Клещевые тормоза для велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Клещевые тормоза для велосипеда

Как установить клещевой тормоз на велосипед?

Езда на велосипеде становится всё более популярной. С наступлением лета многие горожане пересаживаются на двухколесный транспорт. Велосипед позволяет не только избавиться от лишнего веса, но и поддерживать себя в форме без изнуряющих тренировок.

Сейчас существует множество моделей велосипедов. Поэтому выбрать подходящую модель сложно. При выборе необходимо обратить внимание на характеристики и параметры модели. Одним из главных факторов при выборе велосипеда являются тормоза.

Существует несколько видов велосипедных тормозов:

  1. Дисковые.
  2. Клещевые.
  3. Ободная гидравлика.
  4. Вибрейки.
  5. Барабанные.

Что такое клещевой тормоз для велосипеда?

Клещевые тормоза — это велосипедный механизм, который предназначен для регулирования скорости движения транспортного средства. Это точный и сложный механизм. Торможение осуществляется в результате охвата боков обода. Сведение колодок происходит при нажатии на тормозную ручку.

Главной конструктивной особенностью является две лапки, которые расположены на одной оси. Ось достаточно длинная.

Клещевые тормоза устанавливают на такие виды велосипедов:

Тормозная система бывает двух видов:

Передний имеет длинный так называемый установочный болт. А задний отличается коротким установочным болтом.

Тормозная система изготавливается из таких материалов:

  • Карбон.
  • Титан.
  • Алюминий (используют чаще всего для изготовления деталей).

Как правило, тормозная система такого типа устанавливается на раму или вилку. Для крепления используется специальный центральный болт.

В ходе эксплуатации важно соблюдать такие правила:

  • Колёса не должны иметь восьмерок.
  • Важным условием является правильная настройка механизма.
  • Колодки должны быть направлены параллельно ободу.

Механизм будет работать долгие годы при соблюдении этих важных условий.

Достоинства и недостатки

Сначала рассмотрим достоинства таких механизмов:

  • Небольшой вес. Детали изготавливаются из сверхлегких материалов.
  • Надежность. Изделие достаточно прочное.
  • Конструкция. Конструкция обеспечивает простой доступ к деталям. При необходимости можно провести сборку и разборку. Конструкция обладает хорошим тормозным усилием.
  • Стоимость. Одним из главных преимуществ является демократичная стоимость. Дисковые тормоза намного тяжелее и дороже.
  • Простота обслуживания. При необходимости можно самостоятельно провести ремонт.

Рассмотрим недостатки:

  • Эксплуатация при плохих погодных условиях (снег, грязь, дождь и т. д.). Механизм быстро загрязняется. В результате чего снижается эффективность торможения.
  • Трение колодок об обод. Это может привести к износу обода и колодок.
  • Нельзя применять широкие покрышки.
  • При небольших поломках механизма может выйти из строя.

Как установить клещевой тормоз на велосипед?

При установке необходимо соблюдать ряд правил:

  1. На тормозные колодки не должно попадать масло или смазка.
  2. При необходимости нужно использовать утопленные гайки определённой длины.
  3. Крепежные гайки нужно надежно затягивать.
  4. Ручки нельзя подвергать действию повышенных температур.

Для установки потребуется такой набор инструментов:

  • отвертка;
  • несколько шестигранных ключей (2-5 мм.).

Установка включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Установка переключения режимов:

  • При помощи отвертки необходимо ослабить винт.
  • После этого, нужно выровнять так называемый переключатель режимов.

Второй этап. Установка ручки:

  • Для установки ручки потребуются грипсы руля. Диаметр грипсы руля должен составлять Ø32 мм.
  • Для установки ручки нужно использовать шестигранный ключ. При монтаже может произойти повреждение деталей. Поэтому нужно правильно выбрать момент затяжки.

Третий этап. Установка троса:

  • Так называемый переключатель режимов необходимо перевести в положение C/R.
  • После этого, в гнездо троса нужно вставить барабанчик.

