Карбоновая рама для велосипеда - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Карбоновая рама для велосипеда

Карбоновая рама для велосипеда

Практически каждый более или менее продвинутый велосипедист рано или поздно задумывается о замене своей штатной велосипедный рамы на карбоновую, покупке готового карбонового велосипеда или сборке подобного велосипеда на заказ. В данной статье я постараюсь максимально детально дать ответ читателям сайта bikelifefоrms.ru на вопрос относительно плюсов и минусов карбонового велосипеда.

Выбор карбонового велосипеда

Рынок современных велосипедов буквально завален в наши дни различными карбоновыми байками («карбон» — просторечное название углепластиков). Цена на такие новые велосипеды известных брендов, как правило, начинается от 1400 долларов США. Хотелось бы отметить, что в последнее время с активным ростом потребительской активности на велосипеды, собранные на карбоновой раме, производители зачастую прибегают к различным уловкам, устанавливая на недорогие карбоновые велосипеды оборудование не самых высоких групп. Часто на витрине магазина или в интернет-магазине можно встретить вроде с первого взгляда отличный карбоновый велосипед. Однако, внимательно разобравшись в его комплектации, становится ясно, что колеса, установленные на нем, собраны на весьма дешёвых ободах и втулках, а покрышки не выдерживают никакой критики.

Руль, вынос, подседельный штырь, седло ничем не отличаются по качеству и весу от таких же рулей, установленных на алюминиевые велосипеды среднего ценового уровня. Даже вместо хорошей лёгкой воздушной вилки зачастую на недорогих карбоновых банках иногда можно уже встретить какие-то невнятные варианты от малоизвестных производителей. Вследствие чего вес подобных велосипедов и их ходовые характеристики оставляют желать лучшего и, по сути, мало чем, кроме рамы, отличаются от своих младших алюминиевых собратьев.

По сути получается, что действительно хороший новый карбоновый велосипед с хорошим оборудованием и грамотно подобранными комплектующими и хорошей отдачей от езды будет стоить явно не менее 1900 долларов США; есть, конечно, также вариант сборки на заказ, здесь цена будет несколько выше, но зато владелец в данном случае получает определённый эксклюзив и имеет отличную возможность подобрать комплектующие именно под свой стиль катания. Например, установить покрышки под тип той местности, где велосипед будет эксплуатироваться. Подобрать под себя седло, длину выноса и ширину руля, тот или иной тип тормозов и так далее.

Чем же карбон лучше?

В чем же основные плюсы карбонового велосипеда хорошего уровня относительно алюминиевого? Во-первых, у карбонового велосипеда рама будет весить на 400-700 грамм меньше, чем у алюминиевого. Кто-то может возразить, что какие-то там 500-600 лишних грамм особой погоды не сделают, но поверьте мне на слово, что это не так. В моем арсенале три велосипеда: титановый, алюминиевый и карбоновый. Вся троица собрана на оборудовании топового уровня, оснащена легкими катящими колёсами. Но именно карбоновая рама на мой вкус оказалась самой быстрой, жёсткой и отзывчивой в езде. Вибрации от дорог на такой раме практически незаметны. Карбон отлично гасит мелкие колебания от неровностей на сингл-треках, к тому же без потери жесткости, в отличие от титановой рамы. Карбоновая рама великолепно залетает в любой даже самый сложный подъем.

Многие велосипедисты старой школы до сих пор считают, что карбоновый велосипед — это только одноразовый велосипед для гонок. Да, карбон создан для гонок, чтобы быть лучше, быть быстрее, но об одноразовом использовании подобного рода велосипедов в наши дни не может быть и речи. Современные карбоновые велосипеды по своей прочности практически не уступают алюминиевым велосипедам. Лучшие спортсмены мира выигрывают именно на них свои подиумы.

Многие велосипеды продаются, что называется, из-под гонца на вторичном рынке, и годами без особых проблем служат верой и правдой своим новым владельцам. Очень много именно таких велосипедов прошли через мои руки веломеханика, и проблем с карбоном мною замечено не было. Карбон верток, быстр, упруг и в наше время весьма долговечен.

Минусы карбонового велосипеда

Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, карбон, как и любой углепластик, является немного хрупким материалом. Крепость той или иной карбоновой рамы зачастую зависит от качества смол, лакокрасочного покрытия, а также завода и фирмы-изготовителя.

Карбоновая рама, в отличие от других рам, так или иначе более боится точечных ударов, и, как показывает практика, сколы и царапины на подобной раме — явление более частое, нежели на рамах из стали или алюминия. Правда, стоит отметить, что сразу после покупки карбоновой рамы или велосипеда вы можете обклеить её плёнкой «3М». В таком случае проблем со сколами и мелкими царапинами вы сможете избежать на долгие годы.

Ещё один минус карбонового велосипеда — как правило, отсутствие возможности установить на него багажник и ездить на нем в велосипедные походы. Но, опять же, среди моих знакомых есть несколько человек, которые ездят в велопоходы именно на карбоновых велосипедах. И никаких поломок рамы у них до сих пор не произошло. Правда, им пришлось устраивать определенный «колхоз» с установкой багажника на велосипед.

Возможно, кто-то может мне не поверить и возразить, что карбоновый велосипед слишком хрупкий и все равно не надежен… Да, соглашусь, однако мне еще не приходилось видеть в своей практике поломанные карбоновые рамы после падений. Но такое, увы, иногда случается, если давать велосипеду непосильные нагрузки — например, прыжки с высоты более метра или сверхжесткое катание в горах.

Стоит ли ремонтировать карбоновую раму велосипеда

Карбон все-таки ломается, и если 5-6 лет назад подобные рамы отправлялись в помойку, то в последнее время появились технологии ремонта изделий из карбона. Правда, как показывает практика ремонта карбоновых рам, такой ремонт не бывает дешёвым, и обойдется владельцу поломанной рамы от 4000 до 12000 рублей в зависимости от сложности ремонта. Стоит отметить, что и после подобного ремонта целостная конструкция рамы будет уже нарушена, поэтому при ремонте любых изделий из карбона требуйте гарантию минимум на 3 месяца. В целом, 65% карбоновых рам отлично себя чувствуют и бороздят велосипедные трассы после ремонта. Тут, как говорится, многое зависит от места и вида поломки, а также прямых рук мастера, выполнявшего ремонт карбонового изделия.

