Передний дисковый тормоз велосипед - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Передний дисковый тормоз велосипед

Виды тормозов на велосипеде

Велосипед — механическое транспортное средство. Его используют для перемещения по городу, при спуске по крутому перевалу и во время соревнований. В подобных случаях надежные и качественные тормоза просто необходимы. Специалисты советуют перед эксплуатацией велосипеда проверять исправность тормозной системы, обеспечивающей комфортное и безопасное перемещение.

Терминология

В данном обзоре будут рассмотрены основные виды тормозных систем. Но для того, чтобы понять присущие им преимущества и недостатки, следует заранее уточнить некоторые термины.

Самым важным критерием работы тормозной системы является ее модуляция. Данный термин отображает способность транспортного средства менять величину тормозного усилия в зависимости от уровня давления на тормозную ручку. Далее идет тормозной путь, который не нуждается в подробном объяснении.

Под эффективностью торможения подразумевается способность работы тормозов в различных погодных условиях (во время снега, дождя, морозов). Уровень надежности — способность тормозной системы работать в тяжелых эксплуатационных условиях. Например, во время походов по горным перевалам, под воздействием запредельных нагрузок, после вымачивания в грязи и так далее.

И последний термин, который будет использоваться при описании тормозных систем — требовательность к обслуживанию. Здесь имеется в виду, насколько часто владельцы двухколесных транспортных средств будут обязаны менять комплектующие, периодически регулировать систему, а также настраивать ее работу.

Ободные тормоза: преимущества и недостатки

На протяжении длительного периода времен, начиная с середины 90-х, альтернативы для ободных тормозных систем практически не существовало. Их устанавливали на все выпускаемые велосипеды. И такие модели стоили немалых денег. Но с середины 2000-х годов ободные тормоза стали вытесняться дисковыми аналогами. Но это не означает, что они устарели, так как и по сегодняшний день ободные тормозные системы устанавливаются на большое количество двухколесных транспортных средств.

Итак, из названия понятно, что данные тормоза воздействуют на обод колеса, тем самым замедляя его движение. Как правило, их применяют при производстве шоссейно-гоночных моделей. Основной принцип действия: при помощи нескольких дугообразных рычажков тормозные колодки зажимают велосипедный обод. Что касается качественных, технических и эксплуатационных параметров, присущих данным тормозным системам, то они напрямую зависят от совершенства выбранной модели. Например, системы компаний Campagnolo и Shimano выпускают профессиональные комплектующие. Поэтому их тормозные системы будут отличаться от аналогов высоким уровнем эффективности, отличной функциональностью и надежностью в использовании.

Если говорить в общем, не обращая внимания на элитные комплектующие, то можно сказать, сила торможения у ободных систем невелика, а также у них посредственная эффективность и модуляция.

На сегодняшний день различают следующие модели ободных тормозных систем:

  1. Механические (V-brake, клещевые и кантилеверные);

Самыми распространенными являются V-brake модели. Их название отображает V-образное крепление рычагов.

Устройство V-brake

Клещевые тормоза обладают U образной формой крепления рычагов. Кантилеверные системы устанавливаются в основном на циклокроссовых велосипедах, подвергающихся массивному грязевому воздействию. Гидравлические тормозные системы для торможения передают жидкость по гидролинии от ручки к тормозным колодкам.

Предлагаем вам ознакомиться с краткой видео-инструкцией по настройке V-brake тормозов.

Особенности дисковых тормозных систем

Дисковый тормоз состоит из ротора (стального диска) и калипера. Ротор устанавливается на втулке колеса. Как правило, он размещается с левой стороны. Калипер — устройство, способствующее сжатию диска тормозными колодками. Передача тормозного усилия происходит с помощью тросика или по гидролинии.

Устройство механического дискового тормоза:

Все существующие на сегодняшний день дисковые тормозные системы можно поделить на несколько категорий:

Задний дисковый тормоз

Передний дисковый тормоз

Гидравлический дисковый тормоз

Гидравлические тормоза для остановки двухколесного транспортного средства передают по гидролинии тормозную жидкость. Что касается механических моделей, то здесь торможение осуществляется с помощью тросика.

Если говорить о преимуществах дисковых систем по отношению к существующим аналогам, то стоит отметить их простоту в эксплуатации. В связи с тем, что они монтируются в непосредственной близости от центра колеса, во время езды тормоза практически не засоряются. В отличии от ободных моделей, дисковые тормоза позволяют велосипедисту плавно регулировать тормозное усилие. Как показывает практика, дисковые тормозные системы редко выходят из строя и не особо нуждаются в обслуживании. Помимо этого, они не влияют на уровень износа обода.

С примером настройки дискового тормоза, переднего и заднего переключателя велосипеда вы можете ознакомиться на видео:

Как и другие комплектующие транспортных средств, тормозные дисковые системы помимо преимуществ имеют и свои недостатки. Здесь можно отметить высокие финансовые расходы во время обслуживания. Несмотря на то, что дисковые тормозные системы отличаются длительным сроком эксплуатации, при возникновении неисправности они потребуют немалой денежной суммы для ее устранения. Нужно сказать и про вес дисковых тормозов. Во многих дисциплинах данный показатель играет большое значение.

