Ключ спицевой для велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ключ спицевой для велосипеда

Спицевый ключ: как выбрать или сделать самостоятельно

При покупке велосипеда следует обращать внимание не только на качество самого устройства, но и на прилагаемый набор инструментов к нему. Для чего нужен ключ для спиц велосипеда, и можно ли его сделать своими руками?

Любой велосипед содержит несчетное количество составляющих, которые требуют должного ухода и своевременного устранения в них неполадок. Особого внимания требуют спицевые конструкции, которые могут пострадать при любой агрессивной поездке или столкновении с чем-либо. Для ремонта такой составляющей части велосипеда потребуется спицевой ключ, выбрать который может быть затруднительным.

Чтобы подобрать правильный инструмент, необходимо понять, что представляет собой спица. Данная деталь является одной из велосипедных конструкций, которая соединяет ступицу и обод. Именно за счет спиц происходит облегчение структуры самого колеса.

Все спицы делятся по следующим параметрам:

  • по толщине;
  • по структуре головки;
  • по конструкции.

Необходимость спицевого ключа для велосипедиста

Ключ для спиц необходим для устранения поломок системы колес. Часто распространенный дефект –деформация типа «восьмерка», которая представляет собой нарушение структуры ободьев.

Вследствие этого происходит искривление колеса. Устранить такую поломку можно силовым методом, но технически верным будет применить такой ключ. Главная задача – подтянуть и ослабить спицы.

Спицевые ключи

Перед приобретением спицевого ключа следует обратить внимание на материал, из которого он выполнен, стоимость и фирму-производителя.

Материал

При изготовлении используется прочный хромомолибденовый сплав , но самодельные ключи чаше всего стальные. Для того, чтобы различить инструмент по размеру, на него наносится специальное виниловое покрытие разных цветов.

Фирмы-производители

К основным фирмам по производству ключей для велосипедов относятся:

  • Bikehand YC , в эту серию входит модель YC-1M Mavic;
  • Blackout 3.2 mm;
  • КС-1 (Rus);
  • Park Tool SW-0, а также модели серии SW-1;13,14,5;16;17;18;40.
  • Shimano TL-WH77
  • Wrench Force Green
  • Bikehand YC-1AB-2 с дополнительными моделями серии YC-6A и YC-8A.

Минимальная стоимость составляет 150 рублей , но в зависимости от требуемой модели цена увеличивается. Спицевые ключи можно купить в любом спортивном магазине или заказать на сайте у фирмы производителя.

Сделать спицевый ключ своими руками

Часто приобретение некачественного приспособления приводит к повреждению ниппеля. Такая поломка гарантирует полную замену спицы, что особенно распространенно на заднем колесе. Чтобы избежать подобного, стоит задуматься об изготовлении ключа самостоятельно.

Необходимые инструменты:

  • слесарные тиски – лучше использовать инструмент средних размеров;
  • болгарка с металлическими кругами (допустимо применение ножовки по металлу);
  • крупная автомобильная гайка на 1 дюйм;
  • штангенциркуль;
  • ключ;
  • надфиль;
  • наждачная бумага.

Первоначально необходимо провести замеры ниппеля спицы. Выполняется это при помощи штангенциркуля. Не меняя положения инструмента, нанести отметки в местах будущих спицевых пропилов. Далее следует закрепить ключ в тисках, и сделать выборку на глубину 4 мм. Делается это с учетом ширины ниппеля.

Для изготовления пропилов всегда нужно учитывать ширину ножовки по металлу или болгарки. Все действия производятся с внутренней стороны рисков штангенциркуля.

Как установить и подтянуть спицы на велосипеде

Для этого потребуется базовый набор, состоящий из:

  • спицевого ключа;
  • устройства для балансировки велосипедного колеса.

Перед проведением процедуры необходимо завернуть ниппели на одинаковую глубину. Если спицы короткие, нужно затягивать так, чтобы в поле зрения было одинаковое число витков. При наличии длинных спиц их выходящие концы должны быть расположены вровень с ниппельными шлицами . Завернув ниппели, можно облегчить дальнейшее спицевое натяжение.

Далее необходимо заворачивать ниппели от вентильного отверстия по одному обороту. Если в спицах осталась слабина, следует провести еще один оборот для каждого. Если после оборотов ниппели с трудом поддаются проворачиванию, необходимо ослабить на один оборот. Затем необходимо ввернуть каждый ниппель в отдельности на пол-оборота.