Какой-то особо большой статистики качества ремонта карбоновых рам у меня нет. За последние пару лет в кругу моих клиентов моей мастерской было сломано 6 карбоновых рам. Три из них были сломаны при перевозке велосипедов в самолёте. Одна шоссейная после жёсткого падения в открытый на дороге люк, и 2 рамы, как ни странно, пострадали при въезде автомобиля в гараж в тот момент, когда велосипеды были на крыше автомобиля. Такое, увы, тоже бывает.

Несколько раз мне приходилось видеть поломанные карбоновые вилки, пару раз — рули и подседельные штыри. Причиной же их поломки явилось чрезмерное затяжение тормозных ручек, манеток и подседельного хомута соответственно. Поэтому при работе с любыми карбоновыми комплектующими всегда используйте динамометрической ключ.

Вернёмся к статистике ремонта карбоновых рам. По данным крупного английского портала около 65 процентов карбоновых рам продолжают себя отлично чувствовать и после ремонта. Другие 35% ломаются в этом месте снова. В этом сезоне в моей мастерской побывали 3 карбоновые рамы после ремонта, и, честно сказать, отремонтированы они были на таком высоком уровне, что место поломок мне удалось найти с огромным трудом. Замечу, что там, где сломается карбоновая рама, скорее всего, сломается или погнется рама из алюминия и прочих материалов. И, в целом, сломать фирменную карбоновую раму весьма и весьма непросто.

Китайский карбон: стоит ли покупать?

В настоящее время в Китае производится несметное количество карбоновых рам. Такие рамы обычно торгуются от 300 до 600 долларов США. Некоторые из них делаются на небольших производствах и имеют неважное качество, а некоторые практически ничем не отличаются, и даже в чем-то превосходят фирменные рамы от известных производителей велосипедов. Поэтому при возможности всегда читайте отзывы, обзоры и не покупайте кота в мешке.

Совсем дешевые карбоновые рамы я бы не советовал. Основная проблема в том, что они почти наверняка окажутся смесью стеклопластика и карбона. Такие смеси имеют разное соотношение карбонового волокна и дешевого стеклопластика. Стоимость 100% карбоновой рамы по китайским оптовым ценам раза в два больше стеклопластика. Так, например, рама, где 70% карбоволокна и 30% стеклопластика будет стоить 500$, а в аналогичном составе с точностью наоборот — 250$.

Поэтому всегда тщательно выбирайте поставщика. Однако замечу, что для спокойной езды подойдет и недорогой карбон.

И все-таки карбон впереди планеты всей

В чем же все-таки основное отличие карбоновой рамы от алюминиевой, стальной или титановой? Такая рама, несомненно, лучше едет, лучше разгоняется и отлично гасит мелкие вибрации от дорожных покрытий. Карбоновый велосипед будто бы вылетает из-под ног своего хозяина. Он быстр, проворен и очень хорошо управляем. Он легче и быстрее. Если вы катаетесь не очень быстро — подобный велосипед, однозначно, улучшит ваши показатели на трассе.

Основным минусом для меня в карбоном велосипеде является невозможность ехать медленно и вдумчиво. Карбон подо мной едет практически сам, превосходно ускоряясь при каждом нажатии на педали. И ведь правильно говорят, карбон придуман для гонок и долгих грунтовых марафонов, однодневных покатушек, легкоходного велотуризма и байкпэкинга. С каждым годом карбон приходит на наши дороги, завоевывая сердца многих и многих велосипедистов. Это не просто так. Это волшебный велосипед, за которым будущее велостроения.

Стоит ли себя побаловать карбоновым велосипедом — решать, в любом случае, Вам. Если есть бюджет и лишние деньги, то такой велосипед непременно должен быть в гараже каждого продвинутого современного велосипедиста. Если же надо копить, ужиматься, то, пожалуй, можно обойтись и тем, что есть. Катались же мы все в свое время на советских велосипедах и проблем не знали — не знали до тех пор, как появилась зарубежная техника.

Сила в движении, в движении сила!

Искренне ваш автор проекта Велосипедные Формы Жизни

Действительно ли нужен карбон на велосипеде

К карбону в велосообществе отношение особое — кто-то его боготворит, а кто-то считает разводкой хитрых маркетологов. Было время, когда любой карбоновый компонент повышал статус катальца: велосипед с карбоновой рамой позволял владельцу смотреть на остальных велосипедистов, как герою Леонова в фильме Кин-Дза-Дза на пацаков.

Да что там, хватало всего лишь карбонового руля, чтобы почувствовать приступ острого удовлетворения. Ушлые китайцы быстро просекли фишку и предложили страждущим карбоновые компоненты в стиле «казаться, а не быть» — алюминий, сверху покрытый карбоном. В результате вес и цена такого «карбона» оказывались больше алюминия. Дикие были времена, да.

Прошли годы, и теперь отношение к карбону стало гораздо более спокойное, в большей степени практичное. Если раньше вопрос «зачем карбоновая рама на велосипеде» даже не вызывал никаких сомнений — понятно же, если карбон, значит топовая модель — то сейчас меня периодически спрашивают, стоит ли тратить на карбон деньги, какие ощущения от езды, действительно ли гасит вибрации и т.д.

Я не большой специалист по карбону, поэтому выскажу свою точку зрения на основании опыта, и надеюсь, более продвинутые читатели дополнят статью своим мнением, чтобы тем, кто выбирает, было проще понять общую картину.

Так ли хороши карбоновые рамы

Итак, мне довелось кататься на двух карбоновых велосипедах: mtb Specialized Stumpjumper HT и шоссейный самосбор на китайской раме. В первом случае мной двигала страсть к экспериментам и фетишизм — продав свой любимый, но алюминиевый Specialized Epic, мне обязательно захотелось карбона. Для шоссера же карбон выбирался исключительно по соображениям необходимости снижения вибраций.