Четвёртый этап. Проверка:

  • Сначала нужно нажать ручку 10 раз.
  • Если в процессе проверки ничего не найдено, то тормозная система исправна.

Пятый этап. Установка калипера:

  • Рычаги необходимо нажать. После этого, можно приступать к установке калипера.
  • Теперь нужно правильно отрегулировать положение колодки. После этого, колодку необходимо закрепить.
  • Теперь устанавливаем трос.
  • При помощи специального регулировочного винта необходимо отрегулировать центровку колодки.
  • Регулировочная гайка должна вращаться.
  • Произведите проверку.

Клещевые тормоза для велосипеда

Езда на велосипеде становится всё более популярной. С наступлением лета многие горожане пересаживаются на двухколесный транспорт. Велосипед позволяет не только избавиться от лишнего веса, но и поддерживать себя в форме без изнуряющих тренировок.

Сейчас существует множество моделей велосипедов. Поэтому выбрать подходящую модель сложно. При выборе необходимо обратить внимание на характеристики и параметры модели. Одним из главных факторов при выборе велосипеда являются тормоза.

Существует несколько видов велосипедных тормозов:

  1. Дисковые.
  2. Клещевые.
  3. Ободная гидравлика.
  4. Вибрейки.
  5. Барабанные.

Что такое клещевой тормоз для велосипеда?

Клещевые тормоза — это велосипедный механизм, который предназначен для регулирования скорости движения транспортного средства. Это точный и сложный механизм. Торможение осуществляется в результате охвата боков обода. Сведение колодок происходит при нажатии на тормозную ручку.

Главной конструктивной особенностью является две лапки, которые расположены на одной оси. Ось достаточно длинная.

Клещевые тормоза устанавливают на такие виды велосипедов:

Тормозная система бывает двух видов:

Передний имеет длинный так называемый установочный болт. А задний отличается коротким установочным болтом.

Тормозная система изготавливается из таких материалов:

  • Карбон.
  • Титан.
  • Алюминий (используют чаще всего для изготовления деталей).

Как правило, тормозная система такого типа устанавливается на раму или вилку. Для крепления используется специальный центральный болт.

В ходе эксплуатации важно соблюдать такие правила:

  • Колёса не должны иметь восьмерок.
  • Важным условием является правильная настройка механизма.
  • Колодки должны быть направлены параллельно ободу.

Механизм будет работать долгие годы при соблюдении этих важных условий.

Достоинства и недостатки

Сначала рассмотрим достоинства таких механизмов:

  • Небольшой вес. Детали изготавливаются из сверхлегких материалов.
  • Надежность. Изделие достаточно прочное.
  • Конструкция. Конструкция обеспечивает простой доступ к деталям. При необходимости можно провести сборку и разборку. Конструкция обладает хорошим тормозным усилием.
  • Стоимость. Одним из главных преимуществ является демократичная стоимость. Дисковые тормоза намного тяжелее и дороже.
  • Простота обслуживания. При необходимости можно самостоятельно провести ремонт.

Рассмотрим недостатки:

  • Эксплуатация при плохих погодных условиях (снег, грязь, дождь и т. д.). Механизм быстро загрязняется. В результате чего снижается эффективность торможения.
  • Трение колодок об обод. Это может привести к износу обода и колодок.
  • Нельзя применять широкие покрышки.
  • При небольших поломках механизма может выйти из строя.

Как установить клещевой тормоз на велосипед?

При установке необходимо соблюдать ряд правил:

  1. На тормозные колодки не должно попадать масло или смазка.
  2. При необходимости нужно использовать утопленные гайки определённой длины.
  3. Крепежные гайки нужно надежно затягивать.
  4. Ручки нельзя подвергать действию повышенных температур.

Для установки потребуется такой набор инструментов:

  • отвертка;
  • несколько шестигранных ключей (2-5 мм.).

Установка включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Установка переключения режимов:

  • При помощи отвертки необходимо ослабить винт.
  • После этого, нужно выровнять так называемый переключатель режимов.