Следующий шаг – установка колеса на устройство балансировки. Важно обратить внимание, какая неровность у обода ярко выражена. Если она горизонтального типа со смещением спиц к левому и правому фланцам, левые ниппели заворачиваются на четверть оборота.

Правые следует отпустить, тогда участок обода сместится влево. При этом, уровень натяжения не изменится, так как степень ослабленных и натянутых спиц равна.

Если для исправления неполадок недостаточно данных действий, нужно найти наихудшее отклонение влево и подтянуть его. Эти действия предполагают выравнивание дефекта «восьмерки» не более чем на 0, 3 см.

Для исправления вертикальной неровности очень важно определить область обода, равноудаленную от втулки. При натяжении спиц в данной области обод приближается, благодаря чему повышается жесткость колеса.

Все спицы должны подтягиваться сильно, не допуская их ослабления. Если визуально видно, что натяжение недостаточно, нужно одинаково подтянуть все ниппели.

Заключительный этап — усадка. Для этого необходимо взять колесо и надавить на место пересечения спиц. Затем нужно усаживать спицы по всей окружности. Правильность процедуры покажут характерные звуки. Если во время процедуры вышло из строя колесо, усадка возможна только после проведения частичной балансировки. Техника повторяется, пока не исчезнут все трески и скрипы.

Инструменты для велосипеда

Своевременный ремонт продлит срок эксплуатации велосипеда. Для того чтобы профессионально исправлять возникающие неполадки необходим набор специализированных инструментов. Они позволяют восстановить работоспособность любого элемента, при этом не повреждая остальные комплектующие.

Приобрести инструмент для велосипеда можно как в наборе, так и по отдельности можно в нашем интернет магазине СтелсВело

Ключ ниппельный YC-8A Bike Hand О-образный для затяжки спиц 10G/13G/14G/15G

Ключ KL-9730A Kenli на 13×14х15×16 мм для сборки/разборки втулок колеса

Съемник шатуна YС-216 Bike Hand для каретки с осью под квадрат,под ключ

Складной набор ключей KL-9801

В него входит: 2/2.5/3/4/5/6 мм шестигранники, отвертки под шлиц и под крест, торцевые насадки на 8/9/10 мм, шиномонтажная лопатка, ниппельный ключ

Лопатки KL-9720А для бортировки колёс

В комплекте 3 шт.

Ключ Y-образный YC-356YA Bike Hand с головками под внутренние шестигранники 4/5/6 мм

Материал обрезиненная сталь

Ключ KL-9736B Y-образный с головками под внутренние шестигранники 4/5/6 мм

Материал обрезиненная сталь

Ключ шестигранный комбинированный YC-56N Bike Hand на 5/6 мм

Шиномонтажная лопатка YC-311 Bike Hand

В комплекте 3 шт.

Прочный и недорогой съемник Kenli KL-9706B для картриджей с 20 пазами

Плоская форма зубов обеспечивает максимальный захват чашки каретки

Большой внутренний диаметр позволяет работать не только с осями под квадрат, а так же с ISIS Drive и Octalink

Подходит для Shimano, Truvati

Складной набор ключей YC-270 Bike Hand из 8 элементов

В него входит: 2/2,5/3/4/5/6 мм шестигранники, отвертки под шлиц и под крест

Ключ KL-9734A Y-образный с головками под внешние шестигранники 8/9/10 мм

Материал обрезиненная сталь

Прочный и недорогой съемник Bike Hand YC-26BB-1A для картриджей с 20 пазами

Подойдет не только для домашнего использования, но и для небольшой мастерской

Плоская форма зубов обеспечивает максимальный захват чашки каретки

Направляющий штифт облегчает работу с осями под усечен

Выжимка цепи KL-9724C Kenli для 3-7 скоростных цепей

Ключ KL-9736 Y-образный с головками под внутренние шестигранники 4/5/6 мм

Материал обрезиненная сталь

Все ремонтные комплекты можно условно разделить на 2 группы:

1. Базовый велосипедный инструмент включает следующий перечень:

  • шестигранные ключи;
  • семейный ключ — пластина способная заменить несколько рожковых ключей;
  • ключ для спиц;
  • набор отверток: минусовая и плюсовая;
  • «монтажки для колес» или бортировочные лопатки применяются для монтажа покрышек;
  • выжимка для цепи;
  • набор для ремонта камеры: насос, клей, заплатки.

