Колесная база велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Колесная база велосипеда

Hellr >

Геометрия MTB рамы определяет простоту выдергивания велосипеда, его управляемость, стабильность на высоких скоростях и т.п. Прежде чем приступить к изучению отличий размеров и углов рамы, рассмотрим из чего же вообще состоит рама велосипеда.

• Верхняя труба (top tube) — труба, идущая от седла до рулевого стакана.

• Нижняя труба (down tube) — соединяет рулевую с кареткой.

• Рулевой стакан (head tube) — труба в передней части велосипеда, в которой крепится рулевая колонка (а в ней, соответственно, вилка).

• Подседельная труба (seat tube) — труба, в которой крепится подседельный штырь. Идет от подседельного хомута до кареточного узла и определяет высоту рамы. Высота подседельной трубы влияет на общую геометрию велосипеда, во многом предопределяя направленность его применения. Грубо говоря, чем выше седло — тем проще вкручивать, но сложнее прыгать.

• Верхняя, нижняя и подседельные трубы вместе представляют т.н. передний треугольник рамы.

• Нижнее перо (chainstay, чейнстэй) — труба от дропаута заднего колеса до кареточного узла. Длина нижнего пера определяет предрасположенность байка к выдергиваемости.

• Верхнее перо (seatstay) — труба, соединяющая дропауты с верхней трубой (в случае ХТ) или с линками амортизаторов (в случае подвеса). Чтобы верхние перья не вело, между ними почти всегда устанавливается перемычка, увеличивающая жесткость конструкции.

• Нижнее и верхнее перья с подседельной трубой составляют задний треугольник рамы. У двухподвесов может быть более сложная конструкция заднего треугольника (появляются дополнительные рычаги и оси), однако, суть остается той же.

Рассмотрим основные характеристики рамы, влияющие на поведение велосипеда. Мы не будем писать непременно обо всех длинах и углах. Начинающему велосипедисту это не добавит ясности, а только запутает. Расскажем о тех аспектах геометрии, которые проще всего запомнить и знание которых проще применять. В качестве примеров приведем значения рам польского бренда Dartmoor.

• Длина перьев (Chainstay или CS).

Длина нижних перьев (chainstay) — это расстояние в миллиметрах от центра каретки до центра оси заднего колеса. Чем меньше это расстояние, тем проще выдергивать и вращать байк. Чем оно больше, тем больше райдер получает стабильности.

Последние пару лет наблюдается тенденция к укорачиванию перьев (здесь важен рациональный подход). В силу технических особенностей, у рам двухподвесов задние перья обычно длиннее, чем у хардтейлов.

Длина перьев влияет на длину колесной базы — чем chainstay длиннее, тем больше колесная база. Байк получается стабильным. Считается, что валить на огромной скорости по камням с длинным треугольником проще, чем с коротким. Но на деле разные ДХ гонщики катают и на длинных и на условно коротких перьях.

У ДХ байков чейнстей обычно составляет 420-440мм: Dartmoor Roots CS = 430мм.

У “прыжково-ориентированных” велосипедов 360-390мм: Dartmoor Cody CS = 380мм.

У 4х и трейловых байков 380-430 мм: Dartmoor Hornet CS = 400мм.

Бывают и исключения.

• Длина переднего треугольника (Reach).

Так как мы прежде всего магазин экстремального железа, то и пишем в первую очередь для экстремальных райдеров. Поэтому нет особого смысла заострять внимание на длине верхней трубы (TT) или эффективной длине верхней трубы (ETT). В зависимости от расположения других узлов рамы, при одинаковых TT или ETT велосипеды разных моделей могут сильно отличаться по управлению. Мы расскажем о таком параметре, как Reach.

Reach — это длина по горизонтали от центра верхней части рулевого стакана до вертикали, проходящей через центр каретки. Когда мы катаемся экстремально, мы не сидим в седле. Мы стоим на педалях и держимся за руль. Чтобы кататься было удобно, нам важно расстояние по горизонтали от каретки, которая определяет, где будут наши ноги, до рулевого стакана, который определяет, где будут наши руки. Конечно, это расстояние можно изменять за счет длины выноса. Но Reach — это отправное значение.

