Характеристики велосипеда спутник - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Характеристики велосипеда спутник

Велосипеды Спутник

При всем уровне развития современной техники и ее материальной доступности находится немало любителей, например, старых пленочных фотоаппаратов и современной им оптики – подобное явление существует и в среде велосипедистов. Причем эти люди вовсе не обязательно являются коллекционерами велораритетов – многие действительно катаются на своих советских байках, таких как, скажем, велосипед «Спутник», преодолевая порой довольно значительные расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и апгрейдят.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • «Украина», пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • «Спутник» – велосипед для широкого круга любителей, настоящий «спутник» туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • «Турист» – еще один универсальный байк, но, в отличие от «Украины», с ручным тормозом;
  • «Старт-шоссе» – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили «малым тиражом» две модели велосипедов: трекинговый «Рекорд» и шоссейный «Чемпион Шоссе», ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой «ВОДАН» – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Серия «Спутник» и ее особенности

Серия велосипедов «Спутник», состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, «Спутники» в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.

Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

В-34 «Спутник» – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.

В-37 «Спутник» – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.

В-39 «Спутник» (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.

В-301 «Спутник» – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как «спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок». Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.

ХВЗ 153-414 «Спутник» (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-«топталками» и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.

ХВЗ 153-424 «Спутник» – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.

«Спутники» и современность

Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких «железных коней» в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество «спутниковых» рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным «шимановским» навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед «Спутник» в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный «недошоссейник».

Ну и, конечно, байки «Спутник», хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

SanyaHunter › Блог › Что такое ХВЗ и как с этим бороться: ребилд В-153-424 «Спутник»

Сразу сделаю оговорку, что все действа, описанные в этой записи, реставрацией не является.

Если брать велосипеды, то мое мнение, что реставрация должна проводиться по максимуму с использованием оригинальных запчастей и с использованием оригинальных технологий. Сколько смотрю форумы, группы, блоги и тд. по Харьковским велосипедам — все неи**тьсяврот риставраторы, при этом кто-то подкрашивает раму краской из балончика, а кто-то покрасив «Рекорд» с впаянным рулевым стаканом от «Старт-Шоссе» (далее СШ) гордо называет проделанную работу громким словом Реставрация. Смешно просто, чем только люди не тешат свое самолюбие, дриставраторы хреновы.

Ну а «ребилд» от build — строить/собирать. В моем случае «переборка».

А теперь ближе в теме:

События, предшествующие покупке данного велосипеда, начались три с небольшим года назад — как-то раз друг позвал на рыбалку, ехать решили на одно озеро и ехать решили через лес. На велосипедах. Я резонно взял двуподвес — дорога подразбитая и не очень близкая и потому я вдвойне недоумевал почему друг решил ехать на старенькой «Десне». «Дурак, » — подумал я — «у него же есть «горный» велик». Оказалось, что дурак я — дорога проходила ведь через лес, причем через старую его часть — кустарники, куча поваленных деревьев и прочие прелести. Естественно почти вся дорога через лес прошла пешком и с великом наперевес — «Десна» легкая — несешь и не чувствуешь, а у двуподвеса моего вскрылся один тяжелый, во всех смыслах, минус — весит он 20 кг с небольшим. А тащить эту тушку было то еще удовольствие, а ведь еще удочки, наживка и куча всякой мелочи…

Та рыбалка и стала отправной точкой — я понял, что для таких вылазок двуподвес не годится совсем и надо что-то делать. Покупать новый велик было слишком просто и неинтересно. На тот момент был еще жив Stels, размером с ту же «Десну», да еще и пятискоростной, но на нем менять надо было всю навеску — игра не стоила свеч. Уже была мысль взять дедов ММВЗ «Аист», он же «взрослик» в простонародье, но его было просто жалко, он был односкоростным да и вес у него от двуподвеса не сильно отличался — шило на мыло. Были еще мысли, но сезон закончился и все благополучно забылось…

Зато весной 2015 года у меня было четкое осознание чего я хочу — «взрослик», но многоскоростной, естественно советский. Тогда я совсем не имел понятия какие модели выпускали в СССР — повторись такая ситуация сейчас я бы искал «Салют-5», но это сейчас, а тогда я не знал ничего.