Барабанные тормозные системы

Их основная особенность — размещение непосредственно во втулках колес. Могут управляться как рукой, так и ногой велосипедиста. Стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день ручные барабанные тормоза практически не используются. Это связано с их большим весом и прихотливостью в обслуживании. А вот ножные модели даже сегодня можно встретить во многих городских или дорожных велосипедах.

Барабанный тормоз:

К достоинствам барабанных тормозных систем можно отнести высокий уровень устойчивости к негативному воздействию на их корпус воды, грязи и других агрессивных сред. Не влияют на износ обода.

Среди недостатков можно выделить большую массу, невысокую мощность торможения, возможность перегрева при длительном спуске с возвышенности. В условиях переменного «тормоза» и «газа» очень сложно маневрировать.

Роллерные тормоза

Многие специалисты относят роллерные тормозные системы к категории барабанных. Но они обладают несколько иным принципом прижатия колодок к барабану. Роллерные тормоза были изобретены в конце прошлого столетия и должны были стать достойными конкурентами дисковым моделям. Но из-за своих конструктивных особенностей их применение было ограничено, что повлияло на уровень производства. Среди преимуществ можно выделить: мощность, простоту в эксплуатации, высокий уровень защиты от влаги, снега, грязи.

Роллерный тормоз на заднем колесе:

Видео-обзор устройства роллерного тормоза:

В заключение стоит отметить, то независимо от того, какому типу тормозов было отдано предпочтение, главное, чтобы они постоянно находились в исправном состоянии.

Как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде: методики для гидравлики и механики

В норме дисковый тормоз останавливает колесо максимально быстро, позволяя дозировать усилие на грани блокировки ротора. Отклонения появляются после замены тросика, колодок и капитального ремонта. Впрочем, настройки нарушаются и в ходе длительной эксплуатации, а также после снятия колеса, к примеру, чтобы заклеить камеру велосипеда в домашних условиях . Как избежать знаменитого шорканья ротора, как устранить подтормаживание, и, в конце концов, как вернуть заводской характер торможения – на эти и другие вопросы отвечает редакция журнала Autobann.

Прежде, чем регулировать: подготовка к настройке

Решение отрегулировать на горном или шоссейном велосипеде дисковые тормоза будет успешным лишь в том случае, если будет предусмотрена диагностика тормозной системы. К слову, содержание диагностических мероприятий для гидравлики и механики будет различным. О том, чем отличаются гидравлические тормоза на велосипеде от механических , разговор мы уже вели.

Если коротко, то в гидросхеме обе колодки толкают жидкость, воздействуя на поршни калипера, отчего получается четкая модуляция и легкий ход ручки. А в механике подвижна лишь одна фрикционная накладка. Она подводится к диску путем натяжки троса тормозным рычагом.

Впрочем, каким бы не был привод тормозного механизма, стоит проверить:

  • Ротор на предмет отсутствия деформаций. Для 100% уверенности в плоскостности диска, его лучше открутить, и положить на ровную поверхность. Приблизительную оценку можно дать прямо на велосипеде, вращая колесо, и оценивая расстояние до обеих колодок через прорезь в калипере. Фрикционные накладки должны быть равноудалены от диска в любом положении.
  • Степень износа тормозных колодок и их целостность. Демонтируйте колодки, вынув шплинт, и оцените остаточную толщину фрикционного материала. На поверхности, контактирующей с диском, не должно быть раковин и зазубрин.
  • Чистоту колодок и ротора. Наличие масляных следов и скоплений грязи на их рабочих поверхностях не допускается. Для их очистки можно использовать мелкую наждачку (например, «нулевку») и ветошь, смоченную в любом очистителе (ацетон, нашатырный спирт…).
  • Расположение втулки колеса в дропаутах рамы/вилки. Втулка должна свободно ложиться в посадочное место и упираться в ответную поверхность рамы или вилки. Перекосов в установке не избежать, но они должны быть минимальными, практически незаметными. Микронное перекашивание сразу же слышно по тормозам в виде шорканья ротора. Вот почему после обратного монтажа колеса требуется поднастройка дисковых тормозов.


Не лишним будет взглянуть на состояние привода. Располагая тросовыми дисковыми тормозами, проверьте целостность тросика. Конец не должен быть расплетенным, а срок эксплуатации – превышать 3 года. Заменяя трос, меняйте и рубашки. Смазывать его необязательно, но если решили, то делайте это только с помощью специальной смазки, не притягивающей пыль.

На гидравлике ничего не должно течь. Слабые места – это соединения:

  1. Мастер-цилиндр – гидролиния.
  2. Тормозная ручка – мастер-цилиндр.
  3. Гидролиния-калипер.М

Статус слабых эти стыки получили из-за использования манжет, которые со временем усыхают и дают течь.

Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде

Механика постепенно уходит в историю. Сейчас ее еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, о принадлежности деталей тормозной системы к таким мировым брендам, как Shimano и Sram, говорить не приходится. Обычно это какой-то noname комплект, который имеет минимум настроек.

Читайте также:  Как выбрать мотор колесо для велосипеда

Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов – они чаще нуждаются в регулировке. Все потому, что одна из колодок неподвижна. По мере ее стирания расстояние между ней и диском автоматически увеличивается. Между тем колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут неравномерно изнашиваться + страдает качество замедления.

Проверка готовности системы к регулировке

Итак, сперва необходимо убедиться, что:

  • Адаптер, к которому крепится калипер, хорошо закреплён на раме или вилке (болты плотно затянуты).
  • Уже проверенный ротор надёжно зафиксирован винтами на втулке.
  • Колесо установлено на велосипед, эксцентрик/гайки затянуты.
  • Барашек регулировки натяжения троса выкручен не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или суппортом).
  • Трос закреплен на подвижном рычаге машинки.

Работа с калипером

Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде выполняется в два этапа: наладка калипера и поднастройка тормозной рукоятки. Отрегулировать суппорт – значит выставить колодки симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.

В настройке калипера важно соблюдать последовательность действий:

  • Отцентрировать машинку. Ослабьте болты крепления суппорта к переходнику и, двигая калипер, отыщите такое его положение, при котором колодки будут равноудалены от диска и полностью параллельны ему. Отцентрировав машинку, притяните ее к переходнику, соблюдая правило равномерной затяжки: вращайте один болт на ¼ оборота, затем другой также на ¼, и снова повторяйте описанную процедуру с первым и вторым крепежом.
  • Выставить зазор между неподвижной колодкой и диском. На калипере механического дискового тормоза любого класса есть болт или регулировочное колесо, позволяющее приближать/удалять неподвижную колодку от диска. Здесь стоит задача воспользоваться этой регулировкой, чтобы приблизить колодку максимально близко к ротору, соблюдая зазор. Проще всего сделать это так: придвинуть фрикционную накладку вплотную к диску, но так, чтобы она не изгибала его, и немного отпустить болт для получения небольшого зазора.

  • Отрегулировать зазор между подвижной колодкой и ротором. На серьезных комплектах для этого предусматривается специальная регулировка – болт, двигающий колодку вне зависимости от натяжки тросика. На дешевых велосипедах эта настройка совмещена с натяжкой троса. Задача – выставить тот же зазор, что и между неподвижной фрикционной накладкой и диском.

Совет. Настройте зазор так, чтобы на середине хода тормозной ручки фрикционные накладки плотно прихватывали диск. Для этого потребуется корректировать натяжение троса с помощью барашка и положение неподвижной колодки (чтобы соблюдать симметрию относительно ротора).

К сведению. Центровку калипера можно пропустить, если эта операция была выполнена ранее, а колесо не снималось.

Настройка хода тормозной ручки

Эта наладка позволяет настроить положение рукоятки в момент схватывания тормоза. Конкретных рекомендаций по этому поводу нет. Кому-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при малейшем нажатии на ручку, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвая хватка в середине пути рычага.

Выполняется данная настройка с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Финишная доводка резкости схватывания тормоза производится барашком натяжения троса.

Внимание! После завершения всех регулировок проверьте, равноудалены ли колодки от ротора. Вполне возможно, что придется подрегулировать неподвижную фрикционную накладку.

Частные вопросы по механике

Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде

Достаточно вкрутить барабан натяжения троса на определенное количество оборотов. Если его хода недостаточно – открутить гайку крепления тросика к калиперу, и послабить его натяжение. Вариант «так себе» – выкрутить болт регулировки положения ручки.


Не забывайте про неподвижную колодку. Отдаляя подвижную фрикционную накладку с помощью троса, отодвигайте и статичную, так, чтобы соблюдалась симметрия относительно ротора.

Как натянуть

Действуйте в порядке, обратном ослаблению троса, и получите желаемый результат.

Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили

Используйте качественные колодки и своевременно центруйте калипер относительно ротора, чтобы диск изгибался как можно меньше.

Регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде своими руками

Гидравлику принято называть самонастраиваемой. Откуда взялся такой статус – непонятно. Центровка колодок относительно диска здесь тоже может сбиваться. Да и шорканье самого ротора – одна из первых жалоб владельцев даже новых байков.

В целом же настроить гидравлические дисковые тормоза на велосипеде проще, чем тросовые. Но проводя параллель между наладкой тормозного механизма и чисткой цепки, можно сказать, что работа с тормозами все же труднее, чем промыть цепь в домашних условиях .