Как и все циферки в геометрии, подбор Reach — субъективная штука. Но общая практика такая:

Короткий Reach встречается на фристайловых рамах. Если руль будет далеко — дергать будет сложнее. Скажем, у Dartmoor Ghetto Reach 390мм.

На эндуро и трейловых рамах Reach больше. У Dartmoor Hornet в ростовке М Reach равен 430 мм.

Ещё короткий Reach удобен невысоким райдерам, чтобы не пришлось тянуться до руля, а длинный рослым, чтобы не биться коленками об руль.

Reach сильно отличается у рам разных ростовок. Тот же Hornet имеет 405, 430 и 450 миллиметров для S, M и L соответственно.

• Высота переднего треугольника (Stack).

То же самое, что и Reach, только наоборот. Stack — это расстояние по вертикали от центра каретки до горизонтальной линии, проведенной через верх рулевого стакана. Определяет насколько высоко расположен рулевой стакан над кареткой, а следовательно — руль над педалями. Высоту руль-каретка можно менять за счет установки разных выносов, рулей и проставочных колец. Но Stack — отправное значение.

В отличии от Reach, на рамах разных ростовок, но одной модели Stack почти всегда одинаковый. Меняется он в зависимости от назначения велосипеда. На низких экстремальных хардтейлах он меньше — у Dartmoor Two6Player 2017 Stack 550мм. У байков с большой вилкой для езды вниз Stack больше — у Dartmoor Roots 592мм.

• Угол рулевого стакана (headtube angle или HT angle)

Угол между горизонталью и линией проведенной через центр рулевого стакана. Варьируется в диапазоне 63-73 градусов.

Чем угол ближе к 90 градусам (тупой угол), тем больше райдер нависает над передним колесом. С тупым углом проще вкручивать в гору. Чем угол острее, тем удобнее гонять вниз. Вилке проще обрабатывать препятствия, в которые врезается колесо. Колесная база увеличивается. Как и остальные характеристики рамы, выбор угла зависит от предпочтений райдера, но общие рекомендации следующие:

ДХ и околоДХ — угол до 65 градусов. У Dartmoor Roots HT angle равен 64°.

АМ — 66-68 градусов. У Dartmoor Primal HT angle равен 67°.

Стрит-дёрт, 4X — 68-70 градусов. У Dartmoor Two6Player HT angle равен 69°.

КК 69-73 градуса.

• База велосипеда (wheel base или WB)

Является одним из основных показателей байка. Определяется расстоянием между осями переднего и заднего колеса велосипеда. Велосипеды с большей колесной базой труднее поворачивают, но лучше держат траекторию на высоких скоростях и “долбежке”. С большой колесной базой проще выжить на приземлении. Велосипеды с короткой колесной базой легче вертятся и маневрируют на узких поворотах.

ДХ байки обладают большой колесной базой около 1150-1200мм. Такая база позволяет носиться по зубодробительным трассам.

Стритово-дертовые велосипеды короче. Их база варьируются от 990-1080 мм.

Посередине (1080-1150мм) находится большой срез байков — от трейловых универсалов до кросскантрийных покорителей подъемов.

На колесную базу влияет длина перьев, длина переднего треугольника и угол рулевой. Обычно колесная база меняется в зависимости от выбранной ростовки и перечисленные выше характеристики носят условно-рекоммендательный характер.

• Высота каретки (Bottom bracket drop или BB drop)

Читайте также:  Сколько проезжаете на велосипеде

Расстояние от центра каретки до линии проведенной между осями переднего и заднего колес. Многие производители используют эту характеристику вместо высоты каретки. У большинства рам каретка ниже линии, проведенной через оси. При этом значение BB drop указывается положительное. То есть, чем больше BB drop, тем ниже каретка.

Чем ниже каретка, тем быстрее можно проходить повороты и тем стабильнее становится велосипед. Поэтому на гоночных хардтейлах каретка обычно ниже, чем на фристайловых. У Hornet 4X BB drop = 28мм, у Cody 15мм. У стритовых байков каретка может быть выше линии. Тогда BB Drop записывается как отрицательное значение. У Ghetto BB drop равен -24мм.

Часто у колес большого диаметра, больше значение BB drop, так как линия проведенная между осями колес располагается выше.

На ДХ велосипедах BB drop может принимать отрицательное значение. Это компенсируется сэгом — прожатием подвески.

