Раньше велосипеда было - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Раньше велосипеда было

История развития велосипеда

С самого детства каждый из нас тем или иным образом имел дело с велосипедом. Кто-то вовсю гонял по двору, кто-то лишь мечтал о железном друге, кто-то просил покататься у друзей. В любом случае велосипед уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то само собой разумеющимся. Даже сложно представить, что когда-то двухколесных средств передвижения совсем не было, и кому-то пришлось изобретать велосипед. В этой статье мы погрузимся в историю велосипеда и узнаем, кого же благодарить за столь полезное изобретение.

Зачем было изобретать велосипед

В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.


Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.

Создание велосипеда

В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).


Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).

Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.

По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Как все стали крутить педали

Когда в 1863 году девятнадцатилетний Пьер Лалман, зарабатывавший до этого на жизнь изготовлением детских колясок, соорудил в своей мастерской в Париже первую «лошадку денди» с крутящимися педалями, произошел поистине революционный прорыв в истории велосипеда.

В следующем году промышленники братья Оливье из Лиона, высоко оценив изобретение Пьера Лалмана, взяли его к себе и начали массовый выпуск «лошадок денди» с педалями в сотрудничестве с каретных дел мастером Пьером Мишо.

Пьер Мишо был первым, кто додумался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, а также (по некоторым данным) решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на латинское «велосипед».

До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» – бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык именно в это время – в начале второй половины XIX века.

Пьер Лалман же, проработав пару лет у братьев Оливье, уехал в Америку и запатентовал там свое изобретение в ноябре 1866 года. Именно Пьера Лалмана чаще всего незаслуженно считают изобретателем велосипеда, так как внешне его велосипед больше походит на своего современного потомка, чем изобретение незаслуженно отодвигаемого на второй план Карла Драйса.

Другие старинные велосипеды

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.


Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.

Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).

Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.

Рождение современных скитальцев

В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее , что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Эта модель стала столь популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда вообще – как, например, в польском языке (rower), откуда позднее оно попало в западнобелорусский (ровар) и в западноукраинский (ровéр). А Джон Кемп Старли, вдохновленный успехами новой модели, спустя пару лет основал компанию Rover Company, которая со временем превратилась в гигантский автомобильный концерн и просуществовала до 2005 года, когда внезапно разорилась.


Первые роверы уже обладали цепной передачей на заднее колесо, сами колеса были одинаковыми по размеру, а велосипедист сидел между ними. Такая конструкция казалась настоящим прорывом после сомнительных пенни-фартингом, и получила название «безопасной».

Далее история велосипеда заключается лишь в совершенствовании роверов Старли. В 1888 году транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука (изобретение Джона Бойд Данлопа), которые сделали катание максимально комфортным и популярным. Так начался золотой век велосипедов.


В 1898 году решили проблему торможения. В обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед смог катиться сам, без вращения педалей.

В 1878 году сделали первый складной велосипед, в 1890-е годы – алюминиевый. К началу ХХ века появились механизмы переключения скоростей. Впрочем, те системы были абсолютно неудобными и непопулярными. Современный же механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.

В конце ХХ века в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды, известные нам по сей день.

Немного об истории велосипеда

Когда Дениска и Сережа пришли к Косте, он усадил их на диван и стал показывать альбом с марками. Марок было много по разным тематикам, но ребят, естественно, интересовали марки о велосипедах.

— Вот на этой марке,— начал свой рассказ Костя,— изображен самый примитивный велосипед. Он назывался «бегунок» — у него два колеса и перекладина с седлом, а руля не было вовсе. Велосипед был полностью сделан из дерева. Ехать на таком «бегунке» можно было только отталкиваясь ногами от земли, а чтобы повернуть, человек должен был остановиться, приподнять переднее колесо и поставить его в нужном направлении.


— Кость, а кто первым придумал велосипед? — поинтересовался Сережа.

— Утверждают, что еще 500 лет тому назад великий итальянский художник и механик Леонардо да Винчи нарисовал эскиз почти современного велосипеда с двумя одинаковыми по размеру колесами, педалями и рулем. Есть и другое предположение, что первым изобретателем велосипеда был русский крепостной мастер Ефим Артамонов. Он сделал железный самокат (так мастер назвал свое детище) и приехал на нем с Урала в Москву в 1801 году на коронацию Александра I. У самоката были два колеса, руль, педали. За эту диковинку Артамонов получил от царя в награду вольную для себя и своей семьи. Но об этом велосипеде вскоре забыли.

К идее изобретения велосипеда пришли и во Франции. В 1808 году в Париже показывали «бегунок», который в отличие от самоката Артамонова не имел ни педалей, ни руля.

— Это тот самый велосипед, что ты показывал на первой марке?— спросил Сережа.