Основная цель – та же: отцентровать суппорт, проверить, равноудалены ли колодки от диска, отрегулировать ход ручки, если ее конструкция позволяет это. Выполнять регулировку необходимо пошагово:

  • Ослабьте болты крепления калипера к переходнику.
  • Зажмите до упора тормозную ручку и зафиксируйте ее в этом положении подручными средствами (проволока, изолента…).
  • Проверьте расположение ротора. Он должен располагаться точно по центру прорези калипера. Если диск изогнут, значит, колодки не равноудалены от него. Добиться требуемого положения фрикционных накладок и ротора можно путем выгибания диска в противоположную от наблюдаемого изгиба сторону. Жидкость перетечет с одного поршня на другой, и колодки выровняются.
  • Затянуть поочередно болты крепления к калиперу. Используйте методику затяжки на 1/4 оборота, которая приведена в технологии наладки механики.
  • Настроить положение ручки с помощью винта на ее корпусе.

Выбор и установка шоссейных дисковых тормозов

Могу я как-нибудь приспособить дисковые тормоза на свой велосипед?

Коротко: нет. Суппорты дисковых тормозов требуют специфических точек установки на вилке и раме, а колёсам нужны специфические ступицы, на которые можно установить роторы. Хотя в начальные времена дисковых тормозов были велосипеды (в основном для велокросса), которые могли совмещать эти форматы, в настоящее время шансы того, что вы сможете установить дисковые тормоза на ободную раму, практически равны нулю.

Ни обычные шоссейные ступицы, ни рамы не предусматривают установку дисковых тормозов.

Если представить себе всё колесо как диск, это ведь уже и есть дисковые тормоза?

Теоретически да. Однако преимущества дисковых тормозов заключаются не в размерах ротора, а в том, насколько эффективно усилие передается от рычага к тормозной поверхности. Коэффициенты трения алюминия и, тем более, карбона не так хороши, как стальных тормозных роторов, а тормозные суппорты ободных тормозов гораздо более поддаются изгибу под нагрузкой, чем компактные гидравлические дисковые тормозные суппорты. Есть исключения, как, например, некоторые специально обработанные тормозные поверхности ободьев и гидравлические суппорты для них, но, по большей части, это далеко не одно и то же.

Какова разница между центральным замком и креплением диска на 6 болтах?

Это два способа крепления роторов на ступицы. Центральный замок использует шлицевой интерфейс для удержания диска, а стопорное кольцо (которое обычно затягивается инструментом для затяжки кассеты, но иногда инструментом для кареточного узла) фиксирует его на месте. Шикарная система, введённая Shimano и теперь также предлагаемая аналогами SRAM и Campagnolo.

Шесть болтов слева, центральный замок справа.

Встречающаяся, как правило, на более дешёвых велосипедах, система крепления дисков на 6 болтах проще и крепится инструментом Torx T25.

Легко определить тип крепления ротора, просто посмотрев на него или на ступицу. Центральный замок со шлицами находится, естественно, в центре ступицы, а шесть болтов – они и есть шесть болтов.

Адаптер центрального замка позволяет закрепить шестиболтовый ротор на шлицевой втулке.

Стоит отметить, что шестиболтовые роторы могут быть установлены на шлицевые ступицы с соответствующим адаптером, но обратное невозможно.

Что такое «Ice Tech»?

Технология управления теплоотдачей Ice Tech применяется для специфических моделей суппортов и тормозных дисков Shimano.

Для роторов Ice Tech имеет трёхслойную конструкцию, где внутренний алюминиевый слой располагается между тормозными поверхностями из нержавеющей стали. Поскольку алюминий значительно лучше стали проводит тепло, эта конструкция лучше рассеивает нагревание при торможении, чем полностью стальной ротор. На топовых моделях, таких как RT-99, эта технология совмещена с технологией Freeza, где алюминиевый сердечник также имеет своего рода «жабры», рассеивающие тепло. Shimano утверждает, что охлаждение таких дисков примерно на 50% более эффективно, чем роторов только с Ice Tech.

В тормозных колодках Ice Tech относится к опорным пластинам со встроенными радиаторами. Как и в дисках, они помогают отводить тепло подальше от зоны торможения и рассеивать его в окружающий воздух. Недостатками таких ребристых колодок являются чуть больший вес и довольно высокая стоимость.

Суппорты с Ice Tech отличаются ребристыми радиаторами, рассеивающими тепло.

Хотя они обычно не устанавливаются на велосипедах в заводской комплектации, большинство шоссейных тормозов Shimano совместимы с Ice Tech. Иногда обновление тормозных колодок — это всё, что требуется.

Какова разница между суппортами «флэт-маунт» (flatmount) и «пост-маунт» (postmount)? Совместимы ли они?

Пример крепления тормоза пост-маунт.

Пример крепления тормоза флэт-маунт.

Крепление суппорта пост-маунт было позаимствовано от горных велосипедов в начальную эпоху дисковых тормозов для шоссе. При таком способе суппорт тормоза устанавливают на резьбовые отверстия на раме, при этом болты проходят через суппорт. Система позволяла легко перемещать и регулировать суппорты в первые дни шоссейных дисковых тормозов.

Читайте также:  Велосипед красная поляна

Более новое флэт-маунт – специфическое крепление дисковых тормозов для шоссе, которое компактнее и легче пост-маунт. При флэт-маунт задний суппорт крепится двумя болтами на плоскую поверхность пера или при помощи переходника, прикрепленного к суппорту — суппорт сначала крепится к адаптеру, который затем крепится двумя резьбовыми отверстиями на пере.

