Харьковский завод велосипедов - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Харьковский завод велосипедов

История Харьковского Велосипедного Завода и его продукции

Если вы родились более, чем 30 лет назад, то наверняка слышали про Харьковский Велосипедный Завод и его продукцию. Сегодня мы окунём вас в детство и познакомим со основными моделями велосипедов этого предприятия.

История создания завода

Можно сказать, что история Харьковского Велосипедного завода началась с Первой мировой войны, именно из-за неё в 1915 году пришлось эвакуировать «Фабрику велосипедов» Александра Лейтнера из Риги в Харьков.

Через 8 лет, 3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Это и послужило началом для первого государственного велосипедного завода СССР, про который сегодня и пойдёт речь.

После слияния двух предприятий на заводе работало всего 50 человек, эвакуировавшихся из Риги в Харьков ещё в 1915, однако эти ребята были не лыком шиты! В условиях жесткого дефицита труб для велосипедов кто-то из коллектива предложил использовать кавалерийские пики, оставшиеся после 1 мировой войны, на том и порешили. Пики нарезали на трубки, набивали песком и вручную изгибали. Это позволило создать несколько прототипов и в 1924 преступить к серийному производству. Всего в 1924 было изготовлено и выпущено более 1000 велосипедов.

Кругосветное путешествие

В это же время, тройка студентов Московского Института Физической Культуры (ныне известный как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) загорелись идей кругосветного путешествия на велосипедах. И 1 июля 1924 года, Андрей Князев, Илья Фрейдберг и Жорж Плещ, сделав несколько кругов по Московскому стадиону, отправились в кругосветку.

Несмотря на то, что на их пути встречались дикие звери и непогода, нападение на Жоржа в Шанхае, с последующим ножевым ранением и выбыванием его из кругосветки, велосипедистам удалась их затея. 6го марта 1927 года, спустя 2 года 8 месяцев и 6 дней Князев и Фрейдберг прибыли в Москву. Они преодолели 45 000 км, 25 900 из которых проехали на велосипедах Харьковского завода, это был успех!

«Украина» (первая единая модель), по сути первая модель велосипедов из выпускавшихся на заводе массово без особых конструктивных изменений с 1926 по 1935 год. По примерным оценкам, за годы производства было выпущено более 150 000 таких велосипедов.

Всего же модельный ряд «Украина» насчитывает около 40 модификаций, выпускавшихся в различное время с 1926 по 1996 годы. Эти велосипеды закупались почтой колхозами и простыми гражданами, и были практически неубиваемыми. Багажник выдерживал вес пары мешков картошки, а когда нужно было поехать на озеро, то даже парочку друзей. Велосипед приобрёл хорошую славу и был повсеместно распространён. На нём ездил и стар, и млад, кто-как горазд. Достать детский велосипед временами было проблематично, поэтому те, кто, сидя на седле не дотягивался до педалей, катался под верхней трубой рамы.

Серия советских дорожно-туристических велосипедов «Турист» хорошо известен всем, кто родился в СССР. Эта модель была переходной между относительной простой «Украиной» и предназначенным для спортсменов и гонок «Старт-шоссе». Велосипед имел более узкие шины, 4 скорости и ручные ободные тормоза. Так же был оборудован багажником, хотя тот уже не мог похвастаться такой прочностью, как багажник «Украины». В отличии от «Старт-шосссе» имел крылья и более прямую посадку.

«Старт-шоссе» — это предел мечтаний любого советского школьника или любителя велосипедов. Самая топовая модель из массово выпускавшихся велосипедов. И стоит сказать, что было чем восхищаться! Высокопрочная и лёгкая рама из легированной стали весом в 2.2кг, 10 передач (2 звезды спереди и 5 сзади) и 5 размеров ростовки! На этих велосипедах участвовали в гонках и тренировались спортсмены. Владельцы данных велосипедов вспоминают неиндексные манетки не злым, тихим словом. Эта деталь требовала бережного отношения и точности при переключении передач. После переключения их постоянно приходилось подстраивать, чтобы оба переключателя были точно выставлены и не тёрли о цепь. Но в любом случае – это был лучший велосипед в СССР, который мог получить простой обыватель.

Было у завода и единственное в СССР конструкторское бюро – Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело), которое выполняло спецзаказы для лучших спортсменов со всего СССР.