Естественно в первую очередь начал мониторить авито — на всю область продавался один, удовлетворяющий критериям, велик, но в удручающем состоянии и дорого. Раза четыре я порывался его купить, но отталкивало, что чуть ли не все хромированные детали просились на замену. А тк. планировалось собрать велик на советских запчастях, да так, чтоб смотреть на него приятно было. Соответственно цена за исходник была неоправданно высокой. В довершении велик тот был сильно некомплектным. Обдумывая все это вспомнил, что у знакомого был трехскоростной «Аист» (хотя сейчас я прихожу к мнению, что это «Урал» или вообще «Сура»). Спросил его насчет этого велика — он начал отнекиваться, что его выкинули на мусорку (ну конечно — выкинуть полностью комплектный и рабочий велосипед. Алкаши и те их на металлолом сдают). Остался последний вариант — подключил к поискам одного из друзей. Надо отдать ему должное — уже через неделю появился результат — у одного парня в подвале стоит «какой-то старый велик с кривым рулем». Меня это заинтриговало, но выловить этого парня было проблемой — велик я увидел только через две недели. Первое впечатление — «какая-то пыльная старая хрень под кучей хлама и с кривыми колесами». Это было явно не то, что я себе представлял и сказал, что за 1000 заберу, но не более — колеса и с «восьмерками», и с «яйцами». Однако условие оказалось удовлетворительным и появилась новая проблема — велик отца его и неизвестно, что он скажет. Ожидаемо ответ был отрицательным.

Читайте также:  Трюки на велосипеде бмх

Спустя две недели мне в вк пришло одно обалденно радостное сообщение — «Велик еще нужен?» К слову за прошедшее время больше никаких вариантов не появилось и я понял, что этот шанс нельзя опускать. В общем договорились на 1200р за сие чудо. А следующим утром (как сейчас помню — 27 июня) пошел я за великом этим. Спустились в подвал, достали велик и началось — оказалось, что камеры уже менянные (я надеялся на советские), но это было не столь важно. Важно, что они держали давление. В довершения попросил я тряпку протереть от слоя пыли покупку и тут я был очень приятно удивлен — можно сказать, что за редким исключением хром был живой.

Расплатившись решил сразу прокатиться на нем — б**ть, как же непривычно после двуподвеса с его широченным рулем было ехать на это чудо-агрегате с нереально узким рулем и ненастроенной навеской. + колеса у него были нереально узкими (опять же после двуподвеса), тем не менее ехал велосипед крайне достойно. Колеса, надо сказать, были нереально кривыми — при скорости около 30 км/ч в голове всплывали картины из родео. Связавшись с одним хорошим человеком узнал я, что купил я достаточно массовый ХВЗ «Спутник» 1980 года, модель вроде В-153-424. Кажется от него же я узнал, что это один из последних годов, когда завод еще делал нормальные рамы — далее «пластилиновые» были. В общем-то при всех косяках покупка была стоящей. Люди более-менее в теме сейчас читают и смеются — это же все очевидно. Так-то оно так, но тогда я этого ничего не знал, опять же если хоть одному новичку эта запись поможет, то написано это все не зря.

Но я отвлекся — в общем-то велик оказался живым. За остаток сезона и выставил шатуны и добавил шариков в переднее колесо. Кстати о колесах — я не знаю как это возможно, но после нескольких прогулок по Донскому они стали заметно ровнее. Такая вот отсылка к качеству дорог. В общем-то за прошедшие два года стало только хуже, но это лирика. Эксплуатируя «Спутника» «на убой» я отметил, что велик умирать не собирается и появилась мысль сделать из него… впрочем всему свое время. Итогом сезона стало то, что велик купленный за копейки и при минимальном обслуживании на свалку не просился. Эх… опять я вперед забежал. Недели через три после покупки, посетив барахолку, что на Урванке, в поисках «плюшек» на дедов «Аист», я случайно купил фару с креплением. Оказалось, что фара эта под «Спутник» сделана. Это было отправной точкой, после этого я подумал «А не довести-ли его до ума?», все же велик терпел все мытарства — соответственно запас прочности хороший.