2. Основной набор содержит:

  • ключ для педалей;
  • комплект для снятия системы и каретки, перед его покупкой рекомендуется уточнить стандарт велосипеда «квадрат» или «Hollowtech»;
  • кусачки-тросорезы;
  • молоток с резиновой ударной частью, предотвратит повреждения переднего переключателя при его настройке;
  • конусные ключи;
  • набор для прокачки гидравлических тормозов.

Обладая таким набор инструмента можно починить самые распространенные поломки велосипеда.

Инструменты для ремонта велосипеда

Хороший инструмент это как минимум приятно! Им удобно и хочется пользоваться и, как известно при наличии инструмента поставленная задача решается в разы проще, будь то замена камеры или прокачка тормозов. Можно многое сделать без специального инструмента, в ущерб времени, качеству и с повреждением компонентов.

Читайте также:  Почему прокручиваются педали на велосипеде

Чтобы обслуживание велосипеда доставляло только удовольствие, выберите подходящий по цене инструмент и тратьте время не на выдумки чем заменить хлыст, торкс или выжимку, а на катание на исправном велосипеде.

А обычный набор шестигранников в пути вообще незаменимая вещь!

Артикул: NTB17160 5 4

Артикул: NTB17144 5 4

Артикул: NTB10560 5 7

16 размеров, сталь

Артикул: NTB10360 5 2

Артикул: NTB10344 5 6

Складной 2/2.5/3/4/5/6/8 мм, отвертка, торцевой ключ 8 мм, три накидных ключа

Артикул: NTB10351 5

Артикул: NSB91055 5 4

Артикул: NSB91047 5 1

TBS Спицевой ключ 10/11/12/13/14/15G

Артикул: NTB17167 5

TBS Ключ-семейник 12 отверстий

Артикул: NTB17149 5 1

Артикул: NSB91023 5 2

Сталь, большая, с фиксатором

Артикул: NTB10342 5 3

Артикул: NTB17152 5 2

Артикул: NSB91054 5 1

Артикул: NTB10859 5 2

С выносными каретками.

Артикул: NTB10557 5 2

Kenli ключ-семейник 15 отверстий,в торговой упаковке

Артикул: NTB17150 5 2

Артикул: NTB10857 5 3

Артикул: NTB10361 5 3

Артикул: NTB10558 5 3

Владельцы велосипедов получаются отличную возможность, — они могут быстро передвигаться и одновременно поддерживать себя в прекрасной физической форме. Но нередко случается так, что велосипед ломается, некоторые детали изнашиваются, требуют замены или ремонта. Именно поэтому каждый велосипедист должен иметь соответствующий набор инструментов. Помните о том, что все инструменты, которые вы приобретаете, должны обладать высокими качественными характеристиками. В противном случае, ремонт не будет эффективным.

Какие инструменты потребуются?

Стоит перечислить инструменты, которыми чаще всего пользуются велосипедисты:
1. Отвертки.
2. Ключи под внутренний шестигранник.
3. Ключи, они могут быть разводными, рожковыми, накидными.

Именно эти приспособления стоит возить с собой, ведь они отличаются небольшим весом. Можно приобретать их по отдельности, а можно в виде набора, это позволить обезопасить себя на случай, если поломка произойдет в полевых условиях. Лучше иметь в запасе наборы рожковых и накидных ключей, которые по размеру могут составлять до 16 миллиметров. Разводной ключ используется гораздо реже, но его также не помешает держать в запасе. Нужно учитывать особенности велосипеда, если колеса снимаются без использования инструментов, то можно не возить с собой разводной ключ. Проблема современного транспорта заключается в том, что некоторые детали сильно прикипают. В таких случаях может помочь большой разводной ключ — на 32 или на 40. Комплектация набора инструментов во многом зависит от модели велосипеда.

Что еще потребуется?

Стоит задуматься, какие еще инструменты вам могут пригодиться:

1. Монтировки. Они необходимы для работ с покрышками, поскольку далеко не каждый владелец велосипеда может снять покрышку голыми руками. Специалисты не советуют демонтировать покрышки при помощи отверток, поэтому стоит приобрести специальные приспособления. При приобретении набора проверьте, возможно, в него уже входят монтировки, поэтому можно не покупать их дополнительно. Стоит определиться, какие приспособления вам нужны, — металлические или пластмассовые.

2. Набор для ремонта камер, который состоит из заплаток, клея и шкурки.