Читайте также:  Велосипеды maxxpro производитель

Карбон на горном велосипеде

Что касается MTB, то я вообще не понял, в чем разница. Ну вот вообще никак! Да, рама весила почти на полкило меньше, чем аналогичная алюминиевая, но в плане ощущений я не понял ничего. Подсознательно ожидаешь от карбоновой рамы какой-то пружинистости, упругости (пластмасса же типа), но ничего подобного — даже при жестком вваливании рама сохраняет жесткость, как будто сделана из алюминия, и это круто само по себе.

Что касается вибраций…. ну, про какие вибрации мы говорим, если есть вилка Fox с ходом 100мм и бескамерные шины с низким давлением. Боюсь, что всё это гасит любые вибрации гораздо эффективнее, чем карбоновая рама. Поэтому я просто закрою вопрос карбоновой рамы на горном велосипеде — моё мнение: да, карбон это современный материал и обязан присутствовать на велосипедах высокого уровня. Он легче и как минимум не менее жесток при педалировании, чем алюминий. Но стремиться взять именно карбоновый горный байк я бы не советовал. Нужно сравнивать цены и смотреть разницу в обвесе.

Карбон на шоссейном велосипеде

А вот шоссер приятно удивил — накачанные до 9 атм слики дают крайне малую амортизацию и вся тряска передается на раму, а карбон как-то умудряется эти вибрации распределять по всему велосипеду. В результате, ощущения заметно лучше, чем на алюминии. Но не стоит строить иллюзий насчет гашения вибраций — когда вы это читаете, то имейте в виду, что разговор идет на уровне сложно уловимых нюансов. Я не удивлюсь, что если дать прокатиться непричастному человеку, то он просто не заметит разницу.

Есть какое-то приятное чувство, но я не возьмусь его описывать, это что-то похожее, когда едешь на хорошей шоссейной стальной раме. А может, и не похожее… сложно описать. Может, в комментариях кто-то сможет сформулировать более осмысленно.

В целом, гашение вибраций на шоссере имеет место, но это не выглядит так, что вы едете по разбитому асфальту как по маслу. Карбоновая рама хорошо жрет мелкие вибрации от микротрещин в дорожном полотне, но даже в этом случае вы ощущаете огрехи асфальта, просто в ослабленном виде. А вот на колдобинах и выбоинах вас будет трясти так же, как и на алюминии, никакой карбон не сможет обеспечить амортизации.

Именно поэтому я хочу себе гравел байк, чтобы можно было поставить шоссейные покрышки 32-32 и еще зазоры для крыльев остались. Более широкая резина и давление поменьше обеспечит гашение вибраций и какую-никакую амортизацию. Карбоновая рама, руль и подседел к гравелу подойдут идеально, но совсем не обязательно.

Короче, мой вывод по карбоновым рамам — на горном байке это в большей степени лишь история с облегчением велосипеда, но на шоссейнике с тонкими колесами карбон — вещь полезная в практическом смысле. Всё зависит от состояния финансов — если с деньгами всё хорошо и вы ищете велосипед высокого уровня, то скорее всего карбон будет по умлочанию. А если выбираете вел на последние деньги, то даже не смотрите в сторону карбоновых рам: придется заплатить от 50 до 100% сверху цены от аналогичного по сетапу велосипеда на алюминиевой раме.

Есть еще такое мнение, что лучше взять байк на карбоновой раме, но с плохим обвесом и постепенно его апгрейдить более дорогими компонентами. По-моему, это в большей степени просто покупка в своеобразную рассрочку. Фактически, снимать с велосипеда рабочие компоненты и заменять их на другие — это бессмысленная переплата. Если готовы заплатить за свои игры, то почему бы и нет, апгрейды — весьма занимательная вещь. Я же последнее время хочу просто кататься, а не придумывать сетапы и апгрейдить железо — если я не могу или не хочу себе позволить дорогой вел, то просто возьму дешевле и буду пользоваться им по назначению. А когда придет время, куплю другой.

Что касается самосбора на китайском карбоне, то тут надо понимать, что карбон бывает очень разный. Есть китайский карбон недорогой, но тяжелый, есть легкий, но ломучий, есть карбон дешевый, но по факту оказывающийся алюминием с карбоновым покрытием. Когда я себе искал раму для шоссера, то сделал выбор на основании многочисленных отзывов в сети и мнения знакомых катальцев. Брать наугад любую карбоновую раму с Ебея или Али не советую, сначала изучите, что сейчас покупают веломаны с форумов.

Карбоновые компоненты

Так как карбоновая рама — удовольствие не из дешевых, то многие решают хотя бы частично прикоснуться к прекрасному — купить карбоновый руль, вынос или подседел. Имеет ли это смысл с практической стороны?

Самая полезная карбоновая вещь на велосипеде — это руль. Я ощутил пользу от карбонового руля даже на мтб с амо-вилкой, на шоссере же он еще лучше работает — под действием веса ездока концы руля немного пружинят — это снимает вибрации. Ставьте карбон обязательно, если позволяют финансы. Я пробовал не один карбоновый руль на своих горных байках, и могу посоветовать вот этот с точки зрения хорошего сочетания цена/качество. Возможно, есть и другие варианты на сегодняшний день, но всё не перепробуешь.

Про карбоновый вынос ничего сказать не могу — почему-то я не смог заставить себя выбросить 100-150$ за маленький кусочек карбона. Подозреваю, что он тоже должен вносить немалый вклад в снижение вибрационной нагрузки на руки.

С подседелом из карбона всё гораздо более неоднозначно. Если говорить о шоссейнике, то эффект снижения вибраций присутствует, но очень зависит от модели подседела и веса ездока. На горном велосипеде опять-таки, из-за широких шин, вклад карбона сложнее проследить. Если бы меня спросили — стоит ли ставить карбоновый подседел с целью избавления от вибраций, то исходя из своего опыта я бы ответил так: если есть деньги — конечно, ставьте, особенно на шоссер.