Впоследствии, провернув, громко сказано, комбинацию получил я бесплатно от Жени ХВЗ В-542 «Спорт» 1978, кажется, года и еще пару великов.

Сняв со «Спорта» некоторые детальки отдал его другу — загорелся он таким велом и быстро им же перегорел, не будем о грустном. Хотя оказалось, что рама у него кривая, так что оно и к лучшему. В итоге этот «Спорт» сыграл свою роль и в судьбе «Спутника» и еще одного велика. А в августе произошла одна история, давшая стимул сделать велик пошустрее: во время одной из прогулок по Донскому я догнал деда на СШ, ну и обогнал его. Через пару км этот дед догнал меня и ушел в недосягаемый отрыв. Примечательно, что на раме этого СШ сидел еще мелкий пацан. Было вдвойне обидно. После этого я решил, что «Спутник» будет на СШ втулках и на 10 скоростей — это и комфорт и возможность наказать те же СШ)

Небольшое отступление — местный военком обладает даром предвидения и он лучше знал, где я проведу следующий год, потому на «Спутник» я лишь закупал потихоньку детали.

Помню на все той же барахолке я впервые увидел ХВЗ «Старт-Шоссе». Вид у него был удручающий — крашенная кисточкой гнилая рама, мертвая навеска… зато на нем стояли втулки с высоким фланцем, которые мне ну очень понравились. К слову за СШ тот просили 5000р, если его и купили, то люди явно нездоровые. А тем временем сезон подходил к концу и по бартеру на сборный кит драгового bnr32 мне с Томска матерый разборщик маркообразных Роман отправил мне некомплектный СШ. В общем оба остались довольны. Примечательно, что кит я отправил только после того, как получил СШ и отдельное спасибо Роме за оформление велика под видом небольшой коробки)

После был антракт на год, за время которого я умудрился найти и упустить СШ за копейки, ну и определился, что «Спутник» заслуживает ребилда. После прихода из мест не столь отдаленных (по иронии судьбы несколько раз возил военных зэков) все не решался заняться им, а потом подумал, что летом времени может не найтись и надо сделать его за зиму, тем более что вдруг будет открытие велосезона (его не было. Фэйл/). Боялся я, что родители буду против. Получилось все с точностью до наоборот, но у условием, что я его именно сделаю, а не брошу. Мало-ли.

Но это было потом, а в начале декабря совершенно случайно узнал я о существовании советских спидометров на велики и еще более неожиданным было то, что нашел я такой в продаже уже на следующее утро. Короче поехал я в Балашиху за сим девайсом, попутно купил советскую камеру. У спидометра было пару недочетов — треснутое стекло + ободок гнутый.

Стекло вырезал и прозрачного «елочного» шарика. Обод выровнял, внимание, с помощью палочек от мороженного… Смех смехом, а результат налицо. Заодно пробег скрутил до нуля. А вообще еще в сентябре 15 года пришла мне от Антона посылка с передней перекидкой и абсолютно новым счетчиком, пускай и на 24 дюйма.

В общем числа пятого января принес домой велик и разобрал его за остаток дня.

Самым сложным было снять эмблему и при этом не задеть заклепки снаружи. Почему так? Все просто — делать новые заклепки в планы не входило — эмблему было решено клеить либо на двусторонний скотч, либо, если прижмет, на клей (впоследствии именно в этой последовательности все и произошло). Сажать эмблему на болты или еще чего попахивало уже мазохизмом. Равно как и покраска ее вместе с рамой. А ведь некоторые после этого громко кличут велосипед риставрираванным! Блин, смешно просто. Вообще еще проблема была цепь снять — износа у нее было мизер и хваленый съемник банально согнулся. Одно хорошо — съемник выправил и со второго раза цепь расклепалась.