Суппорт пост-маунт можно установить на некоторые рамы флэт-маунт, но наоборот никак нельзя.

Шоссейный стандарт флэт-маунт меньше по размерам и, соответственно, требует меньше места на раме.

Каков стандартный размер ротора?

Вопрос дискуссионный и зависит от того, какого производителя вы спросите. Ротор большего диаметра обеспечивает системе больший рычаг и, благодаря этому, увеличение тормозного усилия по сравнению с меньшим диаметром. Плюс к этому, большая площадь поверхности означает большую теплоотдачу. С другой стороны, роторы меньшего диаметра легче, с меньшей вероятностью ломаются при аварии, обеспечивают более мягкое тормозное действие и более аэродинамические.

Большинство компаний, включая SRAM и Campagnolo, предлагают для шоссе передние роторы диаметром 160 мм как консервативно безопасный вариант для отведения тепла на продолжительных спусках. Тем не менее, в Shimano уверены, что гонщикам ничто не угрожает с передним диском диаметром 140 мм, если он оснащён технологией рассеивания тепла Ice Tech.

Есть тенденция, позаимствованная у горных велосипедов и других транспортных средств с дисковыми тормозами, различных размеров дисков спереди и сзади. Поскольку до 70% вашей тормозной мощности приходится на переднее колесо, вперёд часто ставят диаметр 160 мм, а назад – 140 мм.

Независимо от аргументации, рамы обычно делаются оптимальными для определённого размера.

Что такое роторы из двух частей?

Давайте сначала рассмотрим целиковые роторы — они штампуются из цельного куска стали. Большинство недорогих дисков на 6 болтах целиковые.

Роторы из двух частей имеют тормозную поверхность, закреплённую на отдельном держателе, или «пауке». Часто это делается для обеспечения шлицевого крепления центрального замка, но на моделях более высокого класса это также может уменьшить вес, увеличить жёсткость ротора и помочь с теплоотдачей, охлаждая тормозную поверхность.

В чем разница между металлическими и органическими колодками?

Большинство изготовителей тормозов предлагают выбор материала колодок. Обычно это резиновая смесь (слева) или металлические (справа).

Эти материалы имеют разные характеристики и выбор должен зависеть от вашего стиля езды, спортивной дисциплины, местности и того, ездите ли вы в плохую погоду.

Колодки для дисковых тормозов из резиновой смеси, также известные как «органические», обеспечивают лучшую модуляцию и более тихое торможение. Некоторые бренды, такие как SRAM и Campagnolo, также утверждают, что они лучше рассеивают тепло, чем металлические.

В свою очередь, металлические колодки, также известные как «спечённые», изготовлены из более твёрдых материалов и имеют большее содержание металла, чем органические. В результате, металлические колодки обеспечивают большую тормозную мощность и служат дольше, чем органические колодки, пусть и за счёт более шумной работы и более быстрого износа дисков.

Для маунтинбайкеров давний выбор — металлические колодки, ведь они обеспечивают большую надёжность. Поскольку на шоссе меньше (гораздо) песка, меньше потребности в экстренных торможениях и желательно тормозить потише, большинство шоссейников с дисковыми тормозами предпочитают колодки из резиновой смеси.

Примечание: некоторые недорогие велосипеды с оборудованием Shimano поставляются только с резиновыми колодками и с дисками из «менее прочных стальных сплавов». Если вы решите использовать металлические колодки, вам понадобятся диски получше.

Видел премиум-колодки, предлагаемые с алюминием или титаном. В чём тут дело?

Это всё для снижения веса. Дисковые тормозные колодки обычно крепятся к стальным опорным пластинам, но если использовать алюминиевые или титановые, то это сэкономит несколько граммов. Вообще, резиновые колодки премиум-класса часто ставятся на алюминиевые пластины, тогда как металлические обычно на титановые. Из этих двоих алюминиевые легче, но, сами понимаете, более гибкие и менее надёжные.

Не следует путать это с технологией Ice Tech для колодок, которая подробно описана выше.

Мой велосипед похож на птичье гнездо. Можно ли обрезать шланги гидравлического тормоза?

Да. Возможность укоротить тормозные шланги — характеристика всех систем на рынке. Однако это может оказаться довольно сложной работой.

Как минимум, вам понадобится аккуратно обрезать армированный шланг, а сменные уплотнительные «гвоздики» и «оливки» (даже если вы не представляете, о чём идёт речь, – увидев их, сразу поймёте) подтолкнуть к новому концу шланга. Они создают герметичные уплотнения везде, где крепится шланг. Хотя возможно отрезать большинство шлангов без протечки системы, скорее всего, протечка так или иначе произойдёт.

Тормозные шланги используют металлические «гвоздики» и «оливки», которые сжимаются для герметичной посадки. Если вы обрезаете шланг, нужно будет установить новые.