На мтб эффект заметен меньше, но всё же он есть. Эффект более ощутим для тяжелых велосипедистов. К сожалению, я сейчас не помню, какие карбоновые подседелы стояли на моих велосипедах, помню, что один был Ritchie, но модель запамятовал.

С другой стороны, когда речь заходит о комфорте, то может быть, есть смысл посмотреть на параллелограммные амо-подседелы , на турингах, гравелах, да и на прогулочных мтб такая штука очень уместна. Весит немало, стоит дорого, но хорошо амортизирует — малая амплитуда по правильной траектории.

Насколько карбон легче алюминия

Всё зависит от конструкции — порой алюминиевая рама может весить легче карбоновой. При прочих равных, карбон легче процентов на 30, разница рам одной ростовки будет 400-600 грамм. Облегченные алюминиевые рамы весят почти так же, как карбоновые, но сильно проигрывают в надежности — благодаря баттингу и гидроформированию в мало нагруженных местах алюминий больше похож на фольгу.

В целом, при использовании рамы и «палок» из карбона, можно облегчить велосипед на 1-1.5 килограмма.

Так всё таки — стоит поднапрячься и взять карбоновый велосипед?

Не являясь ни любителем, ни отрицателем карбона, я могу сказать следующее: пока что карбоновые рамы и компоненты остаются достаточно дорогими, поэтому вопрос целесообразности их приобретения зависит исключительно от состояния кошелька. Карбон почти по всем характеристикам лучше алюминия, и лишь цена является стоп фактором для многих велосипедистов.

Карбон легче алюминия и как минимум, не хуже по долговечности, снижает вибрационную нагрузку на руки и позвоночник. Имеет высокую жесткость в области кареточного узла (что повышает эффективность педалирования). В конце концов, карбон выглядит интереснее. Почти все современные велосипеды высокого уровня категории шоссе и MTB имеют карбоновые рамы. Разница в цене с алюминиевой моделью при идентичном обвесе — условная тысяча долларов. Покупатель решает, нужно ли ему переплачивать эти деньги.

Алюминий на сегодняшний момент ни в коем случае не является устаревшим материалом для велосипедных рам и компонентов. Он достаточно легок, а избыточную жесткость можно смягчить покупкой карбоновых руля и подседела. Если разница в цене алю и карбонового байка заставляет вас залезать в долги или дольше копить, то плюньте и купите алюминий.

Есть такое обманчивое ощущение, когда покупаешь дорогую вещь: типа, живу один раз, куплю велосипед мечты, и он мне теперь до пенсии будет. Это фигня — через два года ваш велосипед мечты морально устареет, надоест, появятся новые тренды на рынке и вы снова начнете выбирать новый байк. Так что не стоит излишне напрягаться, чтобы купить вещь, которую не можете себе позволить.

Прошу читателей поделиться мнением насчет карбона, особенно, если вы являетесь ярым приверженцем — расскажите, чем он вас так привлекает.

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Видел велосипедиста на горном велосипеде, управляющего половинкой руля, вторая половинка была в другой руке. Оказалось, карбон.

Всякое бывает. В сети полно фотографий, где алюминиевый руль точно так же: хрусть и пополам.

Подо мной не тяжёлый консольный багажник (5 кг) обломил дюралевый подседел. Собственный вес был 55 кг.

Я клал до 10 кг в такой багажник и прыгал по колдоебинам при весе 120+ — подседел, возможно, единственное, что уцелело

Михаил, я потом сам убедился в этом. Хорошо сваренный дюраль вязкий, как мало что. Дело, возможно, было в качестве сплава — он на изломе напоминал силумин. Прыгал я тоже очень резко с ним — 55 кг то номинал, на спине ещё рюкзак кг до 10. И ещё диаметр трубки. Подседел бОльшего диаметра так легко не сломать, как тонкий. А где 25-27 мм — туда лучше сталь.

Ниже Вы написали то же самое примерно)

С алиминием, так чтобы «хрясь и пополам», не бывает. Алюминий гнется. А вот сталь ломается.

Как то с сопроматом плохо у вас ;)))
Как раз все с точностью наоборот )))

Там хитро… Во-первых, алюминий РАЗНЫЙ бывает. Очень разный. И после он еще проходит термичку, а если при том не похмелившись был термист… В общем, подвержен он усталостному разрушению. Алюминиевый, фактически, брусок 5*25 сломался под весом 200-граммового фонарика. Вот так… Как именно — сам не знаю, могу фоток накидать. На ходу, и фонарь улетел между вилкой и колесом.

До поломки выглядела эта деталь так, что за нее можно КАМАЗ буксировать.

Выбираем велосипед с карбоновой рамой

В настоящее время, в связи с активным увлечением здоровым образом жизни, у обеспеченных любителей велосипедного спорта появился достаточно серьезный интерес к моделям, которые принято называть профессиональными. Одним из конкурентных преимуществ для велосипеда является его легкость. Одним из вариантов обеспечить это можно назвать использование рамы, выполненной из особого материала – карбона.

Характеристика карбоновой рамы

Карбоновая рама или другими словами рама, выполненная из углеводородного волокна, пришла в мир профессионального спорта из самолетостроения. Также данный вид материалов активно применяется в автомобильной промышленности при производстве спортивных автомобилей.

Данный вид рам можно характеризовать очень высоким уровнем жесткости и прочности, при невысоком весе. Все это обеспечивает великолепные ходовые качества для велосипеда. Кроме того, следует отметить, что карбоновые рамы являются ремонтопригодными. Велосипеды, рамы которых выполнены из карбона можно легко починить, для этого нужна лишь особая стеклоткань и специальная смола. В свою очередь алюминиевые рамы необходимо чинить путем сварки, причем, не исключается появление новых проблем и трещин даже после починки.

Читайте также:  Тормозные для велосипеда дисковые

Все большее число велосипедистов используют велосипеды с рамами, выполненными из этого материала, ведь это дает возможность достигнуть максимальной скорости.