• Высота подседельной трубы (seat tube length или ST length)

Высота подседельной трубы часто определяется дисциплиной катания. Указывается в дюймах или миллиметрах. Для вкручивания на большие расстояния делают рамы с длинной подседельной трубой. У Primal Plus M 456мм. Если планируется езда стоя на педалях и прыжки, рамы делают с короткой подседельной трубой. Так седло не мешает при катании. В стрите/дерте/слоупстайле для наибольшей верткости и управляемости используются рамы с экстремально коротким ST length. Это позволяет беспрепятственно выполнять трюки, с минимальными шансами зацепить седло. У Two6Player 2017 ST length равен 337мм.

У рам для езды на большие расстояния ST length увеличивается с увеличением ростовки. У 100% экстремальных рам ST length обычно не меняется.

Важно понимать, что перечисленные выше характеристики взаимосвязаны, а их выбор определяется не столько цифрами на бумаге, сколько субъективными пожеланиями райдера.

Геометрия рамы

На рисунке изображены разнообразные параметры, влияющие на возможности рамы. Эти параметры должен предоставлять каждый производитель в документах к продукту или на сайте. Кто-то выкладывает все, кто-то только необходимые части. Я попробую описать, на что влияют все длины и углы в геометрии рамы велосипеда:

  • S/T c-t — расстояние от центра каретки до подседельного зажима. Влияет на размер рамы, параметр на который в первую очередь надо обращать внимание при выборе рамы. Чем короче это расстояние, тем жёстче кареточный узел, при нажатии на педаль рама меньше деформируется. Увеличивается Безопасность, так как верхняя труба рамы проходит ниже, уменьшается опасность удара о неё. Но при этом увеличивается длина подседельного штыря, что может привести к его поломке;
  • W/Bколёсная база велосипеда, расстояние между осями переднего и заднего колеса. Влияет на Устойчивость и Манёвренность велосипеда. Чем длиннее база велосипеда, тем больший радиус нужен ему для поворота, соответственно ниже манёвренность, но тем больше устойчивость;
  • S/T ang. — угол между подседельной трубой рамы и её горизонталью. Чем он больше, тем более вертикальное положение принимает подседельный штырь. Влияет на удобство при педалировании, рассчитывается из размера рамы и обычно равен 73 градусам. Некоторые фирмы пытаются его изменять для более правильного распределения веса в зависимости от стиля катания. При уменьшении угла, увеличивается нагрузка на заднее колесо (улучшается сцепление с дорогой), посадка вытягивается. Педалирование становится более неудобным, а при движении в гору есть вероятность перевернуться. Самое главное этот угол теряет значение в случае, когда велосипедист педалирует стоя;
  • T/T h — расстояние от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы. Чем короче это расстояние, тем более вертикальная посадка будет у велосипедиста, соответственно более комфортная. База велосипеда при этом также уменьшается, а распределение нагрузки увеличивается в сторону переднего колеса. Однако при педалировании стоя, в лучшем случае, колени будут задевать руль, а в худшем вообще станет невозможно так ехать. Особенно если это расстояние уменьшено за счет увеличения S/T ang. (угла подседельного штыря). При езде в гору, стоя из-за уменьшения этой длины снижается нагрузка на заднее колесо, ухудшается динамика, рулить при нагруженном переднем колесе становится сложнее. Из-за этого на шоссейных велосипедах эту длину длину стараются сделать больше (причем не за счет угла S/T ang.), что позволяет спортсменам лучше педалировать стоя в гору — это залог победы в соревнованиях;
  • T/T a — длина верхней трубы рамы. Чем больше она отличается от T/T h тем ниже она опущена. Некоторые производители не указывают этот параметр, или заменяют его на угол наклона верхней трубы;
  • H/T — высота рулевого стакана. От этого параметра зависит то, насколько рама нужного размера подходит для вас (особенно при выборе маленьких размеров). Так как длина вилок для всех размеров рам одинаковая, а для увеличения безопасности необходимо делать раму как можно ниже, получается, что этого можно добиться только уменьшением параметров S/T c-t и высоты стакана. Так что выбирая велосипед маленького размера обратите внимание, чтобы высота стакана была минимальной;
  • H/T ang. — угол между вилкой и горизонталью рамы. Чем больше этот угол, тем более вертикальный наклон у вилки. Этот параметр влияет практически на всё:
    1. Устойчивость — чем меньше угол, тем больше база велосипеда. При вращении руля увеличивается момент, возвращающий в вертикальное положение велосипед. Уменьшается вероятность заноса переднего колеса;
    2. Маневренность — при увеличении угла, уменьшается база велосипеда. Велосипед легче проходит повороты, стиль езды становится более агрессивным;
    3. Накат, динамика — при увеличении угла, уменьшается тормозящий момент при кручении руля и амортизационная вилка меньше работает в вертикальной положении;
    4. Безопасность — чем меньше угол, тем лучше велосипед держит дорогу. Ниже опускается рулевая труба и ниже становится рама. Вилка лучше реагирует на ухабы и уменьшается опасность перелететь через руль;
    5. Равномерность распределения веса — чем больше угол, тем меньшая нагрузка идёт на переднее колесо;
    6. Прочность рамы — чем больше угол, тем больше нагрузки идет на раму и меньше на вилку, и наоборот.