Второй этап. Установка ручки:

  • Для установки ручки потребуются грипсы руля. Диаметр грипсы руля должен составлять Ø32 мм.
  • Для установки ручки нужно использовать шестигранный ключ. При монтаже может произойти повреждение деталей. Поэтому нужно правильно выбрать момент затяжки.

Третий этап. Установка троса:

  • Так называемый переключатель режимов необходимо перевести в положение C/R.
  • После этого, в гнездо троса нужно вставить барабанчик.

Четвёртый этап. Проверка:

  • Сначала нужно нажать ручку 10 раз.
  • Если в процессе проверки ничего не найдено, то тормозная система исправна.

Пятый этап. Установка калипера:

  • Рычаги необходимо нажать. После этого, можно приступать к установке калипера.
  • Теперь нужно правильно отрегулировать положение колодки. После этого, колодку необходимо закрепить.
  • Теперь устанавливаем трос.
  • При помощи специального регулировочного винта необходимо отрегулировать центровку колодки.
  • Регулировочная гайка должна вращаться.
  • Произведите проверку.

Тормоз клещевой Shimano Tiagra R451 задний

В комплекте колодки R50T2, гайка 10.5 мм, пролет 57 мм

Тормоз клещевой Shimano Dura-Ace R9100 передний

В комплекте колодки R55C4, гайки: 10.5/12.5/18/27/32 мм

Тормоз клещевой Shimano Dura-Ace R9100 задний

В комплекте колодки R55C4, гайка 10.5 мм

Тормоз клещевой Shimano Tiagra R451 задний

В комплекте колодки R50T2, гайка 10.5 мм, пролет 57 мм

Тормоз клещевой Shimano Claris BR-2400 задний

Двух осевой, совместим с новой системой Super SLR

Тормоз клещевой Shimano Claris BR-R2000 задний

В комплекте гайка/болт: 12.8/10.5 мм

Тормоз клещевой Shimano Tiagra 4700 задний CS51

В комплекте колодки R50T5, гайка 10.5 мм, болт 12,8 мм

Тормоз клещевой Shimano Tiagra R451 передний

В комплекте колодки R50T2, гайки: 10.5/12.5/18/27 мм, пролет 57 мм

Ни одно механическое транспортное средство не может обходиться без тормозов. А иначе как его остановить? Велосипед тоже является таким транспортом, поэтому тормозная система ему непременно нужна. Причем, для постановки на вело-модели есть несколько вариантов тормозов:

  • дисковые (механические, гидравлические или механико-гидравлические);
  • V-brake или U-brake (называемые в просторечие «ви-брейками» или «у-брейками);
  • ободные гидравлические;
  • кантилеверные;
  • роллерные;
  • клещевые.
Читайте также:  Лучшие велосипеды круизеры

Основные характеристики любой тормозной вело-системы

Какой бы вид тормозов не стоял на конкретном велосипеде, они оцениваются по 6 основным параметрам:

  1. Модуляции — способности менять тормозное усилие силой нажатия на тормозную ручку.
  2. Силе торможения.
  3. Эффективности торможения — работоспособности тормозной системы в самых разных условиях (при дожде, снеге, грязи, сильном встречном ветре, низкой температуре и пр.).
  4. Надежности — износоустойчивости тормоза в интенсивных эксплуатационных условиях.
  5. Требовательности к сервису — степени сложности установки и настройки тормозной системы, нужности и периодичности регулировки, продолжительности периода замены частей и узлов.
  6. Конструктивным особенностям — индивидуальным качествам, характеризующим тот или иной вид тормоза как в положительном, так и в отрицательном смыслах.

Тормоза ободные

Ободные системы торможения для велосипедов получили свое название за счет месторасположения. Они, а точнее, их часть, именуемая тормозными колодками, находится непосредственно на колесном ободе. И если надавить на тормозную ручку, натянется трос, который приведет в движение колодки, а они уже сжимают (или обжимают) обод колеса, создавая тем самым непреодолимое препятствие для велосипедного движения.