— Да. А вот что было дальше. Немецкий изобретатель Карл фон Драйз, узнав о парижском «бегунке», решил его усовершенствовать. Он сделал специальное приспособление — вилку на переднем колесе. Теперь можно было управлять велосипедом, поворачивая переднее колесо в нужном направлении.

— А на этой марке,— продолжал рассказ Костя,— изображен велосипед с другим, не менее важным усовершенствованием — педалями. Куда удобнее вращать колесо велосипеда, чем отталкиваться от земли ногами. До этого додумался в Германии в середине прошлого столетия простой рабочий-медник по фамилии Дальзель. Теперь седок мог руками управлять велосипедом, а ногами приводил его в движение.

— А из чего делали в это время велосипеды?

— Я уже говорил, что сначала это были деревянные конструкции. Велосипед из металлических деталей появился в Европе лишь в 1865 году. Его сконструировали во Франции механики Мишо и Лальмак.

— А сколько же весил такой велосипед?

— Примерно в 2—3 раза больше, чем современный, ведь тогда не было легких сплавов из металла.

— Посмотрите на эту марку,— продолжал Костя,— на ней — самокат, переднее колесо которого почти с человеческий рост, а заднее— всего 30—40 см. Этот велосипед прозвали «пауком».

Читайте также:  Польза велосипеда для детей

— А почему велосипед назвали «велосипедом»?

— Велосипед получил свое название от двух латинских слов velox — «быстрый» и pedes — «ноги». В результате получилось «велосипед», или буквально — «быстрые ноги». Любопытно, что именно велосипед дал толчок к изобретению шин.

Это было в Англии в конце 80-х годов прошлого века. В семье врача Джона Бойда Данлопа рос десятилетний мальчик по имени Джонни. Однажды отец купил ему трехколесный велосипед, на котором Джонни катался по песчаным дорожкам сада. На колесах велосипеда, кроме резинового ободка, ничего не было, поэтому на всех неровностях мальчика нещадно трясло, а сами колеса глубоко зарывались в рыхлый грунт. Данлоп хотел помочь сыну.

Однажды, поливая цветы, врач нечаянно наступил на резиновый шланг, наполненный водой. Упругость шланга навела его на мысль об использовании резиновой оболочки с водой на колесе велосипеда. Однако такая конструкция себя не оправдала. Хотя колеса теперь могли легко преодолевать мелкие препятствия, глубоко не врезались в землю, ехать на велосипеде с водяными шинами было очень тяжело. Тогда Данлоп вместо воды закачал в резиновые оболочки воздух.

— И с той поры в конструкцию ничего не добавилось?

— Почему же? Были еще удачные и полезные изобретения. Например, французский инженер Моро в конце XIX века сконструировал втулку для свободного хода. Теперь, спускаясь на велосипеде с горы, не надо было все время крутить педали, а можно было отдохнуть.

— Я вижу, что на велосипеде появилась фара,— показал на одну из марок Сережа.

— Вообще-то правильно не фара, а фонарь. Еще в прошлом веке его стали устанавливать на велосипедах для езды в темное время суток. А вы знаете, откуда пошло слово «фара»?

На острове Форос, что находится неподалеку от египетского города Александрия, был маяк. Его построили в III веке до нашей эры по приказу царя Египта Птолемея. Развитое уже к тому времени морское судоходство требовало безопасного плавания. Вот почему и был построен грандиозный, даже по нынешним временам, маяк. Его высота достигала 160 м, а наверху постоянно горел большой костер. Чтобы поддерживать огонь внутри маяка, по специально устроенной дорожке ослики возили топливо. Маяк служил людям полторы тысячи лет и разрушился лишь несколько веков тому назад из-за случившегося здесь землетрясения. Этот маяк был настолько популярен, что слово «фара» (от французского phare) стало ассоциироваться у людей с осветительными приборами, указывающими путь в ночи.

— А вот еще один интересный факт,— продолжал Костя.— Правила езды на велосипеде появились раньше автомобильных, они были введены в России еще в 90-х годах прошлого столетия. В них, в частности, говорилось, что велосипед должен быть снабжен звонком и фонарем. Запрещалась быстрая езда и езда «вперегонки». Во время поездки на велосипеде нужно было держаться ближе к правой обочине дороги. Воспрещалось ездить и вести велосипед по тротуарам и пешеходным дорожкам. Совсем как в современных правилах. Правда, были и курьезные по нынешним временам требования. Например, в случае беспокойства встречных лошадей нужно было сойти с велосипеда и постараться по возможности спрятать его.

Стать велосипедистом мог не каждый, кто купил велосипед. Нужно было сдать специальный экзамен по управлению в существовавших в то время обществах велосипедистов.

Велосипед в начале нашего столетия был очень популярным транспортным средством. Л. Н. Толстой, например, ездил на велосипеде в 69-летнем возрасте и был почетным президентом Русского клуба велосипедистов.

Уже в те далекие от нас времена проходили многочисленные соревнования велосипедистов.