В тот же вечер нашел объявление о продаже деталья на ХВЗ и следующим утром съездил туда. Изначально хотел купить СШ втулки с низким фланцем, но оказалось, что в наличии есть втулки с высоким фланцем и естественно купил я их). Продавца звать Алексеем и известен он тем, что продает СШ рули по 900р и Спецзаказовскую (далее СЗ) систему «под квадрат» за 5000. Да, за пять тысяч рублей. И это при условии, что за эту сумму люди умудряются покупать СЗ велики со сток навеской… Хотя у него же можно за адекватную сумму найти интересное деталье. Впрочем снова я отвлекся.

Постепенно докупая необходимые запчасти и отмыв за неделю все нужные мне детали начал готовить раму с крыльями к покраске. Кстати о мойке — алюминий отлично очищается от всякой дряни железными мочалками для мойки посуды.

Читайте также:  Велотуфли для горного велосипеда

Хотя не думаю, что это малоизвестный способ. В общем настала пора снимать краску. Погуглил — ах*ел — люди, причем называющие себя «шарящими», неделю с металлическими щетками на дрели краску снимают. Решил попробовать смывкой, а она вонючая до ужаса, мне это уже стоило одной проблемы, но не об этом речь. Позвонил одному товарищу — согласился предоставить комнату в квартире под мои мытарства. С ним же потом потом и возили раму на квартиру, обратно, на покраску. Не факт, что он сюда зайдет, но все-равно ему человеческое спасибо.

Тем временем за 5 вечеров краска снята и надо бы красить уже. Созвонился со знакомым сервисменом — сказал спросит маляра. К слову в том сервисе же я практику проходил не столь давно. Маляр согласился покрасить раму, вилку, два крыла и корпус спидометра и всего за 1000р. Образцы цветов я ему оставил, но он сказал, что точно подобрать не получится. Причем он сам же сказал, что затрет это все дело еще раз и, естественно, покрасит с грунтом.

Характеристики велосипедов «Спутник»

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Велосипеды постоянно изменяются и совершенствуются — это факт. Но среди их любителей находятся и те, кто отдает предпочтение нестареющей классике. Об одном из таких раритетов сейчас и пойдет речь.

Особенности

Велосипеды «Спутник» привлекают внимание не только коллекционеров и ценителей старины. На них реально ездят и даже проходят существенные расстояния. Нетрудно найти форумы и объединения любителей таких байков. Люди интересуются, как починить их, как усовершенствовать даже. Ведь характеристики серии «Спутник» вполне добротны.

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) начал свою деятельность в очень насыщенный и неординарный исторический период — в середине 1920-х годов.

Предприятие за короткий срок достигло ведущих позиций в стране. Был развернут выпуск самых разных велосипедов:

  • детских с тремя колесами;
  • трековых;
  • предназначенных для подростков;
  • шоссейных моделей;
  • изделий для профессиональных спортсменов.

Говоря про саму серию «Спутник», надо сказать, что она предназначена для широкой непрофессиональной аудитории.

Это туристские велосипеды, отличающиеся относительно мягким седлом и прочностью рамы.

Конечно же, инженеры позаботились и о надежности механических компонентов изделия.

Сегодня Харьковский велосипедный завод продолжает работать, но уже под брендом «ВОДАН».

Конкретные модификации

Выпускалась данная серия велосипедов в 1960-80-е годы. Все они предназначались для взрослых людей. С наступлением новой эпохи «Спутники» постепенно сняли с производства.

Самой первой среди них оказалась модель «В-34». Ее собирали с 1961 по 1964 годы. Характерными особенностями были:

  • руль спортивного формата;
  • ручные тормоза;
  • 3 скорости;
  • вхождение в типовую комплектацию сумки с инструментами для ремонта и насоса.