Именно здесь разрабатывалась геометрия будущих рам для олимпийцев. В 1979 году проводились эксперименты по созданию рамы из композитных материалов, но к Олимпиаде 1980 раму сделать не успели и ограничились лишь композитными колёсами. На долю этого бюро выпала возможность создать «Метеор», «Квант», «Спринт» и самый известный и футуристичный велосипед СССР «Тахион», даже сейчас он выглядит весьма достойно.

К началу 1986 года завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира, но перестройка и распад СССР загубили весь промышленный потенциал. Сейчас основной доход завода идёт от сдачи в аренду бывших производственных площадей, товаров народного потребления (ручные тележки, сушки для посуды и т.д.) сборки дешевых китайских «ашанов» и мелкосерийного производства «Украин», хотя это уже далеко не те велосипеды, что были раньше.

С оновными вехами развития завода вы можете ознакомиться ниже:

Велосипеды ХВЗ

Свою работу Харьковский велосипедный завод начал в 20-х годах прошлого столетия. За всю историю завод выпустил более миллиона велосипедов различной категории, среди которых были и дорожные, и спортивные, и туристические. Важным моментом в истории фирмы является Олимпиада 1980 года. Тогда завод получил заказ на изготовление специальных моделей велосипедов для трека и шоссе «Рекорд» и «Чемпион шоссе» соответственно. После этого велосипеды ХВЗ стали пользоваться еще большей популярностью.

Сегодня же штат Харьковского велосипедного завода составляет 500 человек. На нем изготавливается продукция под брендом «Водан». В 2012 году Украинская почта сделала заказ на производство велосипедов специально для развоза писем и посылок.

Линейки велосипедов ХВЗ

За все время работы на ХВЗ было разработано более 30 моделей велосипедов для различных категорий людей. На нем изготавливались и детские, и профессиональные велосипеды. Некоторые модели обретали большую популярность в широком кругу людей, а другие выпускались в количестве пары экземпляров. Самыми многочисленными линейками велосипедов являются:

Особенности моделей великов от ХВЗ

Спутник

Спутник насчитывает 6 моделей. Данная линейка предназначалась для взрослых, так как детям было бы элементарно неудобно управляться с такой большой рамой. Особой популярностью «Спутники» пользовались у туристов. Они, и правда, были хорошими спутниками любого путешественника, потому что обладали хорошими техническими характеристиками, небольшим весом и неприхотливостью. Модель В-34 выпускалась в 60-е годы ХХ века. Она была оборудована ручными тормозами и тремя передачами. В дальнейшем данный велик только совершенствовался. Была и облегченная модель для занятия спортом ХВЗ 153-424 «Спутник».

Турист

Нетрудно догадаться, что данный велик был ориентирован именно для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» были оборудованы двумя багажниками на заднем и переднем крыле. Это позволяло без лишних усилий загружать велосипед рюкзаками и другим необходимым грузом. 4-хскоростная трансмиссия и узкие дорожные покрышки позволяли легче проезжать большие расстояния по дорогам.

Украина

Первая модель, которую начал производить Харьковский завод. Она же и пользовалась бОльшей популярностью. На этом велике можно было проехать практически по любой дороге с любым покрытием. Не зависимо от того, была это грунтовая или асфальтовая дорога, «Украина» проявлял себя всегда хорошо. Рама изготавливалась из стали, а колеса были размером в 26 дюймов. В комплекте шли крылья и багажник.

Старт-Шоссе

Старт-Шоссе – это олицетворение скорости в продукции ХВЗ. Данная модель велика была ориентирована в основном на спортсменов, причем не обязательно на профессиональных. Ее вес составлял чуть более двух килограммов, а технические характеристики ничем не уступали зарубежным конкурентам. Данный велосипед был оборудован 7-ю скоростями и клещевыми тормозами для шоссейников.

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Читайте также:  Упражнения ножницы и велосипед

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ. Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры. Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.

Заключение

Велосипеды ХВЗ – важная веха в истории советского велоспорта. На велосипедах этой фирмы можно было легко отправиться в лес за грибами и поучаствовать в соревнованиях. Данные велосипеды пользовались большой популярностью среди любителей и профессионалов. Они были помощниками туристу и забавой для ребятни.

Сегодня ХВЗ уже растерял былую популярность и оборот продукции не такой, как был в 60-80-е годы ХХ века. Тем не менее даже старинные модели, такие как Спутник, не остаются без внимания и по сей день.