В России первые такие соревнования состоялись больше ста лет тому назад, а точнее — в 1883 году. Они проходили в Москве. И что любопытно, на старт, кроме велосипедистов, вышли также несколько казаков верхом на лошадях. Дистанцию длиной в 50 верст (верста — чуть больше километра) выиграл велосипедист Сафонов, который на своем «пауке» опередил не только своих товарищей по спорту, но и всадников, убедительно доказав преимущество нового транспортного средства.

Когда в 1896 году в Греции проходили первые Олимпийские игры нашего времени, соревнования на велосипедах включали в себя сразу несколько видов гонок и были одними из наиболее популярных состязаний.

— Велосипед оказался верным спутником и в дальних путешествиях,— продолжал Костя.— В самом начале нашего века русский спортсмен Анисим Панкратов совершил на велосипеде кругосветное путешествие. Для этого ему понадобилось два года. За это незаурядное достижение спортсмену был вручен высший приз Международного союза — Бриллиантовая звезда.

— А как же он пересекал моря и океаны? — полюбопытствовал Дениска.

— Через водные пространства его перевозили корабли. Однако чтобы проехать сухопутную часть маршрута, надо было иметь немалое мужество и упорство.

В 1928—1931 годах Г. Л. Травин совершил даже по нынешним временам настоящий подвиг — первым проехал вдоль всей границы нашей страны. Выехав с Камчатки, Травин сначала проехал южную часть границы страны, а потом вдоль западной и северной и вернулся на Камчатку.

А вот примеры из нашего времени. Валентин Зенков за 101 день проехал от Магадана до Петербурга, что составило 11,5 тысячи километров. Москвич Г. Ф. Гончаров на протяжении четырех десятков лет каждый свой отпуск проводил на велосипеде, исколесив почти всю страну. Швейцарскому спортсмену Филиппу Фурнье первому в мире в 1986 году удалось пересечь пустыню Сахару. Совершая пробег по маршруту Париж — Дакар, он всего за три недели, проезжая в день 250 км, преодолел этот нелегкий путь.

Листая альбом, Сережа обратил внимание на вырезки из газет, где были изображены совсем необычные конструкции, лишь отдаленно напоминающие велосипеды, например такие, на которых одновременно сидели два, три, четыре и даже пять человек!
— Были и такие велосипеды,— заметив удивление на лицах ребят, сказал Костя.— Чтобы легче крутить педали и быстрее ехать, придумали тандемы. Это когда сразу два ездока садились на велосипед, триплеты — с тремя велосипедистами и тому подобное. Конструировали велосипеды-амфибии, велосипеды-лимузины, велосипеды-самолеты.

А как вы думаете, какую скорость можно развить на велосипеде?

— Ну, с автомобилем велосипед, конечно, не может сравниться,— высказал предположение Дениска.

— Не скажи,— улыбнулся рассказчик, — американскому велогонщику Говарду, следовавшему за лидером в так называемой «аэродинамической тени», не так давно удалось развить скорость 244 км/ч. Эта необычная скорость — мировой рекорд. Такую скорость велосипедист может развить, когда впереди едет автомобиль или мотоцикл. Механическое транспортное средство как бы пробивает в воздухе брешь, и в этом разреженном пространстве велосипедисту легче ехать. Обычная же скорость велосипедиста на дороге—15— 25 км/ч.

Для того чтобы легче было преодолеть сопротивление воздуха, велогонщики надевают
на себя специальные облегающие эластичные комбинезоны, а вместо спиц на колесах используют диски, устраивают обтекатели, как у мотоциклов.

— Велосипед, наверное, самое лучшее в мире средство передвижения!— воскликнул Дениска.

— Может быть. Сегодня на планете насчитывается около полумиллиарда велосипедов, столько же, сколько автомобилей. Секрет такой популярности в простоте управления велосипедом, невысокой цене, неприхотливости в эксплуатации, пользе для здоровья и экологической чистоте.

Однако у велосипеда есть и недостатки. Он один из самых неустойчивых и беззащитных на дороге транспортных средств. Любое столкновение для велосипедиста заканчивается травмой, ведь он не защищен, как водитель автомобиля, металлическим кузовом. Да и не все велосипедисты, выезжая на дорогу, хорошо знают Правила и, к сожалению, не всегда их соблюдают.

История создания первых велосипедов

11 mins Автор: Виталий Петров 88

Много людей спорит о том, кто изобрел первый велосипед. Ответ на этот вопрос часто зависит от национальности того, у кого спрашивают. Французы утверждают, что первый байк спроектировал француз, шотландцы думают, что изобретатель шотландец, англичане считают первопроходцем англичанина, американцы часто приписывают заслугу создания велосипеда американцу. С начала 1990-тых годов Международная конференция истории велоспорта в Сан-Франциско начала прослеживать велосипедную историю с возникновения борьбы женщин за свои права, против шовинизма. В нынешнем понимании истории велотранспорта полагается, что создание первого велосипеда — это заслуга многих людей, которые способствовали его появлению своими идеями и разработками.