Могу я использовать для тормозной системы компоненты разных брендов?

Как и с использованием компонентов трансмиссии, официально дисковые тормозные системы имеют очень ограниченную совместимость между собой, но есть некоторые исключения.

Совместимость различных компонентов является одним из ключевых преимуществ механических дисковых тормозных систем, а смешивание и согласование различных рычагов и суппортов не просто возможно, но и часто закладывается в конструкции. Однако имейте в виду, что не все тормозные рычаги тянут одинаковую длину троса при аналогичном нажатии и некоторые комбинации будут работать лучше, чем другие. Shimano, как правило, имеют более тугие рычаги с большим зазором колодок, но меньшую мощность, тогда как рычаги SRAM и Campagnolo обычно дают отличную мощность, но при меньшем зазоре колодок и более мягком чувстве рычагов.

Гидравлические системы в этом плане гораздо более ограничены. Ёмкость для жидкости, типы тормозной жидкости, диаметры поршня и штуцеры шлангов соответствуют в них изготовителю суппортов и рычагов. Есть некоторые случаи, когда вы можете сочетать разные поколения оборудования одного и того же бренда, но, опять же, производители редко обеспечивают такую возможность.

Тормозные роторы — это другая история и, хотя вы, вероятно, получите больше эффективности, поставив диски и тормозную систему одного производителя (особенно это касается моделей Shimano высокого класса), смешивание брендов в этом случае редко приводит к каким-либо серьёзным проблемам.

Можно ли просто и быстро менять колёса на велосипеде с дисковыми тормозами?

Если колеса, которые вы меняете, имеют одинаковые ступицы, или, быть может, вам повезёт и в размещении ротора нет никакой разницы, то вы легко сможете менять колёса. Но, с таким небольшим зазором между тормозными колодками и достаточной вариативностью различных марок и моделей ступиц и колёс (а иногда даже в пределах одной и той же марки и модели), тормозные роторы часто могут располагаться по-разному относительно дропаутов. Если вы редко меняете колёса, то очевидный ответ подрегулировать суппорт. Однако если вы хотите менять их регулярно, то стоит потратить время, чтобы установить колеса так, чтобы все диски находились в одной плоскости.

Тормозные диски для велосипеда: виды, советы при выборе, отзывы

Тормозные диски — это инновационное тормозное устройство для всех видов велосипедов. Это довольно надежная система, но, как и все имеет некоторые преимущества, и недостатки.

Изучив конструкцию тормозных дисков, её виды, особенности можно понять, как выбрать идеальные тормоза на свой велосипед и какие более всего подойдут именно вам.

Многое зависит от стиля катания, предназначения велосипеда, поэтому перед заменой дисков, не лишне будет проконсультироваться и со специалистом.

Конструкция и виды дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза состоят из нижеследующих составляющих:

  • ручка — с ее помощью приводит в работу тормозной механизм;
  • колодки — пластины, имеющие шероховатую абразивную, металлическую поверхность, способную застопорить диски;
  • калипер — по сути кулачковый механизм, выполняет торможение, колодки зажимают диск;
  • ротор;
  • адаптер — скоба, на неё крепят калипер, непосредственно к велосипедной раме;
  • тормозная линия.

Дисковые тормоза бывают 2 видов:

  • механические — усилие к тормозу передается с помощью тросика;
  • гидравлические — усилие передается через гидравлическую систему, её изначально наполняют минеральным маслом.

Механические тормоза

У механических имеется — тросовый привод. Конструкция у них упрощенная, но, они надежны. Принцип их работы примитивен: нажатие на рычаг подтягивает тросик, приводя подвижную колодку в рабочее состояние, придавливает диск к второй, нерегулируемой колодке. Сила прижимания регулируется: клином, ходовым винтом, кулачком.

Есть механические диски с 2 подвижными колодками, но такую систему устанавливают нечасто.

К особенностям обслуживания относят:

  • Регулировку зазора между самим ротором и колодками. Если этого не делать ручка может провалиться. А диск в итоге прижмется не к стершейся колодке, а к калиперу. Работа нарушится, мощность будет потеряна. И скорый износ будет неизбежен.

Гидравлические тормоза

Для привода тормозных колодок применяют гидролинию, вместо тросика. Гидравликой соединяют ручку с самим тормозом. Гидролинию наполняют тормозной жидкостью под необходимым давлением. Нажатии на ручку, содействует вытеснению из самого цилиндра жидкости из всей гидросистемы.

Таким образом производят давление на цилиндр, его обычно устанавливают на велосипедной раме. Цилиндр приводится в движение поршнем, затем передается на колодки, намертво блокируя колесо при помощи диска. Идеально подходят для всех велосипедов, но устанавливают их в обычно на велосипеды премиум-класса.