Так называемую карбоновую ткань создают так, чтобы в особых местах, где происходят наибольшие нагрузки, она была наиболее прочной, а в других, напротив, была существенно легче аналогов.

Если сравнивать карбон с алюминием, то стоит сказать, что последний менее прочный, особенно в местах сварки. Помимо прочего, алюминий является значительно более жестким. Любая неровность, любой камушек будет чувствоваться велосипедистом очень сильно. Велосипед из карбона, напротив, способен гасить возникающие вибрации, причем достаточно эффективно. Параллельно происходит небольшая деформация рамы, при этом на прочность это не влияет никак. Большая эффективность по сравнению с алюминиевыми рамами связана с технологией производства карбона. В процессе создания, его пропитывают смолой, целью которой является процесс рассеивания возникающей энергии при ударе. Так называемое заднее перо, обычно, делается изогнутом. Связано это с желанием погасить вибрации.

Обычно, из карбонового волокна создают шоссейные велосипеды. Связано это с тем, что именно для этого типа байков требуется минимально возможный вес. Каждый грамм играет важную роль и позволяет гонщику получить преимущество. Все это можно достичь, используя карбоновую раму.

В свою очередь горные велосипеды, принято делать не целиком из данного материала. Карбон уходит на создание переднего треугольника, на задний же целесообразно тратить обыкновенный алюминий.

Вес и особенности карбоновой рамы для велосипеда

Чтобы было более ясно превосходство данного типа рам перед алюминиевыми можно указать средний вес рам. К примеру, если она выполнена из карбона, то ее вес будет составлять порядка 1100-1200 грамм, при этом есть возможность облегчить его еще примерно на четверть. В свою очередь наиболее легкая алюминиевая рама редко, когда будет весить меньше 1500 грамм. Исходя из этого довольно очевидным видится преимущество использования карбона.

Однако говоря о том, как хороша данная рама, нельзя не отметить ее стоимость. Карбоновая рама является достаточно сложной в производстве, соответственно стоить она будет достаточно существенных денег. Важно запомнить, что если вы нашли дешевую раму из карбона, то следует хорошо подумать, прежде, чем ее приобретать. Вполне вероятно, что в процессе производства были допущены ошибки или же не были соблюдены все технологии. Это может привести к довольно быстрой поломке.

Также обязательно нужно запомнить, что перетянутые болты на велосипеде с карбоновой рамой способны привести к трещине и последующему ремонту. Использовать для затягивания болтов следует специальные динамометрический ключ.

Плюсы и минусы карбонового волокна

Рассказывая про велосипеды с карбоновой рамой, нельзя не отметить основные плюсы и минусы данного материала. Как правило, указанные ниже сведения основываются на мнениях, как профессиональных спортсменов, так и на отзывах обычных людей, которые увлекаются велоспортом.

К плюсам можно отнести:

  • низкая вероятность потенциальной деформации рамы из карбоновых волокон;
  • высокий уровень упругости, что дает максимальный комфорт для велосипедиста при поездке по неровным поверхностям;
  • очень низкий вес, существенно ниже аналогов, примерно на 20% по сравнению с алюминиевыми, и до 50% по сравнению со стальными рамами;
  • по причине отсутствия деформации сильно уменьшается возможность получения травмы со стороны велосипедиста;
  • невысокий уровень нагрева, что позволяет велосипеду с рамой из карбонового волокна дольше сохранять комфортную для человека температуру;
  • сверхвысокий уровень прочности, один квадратный сантиметр карбона может выдерживать нагрузку в десятки тонн, согласно данным различных специальных краш-тестов, превосходят аналоги из алюминия в 2 и более раз и т.д.

Конечно, как и у любого материала, у карбонового волокна есть и определенные минусы, которые будут перечислены ниже:

  • достаточно высокая чувствительность к соленой среде, в результате чего, для велосипедов, участвующих в водных видах спорта, на которые устанавливается карбоновая рама, должна применяться уникальная и довольно дорогостоящая технология, связанная с обработкой данного материала;
  • не так хорошо выдерживает так называемые точечные удары, другими словами нагрузки, направленные в одну точку;
  • в случае, если повреждения превысили определенную черту и являются достаточно ощутимыми, то починка данной рамы становится непрактичной и чрезмерно дорогостоящей;
  • высокий уровень стоимости.

Конечно, стоит отметить, что в основном, на серьезные поломки карбоновых рам жалуются любители, которые могут не понимать, что в аналогичных условиях, рамы, которые выполнены из другого материала, могут точно также сломаться. В первую очередь к условиям, опасным для велосипедов называют различные туристические маршруты в условиях отсутствия нормальных дорог, другими словами бездорожья. Недаром профессионалы, практически не ведут статистику поломок рам из карбонового волокна. Связано это с тем, что люди, занимающиеся профессиональным спортом, как правило выступают на специальных трассах, стараясь развить максимальные скорости. И в данной ситуации, карбон является максимально эффективным материалом, который дает возможность достичь поставленных целей и одержать победу.

Цена карбонового велосипеда

Безусловно, данный тип материала является дорогостоящим, соответственно велосипед, который либо полностью, либо частично изготовлен из карбона, будет стоить солидных денежных средств. В среднем, велосипеды с карбоновой рамой находятся в ценовом диапазоне от 2000 до 5000 тысяч долларов США.

Однако, если у вас есть необходимая сумма денег, если вы занимаетесь велосипедным спортом или просто любите иметь все самое лучшее и получать максимальное удовольствие от езды, то карбоновый велосипед — это ваш выбор. За солидные деньги вы получите технику, выполненную из суперсовременного материала, которая сможет обеспечить ваши поездки максимальным уровнем безопасности и комфорта. Кроме того, велосипед, выполненный из карбона прослужит намного дольше своих аналогов из алюминия или стали.

