельно.

Абсолютно новый стандарт кореток. В новом стандарте нет ничего принципиально нового. От производителя рам, требуется установить новую кареточную трубу, с внутренним диаметром 41.96мм. В нее впрессовываются два промышленных подшипника, аналогично тому, как мы делаем на современных рулевых колонках. Интегрированная в систему ось диаметром 30мм вставляется сквозь подшипники и затягивается вторым шатуном. Все крайне просто, но абсолютно несовместимо с нынешними рамами и системами.

Размеры кареток

Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68, 73 или 83 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116-127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108-113 мм для более высоких групп.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта r > , а также изображения из разных источников.

Каретка

Каретка (bottom bracket) – велосипедный подшипниковый узел, который обеспечивает вращение шатунов с ведущими звездами и педалями, соединяет систему с рамой. Его назначение – передача крутящего момента от педалей к колесу. Располагается за передним колесом в нижней части рамы. Подшипники каретки нуждаются в хорошей защите от воды и грязи из-за подобного расположения.

Основные типы кареток

Открытый тип. Велосипедная каретка открытого типа являет собой вал, вращающийся за счет подшипников, которые установлены в чашках. Монтируется в кареточный стакан рамы. Для данного подвида не предусмотрена защита от попадания грязи, влаги, пыли и ржавчины. Следовательно, открытому типу требуется более частое техническое обслуживание, по сравнению с картриджным (закрытым). Среди преимуществ можно отметить ремонтопригодность путем переборки, возможность замены смазки и подшипников, а также разборки и перекрашивания.

Открытый тип:

Закрытый тип (картриджные). Представляет собой велосипедный картридж с подшипниками, расположенными в корпусе и монтирующимися в раму. Данный тип пользуется большей популярностью, поскольку является практичным – имеет хорошую защиту от воздействий внешней среды: грязи, воды, ржавчины, пыли. Не нуждается в настройках и техническом обслуживании, не является разборным и не подлежит ремонту, а перекос подшипников исключен. Благодаря этому картридж неприхотлив в эксплуатации. При износе или других неисправностях потребуется замена на новый.

Картриджный тип:

Стандарты соединений каретки и шатунов

  1. SQR – под квадрат. Наиболее распространенное соединение. Данный стандарт выпускается практически всеми велопроизводителями. Вал и шатун соединяются при помощи болта за счет рожкового ключа либо шестигранника. Концы вала выполнены в форме конуса квадратного сечения. Дабы снять шатун с вала каретки, необходимо вооружиться специальным съемником для шатунов. Каретки с соединением SQR являлись раньше стандартом в горном велосипеде, однако практически все модели начального уровня также комплектуются ими.
  2. Octalink – стандарт Shimano. Являет собой картриджную каретку с круглым валом. Соединение шлицевое. Это позволяет выпускать узел с полым валом большего диаметра, тем самым достигая снижения веса и повышая жесткость вала, в сравнении с соединением под квадрат. Ныне выпускается для велокомпонентов линеек LX и Deore. Для кареток с данным стандартом подходят исключительно системы компании Shimano.
  3. Hollowtech II – для Saint, XT и XTR. Hollowtech II оснащен интегрированной системой каретки и шатунов, монтирование которой осуществляется со стороны правого шатуна. Данный стандарт был специально разработан для Shimano Saint, XT и XTR. Система уменьшает количество составляющих частей, что в свою очередь заметно снижает вес, повышает жесткость и увеличивает срок эксплуатации. Помимо Shimano, этот стандарт использует в своих компонентах и производитель hi-end, для XC, DH и FR, которые имеют полную совместимость.
  4. Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II. Данная каретка оснащена схожей системой крепления с Hollowtech II. Единственное отличие – производитель (компания Truvativ) и несовместимость шлиц с оригиналом Hollowtech II. К группе GXP относятся следующие системы – Stylo, Noir.
  5. ISIS Drive – шлицевой стандарт. ISIS Drive поддерживается производителями – Race Face, Bontrager, Truvativ, FSA, Stronglight и Chris King. Представляет собой шлицевой стандарт, по надежности который может сравниться с Octalink. Однако из-за разного количества шлицов данные стандарты несовместимы.
  6. Howitzer – экстремальная новинка. Howitzer является относительно новым стандартом, который имеет в своем распоряжении внешние подшипники и отдельную ось. Схож с ISIS Drive. Применяется в производстве экстремальных велосипедов.

Размеры и диаметр кареток

Производители рам и велосипедных компонентов соблюдают различные стандарты при производстве, в том числе в отношении размеров. Вследствие этого между деталями нередко отмечается несовместимость. Для горного велосипеда обычно применяются два стандарта – 68 и 73 мм. Большинство типов кареток, к счастью, выпускается для обоих стандартов. Но, несмотря на это, следует быть внимательными при покупке, чтобы не пришлось нести в магазин и обменивать каретку на действительно подходящую. Например, в горном велосипеде используются такие стандарты (длина оси): 110 мм; 113 мм; 118,5 мм; 122,5 мм и 128 мм. Выбор длины оси каретки зависит непосредственно от длины кареточной трубы рамы велосипеда, количества звезд и типа системы.