3. Ключ, предназначенный для работ со спицами, он поможет справиться с такой распространенной проблемой обода, как восьмерки. Велосипед может быть качественным и надежным, но даже в таком случае вы можете столкнуться с подобной ситуацией. Если восьмерка кажется небольшой, то можно постараться не обращать внимания на эту проблему. Но в результате падения может образоваться большая восьмерка, в такой ситуации невозможно будет использовать транспорт. Стоит внимательно подбирать данный инструмент, поскольку некачественное изделие может повредить ниппель спицы.

4. Ключ для втулок также является необходимостью, специалисты советуют иметь в запасе два таких ключа. С помощью приспособления можно разбирать и собирать подшипники, если потребовалась регулировка. Некоторые пробуют использовать для этих операций рожковые ключи, но они являются более толстыми.

5. Съемник шатунов. Для того чтобы поставить шатуны, не потребуется использовать никаких инструментов, помимо гаечного ключа. А вот снять его не так-то просто, ведь шатуны надеваются на ось и крепятся при помощи гаек и винтов. Поэтому чтобы снять изделие, потребуется съемник. Стоит отметить, что изготовители используются при разработке велосипедов различные шатуны. В зависимости от того, какой из них используется на вашем транспорте, и нужно подбирать подходящий съемник.

6. Выжимка для цепи. Сразу стоит сказать о том, что если используется разъемная цепь, то выжимка для осуществления работ вам не потребуется. Но в большинстве моделей используется неразъемная цепь, поэтому для замены или же для снятия придется воспользоваться таким устройством. Оно предназначается для того, чтобы разъединить цепь, а также соединять ее. Можно не брать с собой это приспособление, но дома лучше держать его в запасе.

7. Для проведения работ с кареткой стоит подобрать специальный инструмент. Это касается тех моделей, где каретка является не разбираемой, она не требует обслуживания. Но случаются ситуации, когда требуется снять ее или же поставить, для этого и потребуется специальный шлицевой ключ. Он обеспечивает более удобные условия для проведения работ, но при необходимости его модно заменить рожковым ключом или разводным. Используя неспециализированный инструмент, который предназначается для других работ, всегда есть вероятность повредить конструкцию. Поэтому необходимо быть предельно аккуратным при проведении работ. Шлицевой ключ может использоваться также и для разборных кареток.

8. Кусачки для тросов необходимы при проведении замены тормозных тросов, различных переключателей. При помощи изделий можно напрессовать наконечник, если возникла такая необходимость. Можно использовать и обыкновенные пассатижи, но практика показывает, что в таком случае трос перекусывается неаккуратно. В результате, он может расплестись, что отрицательно скажется на результате замены. В таких случаях можно обработать кончик троса при помощи паяльника, но лучше изначально подготовиться к замене. Поэтому специалисты рекомендуют использовать специальные приспособления.

9. Приспособления для работы с кассетами и трещоткой требуется использовать довольно часто. Чтобы установить или же, наоборот, снять кассету, необходимо приобретать специальный съемник. В продаже находятся съемники для разных втулок, потому стоит уточнить, какого вида втулка стоит на вашем транспорте. Подобные приспособления могут применяться не только для работ с втулкой, но и при замене спиц. При осуществлении подобных работ может потребоваться и специальный хлыст, он позволяет удерживать кассету при снятии. Владельцы велосипедов при снятии кассеты могут столкнуться с проблемой ее удержания. Оптимальным вариантом будет приобрести готовый хлыст, но некоторым мастерам получается изготовить его самостоятельно из цепи. Также для этих целей в качестве альтернативы может применяться автомобильный съемник, который используется при работах с масляным фильтром.

Ключи для велосипеда

8 минут Автор: Сергей Морской 439

Набор инструментов – это то, что необходимо иметь любому владельцу двухколесного транспорта. Специальное оборудование позволит правильно и качественно произвести ремонт и обслуживание велосипеда, а нередко – выкрутиться из неприятной ситуации: залатать шины, выровнять натяжение спиц, закрутить ослабевшую от вибраций гайку и т.д.

Свой ремонтный набор в равной степени должен быть и у профессионального гонщика, и у любителя покатать по паркам. В этом выпуске затронем важную часть велосипедного инструментария – ключи. Какие они бывают и как выглядят, узнаем дальше. Поехали.

Стандартные ключи для велосипеда

В первую группу входят самые простые и недорогие инструменты:

  • рожковый ключ на 15 и 14 мм;
  • накидной;
  • разводной;
  • шестигранники;
  • спицевой ключ.