Почему надо ездить на стали, а не велосипеде из карбона

Недавно наткнулись на интересную статью, опубликованную лет десять назад на roadbikereview.com. Речь в ней идет о преимуществах стальных велосипедов перед карбоновыми. Актуально ли подобное суждение в настоящее время или это всего лишь ворчание ретрограда, вспоминающего старые добрые времена (небо было голубее, трава зеленее – ну, вы знаете), не желающего идти в ногу со временем? Что ж, решайте сами!

Итак, вы решили отправиться в ближайший велосипедный магазин и потратить изрядное количество сбережений, чтобы купить свой первый по-настоящему гоночный велосипед, который стоит дороже, чем большинство людей заплатили за целый мотоцикл. Вы или новичок в велоспорте, или вы уже несколько лет ездите, но теперь вашей старой алюминиевой раме остался, похоже, всего один сезон до мусорного контейнера.

Вы следите за всеми классическими однодневками весны, «Джиро», «Вуэльтой», «Туром» и отмечаете для себя кто на чем едет. Вы пускаете слюни, глядя на своих товарищей по команде на дорогостоящих гоночных велосипедах, в которых больше карбона, чем на Международной Космической Станции.

Вы провели целое исследование велосипедного рынка, выучили наизусть все последние тесты лучших дорогостоящих машин из карбона, и, наконец, определились – у вас есть победитель. Чековая книжка в руке, и вы готовы опустошить свой сберегательный счёт до последней копейки. Всё, что осталось сделать, это договориться с магазином о скидочке, чтобы у вас, по крайней мере, осталось хоть немного наличных на приобретение пары запасных камер.

Но прежде, чем вы ударитесь в разгул и ваш сберегательный счёт станет более тощим, чем модель И оана Спангенберг , подумайте, уверены ли вы, что карбон самый подходящий материал рамы, которая вам нужна?

Не поймите неправильно, карбон действительно имеет свои достоинства, но повальное увлечение им, кажется, в большей степени связано с преобладающим менталитетом: что делают профессионалы, о том мечтают широкие массы. Это было верно в 70-х годах с просверленными для облегчения компонентами, в 80-х с обильным количеством геля для волос и оттенком «Брико» для линз очков, в 90-х с велотрусами из лайкры, у которых был дизайн под синие джинсы, а сегодня – с карбоновыми гоночными велосипедами.

А почему бы карбону не быть популярным? Рама и вилка весят меньше, чем упаковка жестяных банок пива, у него потрясающие возможности гашения вибраций от дороги, он жёстче, чем строительные балки (по крайней мере, поначалу) и, самое главное, углеродное волокно имеет неоспоримое преимущество: даже традиционные создатели велосипедов, которые сделали себе имя в стали, теперь переходят на карбон. Такие бренды, как Steelman, Serotta и Independent Fabrications – все терпят убытки и теперь уже предлагают покупателям индивидуальные карбоновые рамы под заказ.

Большинство велосипедистов-гонщиков простое предложение проехать гонку на стальной раме, так же как и потренироваться на ней, посчитали бы теперь шуткой. Для некоторых, по совершенно необоснованным причинам, сталь приобрела репутацию как медленный, тяжёлый и технологически отсталый материал – подобная несправедливая репутация теперь в Соединённых Штатах у дизельных автомобилей.

Но реальность такова, что сталь ещё никогда не была прочнее, легче и надежнее, чем в настоящее время. И, более того, никакой другой материал не может предложить такую универсальность для создания индивидуального велосипеда, который идеально подходит гонщику.

Массовое производство тайваньских карбоновых рам, которые часто стоят дороже, чем заказная стальная рама, даже близко не стоит по удобству подгонки, ощущениям и качеству езды, которые может обеспечить сталь, не говоря уже о ее прочности, которой хватит владельцу на всю жизнь, если за рамой правильно ухаживать.

Поэтому, прежде чем вы распотрошите бумажник, рассмотрим причины, по которым Steel is Real! — сталь действительно реальна:

Индивидуальная подгонка

Производимые сегодня карбоновые велосипеды мало того, что астрономически дороги, но к тому же ещё не подогнаны под конкретного гонщика. И хотя одно из самых больших преимуществ карбона — это его исключительная амортизация, каждая такая рама конструируется по усреднённому показателю веса, то есть, она предназначена для гонщика, весящего в среднем около 100 кг. Если вы весите килограмм 70 и ездите на велосипеде, предназначенном для 100-килограммового гонщика, то, как вы думаете, какой будет езда? Правильно, жёсткой. Жёсткой до трупного окоченения. Настолько жёсткая, что это может привести к непредсказуемым характеристикам управляемости, что неизбежно закончится разбитой головой или сломанной ключицей.

Кроме того, стальной велосипед, сделанный на заказ, сконструирован и построен именно под рост гонщика, его вес и особенности анатомии, что делает подгонку велосипеда гораздо лучше и, соответственно, значительно лучше обратную связь, управляемость и качество езды.

Вневременной стиль

Да, карбоновое волокно выглядит здорово, но его внешний вид пока не прошёл испытания временем, как заказная стальная рама. Сделанные вручную стальные муфты рамы, наросты сварных соединений труб и мелкие детали обеспечивают гораздо более личные ощущения, чем когда-либо смогут предложить серийные карбоновые рамы. Это все равно, что сравнивать сшитый на заказ хороший костюм из лучшей ткани — вручную, скрупулезно до мельчайших деталей и с любовью мастера-портного — с практичным, но рыночным ширпотребом.

Сделанные вручную стальные рамы от таких брендов как, например, De Rosa отражают личность владельца, сохранение им живой традиции велосипедов ручной работы, которая насчитывает более века. Типичная карбоновая рама может быть изготовлена в течение пары часов или даже меньше и анонимно выпущена с конвейера вкупе с тысячами своих близнецов. Производитель кастомных стальных велосипедов Брайан Бейлис утверждает, что каждая из его рам занимает минимум 100 часов вложенного труда в мастерской, и за 40-летнюю историю производства вы не отыщете двух одинаковых рам Baylis. В стали вы не просто покупаете велосипед, вы покупаете безвременно стильное произведение искусства.