В 1964-87 годах производилась модель «В-37». На ней, по опыту эксплуатации предшествующей версии, провели модернизацию тормозной системы и сиденья. Другой важной новинкой оказалась добавка трещотки на заднюю втулку. Допускалась конструктивно установка спортивного руля и контактных педалей; эти опции помогали заниматься усиленно. Комплект поставки включал:

  • те же насос и сумку;
  • электрическое оборудование;
  • звонок;
  • запчасти для трещотки.

С 1968 года начался и до 1973 года продолжался выпуск модификации «В-39», которая довольно мало отличалась от предшествующей версии. Только специалисты и могли разобраться, в чем между ними разница.

Тем не менее на «В-39» ставили ободья из дюралюминия либо стали. Педали работали более эффективно. Переключатель передач модернизировали. Для украшения рамы, передней вилки и колесных щитков использовали разноцветные эмали, изящные наклейки. Металлические детали покрывали слоем хрома.

Технические параметры следующие:

  • высота рамы 0,56 м;
  • колесная база 1,09 м;
  • колеса диаметром 27 дюймов;
  • покрышки шириной 1,25 дюйма;
  • чистая масса 14,5 кг.

А вот в 1973-м появилась принципиально новая модель «В-301». По официальной спецификации производителя она предназначалась для:

Велосипед мог ехать уже на 4 разных скоростях. Его оснастили мягким сиденьем, а к педалям добавили туклипсы. Появились типовая и расширенная комплектации. В базовом варианте потребителям доставались те же сумка и насос, кормовой светоотражатель, звонок, багажный ящичек, устанавливаемый сзади. За дополнительную плату Харьковский велосипедный завод готов был предоставить передний багажник, зеркало заднего обзора, динамо-машину и фару.

У велосипеда «В-301» использована рама закрытого типа. Величина колесной базы составляет 1,07 м. Высота велосипеда может составлять 0,54, 0,56 или 0,58 м. Оба тормоза ручные, клещевого типа с прижимом к ободу. Масса байка 14,2 кг.

Но «В-301» перестал сходить с конвейера уже в 1975 году.

В течение двух последующих лет производилась версия 153-414. Ее заслуженно считают классическим байком для туристов-любителей. Сиденье довольно жесткое, а педали относятся к типу «топталки». Задняя втулка могла быть рассчитана на 3 или 4 звезды.

Как и у «301-го», есть 2 комплектации. Базовый набор поставки отличается только добавкой емкости для смазочного масла. С 1978 по 1982 годы производилась версия 153-424. Изначально она предназначалась для любителей велосипедного спорта, но после установки заднего багажника была пригодна и для туристических выездов. Раму делали из более тонких труб, использовали пластмассовое сиденье, что позволило облегчить конструкцию; новацией стали и 8 скоростей.

Как обстоят дела сегодня

Итак, «Спутники» перестали сходить с заводских конвейеров еще до наступления перестройки. Но у них по-прежнему есть довольно много фанатов. Знакомство с тематическими форумами показывает, что доработка и усовершенствование «Спутников» вызывает бурные продолжительные дискуссии. Все сходятся во мнении, что у этих велосипедов прочные рамы. Даже спустя 40-50 лет они сохраняют свою надежность и работают стабильно.

Встречается ряд вариантов модернизации:

  • установка усовершенствованных рулей;
  • замена сидений на более эргономичные;
  • использование навесного оборудования последнего поколения.

Но некоторые фанаты стараются, напротив, максимально воспроизвести прежние образцы во всей их полноте. Они не только соблюдают изначально заданный диаметр колеса, но и стараются отыскать аутентичные запасные части.

Есть и полностью противоположный подход, когда не ограничиваются заменой заднего колеса, а стараются переделать байк максимально глубоко. Тотальное преобразование само по себе раскрывает творческие наклонности.

Стоит заметить, что «Спутники» также используют в фотосессиях, и они привлекают внимание коллекционеров.