Для шоссейного велосипеда на первом месте стоит скорость, накатистость и КПД — угол вилки равен 73-74 градуса;

В велосипеде для даун-хилла важна максимальная устойчивость, четкость при прохождении виражей, безопасность — угол вилки равен 62-64 градуса.

  • F/L — длина вилки велосипеда. Практически у всех вилок одинаковая;
  • B/B — зазор между центром каретки и горизонталью рамы. Чем ниже находится каретка, тем ниже центр тяжести, тем легче ехать на велосипеде. Однако появляется опасность задеть педалью за кочку, снижается безопасность;
  • C/S — длина пера рамы, влияет на распределение веса. Чем короче перо, тем лучше динамика (независимо от того, стоя или сидя педалирует велосипедист) и сцепление заднего колеса с дорогой. Однако при перевозке грузов на велосипеде с короткими перьями появляется опасность перевернуться на подъёме;
  • F/R — зазор между осью вращения вилки и осью колеса. Отвечает за возврат колеса в первоначальное положение за счет энергии поступательного движения. Чем больше, тем легче ехать без рук. Одинаковое практически для всех вилок.
Читайте также:  Больно ездить на велосипеде

К подбору рамы следует особенно внимательно подходить к её геометрии. Это та основа, которая позволит вам добиваться лучших результатов в выбранной дисциплине.

Немного о геометрии велосипеда

При выборе велосипеда вам надо обращать внимание на некоторые параметры геометрии рам. При выборе прогулочного велосипеда достаточно ограничиться подбором ростовки, однако, если у вас есть какие-то конкретные требования к велосипеду, и вы планируете использовать его в спорте, желательно будет уделить внимание еще некоторым параметрам геометрии, чтоб с первого раза купить именно то, что вас интересует.
Рамы велосипедов разных производителей, даже предназначенные для одного и того же, иногда, все-таки, имеют незначительные различи в геометрии, которые лично для вас могут оказаться весьма значительными.

Ростовка

Первое, на что вы обращаете внимание, покупая велосипед. Как правило, когда говорят о подборе размера рамы, говорят именно о ростовке. Под этим термином подразумевается длина подседельной трубы. Обозначается, как правило, в дюймах или буквами. Ростока велосипеда это очень важно, потому что, если вы возьмете велосипед неподходящего размера, все остальные его параметры не будут иметь уже никакого значения.

ЕТТ и рич

Для рам, на которых вы в основном сидите, подходящий размер, обычно, считают по ЕТТ, от английского Effective Top Tube. Это длина параллельной линии, проведенной от подседельного штыря до рулевой колонки. Это значение определяет длину велосипеда и может оказаться так, что велосипед меньшей ростовки но с большим ЕТТ будет для вас удобнее, чем короткий велосипед подходящей ростовки.
Для рам, на которых вы находитесь, в основном, в положении стоя гораздо более удобно считать подходящую длину по параметру Reach. Это длина воображаемой параллельной линии между кареткой и рулевой велосипеда.

Колесная база и длина перьев

Колесная база — это расстояние между осями переднего и заднего колеса. Чем она больше, тем более стабильно велосипед ведет себя на трассе. Чем она меньше, тем велосипед более верткий, маневренный и лучше едет вверх.