Четырёхколёсный прототип Джованни Фонтана

В 1418 году Джованни Фонтана построил первое в мире транспортное средство, приводимое в движение мышечной силой человека. Это была четырёхколесная тачанка, имеющая передачу на задние колеса через веревку между деревянными шкивами.

1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который, предположительно, был начерчен Леонардо да Винчи, как считали до 1974 года. Дальнейшее изучение чертежей показало, что они не были нарисованы рукой да Винчи. Предположение о том, что эти эскизы выполнил ученик да Винчи после того, как оригинальный чертеж был потерян, также считается ложным. Тест на возраст был выполнен, но библиотека в Милане, принадлежащая Ватикану, скрывает, очевидно, неугодный результат, поэтому эксперты считают эти эскизы недействительными.

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

Читайте также:  Гта велосипед мод

Новая волна усовершенствований спустя полвека

1863 год. Появился велосипед «костетряс», изготовленный из твердой стали прямоугольного сечения. Тяжелые стальные колеса делают эту машину буквально вибратором при ежедневных поездках по мощёным булыжником дорогам.

Появилось улучшенное переднее колесо с педалями — прямой привод, без передачи, с одной скоростью. Эта машина уже была известна как велосипед («быстрая нога» по французки), но чаще всего её называли костетрясом. Эти велосипеды стали увлечением как для прогулок на свежем воздухе, так и для верховой езды в закрытых академиях — что-то наподобие роликовых катков, которые и сейчас можно найти в крупных городах.

1870 год. Создание обычного велосипеда, хотя его лучше знают как «большеколёс». На нём стало более удобно ездить, чем на предшественнике, но эта езда требовала акробатических навыков, поэтому популярность большеколёсов всегда была ограничена. Это была первая цельнометаллическая машина. До этого металлургия была недостаточно развита, чтобы обеспечивать таким металлом, который был бы достаточно прочен для построения маленьких и легких деталей. Эту машину впервые все стали называть велосипедом двухколесным.

Педали всё ещё были приделаны прямо к переднему колесу без передаточного механизма. Цельные резиновые шины и длинные спицы огромного переднего колеса обеспечивали намного более гладкую езду, чем у его предшественника. Передние колеса ставили всё увеличивающегося и беспредельного диаметра, так как производители быстро поняли, что, чем больше колесо, тем дальше на нём можно прокатиться с одного вращения педалей. Можно было купить колесо такого размера, которое только будет удобно вам, учитывая длину ваших ног.

Эти велосипеды пользовались большой популярностью среди молодых людей как транспортное средство. Они стоили как средняя оплата труда рабочего за шесть месяцев с начала первого десятилетия 1880-х годов.

Из-за того, что всадник сидел слишком высоко над центром тяжести, переднее колесо могло быть в любой момент остановлено камнем, колеей на дороге или внезапно выскочившей на проезжую часть собакой, и весь аппарат, вращаясь на оси колеса, опрокидывался вперед. Всадник в этом случае, попав своими ногами в ловушку под руль, бесцеремонно сбрасывался головой на землю. Отсюда появилось на свет выражение «получить по загривку».

1872 год. Немец Фридрих Фишер впервые начал массово производить стальные шарикоподшипники, запатентованные Жюлем Сюрирейем в 1869 году.

1876 год. Англичане Броувет и Харрисон получили патент на первейшие суппортные тормоза.

1878 год. Англичане Скотт и Филлот запатентовали первый действенный планетарный механизм переключения скоростей передач, который планировалось ставить в ступицу переднего, ведущего колеса велосипеда.

В 1878 году начал свою работу первый американский производитель велосипедов Columbia Bicycle на заводе швейных машин Weed sewing machine сompany в Хартфорде, штат Коннектикут. Первый регулярный каталог товаров этой компании был размером в двадцать страниц. Первые велосипеды были с высоким 60-дюймовым задним колесом, в отличие от европейских моделей.

Они продавались за 125 долларов, когда швейные машины одного и того же производства реализовывали за 13 долларов.

1879 год. Англичанин Генри Джон Лоусон создал заднее колесо с цепным приводом, так появился безопасный велосипед «байкциклет». До этого его ранние модели приводились в движение рычагами.

1880-е годы. В то время как мужчины рисковали сломать себе шею, гоняя со скоростью ветра на высоких колесах, дамы, стесненные корсетами и длинными юбками, могли лишь неспеша проехать кружочек вокруг парка на трехколёсном велосипеде.

Трёхколёсные машины также предпочитали большинство из достойных господ, таких как врачи и священнослужители. Многие механические инновации, теперь используемые на автомобилях, были первоначально изобретены для взрослых трехколёсных велосипедов. Реечное и редукторное рулевое управление, барабанные и дисковые тормоза — это лишь немногие из них.