Велосипеды ХВЗ: испытанные временем и потребителями

История Харьковского завода по производству велосипедов, названного в честь Г.И.Петровского, насчитывает уже почти целое столетие. Впервые с конвейера сошли новенькие модели роверов еще в 1923 году. Годом позднее два авантюрных студента, Фрейдберг и Князев, задумали беспрецедентное испытание велосипедов. Затеяв объехать на еще не испытанных временем моделях велосипедов практически кругосветное путешествие, рисковали они сильно. Тем не менее, байки с успехом преодолели большую часть России и Поднебесной, европейских и латиноамериканских стран.

Интересно, что харьковский велосипедный завод с тех пор лишь поднимает планку качества: 25% роверов, которые собирают в СНГ, выходят с конвейера именно этого старейшего предприятия. Первое государственное учреждение, ориентированное лишь на выпуск велосипедов начинало лишь с нескольких экспериментальных моделей, которых становилось больше с каждым годом. Кстати, на момент становления завода в цехах велосипеды производили преимущественно вручную.

1926 год был ознаменован выпуском первой модели, названной «Украина», которых за 2 года вышло более 11000 экземпляров. Наращивал объемы производства завод вплоть до второй мировой и перепрофилирования под военные нужды, а по ее завершении незамедлительно вернулся к обычной деятельности. Выпускались женские и детские роверы, ситибайки и спортивные модели. Недавно завод обновил линейку продукции байков, существенно расширив и адаптировав под нужды покупателей.

«Украина»: дорожный байк с долгой историей

Пожалуй, ни один велосипед не пользовался такой заслуженной популярностью, как «Украина». Символ дорожного ровера в СССР, он ценился за невысокую стоимость и неприхотливость. Ездить на таком байке можно было хоть по асфальту, хоть по грунтовке, поэтому его одинаково активно приобретали сельские и городские жители.

Женская модель ХВЗ “Украина” .

Мужская модель ХВЗ “Украина” .

Все модели снабжены крыльями, которые надежно оберегают байкера от грязи и брызг, а также имеют багажник для перевоза грузов.

Велосипед “ХВЗ Украина LUX” .

«Турист»: история и актуальное время

Велосипед ХВЗ “Турист” .

Сегодня байк относится к многоскоростным, выполняется на раме из стали, которая имеет сварную конфигурацию. Традиционно эту деталь для ровера производят из небольших и тонких стальных трубок, которые одновременно дают конструкции прочность и облегчают ее. Тормоза, которыми комплектуется байк, относятся к типу V-brake. Современное производство модели предполагает использование запчастей от компании Ventura. Среди дополнительных плюсов байка называют наличие защитных крыльев, которые препятствуют попаданию брызг, а также мобильного багажника. Руль монтируется на вынос. Стоимость ровера составляет менее 100 долларов, однако по надежности этот байк дает фору многим конкурентам, даже более дорогим.

«Старт-шоссе»: для любителей и продвинутых

Велосипед ХВЗ “Старт-шоссе” .

Если выделить плюсы советского шоссейника, стоит указать на удобство посадки и наличие 2х передач в задней части и 5ти — в передней. Кроме того, наличие шин однотрубной конструкции дополнительно облегчает модель и делает ее более спортивной. Удобство обеспечивает каркасное седло, а надежность эксплуатации — клещевые тормоза. Дополнительное усиление педалей из металла позволяет экономить усилия байкера при езде.

«Спорт»: для туризма и отдыха

Велосипед ХВЗ “Спорт” .

«Рекорд»: трековая советская модель

Велосипед ХВЗ “Рекорд” .

Модель очень облегчена: масса ровера не превышала 8,6 кг для развития скорости на треке. Профессиональные спортсмены высоко оценивали жесткое седло: оно опиралось на верхнюю трубу, было сделано на основе стали и покрыто пластиком. Раму изготавливали из легированных сортов стали в виде труб с тоненькими стенками. Все было направлено на облегчение конструкции и сохранение производительности, поэтому колеса обязательно комплектовались облегченным вариантом ободов и производились на основе профильной трубы из дюралюминия и спецсплава. Спицы на колесах предполагались редуцированные, со снижением диаметра в средней части. Для руля выбирали особо прочный сплав алюминия, а располагали его глубоко, с удлинением выноса.

Благодаря использованию дюралюминия и других легких сплавов для передней звезды и шатунов конструкторам удавалось дополнительно снизить массу ровера.

«Спутник»: еще один друг туриста

Велосипед ХВЗ “Спутник” .