Читайте также:  Какие велосипеды самые лучшие

Преимущества и недостатки тормозных дисков

Преимуществ гораздо больше, чем недостатков:

  • Обеспечат более мощное торможение и контроль.
  • Не требуют особых условий при обслуживании.
  • Полное безразличие к восьмеркам на колесе.
  • Износ и перегрев обода исключен.
  • Почти не засоряются при езде, потому что расположены практически в центре колеса.
  • Имеют немалый срок службы.
  • Могут работать при любых погодных условиях.
  • Можно применять широкие велосипедные покрышки.
  • Даже при искривлении обода, эффективность торможения не снижается.
  • Погнутый ротор выровнять проще, чем гидравлический.
  • Вышедшие из строя запчасти можно купить в любом вело магазине.
  • Механика дешевле гидравлики.
  • Обладают отличной модуляцией.

Недостатки:

  • Отремонтировать механику, проще гидравлики.
  • Не универсальны в установке.
  • Разнообразие модификаций механики нередко затрудняет поиск запчастей.
  • При перевозки есть вероятность искривления ротора, особенно при снятом колесе.
  • Невозможность или сложность закрепления багажника на велосипед.
  • Тросы не нужно содержать в особой чистоте, в отличии от гидравлики. При попадании масла уменьшится эффективность торможения.

Какие лучше — механические или гидравлические дисковые тормоза?

Принцип действия у них одинаков. Колодки приводятся в движение непосредственно ротором. Кинетическая энергия преобразуется в тепловую, благодаря наличию силы трения. Отличие состоит единственно в методе передачи данного усилия.

При механике используют металлический трос. Нажимая на рукоять, происходит резкое натяжение, смещается колодка. В гидравлических эту роль исполняет жидкость и уникальная поршневая система. Нажимая на рукоять поршень протолкивает жидкость, приводя в действие калипер, колодки сжимаются.

Качество торможения практически идентичны, со своей задачей справляются превосходно оба вида. Разница в торможении выражается конечно — комфорте использования. В обслуживании фаворитом выступает гидравлика. Потому что нет необходимости ее обслуживать.

Настаивают её при первой установке и последующей замене. Механику необходимо настаивать после очередного снятия колеса.Также настраивают при растяжении тросика, замене колодок. Обслуживать проще всего механические, их можно быстро отремонтировать даже в лесу. С поломкой гидравлики это сделать сложно, даже невозможно.

Как выбрать тормоза на велосипед – советы

Бюджетный вариант — дисковые тормоза с механическим тросовым приводом. Гидравлику целесообразнее всего брать если вы будете ездить по бездорожью, предпочитаете экстремальные велопоходы. Гидравлику лучше всего использовать, где требуется точность и быстрая скорость торможения.

Если бюджет не ограничен берите в любом случае гидравлику. Ощущения от такого торможения сложно описать словами, нужно попробовать самому. Если велосипедист не хочет контролировать состояние велосипеда, тогда гидравлика подойдет больше. Поставил ее и забыл.

Но если человек не имеет понятия как работает гидравлика и не желает разбираться в этом, механика предпочтительней. Потому что можно будет диагностировать и даже устранить проблему. При нормальной эксплуатации эти два вида тормозов ничем не уступают друг другу в работе.

Лучших дисковые тормоза

Из большого количества тормозных систем более всего велосипедисты пользуются тормозными дисками. Их популярность быстро растет, даже на байках среднего уровня мы чаще всего видим именно эту систему. Приведем обзор самых популярных моделей на сегодня.

Shimano Deore

  • Это — мощная, эргономичная тормозная гидравлическая система для крутых байков.
  • Мощность и плавность торможения уникальная.
  • В комплект входят 2 вида колодок.
  • Даже при неблагоприятных погодных условиях вы получите настоящее удовольствие от послушности системы в целом.

SRAM Guide R

  • Это четырех поршневой гидравлический тормоз, серебряный призер по-нашему рейтингу.
  • Эта модель выпущена для сложной рельефной местности.
  • У него низкий вес, большая мощность, и плавный ход.
  • Его ход регулируется без использования инструментов.
  • Работает в любых самых аномальных погодных условиях.

Brake Force One

  • Немецкая фирма выпустила на рынок самые легкие тормоза.
  • Ручки сделаны из углеволокна, регулировка расположена на борту.
  • Система здесь закрытая и воздух в нее не поступает совсем.
  • Поэтому это сведет к минимуму необходимость прокачки тормозов.
  • Отличная мощность и соотношение качества и цены соответствуют действительности.
  • Особенно эта модель полюбилась марафонцам и кросс-кантри.

Отзывы велосипедистов

Когда я вынес свой велосипед на улицу и немного поболтав и попив кофе я заметил, что тормозные ручки запали и не работают. Они просто «завоздушились». Резкий перепад температуры привел к воздушной пробке, которую устранил мне механик в мастерской, правда за небольшую плату.

Какие тормоза лучше, решать вам. Многое зависит от назначения велосипеда, стоимости. На дорогие модели ставят всегда тормозные диски. Супернавороченные оснащаются — гидросистемой.