Длина перьев

Длина перьев рамы от каретки до оси. Чем перья длиннее, тем велосипед стабильнее, его меньше разбрасывает на камнях или корнях. Однако, велосипед с длинными перьями тяжело выдергивать, он плохо контролируется в воздухе. Таким образом, если вы подбираете верткий велосипед для прыжков или фристайла, лучше выбирать рамы с короткими перьями и короткой базой. Если вам нужен максимально стабильный велосипед — ваш выбор длинная база и длинные перья. Если вы отдаете предпочтение апхиллам, в том числе с очень резкими вертлявыми поворотами вокруг деревьев, опять же — ваш выбор короткая база.

Угол рулевой

Угол наклона вилки велосипеда относительно земли. Очень важный параметр, при выборе велосипеда для разных стилей катания. Чем более остр этот угол, тем более агрессивной геометрией обладает велосипед. Острый угол, в том числе, увеличивает базу, ваш велосипед намного более эффективно атакует препятствия, стабильно держит скоростные повороты. Однако, резкие повороты на маленьких скоростях, такие как, например, свитчбек, гораздо удобнее проходятся на велосипедах с тупым углом за счет большей вертлявости такого велосипеда.
Также, чем тупее угол, тем больше центр тяжести велосипеда вынесен вперед, соответственно, педалирование будет эффективнее с каждым градусом.
Для кросс-кантри, где это важно, а также присутствует много мест с рулежкой в острые повороты на низких скоростях целесообразно выбирать велосипеды с углом не меньше 69-70 градусов.

Угол подседельной трубы

Отвечает за смещение веса райдера в то время, когда он находится в седле. Чем больше вес вынесен назад, тем больше стабильности приобретает велосипед. Однако, сильное смещение назад приводит к постоянному отрыву переднего колеса на подъемах и сильно ухудшает мощность вашего педалирования. Иногда лучше жертвовать стабильностью в пользу мощности и возможности въезжать в огромные подъемы с корнями и свитчбеками.

Резюме

Итак, короткий вывод из всей изложенной выше информации
Если вам нужен велосипед для спусков по сложным трассам без вкручивания или с минимумом такого — ваш выбор велосипед с длинной базой, острым углом и большим значением ЕТТ
Если вам нужен велосипед ля прыжков, трюков и контроля в воздухе — ваш выбор короткий велосипед маленькой ростовки с не очень острым углом и короткими перьями
Если вам нужен велосипед для кручения педалей, кросс-кантри марафонов или бреветов — вам подойдет максимально заваленная вперед посадка, максимально тупой угол и максимально короткие перья.
Если вам нужен велосипед для сложных ХСО гонок, выбирайте между более техничным и более силовым катанием, в зависимости от ваших сильных сторон, и подбирайте велосипед с большим упором либо в одну, либо в другую сторону.

Геометрия рамы велосипеда

Рама – основная часть велосипеда. Она должна быть прочной, обеспечивая необходимую жесткость всей конструкции, и легкой. При этом еще и достаточно дешевой. Учитывая, что цена рамы составляет, в среднем, треть от цены готового байка. Производители стараются получить оптимальные характеристики велосипеда сочетанием материала, из которого изготавливают раму, и подбором ее геометрических характеристик – длин труб и углов между ними.

Некоторые ее характеристики и их влияние на поведение велосипеда в поездке мы попытаемся объяснить. Этот материал можно так же рассматривать как справочник по терминологии.

Геометрия рамы байка определяет несколько его характеристик:

Стабильность

Cпособность сохранять прямолинейное направление движения. Более длинный и низкий велосипед более стабильный.

Зависит от следующих характеристик:

  • Длины верхней трубы. Чем она длиннее – тем байк более стабильный, но менее маневренный.
  • Колесной базы. Чем больше – тем стабильнее.
  • Высоты каретки. Увеличение высоты уменьшает стабильность, но повышает проходимость.

Маневренность (управляемость)

Скорость реакции на действия велосипедиста. Его способность быстро менять направление движения. Чем короче рама – тем более маневренный велосипед.