1888 год. Создана пневматическая шина, которую первым придумал ирландский ветеринар в попытках обеспечить своему сыну, болеющему с детства, более комфортную езду на его трёхколёсном велосипеде. Этого изобретательного молодого доктора звали Данлоп. После этого изобретения комфорт и безопасность можно было соединить в одном транспорте. Велосипеды всё время дешевели, так как улучшились методы производства, а все люди хотели кататься на машине с педалями.

1890 год. Начали собирать безопасные велосипеды. Как следует из названия, эти велосипеды более безопасны, чем обычные. Дальнейшее совершенствование металлургии способствовало очередному изменению дизайна, или, скорее всего, привело к возврату предыдущей конструкции. Имея металл, который теперь был достаточно прочен, чтобы сделать хорошую цепь, небольшие и достаточно легкие для вращения человеком звездочки, следующий проект велосипеда был возвращен к исходному дизайну — с двумя колесами одинакового размера.

Теперь уже вместо того, чтобы вращать педали вместе с одним оборотом колеса, можно при изменении передаточного числа получить такую же скорость, как от огромного и высокого колеса. Первоначально на велосипеды всё ещё ставили цельные резиновые шины, а при отсутствии длинных амортизирующих спиц поездка на безопасных катках была не такой неудобной, как на большеколёсной конструкций. Некоторые из безопасных велосипедов уже 100 лет назад были снабжены передней или задней подвеской. Обычный и безопасный велосипед соревновались друг с другом, и покупателю предоставлялся выбор: комфорт большого колеса или безопасность низкой посадки. Очередное нововведение легло могильной плитой на большеколёсный дизайн — пневматические шины.

Безопасная двухколёсная машина имеет, в основном, такой же дизайн, как и классический современный велосипед. Безопасность новых велосипедов позволила ездить на них большому количеству людей. Хотя велосипеды всё ещё были относительно дорогими, так что на них, в основном, каталась состоятельная элита.

Находки конструкторов XX века

1903 год. Стали применяться ступицы с многоскоростным редуктором, изобретенные Стюрмейем Арчером. С 1930 года они массово использовались на велосипедах, производимых во всем мире. Доминирование этих редукторов продолжалось до 1950 года, пока не стали применяться привычные нам параллелограммные переключатели с кассетой звездочек на заднем колесе.

1930-е годы. Новатор Швинн построил велосипед с широкими покрышками, амортизированной передней вилкой, многоуровневой рамой, предназначенный для привлечения внимания подростков.

Этот молодежный транспорт стал прототипом горного велосипеда. Модель Schwinn Excelsior стала образцом для ранних маунтинг байков почти пятьдесят лет спустя.

1977 год. Появился первый горный велосипед, который был разработан в компании Marin Co, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Джо Бриз, Отис Гай, Гарри Фишер и Крейг Митчелл были самыми ранними дизайнерами, строителями и промоутерами.

1984 год. Начали добавлять звездочки в кассету на заднем колесе, и число скоростей увеличилось от 15 до 18, 21 и 24.

1994 год. Сакс (SRAM) производит тормозную систему Power Disc — первые серийно выпускаемые дисковые гидравлические тормоза.

1996 год. Горный велосипед впервые был использован на Олимпийских играх в Атланте, штат Джорджия (США).

Отдел социальных исследований в Нильсоне утверждает, что езда на велосипеде является третьим наиболее популярным видом спорта после плавания и утренней зарядки.

Кто на самом деле изобрел велосипед: правдивая история эволюции стального коня

Главная » Это интересно » Кто на самом деле изобрел велосипед: правдивая история эволюции стального коня

История создания велосипеда овеяна легендами не в меньшей степени, чем загадочный Стоунхендж. И это несмотря на то, что с момента, как изобрели велосипед, прошло совсем немного времени. Где же правда, а где вымысел? Разберемся вместе.

Самые популярные мистификации о первом велосипеде

Точных сведений о загадочном времени до 1818 года имеется мало. Говоря об истории великов и их эволюции в этот период, можно легко составить целый справочник мифов и фальсификаций, которые в наше время частенько принимаются за подлинные факты. Итак, что же на страницах этой книги легенд?

Велосипед изобрел Леонардо да Винчи

«Чертеж» Леонардо да Винчи

Легендарный листок с изображением двухколесной машины был обнаружен в 74 году прошлого века в архиве Миланского католического университета. Тогда подлинность документа ни у кого не вызвала подозрений, ведь чертеж был сделан на оборотной стороне листа с рисунком самого да Винчи.

Идея поставить Леонардо у истоков истории развития велосипеда была так соблазнительна для итальянцев, что копия схемы моментально разошлась по миру миллионными тиражами.