Перед началом кардинальной модернизации нужно разобраться, подойдет ли заводское крепление для обновленных вилок, тормозов и прочих деталей. Необходимо учитывать, что модели с трещотками и стальными рамами непригодны для установки «кассет». Модернизация нужна, когда планируется ездить по пересеченной сложной местности или развивать большую скорость. Для катания в пределах города можно ограничиться поверхностным тюнингом. Вполне можно обойтись и заводским рулем, не меняя его, а приводя в порядок (впрочем, это зависит от личного вкуса).

Обзор велосипеда «Спутник» В-39 можно посмотреть ниже.

Обзор моделей и отзывы владельцев велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Велосипеды ХВЗ были популярны и любимы велосипедистами в годы существования СССР, не потеряли свою привлекательность и в наше время. Причиной для всенародной любви к велосипедной продукции Харьковского завода является её доступность, качество и неприхотливость при эксплуатации.

Любители велосипедной езды активно ищут, восстанавливают и используют велосипеды старой формации, наиболее желанным из которых является ХВЗ «Старт Шоссе».

Велосипеды Старт-Шоссе от ХВЗ — история

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского берёт своё начало в 1923 году, где создавались первые веломашины, и до создания легендарного советского шоссера «Старт-Шоссе» заводу предстояло пройти не лёгкий путь. В условиях ручного труда, примитивными способами производства начался выпуск первых велосипедов.

Преодолев трудности становления завода, приобретя первый опыт и, воспитав трудовой коллектив, в 1926 году ХВЗ выпустил свою первую модель «Украина». Производство росло, увеличивалось количество выпускаемой продукции: с момента начала производства вплоть до начала ВОВ было выпущено более 1 млн. велосипедов.

Во время Великой Отечественной Войны велосипедный завод был переброшен в Бухару, где всю войну выпускал военную продукцию. После возращения в родные пенаты, ХВЗ продолжил свою деятельность на предвоенном поприще.

После постановки на серийное производство детских и женских велосипедов, в 1948 году под началом инженера конструкторского отдела завода, К. С. Гладким, а после с В. М. Майбородой была начата разработка легковесных и спортивных велосипедов.

Первыми многоскоростными велосипедами ХВЗ стали модели «Турист» (В-31, В-32) и «Харьков» В-53, производимые с 1949 года, которые стали предшественниками спортивных велосипедов модельной линейки «Старт-Шоссе».

После ряда доработок и улучшений в 1966 году свет увидел первый представитель «Старт-Шоссе» – «Харьков» В-553 (Старт-Шоссе).

На протяжении долгих лет: 1966-2002 гг. модели «Старт-Шоссе» сходили с конвейера Харьковского завода. Шоссейные велосипеды дорабатывались и модернизировались, но всегда были желанными для любителей и профессионалов велосипедной езды.

Наиболее распространёнными моделями «Старт-Шоссе» были шоссеры В-553 и В-555, но по мимо них выпускались и другие «Старт-Шоссе»:

  • 155-411, 1976-1978 и 1982-1992 гг. в.
  • 155-412, 1979-1982 гг. в.
  • 155-441, 1991-1994 гг. в.
  • 155-461, 1991-2002 гг.в.

На просторах Родины встречаются и другие модели «Старт-Шоссе» (гибридные), маркировка которых не совпадает с официальными документами, что ставит в тупик профессиональных «кроководов» (любителей и фанатов велосипедов ХВЗ).

На просторах «кроководного» форума выдвигаются предположения, что существуют немало моделей, выполненных в сильно ограниченных количествах.

Достоинства и недостатки

Главное достоинство «Старт-Шоссе» – шоссейный велосипед. Езда на нём в отличии от других байков значительна и ни с чем не сравнима.

Основное отличие от современных аналогичных велосипедов – это металлическая рама, что облегчает её ремонт в случае поломки. Вес (за счёт тонкостенных трубных деталей) аналогичен современным байкам.