Зависит от большего числа параметров:

  • Длина верхней трубы. Более короткая труба обеспечивает большую маневренность, но меньшую стабильность.
  • Колесная база. Чем меньше база – тем больше маневренность, но меньше стабильность.
  • Длина задних перьев. Чем они короче, тем байк становится более маневренным.
  • Длина выноса. Аналогично предыдущей характеристики, более короткий вынос улучшает маневренность, а более длинный делает повороты труднее и непредсказуемыми.
  • Рулевой угол. Чем он ближе к вертикали (больше), тем более маневренный велосипед.
  • Уход вилки. Эта характеристика связана с предыдущим параметром. Соответственно чем меньше уход – тем лучше маневренность.
  • Зазора вилки. Чем он меньше, тем лучше управляемость.

Сцепление колес с дорогой

Переднее и заднее колеса имеют разное сцепление с поверхностью дороги. Большую роль в этом играют велосипедные покрышки.

Распределение веса велосипедиста по колесам выглядит примерно так: 35% веса приходится на переднее колесо и 65% на заднее.

Сила сцепления заднего колеса с поверхностью зависит от дизайна и геометрии конкретной рамы и, соответственно, от правильности распределения веса велосипедиста, т.е. от:

  • Длины задних перьев. Чем более короткие задние перья, тем сильнее сцепление с поверхностью – велосипедист сильнее давит своим весом.
  • Подседельного угла. Чем меньше угол, то есть подседельная труба отклонена больше назад, тем больше велосипедист давит своим весом на заднее колесо и сильнее сцепление с поверхностью.
  • Колесной базой. Чем она меньше – тем сильнее сцепление.
Читайте также:  Масляно пружинные вилки для велосипеда

Боле подробно о функциях переднего и заднего колеса в управлении велосипедом описано в статье «Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса велосипеда и как их подбирать?»

Теперь немного более подробно рассмотрим каждую характеристику.

  1. Размер рамы. Это один из главных факторов при выборе велосипеда. От него зависят все остальные размеры. Более подробно вопросы выбора размера рамы рассмотрены в статье о выборе велосипеда.
  2. Длина верхней трубы. Влияет на стабильность и маневренность байка. Чем она длиннее, тем более стабильный байк, но менее маневренный. От нее зависит и посадка велосипедиста – более вертикальная или ближе к горизонтальной. Очень сильно влияет так же и на распределения веса по всей конструкции. Если у Вас длинные руки или торс, то нужно выбирать велосипед с длинной трубой. Но при этом учтите, что иногда можно просто поменять вынос руля (сделать его побольше или поменьше), сдвинуть назад седло или докупить изогнутый назад подседельный штырь для правильной настройки седла.
  3. Колесная база — это расстояние по горизонту между осями колёс. Аналогично предыдущей характеристике влияет на стабильность и маневренность. Чем больше база, т.е. велосипед длиннее – тем лучше стабильность и, соответственно, меньше маневренность велосипеда.
  4. Длина задних перьев. Расстояние между осью задней втулки и кареткой по линии горизонта. Влияет на управляемость и сцепление с дорогой заднего колеса. Чем они меньше – тем более управляемый велосипед (он становится короче) и больше сила давления на заднее колесо. Соответственно повышается сцепление с поверхностью дороги. При коротких перьях байк легче поднимается в гору, маневреннее на поворотах, быстрее разгоняется, имеет меньшую пробуксовку.
  5. Подседельный угол – это угол между подседельной трубой (подседельным штырем) и горизонтом. Оказывает влияние на посадку велосипедиста и сцепления заднего колеса с дорогой. Чем меньше угол (подседельная труба сильнее отклонена назад) – тем сильнее велосипедист давит своим весом на заднее колесо и лучше сцепление, но при этом уменьшается скоростная сила. Более крутой угол смещает вес тела вперед, увеличивая давление на руки и переднее колесо.
  6. Высота каретки (зазор, дорожный просвет, клиренс). Расстояние между дорогой и центром каретки. Влияет на стабильность и проходимость. При низком зазоре выше стабильность, легче тормозить, но ниже проходимость, большой риск зацепиться педалью за кочку, землю или дорогу при повороте. Чем ниже каретка – тем ниже центр тяжести и, следовательно, велосипед легче поворачивать. Влияет она и на диаметр колес, которые можно будет установить. У горных велосипедов зазор больше, чем у дорожных и шоссейных.
  7. Длина выноса. Измеряется как расстояние от центра рулевой колонки до руля. Влияет на посадку велосипедиста и управляемость. Опять же, чем больше вынос, тем более горизонтально будет сидеть велосипедист, что более удобно при длительных поездках. Более подробно о выносе руля описано в статье на нашем сайте: «Вынос руля велосипеда. Для чего нужен и как выбрать.»
  8. Рулевой угол. Измеряется как угол между горизонтом и линией рулевой колонки. Чем больше угол, тем лучше управляемость и быстрее разгон, а вилка лучше обрабатывает мелкие неровности дороги. Связан со следующим параметром.
  9. Уход вилки. Расстояние между точкой соприкосновения с дорогой линии, проведенной через рулевую колонку, и точкой касания переднего колеса с поверхностью дороги. Связан с предыдущей характеристикой. Чем меньше значение ухода вилки – тем лучше маневренность. Если есть передний амортизатор, то этот параметр меняется в зависимости от ситуации на дороге.
  10. Зазор вилки. Расстояние по горизонтали между центром втулки переднего колеса и воображаемой линии, проведенной через рулевую колонку. Вообще это характеристика вилки, но вместе с рулевым углом и длиной выноса влияет на управляемость велосипеда. Чем он меньше – тем лучше управляемость. Более длинный зазор придает большую стабильность.