Стандартный гаечный ключ с двойными размерами – классический инструмент для снятия колес с гаечным креплением к оси втулки. Распространенные размеры колесных гаек на велосипедах – 14 и 15 мм, именно такие ключи и нужно приобрести в первую очередь. Для колеса на гайке 15 мм – размеры на 15 и 14 мм, для 14-миллиметровых гаек – 14 и 12 мм. Кроме колес, гаечными ключами снимают и затягивают крепления втулок.

Разновидностью съемника гаек является накидной ключ. От рожкового аналога он отличается тем, что может охватить гайку целиком, соответственно, момент затяжки будет сильнее, чем у рожков при одинаковом усилии.

Инструмент с подвижной губой – разводник – один на всё, который может заменить набор ключей ряда размеров. С помощью регулятора на торце подвижная часть отдаляется от фиксированной и, таким образом, по шкале ниже выставляется нужный размер. Разводные ключи хорошо подходят для подтягивания крупных гаек:

  • крепления колес;
  • болт на руле;
  • подседельная гайка;
  • контрагайка на рулевой.
Читайте также:  Самые мощные велосипеды

На маленьких размерах, меньше 10 мм, он будет неудобен. Кроме того, подвижная часть хуже прилегает к ребрам гайки, из-за чего снижается эффективность момента раскручивания и затяжки.

Шестигранники – инструменты для работы с внутренними гайками. Представляют собой изогнутые металлические детали: короткий конец затягивает, длинный служит силовым плечом.

Наряду с классическими шестигранными болтами применяются ключи стандарта Torx – сечения внутренней гайки и соответствующего ключа выполнены в виде шестиконечной звезды. В зависимости от модели стандарты могут различаться, поэтому перед покупкой инструмента надо узнать форму внутренней гайки.

Стоит этот простой и легкий инструмент копейки, так же, как и рожковые гаечные ключи, за исключением разводника. Используется для затягивания тросиков на переключателях и тормозах, фиксации руля (распространено шестигранное крепление), настройки вилки.

Спицевой ключ используется для изменения натяжения спиц колес велосипеда. С этой задачей не справятся плоскогубцы или разводной ключ. Данный инструмент относится к узкоспециальным, но очень прост в работе, подходит исключительно для квадратных наконечников.

Могут встречаться и одноразмерные варианты, тогда при покупке надо точно знать размеры головок спиц. Используется этот инструмент для исправления восьмерок на колесах, распределения натяжения по окружности колеса и замене одной или нескольких спиц.

Универсальный, семейный и динамометрический ключи

В стремлениях к удобству и простоте был разработан так называемый «ключ на все случаи жизни». На самом деле он частично заменяет обычный комплект, избавляя от необходимости перевозить обычные инструменты. Не включает в себя профессиональных съемников кареток, шатунов, о которых мы поговорим чуть позже.

Итак, универсальный ключ – это как набор ножиков и открывашек. Внутрь корпуса сложены отвертки, шестигранники, рожки, накидки и т.д.

Рассмотрим, что нам предлагает изображенный на рисунке комплект:

  • гаечный рожок;
  • шестигранные накидки разных размеров;
  • ромбовидные и резная накидки;
  • шестигранники;
  • отвертки;
  • ниппельный ключ.

Кроме перечисленного, сюда входит монтажка для разбортировки колес («шинный ключик») и выжимка цепи.

Преимущества очевидны – все в одном. Основной недостаток – пользоваться таким инструментом не всегда удобно: сами ключики короткие, при вращении всего корпуса они могут соскальзывать в сторону.

Семейный ключ – пластина с внешними рожками, пяти- и шестигранными, круглыми и квадратными прорезями под разные размеры и формы гаек. Удобный и практичный вариант, особенно для классических дорожных велосипедов, где все закреплено только гайками. Кроме компактности, он еще и хорошо затягивает (пластина вращается двумя руками). И, кроме этого, радует невысокая цена.

Динамометрический гаечный ключ – специальное приспособление для затяжки болтов. Его преимущество перед обычной отверткой в том, что он позволяет определить момент затяжки.

В паспортах к велосипедам указываются оптимальные значения сил для обеспечения геометрической целостности и снижения нагрузок на резьбовые соединения. Динамометрическая отвертка представит все эти значения наяву. В общем, полезная вещь, лишней не будет в обслуживании велосипеда.

Инструменты для серьезного ремонта

Узкоспециальные ключи, которыми пользуются мастера на велосипедных «СТО», называются съемниками. Стоят эти приспособления недешево и могут не окупиться, если велик долгое время не нуждается в ремонте. Однако неприятности могут настигнуть в самый неожиданный момент, мастерская далеко и добраться до нее проблематично. В этом случае и потребуется профессиональный инструментарий для выполнения качественного ремонта. Без них же не обойтись и тем, кто всегда обслуживает байк своими руками.