Спецзаказ: велосипеды с индивидуальностью

Отдельно стоит упомянуть спецзаказы. Сюда входят трековый байк «Спринт», который изготавливали исключительно для самых выдающихся советских гонщиков, которые использовали ровер для командных заездов и индивидуальных. При этом работа была штучной, под особенности конкретного велоспортсмена. Для производства байка брались трубы исключительно импортные.

Велосипед ХВЗ “Метеор” .

Велосипед ХВЗ “Тахион” .

Сегодня завод, в сотрудничестве с компанией «Usi», выпускает горные, подростковые, шоссейные, городские модели байков по привлекательной цене. Покупатели по-прежнему ищут на велосипедах знакомый с детства логотип с ласточкой и лучами солнца, который и сегодня остается украинским знаком качества для велосипедов.

Видео. Репортаж о Харьковском велосипедном заводе

Велосипеды «Турист»: история, характеристики и тонкости выбора

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Данная модель велосипеда настолько актуальна, что даже в настоящее время выпускается на Харьковском велозаводе. Конечно, современная версия отличается от своего предшественника, но это все тот же велосипед «Турист».

История создания и развития

ХВЗ имени Г. И. Петровского был основан в 1923 году. Первый «Турист» сошел с конвейера в 1949 году, и изготавливался он вплоть до 1961 года. За время данного этапа производства было создано три модификации товара, а именно: В-31, В-32 и В-33.

Велосипед серии В-31 представлял собой 1-скоростное изделие с механизмом свободного хода. Но так как он имел всего одну скорость, его производство прекратили, а поскольку выпуск производился тогда маленькими партиями, то эту модель уже невозможно найти у кого-то в пользовании.

Конструкция модели В-32 похожа на В-31, но у нее была особенность. Изделие обладало 3 скоростями, которые можно было переключать во время движения. За время выпуска транспортное средство почти не менялось, однако к концу производства все же некоторые изменения были внесены. Заменили оригинальный переключатель скоростей на телескопический, а также поменяли конструкцию вилки.

Для средства передвижения В-33 стала применяться хромированная сталь, которая заменила алюминий. Втулки видоизменились и стали, как у всех туристических моделей, которые выпускались на ХВЗ. В дизайне товара была видоизменена эмблема. Именно В-33 стал основоположником классического представления о конструкциях туристических средств передвижения.

Характерной чертой старой версии велосипеда были такие незначительные вещи, как, например, цепочка, чтобы не утерять колпачок от камеры.

С 1961 года у велосипеда изменилось название, и вместо «Туриста», он стал называться «Спутник». Такие изменения были связаны с достижениями в космической сфере. Первой версией под данным названием стала модель В-34, которая была немного модернизирована. Руль изготовили из алюминия, а также убрали гребень с крыльев. Далее во всех последующих моделях менялся только внешний вид, а также некоторые детали изготавливались из других материалов. Существенным отличием можно считать преобразование трансмиссии, поскольку добавилась еще одна скорость.

Геометрия транспорта сохранялась вплоть до В-301, а у данной модели были изменены перья, их длина стала меньше.

Первоначальное название линейки вернулось в 1977 году, однако новая модель велосипеда была схожа во всем, кроме дизайна, с моделью «Спорт 542-01». «Спутник» же стал отдельной линейкой, и выпуск его продолжался до 1983 года.

Новая модель транспортного средства появилась в 1980 году и выпускалась на протяжении 7 лет. Затем было принято решение изменить дизайн, но при этом не менять конструкцию велосипеда. Данную модель 153-421 нельзя назвать особо успешной, поскольку качество металла было не очень хорошим, что отразилось на раме.

В СССР последний выпущенный велосипед «Турист» старой версии имел нумерацию 153-452, и имел следующие изменения:

  • тормозная система стала алюминиевой;
  • изменилось крепление багажника.
Читайте также:  Велосипед на знаке дорожного движения

Однако версия обладала существенными недостатками, поскольку качество было не на высоте, и практически все соединения изделия можно было отнести к бракованным.

Но если не обращать внимания на последние модели, это транспортное средство по праву можно назвать основоположником современных дорожно-туристических велосипедов.

В сравнении с обычными дорожными изделиями этот имел облегченную конструкцию для более быстрого передвижения. Однако спустя некоторое время ХВЗ возобновил производство данной модели, поскольку она пользовалась большой популярностью, но уже в более современном виде.

Технические характеристики

Первые 3 модели транспортного средства «Турист» были схожи между собой по техническим параметрам.