Геометрия труб при производстве велосипедных рам

Немного хочется остановиться на геометрии труб, используемых для производства рам.

При производстве современных моделей используют трубы большого диаметра.

Почему больший диаметр труб предпочтительнее? Законы физики говорят, что при увеличении диаметра трубы в два раза ее жесткость повышается в восемь раз (кубическая зависимость), а при увеличении толщины стенки трубы в два раза ее жесткость увеличится так же в два раза. Т.е. для увеличения жесткости конструкции и при минимизации при этом веса — увеличение диаметра трубы предпочтительнее.

У таких труб выше жесткость на изгиб, даже при снижении толщины стенок, что, в свою очередь, ведет к снижению общего веса изделия. Но делать стенки очень тонкими опасно, так как это может привести к смятию при серьезном ударе. Считается, что минимальная толщина стенки стальной трубы может быть 0,4 мм, а алюминиевой 0,8 мм. При математическом моделировании и проведении прочностных расчетов было выяснено, что нагрузки на раму неравномерные. Наиболее сильные напряжения на концах – в местах сварки, а минимальные в центре. Тогда производители пошли по пути использования баттированных труб (butted tubing). У них различная толщина стенок в разных участках. Например, при производстве велосипедных рам используют трубы с большей толщиной стенки на концах и меньшей в середине.

Баттирование бывает одинарным, двойным (double butted) или тройным (triple butted).

При одинарном баттинге один конец трубы имеет имеет большую толщину стенок, чем другой. При двойном — оба конца трубы с более толстыми стенками, чем середина, а при тройном — труба имеет три различных толщины по всей длине.

Однако, производство баттированных труб более дорогое и в моделях среднего ценового диапазона их не используют. Вместо этого используются трубы с профилированным сечением – овальным, треугольным и т.д., причем часто одно сечение плавно перетекает в другое. У них лучше параметры жесткости, чем у круглых, даже при уменьшении толщины стенок.

Получают такие трубы методом гидроформинга – формовка труб путем помещения их в специальные матрицы и закачки им внутрь воды или специального масла под высоким давлением. При этом труба принимает форму матрицы, в которую ее поместили.

Например, на приведенной фотографии видно, что у городского женского велосипеда Formula Breeze 2016 верхняя рама имеет треугольную форму, а нижняя — овальную, вытянутую в вертикальной плоскости. Такой профиль делает всю конструкцию более прочной, чем если бы она была выполнена из обычных круглых труб.

Идеальное сочетание это маневренный и стабильный велосипед при низком весе и небольшой цене.

Производители постоянно ищут компромиссы между различными характеристиками при разработке оптимальных моделей для каждого типа велосипедов, экспериментируя с различными углами соединения труб, применяемыми материалами и профилями.

Выбирайте велосипед с подходящей для Вас геометрией, обязательно пробуйте его перед покупкой в действии так, чтобы Вам было удобно и комфортно, и катайтесь с удовольствием!

Видео о геометрии рамы велосипеда

Ссылка на основную публикацию