У ободных велосипедных тормозов есть собственные достоинства и ряд недостатков. К очевидным достоинствам относятся:

  • очень небольшой вес, никоим образом не утяжеляющий транспортное средство в целом;
  • совсем небольшая цена (в сравнении, например, с теми же дисковыми системами);
  • конструктивная простота (в принципе, ободные тормоза даже не слишком опытные велолюбители могут починить самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров-ремонтников).

Что же касается минусов тормозов ободного типа, то к ним можно отнести:

  • очень высокую чувствительность к разного рода поломкам (вплоть до невозможности движения), например, к образовавшимся «яйцу» или «восьмерке» (даже небольшим) на колесе;
  • незащищенность от грязи и влаги, ведущая к проскальзыванию колодок и невозможности резко затормозить, а также к скорому колодочному износу;
  • трение (колодок об обод), которое легко может привести к повреждениям и довольно быстрому износу не только самих колодок, но и обода вело-колеса.

Кроме того, если трение будет продолжительным — например, в дальних поездках с частым торможением — то из-за высокой температуры трения могут пострадать даже вело-покрышки.

Клещевые велосипедные тормоза

Клещевые тормозные вело-системы относятся к классу ободных тормозов, то есть к тем самым тормозам, что обеспечивают торможение транспортного средства путем воздействия на обод колеса.

Чаще всего клещевой тормоз устанавливается на велосипедах гоночно-шоссейных моделей. А принцип его действия хорошо описывается самим названием. Дугообразные рычаги (с одной фиксированной осью вращения) тормозных колодок, как клещами, захватывают колесный обод. Что же касается характеристик такой системы, то они зависят от «уровня» конкретного тормоза, то есть от того, насколько он технически совершенен.

Сегодня профессиональные клещевые тормозные системы выпускают два известных вело-бренда — Shimano (группа Dura-Ace) и Campagnolo (группа Record). Продукция этих марок проверена не просто продолжительной практикой — историей. Историей шоссейных велогонок.

Но если на минуту забыть о «легендарных» достижениях отдельных моделей из класса клещевых тормозов, то в целом о системе можно сказать следующее: она демонстрирует весьма средние показатели модуляции, эффективности и силы торможения. И лучшие свои качества такие тормоза могут проявить лишь на шоссейно-гоночных вело-моделях. Также они могут быть установлены на гибридных, циклокроссовых и некоторых моделях городских велосипедов.

Клещевые тормоза сохраняют практически все плюсы и минусы ободных тормозных систем в целом. И требуют особой тщательности в выборе. Говорят, что клещевые тормозные системы совсем скоро канут в лету. Однако до этого еще достаточно далеко. Тем более, что у таких тормозных систем были и остаются преданные поклонники-велосипедисты.

Клещевые велосипедные тормоза

Ни одно механическое транспортное средство не может обходиться без тормозов. А иначе как его остановить? Велосипед тоже является таким транспортом, поэтому тормозная система ему непременно нужна. Причем, для постановки на вело-модели есть несколько вариантов тормозов:

  • дисковые (механические, гидравлические или механико-гидравлические);
  • V-brake или U-brake (называемые в просторечие «ви-брейками» или «у-брейками);
  • ободные гидравлические;
  • кантилеверные;
  • роллерные;
  • клещевые.

Основные характеристики любой тормозной вело-системы

Какой бы вид тормозов не стоял на конкретном велосипеде, они оцениваются по 6 основным параметрам:

  1. Модуляции — способности менять тормозное усилие силой нажатия на тормозную ручку.
  2. Силе торможения.
  3. Эффективности торможения — работоспособности тормозной системы в самых разных условиях (при дожде, снеге, грязи, сильном встречном ветре, низкой температуре и пр.).
  4. Надежности — износоустойчивости тормоза в интенсивных эксплуатационных условиях.
  5. Требовательности к сервису — степени сложности установки и настройки тормозной системы, нужности и периодичности регулировки, продолжительности периода замены частей и узлов.
  6. Конструктивным особенностям — индивидуальным качествам, характеризующим тот или иной вид тормоза как в положительном, так и в отрицательном смыслах.