Примерный вес составлял 14 кг, у транспорта имелось 3 передачи, в последней модели появилась 4 передача. Педали были облегченными, литыми. На выбор можно было установить жесткое или мягкое сиденье. Материалом для изготовления служила хромированная сталь, поэтому данные велосипеды считались надежными и неприхотливыми в уходе.

У велосипедов размер колес составлял 622 мм, а диаметр равен 28 дюймам. Отличительной чертой туристических моделей велосипедов по сравнению с шоссейными являлась их увеличенная колесная база. Ширина колеса 25 мм, за счет этого уменьшается трение и минимизируется прикладываемая физическая нагрузка при поездках. Сами шины стали более надежными, что дало возможность пересекать на таких велосипедах неровные дороги, и совершать прогулки в лесах.

Высота рамы транспортного средства варьируется от 540 до 600 мм, с шагом 20 мм.

В комплекте к изделиям шли звонок, фонари на колеса и насос. На самом предприятии устанавливали багажник, а также на раме присутствовала подрамная сумка, в которой находились инструменты. У некоторых моделей бонусом шел фонарь с электрогенератором.

Задние звезды велосипеда имели от 16 до 24 зубьев, у передней звезды 51 зубчик. Присутствовал как задний, так и ручной тормоза.

Отличительной характеристикой «Туриста» являлся его руль, такая интересная форма позволяла легко заезжать на горы, тратив при этом меньше физической силы, чем при использовании обычного руля.

Новая жизнь средства передвижения

Поскольку данное транспортное средство было выполнено качественно, и срок его службы при должном уходе практически неограничен, многие пользователи хотели бы обновить своего двухколесного друга.

Первым, что будет требовать замены при преображении велосипеда, это:

Если вы не хотите сами заниматься ремонтом данного изделия, лучше обратиться в мастерскую, но если вы уверены в своих силах, то комплектующие стоит все же выбирать от зарубежных производителей.

Чтобы сильно не тратиться по финансам, некоторые комплектующие можно купить и от первоначального производителя, а именно: Харьковского велозавода. Помимо замены некоторых деталей, практически все владельцы обновляют краску на изделии, придавая ему более современный вид.

В настоящее время необходимо быть заметным на проезжей части, поэтому следует провести парочку экспериментов с освещением. В продаже имеются подсветки на колеса и саму раму. Можно выбрать светоотражающую краску – так вас в темное время суток точно заметят, и вы не будете препятствием на дороге. Что также обеспечит вам безопасное передвижение.

Современный «Турист»

На официальном сайте Харьковского велосипедного завода можно наткнуться на современную модель велосипеда «Турист».

Модель 48 SH имеет высоту рамы 540 мм, диаметр колес 28 дюймов, доступен в трех цветах: черный, белый и темно-коричневый. Количество передач у современного изделия – 7. Длина базы 1095 мм. Средство передвижения оборудовано багажником и подножкой, имеет комфортное современное сиденье и защиту цепи.

Педали выполнены из алюминия от фирмы Neco.

Рама, выполненная из стали, является оптимальным вариантом, поскольку она легкая в ремонте и наиболее прочная. Этот материал весит немного больше других, поэтому современная модель по весу превышает первоначальные велосипеды «Турист».

Отличительной чертой модели «Турист» 49 BA SH является его рама, поскольку от классической закрытой она отличается своей формой, что больше схожа с открытой двойной. Это делает модель более удобной в сравнении с первоначальным вариантом велосипеда.

На данный момент предприятие предлагает бесплатную доставку при покупке данных средств передвижения.

Отзывы пользователей

В основном все отзывы о товаре положительные, многие отмечают практичность и надежность велосипеда. Многим пользователям велосипед достался от старших родственников, поэтому они с уверенностью могут говорить о таких качествах изделия, как долговечность.

Еще из отзывов можно понять, что транспортное средство легкое и практичное, поскольку на изделие есть возможность установить дополнительно корзину для перевозки вещей. А его винтажный вид привлекает внимание и вызывает ностальгические воспоминания о детстве.

Велолюбители со стажем отмечают, что Харьковский завод по производству велосипедов в XX веке выпустил по-настоящему отличный велосипед, который сохранился и до наших дней. Изделие легкое и маневренное, и им нетрудно управлять, а также за счет его особенности не нужно прикладывать большую силу для подъема на гору.