Сегодня рисунок этого первого велосипеда в истории считается фальсификацией. По одной из версий, рама и цепь были дорисованы веселыми итальянскими монахами в начале 60-х к паре кругов, действительно начерченных рукой гения. По другой версии, выдвинутой Гансом-Эрхардом Лессингом, работавшим с документами да Винчи до сенсационной находки, эту схему дорисовал Карло Педретти, исследователь Калифорнийского университета.

Прообраз велосипеда изображен на витраже в церкви Св. Егидия

Эта версия была предложена Николаем Певзнером. Так называемый прообраз велосипеда — разработка некого графа де Сиврака, который и является тем, кто изобрел велосипед в 18 веке. Сама личность графа, как и его изобретение, оказалась мистификацией конца XIX века. А Джин Хенри Сиврак, давший имя таинственному инженеру, это просто коммерсант, производивший четырехколесные экипажи.

Первым, кто изобрел велосипед, был русский крестьянин Ефим Артамонов

По этой легенде, двухколесный конь был смастерен находчивым крестьянином из Тагильского заводского поселка на далеком Урале. История освещает и первый в истории велопробег по маршруту «Нижний Тагил – Петербург». Приурочено это путешествие было к коронации Александра I. По преданию, царь был так впечатлен умельцем, который первым изобрел велосипед, что даровал крестьянину и его детям свободу.

В наши дни, благодаря химическому анализу железа известно, что «Велосипед Артамонова», хранящийся в Краеведческом музее Нижнего Тагила – это поздняя подделка, а других доказательств существования изобретения просто нет.

Так было на самом деле: подлинная история велосипеда

Документально подтвержденная история изобретения велосипеда начинается с 1817 года. По одной из версий, изобретение велосипеда во многом обусловлено природным катаклизмом, а именно извержением вулкана 1816 года. Из-за массивного выброса пепла год получил название «тысяча восемьсот замерзший». Самое холодное лето за историю метеорологических наблюдений привело к массовому неурожаю и гибели лошадей, а эти бедствия — к стремлению инженеров разработать механическую альтернативу коню.

«Машина для бега» Карла фон Дреза

1817 год. Профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ разрабатывает, а годом позже патентует фактически первый деревянный велосипед, а точнее, двухколесный самокат, названный им машиной для бега.

1818 год. Жозеф Нисефор Ньепс вводит понятие «велосипед». Придумано это слово было специально, чтобы назвать так первый деревянный велосипед с седлом, который был изобретен им же.

1839 (40) год. Это — самый точный ответ на вопрос, когда был изобретен первый велосипед с педалями. Суровый шотландский кузнец в уединенной горной деревушке создал модель с педалями, толкавшими заднее колесо.

1863 год. Начало истории появления велосипеда с педалями на переднем колесе. Юный 19-летний парижанин Пьер Лалман, мастер по изготовлению детских колясок, изготавливает первый образец, очень похожий на современные модели. Очевидно, что именно имя находчивого француза – самый правильный ответ на вопрос, кто изобрел самый первый велосипед в мире.

1864 год. Налажен массовый выпуск модели Лалмана. Благодаря адаптации конструкции к нуждам большой аудитории, велосипед приобретает металлическую раму.

1866 год. Еще один ответ на вопрос, когда изобрели 1 велосипед. Именно в 1866 году Лалман, переехав в Америку, получил патент на свое детище.

Читайте также:  Как разобрать вилку велосипеда с амортизатором

1867 год. История происхождения велосипеда сделала особенно важный поворот, благодаря колесу со спицами, изобретенному Каупером.

1870-е годы. Период популярности моделей «пенни-фартинг», представляющие собой сочетание огромного переднего колеса и крохотного заднего.

1878 год. Появление цепной передачи. Это — тот самый год, когда был изобретен самый первый складной велосипед.

1884 год. Разработка велосипеда Rover. Его конструкция очень похожа на современные: равные по размеру колеса с цепной передачей на заднее. Влияние этой модели на историю возникновения современного велосипеда так велико, что само слово «ровер» во многих языках мира означает велосипед.

1888 год. Этот год можно назвать особенным в истории создания и развития велосипедов. Шотландец Джон Данлоп изобретает шины из каучука и моментально делает велосипед популярным, как никогда.

1898 год. Дата изобретения педального тормоза и механизма свободного хода: теперь чтобы ехать под горку, совсем не нужно вращать педали.

Хотя внешне викторианские велосипеды и походили на современные, в реальности они отличались очень капризным характером:

  • они изготавливались из стали, беззащитной перед ржавчиной;
  • рамы велосипедов не окрашивались;
  • их нужно было тщательно чистить и промывать бензином или керосином после каждой поездки.

1903 год. В истории создания велосипедов открывается такая важная страница, как эпоха первых планетарных механизмов переключения скоростей. Однако популярность они приобретают лишь к 1930 году.

1950 год. Появление современного механизма переключения скоростей. Он был разработан спортсменом из Италии Туллио Кампаньоло.