Тормоза ободные

Ободные системы торможения для велосипедов получили свое название за счет месторасположения. Они, а точнее, их часть, именуемая тормозными колодками, находится непосредственно на колесном ободе. И если надавить на тормозную ручку, натянется трос, который приведет в движение колодки, а они уже сжимают (или обжимают) обод колеса, создавая тем самым непреодолимое препятствие для велосипедного движения.

У ободных велосипедных тормозов есть собственные достоинства и ряд недостатков. К очевидным достоинствам относятся:

  • очень небольшой вес, никоим образом не утяжеляющий транспортное средство в целом;
  • совсем небольшая цена (в сравнении, например, с теми же дисковыми системами);
  • конструктивная простота (в принципе, ободные тормоза даже не слишком опытные велолюбители могут починить самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров-ремонтников).

Что же касается минусов тормозов ободного типа, то к ним можно отнести:

  • очень высокую чувствительность к разного рода поломкам (вплоть до невозможности движения), например, к образовавшимся «яйцу» или «восьмерке» (даже небольшим) на колесе;
  • незащищенность от грязи и влаги, ведущая к проскальзыванию колодок и невозможности резко затормозить, а также к скорому колодочному износу;
  • трение (колодок об обод), которое легко может привести к повреждениям и довольно быстрому износу не только самих колодок, но и обода вело-колеса.

Кроме того, если трение будет продолжительным — например, в дальних поездках с частым торможением — то из-за высокой температуры трения могут пострадать даже вело-покрышки.

Клещевые велосипедные тормоза

Клещевые тормозные вело-системы относятся к классу ободных тормозов, то есть к тем самым тормозам, что обеспечивают торможение транспортного средства путем воздействия на обод колеса.

Чаще всего клещевой тормоз устанавливается на велосипедах гоночно-шоссейных моделей. А принцип его действия хорошо описывается самим названием. Дугообразные рычаги (с одной фиксированной осью вращения) тормозных колодок, как клещами, захватывают колесный обод. Что же касается характеристик такой системы, то они зависят от «уровня» конкретного тормоза, то есть от того, насколько он технически совершенен.

Сегодня профессиональные клещевые тормозные системы выпускают два известных вело-бренда — Shimano (группа Dura-Ace) и Campagnolo (группа Record). Продукция этих марок проверена не просто продолжительной практикой — историей. Историей шоссейных велогонок.

Но если на минуту забыть о «легендарных» достижениях отдельных моделей из класса клещевых тормозов, то в целом о системе можно сказать следующее: она демонстрирует весьма средние показатели модуляции, эффективности и силы торможения. И лучшие свои качества такие тормоза могут проявить лишь на шоссейно-гоночных вело-моделях. Также они могут быть установлены на гибридных, циклокроссовых и некоторых моделях городских велосипедов.

Клещевые тормоза сохраняют практически все плюсы и минусы ободных тормозных систем в целом. И требуют особой тщательности в выборе. Говорят, что клещевые тормозные системы совсем скоро канут в лету. Однако до этого еще достаточно далеко. Тем более, что у таких тормозных систем были и остаются преданные поклонники-велосипедисты.

Велосипедные тормоза

Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:

1. Барабанные тормоза.
2. Ободные тормоза.
3. Дисковые тормоза.

Велосипед с каким типом тормозов выбрать? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться в особенностях каждого типа тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды (к примеру, Forward Meteor 12, Forward Timba girl) и на недорогие городские велосипеды для взрослых.

Читайте также:  Велосипед грузовой сделать

ПреимуществаНедостатки
  • Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
  • Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах Forward Indie 1.0 и Forward Indie 2.0.

V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

ПреимуществаНедостатки
  • Простая и эффективная конструкция с хорошим тормозным усилием.
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Снижение эффективности торможения, если на обода и тормозные колодки попадает влага или грязь.
  • Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения при попадании грязи, песка.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать широкие покрышки.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово «disc» (к примеру Forward Next 3.0 disc).