Туристическая модель обрела популярность не только среди любителей ездить в горные походы или на далекие расстояния, но и среди обычных граждан. Благодаря своей невысокой цене его мог приобрести любой желающий, что также поспособствовало его популярности. А его надежность и качество сборки до сих пор не оставляют равнодушными некоторых пользователей, ведь не зря завод возродил свою самую разбираемую модель транспортного средства.

Обзор велосипеда XB3 «Турист» смотрите далее.

Харьковский велосипедный завод — история, продукция и интересные факты

Харьковский велосипедный завод был основан российским купцом около 130 лет назад. До революции байки завода носили название «Россия», закупались военным ведомством для армии, а компания внедряла передовые технологии, стремясь превзойти европейские аналоги, что во многих случаях удавалось. В советский период мечтой всех велосипедистов был велосипед марки «Украина». Сегодня завод выпускает современные модели байков.

Рижский новатор

Харьковский велосипедный завод берет свое начало со времен царской России. В 1889 году русский купец А. А. Лейтнер открыл в Риге маленькую фабрику по производству новой, быстро ставшей модной техники – велосипедов. Первоначально штат сотрудников состоял всего из трех рабочих и самого владельца, выпускавших велосипеды типа «паук». Постепенно производство развивалось. Заслуга Лейтнера состоит в том, что как истинный предприниматель, он стремился предоставить покупателю лучшую продукцию и сам знал в ней толк.

Александр Лейтнер был человеком с отличными качествами предпринимателя и знаниями инженера-конструктора. Являясь членом правления Рижского велосипедного общества, он посещал тематические выставки в разных странах мира и следил за новинками на велосипедном рынке. Мода на новый вид транспорта набирала обороты: на смену громоздким «паукам» пришли модели типа «сафети». Долгое время продукция распространялась только в нескольких губерниях, соседствующих с производством, которое уже имело свое имя — «Россия».

В 1896 году фабрика принимает участие во Всероссийской выставке, что проходила в Нижнем Новгороде. Стенд с продукцией Лейтнера, состоящий из двенадцати моделей велосипедов, имел оглушительный успех. К этому моменту производство выпускало 15 наименований дорожных и гоночных велосипедов. Господин Лейтнер получил медаль выставки, что являлось знаком признания и помогло вывести продукцию на национальный уровень.

Военный заказ

К началу 20 века на фабрике «Россия» выпускались дамские, мужские, дорожные, грузовые, детские, тандемные велосипеды. Весь ассортимент насчитывал более 20 моделей. Ценовая политика была демократичной, так самый дешевый велосипед стоил 130 рублей, многоместные модели оценивались в сумму около 450 рублей. Сам Лейтнер внес инновации в конструкцию задней втулки и запатентовал изобретение, которое оказалось весьма удачным, обеспечив отечественным велосипедам высокие конкурентные преимущества на мировом рынке.

Военное ведомство царской России со вниманием относилось к новинкам, и в 1913 году фабрика получила заказ на изготовление 1 тысячи дорожных мужских велосипедов. Такие заказы поднимали рейтинг предприятия на самый высокий уровень, что положительно отражалось на количестве остальных заказов фабрики. Годовой оборот компании достигал 400 тысяч рублей, а выпуск продукции отметил цифру в 8 тысяч единиц за год.

Из Риги в Харьков

В 1915 году линия фронта проходила недалеко от Риги, потребовалась эвакуация предприятий стратегического значения. 24 июля 1915 года все производственные мощности были переправлены в Харьков, в помещения бывшей фабрики Гельферикс-Саде. На новом месте в 1916 году предприятие начало выпуск складных военных велосипедов «Дукс боевой». По заключенному контракту компания должна была отгрузить военному ведомству 3 тысячи армейских велосипедов.

До ноября 1917 года с завода Лейтнера было отправлено на фронт 3600 боевых моделей. За всю историю существования компании с производственных линий выпущено более 100 тысяч велосипедов, освоено более 60 моделей. В активе дореволюционной истории компании находится выпуск первых мотоциклов, трициклов и нескольких типов автомобилей.

Читайте также:  Велосипеды для перевозки людей

После революции

После революции и окончания войны разоренной стране требовался транспорт. Как оказалось, велосипед – идеален во всех отношениях. К началу Первой мировой в России существовало два крупных производителя велосипедов – московский завод «Дукс», в годы войны перепрофилированный на выпуск авиационной техники, и завод Лейтнера, предусмотрительно эвакуированный в Харьков. В дореволюционное время в России выпускалось около 25 тысяч велосипедов в год.