Виды и стандарты кареточных узлов

Виды подшипников:

  1. Шариковые подшипники. Очень привередливые и требуют постоянного ухода. Используются в бюджетных моделях велосипедов. Могут быть резьбовыми (одна чашка вкручивается в раму, второй чашкой регулируется люфт) и безрезьбовыми (впресовываются в раму).

Насыпная резьбовая каретка (euro):

Насыпная безрезьбовая каретка (american):


2. Промы (промышленные подшипники). Имеются закрытые радиальные/радиально-упорные промышленные подшипники качения. Просты в использовании и неприхотливы. Широко используются при производстве современных моделей велобайков.

Читайте также на СпортЗум.ру: Виды тормозов на велосипеде

Стандарты кареток:

1. Euro (евро)


Чашки с подшипниками устанавливается в раму при помощи резьбового соединения. В зависимости от типа резьбы бывает English (одна часка с левой, вторая — с правой резьбой) и Italian (две чашки с правой резьбой). В картриджной евро-каретке вал является внутренней обоймой подшипников и не вынимается из промов. Устаревший стандарт, уступающий всем остальным.

Читайте также:  Трехколесный велосипед с фарой

2. Spanish (Испанка). Оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества. Вес конструкции небольшой. Посадочный размер под подшипник — 37мм. Подшипники или чашки запрессовываются в раму.


3. Mid. Отличаются от Испанки только посадочным размером. Он составляет 41 мм. Считаются более надежными, хотя и тяжелыми.

4. American (Американка). Шариковые подшипники кладутся в чашку и впрессовываются в раму. Промышленные подшипники запрессовываются в чашки. Считаются хуже, чем MID.

5. Bottom Bracket 30 (BB30). Новый стандарт. Внешний диаметр кареточного узла – 42 мм. В кареточный узел впрессовываются 2 промышленных подшипника.


6. Bottom Bracket Press Fit (PF30). Имеет две безрезьбовые нейлоновые чашки с подшипниками. Каретка производится под 30-миллиметровый вал. Внутренний диаметр кареточного стакана – 46 мм. Каретка выпускается как с внутренними, так и с выносными подшипниками (для Shimano Hollowtech II).


7. Bottom Bracket 90 (BB90). Аналог Испанки, но используется диаметр вала 24 мм.

8. Bottom Bracket 86 (BB86). Аналог MID. Каретка выпускается как с внутренними, так и с выносными подшипниками. Ширина стакана – 68 или 70 мм.

9. Bottom Bracket 92 (BB92). Аналог Bottom Bracket 86, но под ширину стакана 68 и 73 мм.
На данный момент отзывы обо всех подшипниках стандарта Bottom Bracket – негативные. Причина – недостаточная толщина подшипников: они быстро изнашиваются. В современных BMX-рамах используются в основном Spanish и Mid каретки, стритовых MTB рамах – euro-стандарт, но чаще — Spanish и Mid.

Обслуживание кареток

Что касается ремонта и замены каретки, то эти операции должны выполнять опытные пользователи либо мастера сервисных центров. Если вы хотите самостоятельно разобрать каретку, рекомендуем ознакомиться с данными видео-обзорами:

Разборка-сборка каретки, замена подшипников: видео

Замена каретки: видео

Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядеть примерно так:

  1. Определяем тип крепления шатуна
  2. Определяем тип крепления каретки в раме
  3. Определяем ширину каретки
  4. Определяем длину вала каретки
  5. Определяем тип подшипников

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin (под КЛИН) – знакомый нам стандарт из советского прошлого, который до сих пор используется. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем» или клином), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, раздалбывались, и шатуны изрядно болтались.

SQR (КВАДРАТ) – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить». Необходимо использовать фиксатор резьбы. При установке новой системы следить за болтами, как только немного раскрутились — подтянуть, а потом еще, пока шатун не усядется на кареточный вал, а он имеет конусное строение, затем выкрутить болты, посадить на фиксатор резьбы и проблема решена.

Octalink (Окталинк) – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно. Достаточно надежный стандарт, в котором тоже могут выкручиваться болты, опять же решение — используем фиксатор резьбы, здесь не надо ничего ждать как с вариантом квадратик, а сразу сажаем на нее. Стоит дороже квадратика

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку любые другие шатуны не от SRAM. Вставлю свой комментарий (Слюсаренко А.С.), по моему мнению все же лучше и надежней каретки от SHIMANO на выносных подшипниках, купил одну — через пару месяцев люфт появился, купил вторую — такая же неприятность.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ и очень редко в MTB.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 (с очень дорогой ценой велосипеда) года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание. Обычно если велосипедист столкнулся с таким, но он изучает этот вопрос досконально.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin (под клин) и SQR (квадратик) нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей (такие каретки могут даже поставить на дорогие велосипеды. Да-да, грешат таким производители велосипедов, для удешевления.). Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Noname и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP).

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Ссылка на основную публикацию