Устройство дисковых тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные (Forward Next 2.0 disc, Forward Agris Lady 27,5 2.0 disc и др.) и туристические велосипеды (Forward Yukon 2.0 disc), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 2.0 disc).

ПреимуществаНедостатки
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
  • Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Большой срок службы колодок.
  • Неприхотливы в обслуживании.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
  • Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
  • Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
  • В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Большой вес относительно ободных тормозов.
  • Высокая цена относительно ободных тормозов.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Дисковые гидравлические тормоза

В модельном ряду 2016 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:

Рассмотрим преимущества и недостатки гидравлических тормозов.

ПреимуществаНедостатки
  • Обеспечивают самое мощное торможение среди всех типов тормозов.
  • Самый лучший контроль тормозного усилия (модуляция) среди всех типов тормозов.
  • Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
  • При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
  • Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
  • В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
  • Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Сложно выровнять погнутый ротор.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Большой вес относительно ободных тормозов.
  • Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.

Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.

Разновидности велосипедных тормозов и их устройство

10 минут Автор: Михаил Санников 103

Собственно, все знают, зачем необходимы тормоза, так как точное управление велосипедом и его скоростью жизненно важно для велосипедиста. Тормоза для велосипеда различают по типам, стоимости, различным характеристикам и даже внешнему виду. Правда, это никак не влияет на их основную функцию – замедлять и останавливать велосипед ровно тогда, когда это необходимо человеку и так, как это необходимо.

Характеристики

В отличие от других составных частей велосипеда, у тормозов очень немного формальных характеристик, реально влияющих на использование. Можно перечислить в основном неформальные:

  • мощность, сила торможения, энергоёмкость – способность тормоза останавливать массу на определённой скорости;
  • мягкость или управляемость – уровень реакции на тормозную ручку, например, некоторые барабанные тормоза вообще не имеют промежуточных позиций между движением и блокированием колеса;
  • износ – степень повреждения при использовании колодок, ободов, барабана и других деталей;
  • эффективность работы системы или подверженность загрязнению – очень важная характеристика для катания по неидеальным дорогам.

Собственно, каждый оценивает торможение по своему собственному ощущению и рекомендациям профессионалов, а не по тем или иным технологическим характеристикам.

За время существования велотехники появилось совсем не много типов тормозов. Все они построены на принципе прижимания мягкой колодки к твёрдым элементам колеса. Различия состоят в том, каким образом приводится усилие с ручки тормоза, и какие элементы участвуют в работе тормоза.

Читайте также:  Велосипед мерседес бенц

Ободные

Ободные тормоза построены на прижимании колодки напрямую к ободу колеса, что создаёт, с одной стороны, элементарную конструкцию, которую легко устанавливать и обслуживать, плотный контакт колодки и хорошую управляемость тормозами, а с другой стороны, проблемы с мощностью торможения, подверженностью любым погодным проблемам и повреждению обода колеса.

V-brake

Наиболее популярный на текущий момент тип тормозов. Простой в установке, обслуживании и использовании тип. Полностью такие тормоза на велосипед состоят из двух рычагов с тормозными колодками, которые располагаются по двум сторонам от обода колеса и соединены тросиком, который продолжается приводным тросиком от тормозной ручки.

Существует гидравлический аналог таких тормозов, который представляет из себя два рычага, прижимание которых обеспечивается гидравлическим приводом. При должной мягкости, цена таких механизмов очень высока, а обслуживание затруднено, что закономерно приводит к практически нулевой их популярности.

Привод же v-brake всегда механический, по тормозному тросику, и, несмотря на необходимое при торможении усилие, позволяет эффективно регулировать нагрузку, а также без особых затрат починить систему при повреждении.

Вариантом в случае таких ободных тормозов становятся колодки, они могут быть:

  • одноразовые или обычные – цельные колодки с различным качеством;
  • картриджные – колодки, которые набираются из нескольких слоёв материала и могут быть заменены не полностью, а по мере истирания элементов картриджа.