В 1923 году Харьковский велосипедный завод, еще именовавшийся предприятием Лейтнера, с большим трудом выпускал всего несколько тысяч машин в год. Городские власти приняли решение оптимизировать производственные мощности и организовать велосипедный государственный завод имени Г.И. Петровского. В рамках этапов модернизации производства мощности были переведены в новые цеха, куда подходила ветка железной дороги. Общая территория занимала площадь более 3 гектаров.

К началу восстановления завода в штате оставалось около 50 опытных сотрудников, имевших богатый практический опыт. Из них был сформирован основной состав наставников, мастеров и инструкторов, которым предстояло обучать новичков работе на нестандартном высококлассном оборудовании. В 1924 году Харьковский велосипедный завод завершил год выпуском более 1 тысячи велосипедов.

Наращивание производственных темпов

В народе говорят — «голь на выдумки хитра», что полностью находит подтверждение в реальной жизни. В разоренной стране не было никаких комплектующих для выпуска велосипедов, но имелось много производств с невостребованной продукцией. Путем нехитрых размышлений и подгонок мастера завода начали применять вместо английских рам казацкие пики, сваленные на территории соседнего завода со времен Первой мировой войны.

К 1926 году закупки комплектующих иностранного производства были налажены. Из Англии выписывались стальные цельнотянутые трубы, велосипедные цепи, ленты для ободьев холоднокатаные, химическая продукция и расходные материалы. Часть необходимых материалов импортировалась из Германии.

Достаточное количество материалов и полноценные производственные циклы позволили выпустить первый официальный велосипед собственного производства, получивший название «Украина». До 1927 года Харьковский велосипедный завод на старом оборудовании выпустил почти 12 тысяч велосипедов данной модели.

Эвакуация

Харьковский велосипедный завод был подвержен модернизации в 1929 году, что позволило освоить выпуск усовершенствованных моделей и увеличить годовую выработку готовой продукции. До 1941 года предприятие выпустило около 1 миллиона велосипедов. С началом военных действий завод спешно эвакуировали в Бухару, где за несколько недель был восстановлен производственный цикл, ориентированный на выпуск продукции для фронта.

С кардинальной переменой ситуации на фронте становилось понятно, что Харьковский велосипедный завод будет возвращен на Украину. Осенью 1944 года начался процесс реэвакуации, а уже в начале следующего года предприятие восстановило производство техники для военных целей. В июне 1945 года завод приступил к выпуску мирной продукции – велосипедов.

Восстановление

Послевоенные годы принесли предприятию бурное развитие. Продукция Харьковского велосипедного завода была востребована по всему СССР. В 1948 году были заложены линии по выпуску женской и детской моделей. Над новыми образцами трудились сотрудники конструкторского бюро завода: талантливые инженеры и техники. Согласно планам, завод к концу пятилетки должен был выпускать 350 тысяч единиц продукции в год.

Предприятие разрасталось, появлялись новые цеха, увеличивался штат сотрудников. На развитие производства в 1948 году предприятию было выделено три миллиона рублей. Часть этих денег была направлена на строительство жилья для работников. Предприятие работало в три смены. В 1949 году была разработана модель спортивного велосипеда В-31 с одной скоростью, впоследствии модернизированного до двух скоростей.

Велосипеды Харьковского велосипедного завода в 1950 году принимали участие в международных соревнованиях, не уступая в технических и качественных характеристиках зарубежным аналогам. В 1948 году началось расширение производственных площадей и реконструкция предприятия. Это послужило сверхплановому выпуску необходимой техники на 10 340 единиц продукции.

Большое внимание уделялось социальной сфере. Наряду с расширением заводских площадей строилось жилье, объекты социального назначения – столовые, дома отдыха, библиотека, начали работу детские кружки творчества и спортивные секции.

Расцвет и перестройка

В середине семидесятых годов на заводе выпускался обширный ряд продукции, включавший спортивные, детские, туристические и прочие модели. Общий выпуск достигал 800 тысяч велосипедов в год. ХВЗ был единственным профильным предприятием в стране, где велся выпуск легкодорожных и спортивных велосипедов высокого класса и качества.

В 1979 году, к моменту проведения Олимпийских игр в Москве, на Харьковском велосипедном заводе разработали уникальные для тех лет модели спортивных велосипедов – «Москва-80» и СЗ «Чемпион шоссе». Рамы спортбайков были выполнены из углеводородного волокна и имели новаторское конструкторское решение. К сожалению, модели не были окончательно готовы к Олимпиаде, и проект не получил развития.