Современный байки-шоссеры удовольствие не из дешёвых – стоимость не самого дорогого велосипеда составит около 50 тыс. рублей, с учётом того, что будет он б/у. Стоимость же восстановленного «Старт-Шоссе» в хорошем, работоспособном состоянии около 10 тыс. рублей. Можно также взяться за восстановление своими силами, что, при удачном стечении обстоятельств, поможет сэкономить ещё пару-тройку тысяч.

Если рассматривать плюсы исходя из технических характеристик, то «Старт-Шоссе» в сравнении с «Туристом» или «Спутником» является более быстрым велосипедом. Являясь облегчённой версией сравниваемых байков, «Старт-Шоссе» даёт прибавку в скорости на 6-10 км/ч.

Минусы ХВЗ «Старт-Шоссе»

  • Данный велосипед давно снят с производства, что затрудняет его техническое обслуживание. Запчасти придётся искать и заказывать. В больших городах с приобретением ремкомплектов проблем не будет: во многих из них специализированные магазинчики ХВЗ, да «коллег», увлекающихся ХВЗ достаточно. Но если велосипедист из небольшого городка, то это может быть проблемой.
  • Приводные агрегаты (переключатели, манетки) хоть и выполняют свои функции, но морально устарели.
  • При апгрейде велосипедов ХВЗ возникают некоторые затруднения. В частности – замена заднего колеса. Задние втулки ХВЗ размером меньше, чем у современных байков, поэтому при полной замене нужно гнуть задние перья, что без специального оборудования самостоятельно лучше не делать: можно нарушить геометрию велосипеда.

Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Характеристики семейства «Старт-Шоссе» не значительно, но отличаются.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553

  • Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
  • База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
  • Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
  • Руль-баран.
  • Тормоза клещеобразного типа.
  • Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
  • Спицы, утолщённые к концам.
  • Обода колёс выполнены из спецплава.
  • Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
  • Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
  • Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
  • Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
  • Всего передач: 2 Х 5=10.
  • Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
  • Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-555

От своего предшественника отличается незначительно:

  • Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
  • Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
  • Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
  • Обода приобрели дополнительную жёсткость.
  • Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80» 155-412

Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.

Отличительными чертами юбилейного велосипеда является:

  • Материал, используемый в производстве труб (титан, алюминий). Стенки трубных деталей с переменной толщиной.
  • Новая геометрия рулевой вилки.
  • Увеличенный вынос.
  • Колёса, оснащённые однотрубными покрышками: камера обёрнута тонкостенной покрышкой и приклеена.
  • Облегчённые агрегатные узлы: полый титановый вал каретки, лёгкие шатуны, титановая трещотка.
  • Общий вес велосипеда – 8,25 кг.

Отзывы велосипедистов

В 90-х увлечение к велосипеду поутихло (не у меня одного), а в 2010 году мой старый байк дал о себе знать (откопался в чулане). Решил покатать велосипед. Посмотрел по магазинам – всё не то. Тогда решил восстановить «старичка», на первое время. Переспицывал обода на старые втулки, заменил переключатели, поставил три передних звезды, заменил манетки, заменил тросики, поставил 45 резину (больше не влезает). Все остальное оставил.

В общем, получился гибрид: сити-байк, плюс вылазки на природу (установил багажники). Не уступает новомодным МТБ и всяким горным, а порой даже превосходит. В любую горку – легко, грязь не помеха. Очень доволен: хорошо, что не повёлся на покупку нового вела. Из желаний – нужно тормоза усилить, а то с нагрузкой на крутых спусках их уже не достаточно.

Итог: получился универсал «Старт-Шоссе», весом 13 кг.

Спорить не буду: для серьёзных тренировок лучше новый шоссер. Но для прогулки и для новичка «Старт» – это самое то! Да не стоит забывать, что ХВЗ «Старт-Шоссе» – это ретро. Это та машина, для которой не чета, те одноразовые велики, которые будут окружать его во время велосипедных прогулок. У кого такой байк — долг перед своими потомками: сохранить.

Ссылка на основную публикацию