Кантилеверные и клещевые

Предыдущее поколение ободных тормозов представлено кантилеверными и клещевыми механизмами. При практически аналогичном v-brake внешнем виде и функциональности, они обычно сложнее и уступают в эффективности работы на фоне более высокой цены. Встретить такие тормозные системы на современных велосипедах практически невозможно, за исключением шоссейных и трековых велосипедов, в которых применяются клещевые тормоза из-за своей механической устойчивости.

Итак, предшественники v brake:

  • кантилеверные тормоза – вместо тросика, который продолжает приводной, здесь организована площадка, от которой на тормозные рычаги уходит по двум тягам. Данный механизм выше над ободом и менее подвержен загрязнению и повреждению, но принципиально от v-brake не отличается;
  • клещевые тормоза – два тормозных рычага с колодками массивны и крепки, и удерживаются единой точкой крепления, образуя своеобразные «клещи», которыми и «закусывается» обод. Кроме сложности в обслуживании, данный тип ободных систем дорог и тяжёл, и используется в спортивных шоссейных, скорее, по традиции.

Дисковые

Дисковые тормоза пришли в велосипедный мир от мотоциклов, и долгое время были, скорее, экзотикой, чем одним из общепризнанных механизмов. Но на текущий момент дисковые тормоза становятся неотъемлемой частью любого велосипеда, уровня выше, чем «Эконом».

В отличие от ободных систем, в дисковых тормозах колодка прижимается механизмом калипера к ротору – специальному прочному диску, закрепляющемуся на колесе. Небольшой диск, находящийся в центре колеса решает сразу несколько проблем, с которыми не могут справиться ободные механизмы:

  1. Износ обода колеса – он просто отсутствует, роторы являются хоть и очень надёжным элементом, но всё-таки расходным материалом.
  2. Вариации привода – дисковые тормоза имеют только среди общепринятых три типа привода, что позволяет достичь очень высокой чувствительности всей системы.
  3. Загрязнение в сложных условиях – находящийся в центре колеса небольшой диск и маленький механизм калипера хорошо защищены от внешней среды расстоянием до покрышки и центробежной силой.
  4. Работа при повреждении обода – диск не связан с ободом и при серьёзных ударах сохраняет свои тормозные качества.

К минусам можно отнести достаточно сложную установку, замену и регулировку дисков, настройку всего механизма. Также велик вес, а главное, дисковые механизмы попросту дороги, что заставляет отечественного велолюбителя дважды подумать перед покупкой. Современная ситуация такова, что на некоторых рамах уже отсутствуют точки крепления ободных тормозов. Дисковые системы продолжают вытеснять своих конкурентов, понемногу становясь стандартом де-факто.

Колодки

В условиях, когда тормозной механизм практически полностью отделён от колеса, возникает множество вариантов не только привода, но и материала тормозных колодок. Комбинации материалов ротора и колодки позволяют изменять характеристики торможения очень легко и эффективно.

Некоторые материалы колодок:

  • Органические (керамические, Ceramic) – в полимерную основу колодки добавляется органический материал, которым обычно оказывается графит. Такие колодки сразу заметны по чёрному цвету. Мягкие, с хорошим ходом. Такой вариант позволяет получить наилучшую управляемость прижиманием, но не очень любит перегрев – длительные или резкие торможения. Кроме того, грубая поверхность достаточно быстро изнашивает ротор.
  • Полуметаллические (Semi-Metallic) – колодки с включением металлических частиц. Могут работать под очень серьёзной нагрузкой и температурой, но меняют свои свойства по мере изменения температуры (перед поездкой необходимо будет их прогревать) и обладают не самым хорошим сцеплением.
  • Спечённые (Sintered) – передний край науки, в данном композите в нескольких слоях, объединяемых органическими смолами, присутствуют и графит, и металлическая пыль. Такое устройство позволяет достичь золотой середины между широким диапазоном температур и качеством торможения.