В 1983 году с конвейера Харьковского велозавода сошла 23-х миллионная машина. Начало девяностых для всех сфер производства принесло ломку экономических связей и падение объемов выпуска продукции. Финансовое состояние ХВЗ было существенно подорвано. В 1991 году компания ЧПТФ «ЮСИ» стала главным акционером Харьковского велосипедного завода.

С 2001 года объем производства наращивается, расширяется линейка моделей велосипедов. Часть продукции выпускается под торговой маркой «Водан». На сегодняшний день компания формирует дилерские сети по Украине и в России.

Продукция

Велосипеды ХВЗ (Харьковского велосипедного завода) пользовались огромной популярностью по всей территории Советского Союза. Многие модели стали легендарными, славились качествами и легкостью ремонта. Мальчишки всей страны учились ездить и осваивали инженерные навыки с велосипедами «Украина».

Самые популярные модели ХВЗ:

  • «Украина». Самая массовая марка велосипеда, получившая большое количество модификаций. Классические образцы выполнялись в мужском и женском варианте и одинаково хорошо ездили по асфальту и грунтовым дорогам. Модель «Украина LUX» отличается от классики наличием ободов из сплава алюминия. Комфорт длительных поездок обеспечивает шатун, кареточный узел и передний тормоз. Модель выпускается с традиционной и заниженной верхней перекладиной, снабжена просторным багажником, расширенными щитками и подножкой.
  • «Турист». Также легендарная модель байка. От «Украины» отличалась облегченной массой, узкими шинами и четырьмя переключаемыми скоростями. Ручной тормоз в базовой комплектации имел задний и передний приводы. В современных высокоскоростных моделях рамы выполняются из стали, конструкция – сварная. Запасные части велосипеда производятся компанией Ventura. Цена на него невелика, а надежность превышает многие известные модели.
  • «Турист Старт-шоссе» — предназначался для профессионалов, но его легко осваивали и любители. Особенностью модели был малый вес рамы из легированной стали, всего 2,2 килограмма. Байк оснащался двумя передачами на заднем колесе и пятью на переднем. Комфорт и безопасность обеспечивали клещевые тормоза, каркасное седло и усиленные педали.
  • «Спорт». Велосипед отличался общей массой в 14,5 килограмм, передней стальной вилкой, системой из восьми передач и выносным рулем. Модель выпускалась в 70-е годы и была очень популярна у спортсменов-любителей.
  • «Рекорд» — трековая модель весом в 8,5 кг для профессиональных гонщиков.
  • «Спутник» — модель велосипеда, любимая активными туристами. Предназначалась для длительных велопрогулок как в черте города, так и на грунтовых дорогах. Характеризуется повышенной комфортностью и ударопрочностью.

Почти 130 лет развивается Харьковский велосипедный завод. Фирменные магазины предприятия на сегодняшний день можно найти только в некоторых городах Украины. Стоимость для украинских пользователей стартует от 2400 гривен.

Славится качеством выпускаемой продукции Харьковский велосипедный завод. Цены для России на современном этапе формируются частными продавцами. У них можно приобрести байк по цене от 10 тысяч до 45 тысяч рублей. Предприятие продолжает искать возможность расширения сети и открытия фирменных магазинов на территории РФ.

ЧП на заводе

В обозримой истории ХВЗ горел дважды – в 2009 и в 2017 годах. В марте 2009 года пожар охватил 150 кв. метров площади, полностью выгорел один из цехов. Возгорание произошло в середине рабочего дня, пострадавших не было. Причиной опасной ситуации была названа устаревшая электропроводка. При этом ЧП пострадал лакокрасочный цех Харьковского велосипедного завода. Пожар был ликвидирован службой МЧС Украины.

Второй случай возгорания произошел 30 марта 2017 года. На территории завода сгорел трехэтажный сборочный цех. Специалисты, приехавшие на тушение, присвоили пожару второй уровень опасности. От отравления угарным газом пострадал один из жителей Харькова.

Адрес

Центральный офис компании находится по адресу – улица Дизельная, строение 3/5.

Завод в Харькове расположен на Московском проспекте в строении 118.

На предприятии, кроме основной продукции, выпускается большой ассортимент ТНП — ручные тележки, санки, запасные части для велосипедов.

На месте можно приобрести велосипеды Харьковского велосипедного завода: фирменный магазин находится рядом с основным производством.

Ссылка на основную публикацию