В последней четверти ХХ века сфера пережила настоящий бум: были разработаны велосипеды из титана и пластика, изобретены велокомпьютер и система индексного переключения скоростей.

Ответить на вопросы, кто изобрел велосипед, когда именно, в каком году и какова точная история его происхождения трудно. Наверное, дело в том, что слишком много людей независимо друг от друга одновременно брались изобретать велосипед. Правда, теперь вы точно знаете, каким историям верить не стоит.

История велосипеда

В одно летнее утро 1817 года, несмотря на раннее время, весь немецкий город Карлсруэ был на ногах. Предстояло забавное зрелище — соревнование в скорости между почтовой каретой и «сумасшедшим» бароном фон Драйзом, соорудившим необычайную машину для быстрого передвижения с помощью ног. Присутствовавшие собрались просто повеселиться, и никто в проигрыше барона не сомневался. Пришли даже такие, которые заключали пари: доедет ли барон до ближайшей лужи? Барон же не сомневался в победе. Он поставил свое изобретение рядом с почтовой каретой и поприветствовал публику. Карета тронулась, а барон и не думал спешить, и, только дав ей изрядную фору, он оттолкнулся ногами от земли и устремился вперед, быстро набирая скорость. Скоро карета осталась далеко позади. Через 4 часа грязный, в разорванной от падения одежде, но счастливый барон-победитель появился на окраине соседнего города Келя, проехав ровно 70 километров. Пари было выиграно, и через несколько дней барон получил долгожданный патент, который гарантировал изобретателю, что «в землях его высочества великого герцога Баденского никто не может изготовлять или продавать изобретенную камер-юнкером фон Драйзом самокатную машину, именуемую велосипедом, а также ездить на ней в общественных местах без особого на то разрешения барона».

Машина фон Драйза напоминала самокат. Правда, у нее имелся руль, которого раньше на самокатах не было, и мягкое сиденье.

Ноги ездока доставали до земли — такая посадка была необходима, чтобы отталкиваться от земли. Свое изобретение Карл Фридрих Христиан Людвиг фон Драйз Зауэрброн решил назвать на латинский манер: он соединил слова «velocis» (быстрый) и «pedis» (нога) — так появился на свет «быстроног», или велосипед. Увы, вместо славы, почета и денег барона ждали одни неприятности. Его машину никто не покупал, а начальство увидело в деятельности главного баденского лесничего проявление крайнего легкомыслия — и он был уволен с должности. Но от изобретательства упорный барон не отступил. Впоследствии он сконструировал известную всем железнодорожную дрезину, тем самым увековечив свое имя. К сожалению, у этой истории печальный конец. Последние годы своей жизни изобретатель провел всеми покинутый и осмеянный. От голодной смерти его спасал последний верный друг — велосипед, с которым он кочевал по городам и деревням, демонстрируя свою «игрушку» толпам зевак, а потом обходил их с протянутым цилиндром. Он умер зимой 1851 года в одном из трактиров на окраине Карлсруэ от сердечного приступа.

Отдавая дань изобретателю, надо сказать, что его «быстроног» все же оставался улучшенным самокатом. А первая конструкция, более всего похожая на привычный нам велосипед — «двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой находящихся на нем лиц», — была создана мастеровым из городка Верхотурье, что на Урале, Ефимом Артамоновым. История изобретения неизвестна. Лишь в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», изданном в 1910 году, можно прочесть: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде». Сохранился и сам первый велосипед, помещенный хозяином уральских заводов в нижнетагильский «Музиум естественной истории и древностей». У этого изобретения есть руль, педали, седло. Вся конструкция железная. Ведущее колесо — переднее — в рост человека, заднее — вдвое меньше. Это был прототип целого семейства велосипедов — «пауков». Они назывались так из-за характерной посадки седока. Для взрослых выпускались большие «пауки», для малышей — «паучки». По ровной дороге «паук» развивал скорость 12—20 верст в час.

У изобретателя Артамонова были предшественники. Четырехколесные повозки-самокаты можно было видеть на улицах городов Европы уже в XVII веке. Они строились изобретателями разных стран — немцем Г. Ганштелем в 1649 году, французом Р. Рошелли в 1693 году, русским Л. Шамшуренковым в 1752 году, англичанином Овенденом в 1761 году.

Официально считается, что велосипеду не более 200 лет. Но ведь он состоит из простых, давно известных деталей: колес, шестерен, кривошипно-шатунного механизма. Колесо известно уже 6000 лет. Шестерни использовались в Древнем Риме во II—I веках до нашей эры. Началом нашей эры датируется рождение кривошипа. Выходит, что велосипед могли изобрести, по крайней мере, 1000 лет назад. Возможно, так оно и было. В пользу этого предположения говорит тот факт, что в одном из музеев Рима находится саркофаг, на котором изображен человек, едущий на устройстве, очень похожем на велосипед. Саркофагу 2000 лет. На стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи также есть изображения подобных машин.