  • ключ для снятия педальных гаек;
  • кареточный съемник;
  • конусные ключи;
  • разъемник цепи;
  • выжимка шатунов;
  • съемник кассеты и хлыст.

Для замены педалей можно воспользоваться и обычным 15-миллиметровым ключом, чаще всего он и подходит для этой цели. Профессиональный вариант имеет малую толщину рожков, что позволит ему легко отцепить педали от шатунов даже при крошечных зазорах, что характерно для горного велосипеда.

Съемник каретки – инструмент, который позволит заменить подшипники и кольца узла, заменить ось или поменять всю каретку, если она закрытого типа. Представляет собой шлицевую круглую деталь, которая входит в зацепление с внутренним «рисунком» каретки. Дополнительно используется и шатунный съемник, если они посажены на квадрат. Такое крепление шатунов применяют на значительной части моделей, однако на некоторых велосипедах выжимка не нужна. Поэтому перед покупкой стоит узнать, какой тип крепления шатунов к оси каретки.

Конусные ключи – специальные приспособления для разборки и регулировки подшипникового отсека втулок. Отметим, это касается только втулок на «насыпи». На деле же многие велосипеды уже перешли на закрытые промы.

Цепная выжимка – важный и нужный инструмент, позволяющий ремонтировать цепь даже в полевых условиях. Как известно, модель Галля представлена жестко сцепленными роликами, отделить которые под силу только выжимке. Ключ прост в эксплуатации, не требует усилий, им легко не только разомкнуть, но и закрыть цепь. Кстати, инструмент может понадобиться и на цепях с замочком в том случае, если она порвется или ее потребуется укоротить.

Трансмиссия – та механическая часть, которая требует постоянного обслуживания и ремонта. Наибольшие хлопоты вызывает полная замена кассет. И если для снятия передних нужен будет тот же кареточный съемник, то для задних понадобится специальный инструмент – кассетник.

Съемник кассеты позволяет демонтировать систему звезд с оси втулки. Если звезды «сидят» на трещотке или выстроены обычной кассетой, потребуются разные типы съемников. К инструменту в обязательном порядке добавляется разводник, которым вращается сам съемный ключ.

Набор дополняет хлыст – держатель звезд при раскручивании съемника с оси. Во время вращения нужно приложить серьезные усилия, что вызывает проворачивания звезд. Для их фиксации как раз используется хлыст. Кстати, колоссальный момент затяжки потребуется и во время сборки кассеты.

Набор гаечных и шестигранных ключей, включая съемники, позволит самостоятельно проводить ремонт своего байка без помощи профессиональных мастерских. Бывалые велосипедисты рекомендуют брать с собой весь инструментарий на дальние велопутешествия. Наличие в рюкзаке той же выжимки цепи или ключа необходимого размера поможет оперативно устранить неполадку и продолжить путь.

Спицы для велосипеды

Спицой для велосипеда называют конструктивную деталь колеса, которая технически является стержнем, соединяющим ступицу и обод. За счет спиц без снижения прочности облегчают конструкцию колеса.

Эти детали для байка сегодня изготавливают из стали (нержавеющей и хромированной углеродистой), титана, углепластика и сплава алюминия. Наибольшей популярностью у велолюбителей пользуются спицы, выполненные из нержавейки: они недорогие и прочные. Дополнительно детали, сделанные из стали, подлежат никелированию или хромированию. Присоединяется спица ко втулке и ободу колеса при задействовании ниппеля, в который ее и вкручивают.

Велосипед без спиц и центральной оси в колесах

Велосипед без спиц

Возможен ли велосипед без спиц в колесах? Да, последние разработки предлагают модели роверов, конструкция которых не предполагает использование привычного глазу колеса, снабженного шиной, осью, ободом и спицами. Удивительны они не только тем, что фактически оспаривают утверждение о вставлении палок в колеса и о том, что нельзя изобрести колесо. Оказывается, «открытием» такого элемента без использования центральной оси мы обязаны итальянцу по имени Франко Сбарро, а сегодня можно увидеть прототипы и работающие модели практически любого вида транспорта с использованием таких колес, включая роверы.