Читайте также:  Педали для складного велосипеда

Минимальная разница в весе

Возможно, самая большое нарекание вызывает то, что сталь намного тяжелее карбона. Но, поверьте, эта разница сильно преувеличена. Развитие технологий стало движущей силой прихода карбона в велосипедную промышленность. Карбоновые рамы действительно раздвигают границы, некоторые из них весят около 900 грамм. Но и сталь отнюдь не стояла на месте, технологии её производства также развивались. Прежде всего, это касается тонкой стенки трубы, которая обеспечивает не только большую прочность на растяжение, но и лёгкий вес.

Самая лёгкая стальная рама весит, наверное, 1300 грамм, а спецификация велосипеда та же самая, так что разница с карбоновой рамой составляет всего грамм 400. Разве это повод для того, чтобы списывать стальную раму со счетов окончательно? Вес действительно настолько важнее качества езды? Взять 80-килограммового гонщика, который спускается на 7-килограммовом велосипеде с ветреного горного перевала со скоростью под 70 км в час: готов ли он немного пожертвовать весом для более предсказуемой езды?

В других дисциплинах, таких как велокросс, где самые лёгкие велосипеды, вес, пожалуй, даже более важен, чем для шоссе, потому что нужно постоянно поднимать и тащить велосипед на своем плече. Здесь карбон, естественно, имеет изначальное преимущество перед сталью. Тем не менее, карбоновые рамы имеют очень небольшой клиренс, и когда езда напоминает борьбу в грязи, легкий карбоновый велосипед превратится в забитый грязью якорь, сделав стальной велосипед с большими зазорами изрядно легче.

Прочность

Создатели рам работают со сталью на протяжении более века по многим причинам, но одна из самых главных — это долговечность материала. Сейчас можно видеть стальные велосипеды, созданные от 50 до 100 лет назад, которые до сих пор катят по улицам — сталь доказала свою ценность в качестве «пожизненного» материала. Карбон? Совсем не то. Вы когда-нибудь ездили на старой карбоновой раме-монокок с десятками тысяч пройденных километров? «Лапша на уши», – вот всё, что вы подумаете, если вам кто-нибудь скажет нечто подобное.

Я отчетливо помню радостное выражение на лице моего приятеля, когда он получил свою новую раму Team CSC Cervelo Soloist — это был самый счастливый день в его жизни, в жизни начинающего гонщика. Но эта радость была ничто, по сравнению с его полным унынием по возвращении с гонки, в которой он упал и сломал эту совершенно новую раму прямо на подседельной трубе. 2500 долларов на ветер только потому, что труба упала на чужой руль под неудачным углом. Стальная рама усмехнулась бы от одной только мысли об этом.

А если вы человек, у которого больше мышц, чем здравого смысла, вообще нужно держаться подальше от карбона. Стальная рама, без сомнения, сможет справиться с чрезмерной затяжкой болтов, но чуть перетяните кронштейн переднего переключателя или хомут подседельного штыря на карбоновой раме и — готова трещина, услышав звук которой, вам захочется сунуть свою голову в тиски и затянуть.

Кроме того, будьте очень осторожны при погрузке карбонового велосипеда сзади в автомобиль. Один выступающий объект тупой формы может сделать вашу новую карбоновую машину за 5 000 долларов хромее, чем скаковая лошадь с порванным сухожилием.

Что вы купите за одинаковую сумму: сделанную под заказ индивидуальную раму, подогнанную под ваш точный рост и вес, которая создана с любовью и тщательной проработкой мастером по металлу, или серийную раму, одну из тех, что, как на швейной машинке, строчат на тайваньском конвейере, ничем не выделяющуюся среди тысяч своих сестер-близняшек?

При надлежащем уходе, стальная рама, скорее всего, переживет вас, в то время как карбоновая рама вряд ли переживет задолженность по кредитной карте, в которую вы влезли для ее покупки.

В заключение

Из всех вышеупомянутых причин, самой значимой для меня является долговечность. За велосипед вы выкладываете немалые деньги. На этом велосипеде вы будете ездить каждый день (оптимистично) и пару выходных в месяц участвовать в соревнованиях (ещё более оптимистично). Если у вас, как и у большинства обычных людей в этом мире, ограниченное количество денег, вы, естественно, хотите велосипед, который будет прочным и надёжным как можно дольше, чтобы, как минимум, когда вы с ним закончите, вы могли бы продать его кому-то ещё с чистой совестью, зная, что он принесёт новому владельцу удовольствие на ближайшие годы.

Владение карбоновым велосипедом в некоторых ситуациях имеет смысл. Например, если вы получите безумно щедрое предложение от спонсора или вы профессиональный гонщик в команде ПроТура и вам подают на блюдечке бесплатные велосипеды каждый месяц. В таких ситуациях долговечность теряет актуальность, потому что вы или продадите велосипед после одного сезона, или постоянно ездите на новой раме бесплатно.

Но если ваша цель купить шоссейный велосипед, который прослужит по крайней мере от 5 до 10 лет, вы просто обязаны присмотреться к стальной раме, которая действительно откроет вам глаза на красоту и практичность стали как добросовестного гоночного материала.

Карбоновый велосипед

Углеводородное волокно или карбон — это материал, «сотканный» из нитей углерода. Они тонкие, как человеческий волос, но прочные, как сталь. Их очень тяжело порвать, но сломать вполне возможно. Именно поэтому при производстве деталей используют несколько слоев карбона. Накладывая карбоновые слои друг на друга в различном порядке, производители добиваются наибольшей износостойкости и ударопрочности. Несмотря на свою «молодость», карбон уже прочно закрепился на рынке высокотехнологичных материалов.

Использование карбона

Сначала им заинтересовались космические и военные специалисты. Еще бы! Вещество, позволяющее снизить вес в несколько раз и при этом имеющее отличные показатели в прочности — это ли не чудо?