Но вернемся к велосипеду-«пауку». Он не отличался безопасностью. Центр тяжести у него располагался очень высоко, отсюда и неустойчивость. Когда он катился под гору, остановить его было очень трудно, Первые велосипеды с тормозами на переднем колесе появились в 1853 году. Но само колесо «отпустило от себя ездока», только когда на велосипеде появилась цепь. Несмотря на то, что велосипед приобрел современный вид, ездить на нем было нелегко. Он весил более 30 килограммов, а на неровных дорогах трясся так, что остряки прозвали его костотрясом. Вскоре тяжелые деревянные колеса были заменены более легкими и прочными, со стальными спицами.

Следующее крупное улучшение связано с велосипедной шиной. Ее изобретателем стал шотландский ветеринарный врач Данлоп.

Долго наблюдал он за сыном, у которого от тряски во время езды на велосипеде буквально стучали зубы. Потом взял обыкновенный садовый шланг, отрезал от него подходящий кусок, наполнил водой, соединил концы, а образовавшееся кольцо надел на обод колеса. Зубы у сына перестали стучать, но колеса оказались очень тяжелыми. Пережив первую неудачу, Данлоп заменил воду воздухом. Для накачки шин он изобрел вентиль и воздушный насос, получив патент на свое изобретение.

Все остальные новшества в конструкции велосипеда уже можно отнести к разряду мелочей. И вот в 1891 году в России начала выпускаться модель «Идеал», имевшая вполне современный вид.

За годы совместной «работы» с человеком велосипед освоил множество профессий. С тех давних времен, как появился, и по сей день велосипед — верный помощник почтальонов, особенно сельских.

В конце прошлого века в России придумали велосипед для охотников. На нем можно было возить ружье, которое легко и мгновенно снималось и ничуть не мешало езде. Охотничий велосипед снабжался и палаткой-скаткой, помещавшейся под седлом.

Издавна на Востоке существуют велорикши. А сегодня в Японии, например, перевозка товаров на велосипедах приобрела такой размах, что японские предприятия уже конструируют специальные велогрузовики. Была попытка использовать велосипед для вспашки земли. Она не удалась — педальное усилие работника оказывалось слишком мало, но зато на велосипеде, пристроив к нему культиватор, можно обрабатывать междурядья на полях.

Водные велосипеды. Конец XVIII в.

С помощью педалей перематывают материалы, пилят дрова, качают воду.

Велосипед давно привлек внимание военных. Италия, Бельгия, Германия, Австрия, Испания, Швейцария имели на вооружении велосипеды еще в прошлом веке. В самом конце XIX века появился специальный военный самокат и в русской армии.

Часто за новинку принимают давно забытое старое. Например, складные велосипеды появились в магазинах сравнительно недавно, но такие велосипеды использовались в русской армии еще до начала первой мировой войны. Одну из самых удачных конструкций придумал русский офицер-спортсмен А. Базилевский. В верхней и нижней частях рамы он предусмотрел четыре стальных шарнира, которые позволяли складывать велосипед втрое. В таком виде его носили на двух лямках за спиной.

На велосипеде можно ездить не только по земле. Многие из вас катались на водном велосипеде. А вот на подводном вряд ли. В нем ноги вращают не колеса, а поршневой насос двойного действия, т. е. аппарат приводится в действие водометом. Подобный велосипед может двигаться по прямой, менять направление движения, висеть на месте, погружаться вглубь, всплывать. И уж совсем мало кому доводилось ездить на велосипеде по проводам. Линии электропередачи нередко подвержены неприятному явлению. При сильных порывах ветра провода перехлестываются между собой. Поэтому между ними ставятся распорки, которые периодически осматривают и меняют. Вот и был создан пятиколесный велосипед для езды по проводам. Его легко устанавливает один человек.

Попытки поднять велосипед в воздух делались уже в прошлом веке. «Известная французская фирма „Пежо» пожертвовала уже приз в 10 тысяч франков тому будущему изобретателю, который первый пролетит, поднявшись своими силами и с ровной площадки, без всякого уклона, хотя бы только 10 метров», — сообщил своим читателям журнал «Русский спорт» в 1912 году. В 1921 году приз получил французский велогонщик Пулен. Правда, его самолет-велосипед скорее прыгал, чем летал. В наше время на велосипеде уже летали через пролив Ла-Манш.

Старый добрый велосипед. Трудно сравниться с ним по популярности. Давно ушел в прошлое чеховский «человек в футляре», рассуждавший так: «Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»

Сегодня на велосипедах ездят сотни миллионов людей. Одним он дает здоровье и бодрость, других делает смелыми и выносливыми, третьим открывает новые дали.

Знаешь ли ты?

Должен ли велосипедист соблюдать правила дорожного движения?

Ссылка на основную публикацию