Для байков конструкция колеса без спиц представляет собой очень большой подшипник, при этом внутренняя часть его при движении остается неподвижной. В теории, такая модель колеса должна выигрывать по сравнению с обычной за счет легкости, снижения центра тяжести и повышенной устойчивости. А чего стоит удивительный внешний вид такой детали! Однако в производстве такие колеса очень дороги и технологически сложны. Кроме того, нужно решать проблемы с защитой от грязи, креплением деталей и возможностью оснастить тормозами. Также пока есть сложности при прохождении изгибов.

Читайте также:  Little tiger велосипед трехколесный

Электровелосипед без спиц Сильвера Жабена

Тем не менее, идея велосипеда без спиц пришлась по душе Сильвену Жерберу, французу, который в 2013 году представил вниманию интересную модель электровелосипеда, оснащенного именно такими колесами. Концепт, названный Synapse, отличается передачей крутящего момента с помощью электромотора на обода, а также необычным соединением рамы и колес. Конечно, возникают вопросы относительно того, надежно ли крепятся колеса и можно ли на подобном ровере преодолевать дорожные препятствия, однако начало колесам без спиц уже положено.

Какие бывают спицы?

Спицы можно поделить на несколько групп, в зависимости от следующих параметров:

  • по калибру (толщине): 1,5 мм, 1,6 мм, 1,8 мм, а также 2,0 мм и 2,34 мм
  • по виду головки: прямые (традиционно для фирменного вилсета) и загнутые (для сборного колеса)
  • по конструкции: цилиндрические с баттингом и постоянной толщины, а также аэроспицы (плоские). Под баттингом понимают уменьшение спицы в средней ее части, где на нее приходятся минимальные нагрузки, в отличие от концов запчасти, что позволяет снизить вес спиц.

Как установить и подтянуть спицы на велосипеде: рекомендации и советы

Покажется удивительным, но спицы называют одними из самых часто ремонтируемых запчастей ровера. Действительно, эти тоненькие детали во многом определяют динамику велосипеда, качество и безопасность катания.

Чтобы натянуть спицы, понадобится инструмент под названием спицевой ключ. С помощью закручивания ниппеля устанавливают и натягивают эти запчасти. При этом основным моментом считается равномерность натягивания спиц, что гарантирует правильность распределения нагрузки.

Спицовка колеса может быть разной, однако ключевыми считают крестовую и радиальную. Наиболее распространенной и удобной называют трехкрестовую: это значит тройное пересечение каждой из деталей.

Регулировку спиц на велосипеде можно разделить на несколько шагов, включающих подготовку, монтаж запчастей или набивку колеса, а также натяжение спиц. Все этапы можно сделать и в домашних условиях при наличии терпения, умений и свободного времени, а можно доверить ровер мастеру.

На первом шаге определяется длина велосипедных запчастей. Переднее колесо, которое считается более технически простым, описывается как имеющее одинаковую длину запчастей с обеих сторон. Что касается заднего, то его отличает разная длина из-за разности наклона велосипедных спиц. Это объясняется требованиями к центровке колеса и присутствием скоростей. Чтобы рассчитать длину искомых запчастей, часто применяют онлайн-калькуляторы, куда достаточно ввести данные по размерам других деталей и получить результат.

Второй, монтажный, шаг требует наличия обода, спиц, втулки, масла, спицевого ключа и отвертки. Последовательность правильных действий такова:

  • Тщательно смажьте точки соединений с ниппелями на деталях колеса и резьбовой части запчастей, что гарантирует качественное натяжение спиц.
  • При наличии углубленных входов на фланце исключительно с одного бока нужно устанавливать спицы с бока, противоположного углублениям.
  • Во фланец устанавливаются девять запчастей с одним незанятым входом между каждой.
  • На заднее колесо запчасти ставятся справа от втулки.
  • На ободе среди входов, размещенных по правую руку, нужно найти расположенный по правую сторону от вентильного входа и расположить в нем первую спицу, после чего ниппель закрутить, сделав два оборота.
  • Начиная с первой спицы, отсчитываются по направлению часовой стрелки четыре входа, устанавливается вторая спица и так же заворачивается ниппель. Втулка нарезной частью повернута к вам.
  • Обязательно контролируется ход монтажа: если все проходит верно, то спицы соединяют обод справа с фланцем втулки, тоже правым, при этом между запчастями сохраняется три незанятых отверстия.
  • Последующие семь запчастей закрепляются по такому же принципу, путем установки в каждое четвертое ободное отверстие.
  • Теперь нужно развернуть колесо противоположным боком и устанавливать поочередно 9 спиц, монтируя их в фланец, расположенный по левую руку. При этом начинать нужно с ключевой спицы, которая находится левее вентильного входа. Поставив ее, оставшиеся восемь спиц установите так же, как и с предыдущей стороны.
  • Осмотр колеса должен показать, что пары незанятых входов чередуются с парами входов с ниппелями по всей длине обода. Чтобы закрепить ниппеля, их проворачивают два раза.
  • Этап установки натяжных запчастей, чьи головки располагаются с оборотной стороны фланца. Одна из спиц продевается в фланцевое отверстие, а велосипедная втулка закручивается таким образом, чтобы у уже смонтированных запчастей направление получилось близкое к касательному к фланцам.
  • При монтаже первых натяжных запчастей обращайте внимание на их установку в ободные отверстия, которые ближе к требуемому фланцу. Оставшиеся запчасти с элементом натяжения набираются так же. В случае, если они не достают до входов ниппелей, нужно на оборот ослабить ниппеля уже вставленных спиц.
  • Когда установка всех спиц завершена, необходимо закрутить ниппеля на одну и ту же глубину.