О горном велосипеде — Как настроить механические дисковые тормоза

Так ли сложно настроить дисковые тормоза самостоятельно или всё же стоит воспользоваться специалистов? Наша статья поможет вам самостоятельно настроить тормоза не хуже, чем это сделает профессиональный веломеханик.
Настройка производится по следующим пунктам:

1. Подготовка к настройке
2. Центруем калипер
3. Выставляем зазор к неподвижной колодке
4. Выставляем зазор к подвижной колодке
5. Закручиваем болт фиксации троса
6. Подстройка положения ручки
7. Точная настройка неподвижной тормозной колодки
8. Проверка тормозов.

Для начала немного теории
Крепление калипера дискового тормоза на раме или вилке бывают двух стандартов, PM или IS. На фото видны принципиальные отличия:

Зачастую, все калиперы современных тормозов идут со стандартом крепления PM. Его гораздо проще настроить относительно расположения диска. Если на вашей раме или вилке крепление IS – это не беда, ведь есть переходники, которые помогут исправить ситуацию:

Как видите есть переходники IS/PM и PM/PM и если с первыми всё понятно, то вторые нужны для того, чтобы на вашу раму/вилку с креплением PM под 160мм ротор установить тормоза со 180мм ротором. Важно! Ознакомьтесь с инструкцией и уточните какой максимальный размер ротора разрешает устанавливать производитель рамы/вилки.
Так же адаптеры бывают с обозначениями front или rear. Такие адаптеры предназначены для переднего или заднего колеса соответственно. Адаптеры без надписи являются универсальными.
Стрелочка на адаптере указывает каким торцом адаптер должен быть направлен вверх, учитывайте это при установке!

С адаптерами разобрались, перейдём к тормозам. Отличительной особенностью дисковой механики является то, что при нажатии на тормоз только одна колодка в калипере приближается к ротору, а вторая находится в неподвижном состоянии. В связи с этим дисковая механика требует более точной настройки и периодической подстройки положения колодок. Через некоторое время колодка, которая всегда находится в статичном положении, сотрётся и её расстояние от диска увеличится:

При торможении диск будет больше изгибаться в сторону неподвижной колодки, что заметно влияет на качество торможения. Чтобы устранить данный недостаток вам необязательно перенастраивать тормоза. Красная крутилка с надписями in/out поможет вам отрегулировать положение статичной колодки. Если такой крутилки на тормозах нет, то обязательно есть регулировочный болт под шестигранник или Torx(как в случае с BB7).
Но вернемся к нашей настройке

  1. Подготовка к настройке

Чтобы ваши регулировки не сбились убедитесь в том, что адаптер хорошо прикручен к раме/вилке, ротор ровный и хорошо прикручен к втулке, а колесо надежно закреплено в раме/вилке.

  1. Центруем калипер

После того, как вы убедились в надежности всех соединений первым делом необходимо выставить калипер точно по центру относительно диска. Для этого ослабьте болты крепления калипера к переходнику и отцентруйте ротор относительно сторон калипера. Ротор должен быть точно посередине, тогда колодки будут стираться равномерно.
Зафиксируйте калипер.

Важно! Если ваш калипер отцентрирован, то повторять эту процедуру не нужно!

  1. Выставляем зазор к неподвижной колодке

Для того, чтобы выставить зазор к неподвижной колодке тормоза с помощью красной регулировки или ключа Torx приблизьте неподвижную колодку максимально близко к поверхности ротора, но не так, чтобы он изгибался под нагрузкой колодки, а лишь слегка её касался. Вращая регулировку по часовой стрелке, вы приближаете колодку к ротору, а против часовой отдаляете колодку.

  1. Выставляем зазор к подвижной колодке

Сначала ослабьте болт, фиксирующий трос в калипере (выделен зеленым) так, чтобы вы могли руками двигать рычаг приближения колодки и трос вам не мешал.
Теперь с помощью вращения по часовой или против часовой стрелки выставьте красную регулировку подвижной колодки так, чтобы рычаг приближения зажимал ротор между колодками где-то в середине своего хода.

Важно! Не во всех механических тормозах есть регулировка положения подвижной колодки. Если её нет, просто выставьте рычаг приближения хода так, чтобы ротор был зажат где-то в середине хода тормозной ручки.

  1. Закручиваем болт фиксации троса

Используя плоскогубцы натяните трос и закрутите болт фиксации троса.

  1. Подстройка положения ручки

С помощью черной крутилки на тормозной ручке выставьте удобное расстояние от грипсы до руля при котором ваш тормоз будет зажат. Выкручивая крутилку, вы отдаляете тормозную ручку от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удается добиться удобного положения с помощью этой крутилки, стоит перенастроить тормоз используя пункт 5!

  1. Точная настройка неподвижной тормозной колодки

Вернитесь к пункту 3 и открутите регулировку положения неподвижной колодки на пол оборота, чтобы ротор не цеплял её при вращении.

  1. Проверка тормозов

Проверьте, всё ли вас устраивает в торможении. Для этого не стоит лететь на ближайший трейл, можно просто прокатиться прямо рядом с местом настройки тормозов.
Если вас всё устраивает, поздравляем, вы справились! Разве это было так сложно?

Ссылка на основную публикацию