Гидравлика или механика

Главной же характеристикой при разработке и установке дисковых тормозов становится тип привода усилия от ручки тормоза к калиперу, их выделяют три:

  1. Механические – по тросику, аналогично ободным системам.
  2. Гидравлические – по гидролинии (тонкому шлангу) с помощью давления, с промежуточными элементами или напрямую (открытая система).
  3. Гидромеханические – редкий вариант, передача ручной нагрузки по тросику, но на калипере усилие передаётся уже гидравликой.

Подкачка гидравлического привода

Плюсы и минусы гидравлики разбирают очень подробно в специальных разделах и целых книгах. Кратко особенности гидравлического привода, в сравнении с механическим, следующие:

  • высокая мощность и точность за счёт мультипликации усилия;
  • устойчивость к воздействиям внешней среды;
  • сложность самого механизма в установке и обслуживании;
  • большой вес.

Барабанные

Редкие виды тормозов – барабанные – сейчас уже практически исчезнувшее заимствование из автомобильной сферы. Проще всего их вспомнить на примере советских велосипедов без переключения передач, где можно было тормозить с помощью педалей, включая «задний ход».

Существует усовершенствованный вариант барабанных тормозов, называющийся роллерные – в конструкцию добавляется радиатор и увеличиваются роллеры, которые прижимаются к тормозным колодкам при передаче усилия, что позволяет всей системе выдерживать намного большую нагрузку.

Тормозной механизм полностью находится во втулке, и усилие обычно передаётся с педалей или по отдельному тросику. Высокая сложность, вес и стоимость совпадает в барабанных тормозах с большим удобством – такие тормоза на велосипеде нет необходимости менять и обслуживать годами.

На текущий момент барабанные тормоза можно найти на городских велосипедах-круизерах и в самых недорогих моделях без скоростей, и ножной привод уходит в прошлое.

Выбор тормозов для велосипеда

Конечно, большинство велосипедистов получают свои тормоза вместе с конкретной моделью велосипеда, но постоянное совершенствование приводит к тому, что тормозная система становится важным фактором при выборе нового байка, а установка нового механизма на старый велосипед не кажется уже такой сложной.

Для выбора тормозов понадобится последовательно ответить себе на несколько вопросов.

  1. Цель катания – здесь отсеиваются прогулочные городские велосипеды – им серьёзная тормозная система не нужна, лучше остановиться на удобном и не требующем обслуживания барабанном механизме или элементарных v-brake.
  2. Стиль езды – если велосипедист катается много и долго, то дисковые тормоза жизненно необходимы, чтобы уменьшить износ обода и получить максимально эффективное торможение на длинных дистанциях.
  3. Обычные места – ландшафт сильно изменяет нагрузку на велосипедные тормоза, и если на шоссе часто выбираются ободные конструкции, то для даунхилла обязательны дисковые тормоза со специально подобранными материалами колодок и роторов. Интенсивная нагрузка приводит к тому, что тормозной диск нагревается до нескольких сотен градусов.
  4. Вес велосипедиста – максимальное влияние на суммарную нагрузку оказывает сам велосипедист. Для крупных людей предъявляются дополнительные требования к мощности торможения и эффективности привода – от ландшафта и веса в дисковых тормозах выбирается либо механический привод для лёгких ездоков, либо гидравлика для крупных и спортсменов.

Конечно же, критерии весьма условны, и каждый более или менее опытный велосипедист сам выбирает себе тормозную систему, настраивает её в соответствии с персональными привычками и задачами. Данные же советы рекомендуется использовать новичкам для первичного ориентирования в непростом рынке тормозных устройств для велосипеда.

Заключение

Вело тормоза – очень важная часть байка. Они требуют грамотного выбора, тщательных установки и обслуживания и, конечно же, правильного использования. Базовые знания о механизмах работы и особенностях различных типов помогут в ремонте, обслуживании и использовании устройств, будь то элементарные v-brake или сложные роллерные варианты.

Ссылка на основную публикацию