Наконец, третий шаг подразумевает натяжение спиц, которое обязательно должно быть равномерным, для чего ниппеля закручиваются на одном уровне. Если запчасти короткие, то после подтяжки должно просматриваться одно и то же количество витков резьбы. При длинных запчастях выходящий конец устанавливается на уровне шлиц ниппелей.

После этого каждый ниппель нужно заворачивать по направлению от отверстия вентиля на один оборот и проверять запчасти на натяжение. Если оно слабое, то провернуть ниппель еще раз, при этом не добиваясь чрезмерно тугого натяжения. Если же вы справились с ободом на 75%, а закручивать ниппель стало практически невозможно, то это сигнализирует о лишнем втором обороте. Справиться с этой ситуацией можно, открутив ниппеля на один оборот назад.

Наконец, необходимо поставить искомое колесо на специальный станок или, за неимением его, на сам ровер: именно так можно выявить неровности запчасти. Обратите внимание на то, бросаются ли в глаза неровности. При горизонтальном характере неровности, если обод смещается в правый бок на четыре запчасти: две из них смотрят на левый, а две — на правый фланец, выполняется закручивание левых ниппелей на ¼оборота и аналогичное, на ¼оборота, ослабление ниппелей с правого бока. Если же этот способ не помог избавиться от неровности, то нужно отыскать наиболее неровное место слева и подтянуть его.

Для корректировки вертикальных неровностей необходимо отыскать максимально далекое от втулки место обода. Это требуется для максимального натяжения запчасти в том месте, что улучшит параметры жесткости колеса и дополнительно придвинет к втулке обод.

Дополнительно при натяжении запчастей занимаются также их усаживанием. С этой целью с усилием надавливают на спицы там, где они пересекаются, после чего поворачивают колесо и повторяют процедуру, чтобы таким образом сделать усадку всех запчастей. Обычно при успешно проводимой процедуре спицы издают характерные звуки.

Нередко замену и натяжку спиц на велосипеде лучше доверять профессионалам, чтобы быть уверенным в результате. К сожалению, иногда неправильный ремонт способен лишь усугубить проблемы и даже привести к «восьмеркам» колес, поэтому при малейших сомнениях ровер лучше отдать в веломастерскую.

Можно ли сделать спицевой ключ своими руками?

Без спицевого ключа невозможно представить бардачок инструментов велолюбителя. Никто не застрахован от удара колеса, нередко возникает необходимость поправить запчасть в дороге с целью предупредить трение обода о раму или тормозные колодки.

Оказывается, некачественным ключом можно даже повредить ниппель, что породит необходимость полной замены спицы, а это может стать целой проблемой, особенно на заднем колесе. Чтобы избежать подобного, стоит задуматься об изготовлении спицевого ключа самостоятельно. Для этого понадобятся болгарка или ножовка по металлу, среднего размера слесарные тиски, штангенциркуль и автомобильная гайка на 1 дюйм. Обычно у магазинного ключа ровный зазор, а ниппеля при этом сделаны с уклоном. Поэтому достаточно сделать в собственном инструменте два пропила с небольшим уклоном, а не восемь — тогда ключ будет универсальным. Обязательно при изготовлении инструмента пользоваться штангенциркулем, чтобы сделать все крайне аккуратно и ровно.

Ремонтировать последствия удара рекомендуют дома, желательно с использованием станка, однако предварительные работы можно выполнить прямо на дороге.

Видео. Установка спиц на велосипеде своими руками

Ссылка на основную публикацию