Затем углепластик постепенно начал завоевывать автомобильную отрасль. Сначала это были отдельные детали, требующие высоких результатов в устойчивости к разрывам, сейчас же карбон чаще всего служит эксклюзивным украшением авто, например как карбоновая «юбка».

И вот, сравнительно недавно, углеводородное волокно стали использовать на благо спортивных достижений. В частности, оно широко применяется для создания велосипедной рамы.

Дань моде или шаг в будущее?

На протяжении многих лет рама велосипеда изготовлялась из стали или алюминия. Прочная, легкая, износостойкая — она идеальна для велотуризма и профессиональных марафонов. Но постепенно место железа занимает карбон, значительно превосходящий металл по многим показателям.

Все чаще на турнирах по велоспорту можно встретить карбоновые велосипеды, да и любители обычных прогулок по парку не гнушаются приобретать дорогостоящие модели. Оправдано ли такое массовое увлечение новыми технологиями или это всего лишь очередная модная тенденция?

Главный секрет углеводородного волокна заключается в его изготовлении. Сложный технологический процесс запекания деталей, их выпиливания и соединения дает гарантию надежности. Однако в погоне за быстрой прибылью, фирмы-однодневки часто сокращают стадии и время производства, тем самым значительно ухудшая технические характеристики.

Такие карбоновые рамы от качественных аналогов на глаз не отличишь, зато при любом, даже самом незначительном повреждении, байк развалится буквально под хозяином. И все же именно спрос рождает предложение. Желая оказаться в тренде и при этом сэкономить, многие велолюбители готовы рискнуть и приобрести карбоновый велосипед подпольного изготовления.

Сталь или карбон?

Главным конкурентом углепластика в вопросе надежности и долговечности является сталь. Многие приверженцы консервативных взглядов считают, что металл намного больше подходит для изготовления велосипедных рам. И на то есть весомые аргументы:

  • Цена. Стоимость типового байка из карбона сомнительного качества значительно превышает цену стальной рамы, сделанной на заказ.
  • Долговечность. На сайтах и газетных страницах частенько можно увидеть объявления о продаже «стального коня» с рук. Даже спустя 10, 20, 30 лет велосипед не утрачивает своих основных характеристик. Разве что потускнел от времени. При этом продажа подержанного байка из углепластика — случай редкий. Рама такого велосипеда не всегда находит второго хозяина.
  • Ремонт. И здесь любителям металла впору ликовать. Все дело в том, что при сильном ударе карбоновая рама не гнется, а ломается на части. Как ваза, разбившаяся о кафель. То есть восстанавливать двухколесного друга бессмысленно и дорого. Рассказывать же о ремонте стальных рам не имеет смысла. Каждый велолюбитель со стажем хотя бы раз самостоятельно паял или выравнивал детали. Да, внешний вид байка после этого, прямо скажем, не праздничный, но ведь это уже особого значения не имеет.

И все же карбоновая рама находят своего потребителя. Ведь новейшие технологии изготовления предлагают неоспоримые плюсы своего товара. Во-первых, вес углепластиковой рамы может быть меньше килограмма. Возможно, для катания вокруг дома или до магазина этот аргумент не слишком актуален. Зато легкость байка в полной мере оценят любители дальних туристических маршрутов. Когда велосипед необходимо пронести на себе в гору, каждый грамм имеет значение.

Во-вторых, амортизация на таком средстве передвижения продумана до мельчайших деталей. Ни одна кочка или пригорок больше не будут неприятно отзываться эхом во всех органах едущего. Карбоновая рама остается в неподвижном состоянии. Это неоспоримый плюс. Ну и, в-третьих, благодаря цвету и фактуре карбона, байк выглядит стильно и модно. На таком не стыдно и девушку на свидании прокатить!

Секреты производства

Многие мастодонты изготовления велосипедного «железа» все чаще приходят к выбору переориентирования производства на создание карбоновых деталей. И это вполне объяснимо.

Во-первых, углеводородная рама велосипеда делается вручную, с минимальным участием техники. А это значит, что можно сохранить количество рабочих мест и не растрачиваться на ремонт дорогостоящего оборудования.

Во-вторых, спрос на новейшие технологии только растет, а значит, сулит большую прибыль. И речь идет не только об обычных покупателях, но и о звездах велосипедного спорта мирового уровня! Так как же выглядит процесс изготовления карбона?

  1. Чаще всего углепластик поступает на завод в виде листов, пропитанных смолой. Реже — как катушки ниток;
  2. Материал режется на части, соответствующие деталям велосипеда. Однако уже здесь производители берут во внимание тот факт, что при наложении слоев, волокна должны «смотреть» в разные стороны для большей надежности. Поэтому полоски углеводорода не всегда идеально подходят под предполагаемую форму;
  3. Затем происходит непосредственное создание чуда. Карбон нагревают и как бы лепят с его помощью раму велосипеда. Этот процесс требует предельного внимания и сосредоточенности;
  4. Переходим к «горяченькому». Все детали фиксируются и укладываются на специальную форму. Пункт назначения: печь!;
  5. После нескольких часов томления, карбоновая рама достается, и ей дают остыть. На этом же этапе проверяют все стыки, неровности и недочеты;
  6. Теперь можно и шлифовкой заняться. Все основание будущего байка зачистят и покрасят;
  7. Рама готова!

Своими руками

Несмотря на довольно кропотливый технологический процесс, народные умельцы умудряются воссоздавать карбоновые рамы своими руками. В интернете можно найти массу видео и фото-инструкций с описаниями на эту тему, начиная от чертежей и заканчивая температурой печи. Удивительно, но у них действительно получается отличная рама! Может, получится и у вас? Ведь создание собственного байка своими руками — поистине бесценное удовольствие!

Карбоновая рама велосипеда — предмет долгих и жарких дискуссий в интернете. Одни считают ее дорогим, но бессмысленным китчем. Другие уверены, что время алюминия и стали осталось в прошлом и теперь будущее за высокими технологиями. Тратить ли все свои средства на приобретение карбона — решать только вам. Однако стоит лишний раз подумать и сделать правильный выбор.

Ссылка на основную публикацию