Ездить на велосипеде по тротуару - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ездить на велосипеде по тротуару

ПДД для велосипедистов

Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

  • Автор: Анастасия Ромашкевич, velonation.net
  • Фото обложки: Пробок.нет

Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).

ЧТО ГОВОРЯТ Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально. При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения .

ЧТО ГОВОРЯТ Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы немедленно убрались с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.

Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. #velonation направил на этот счёт запрос в ГИБДД. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Так что действуйте по своему разумению, но сперва прочите следующий пункт.

ЧТО ГОВОРЯТ Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Всё верно — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда так и есть, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.

ЧТО ГОВОРЯТ С детьми по тротуару можно.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Можно и нужно — об этом тоже говорится в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.

ЧТО ГОВОРЯТ На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич» — кружок с красной окантовкой и велосипедом посредине. Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади. Есть ещё треугольный знак с велосипедом и красной окантовкой, он предупреждает автоводителей, что впереди их ждёт встреча с велоинфрастуктурой.

ЧТО ГОВОРЯТ В интернете идут споры, должен ли водитель машины перед поворотом направо уступать велосипедистам, которые едут прямо. А если должен, то при каких условиях.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ По одной из версий, уступать нужно только при наличии велодорожки. Это заблуждение, но его ещё понять можно — так было написано в прошлой версии ПДД. Сложнее понять людей, которые спорят с текущим вариантом п. 13.1. Цитируем: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». Вроде, все понятно. Но нет, кто-то настаивает, что уступать надо только тем, кто спешился и пересекает улицу по зебре. Автомобилистам вообще очень нравится, кода велосипедисты спешиваются и превращаются обратно в пешеходов, но к правилам это отношения не имеет.

В любом случае, количество людей, которые не знают или вольно трактуют правило, выглядит несколько пугающе — нет никакой гарантии, что вас действительно пропустят. Лучшее, что вы можете сделать — встать на перекрёстке впереди машин. Так, во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, велосипед стартует с места чуть быстрее чем машина, и у вас будет небольшая фора, чтоб поскорей проехать перекрёсток.

ЧТО ГОВОРЯТ Пешеходы обнаглели, они должны научиться уважать велосипедистов и слезать с велодорожек.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Пешеходы обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты, которые едут по тротуару. П. 4.1 разрешает им ходить по велодорожкам, если по тротуару идти невозможно. Конкретики, как водится, в правилах нет, каждый трактует, как умеет.

ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде можно ехать по выделенным полосам общественного транспорта.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ П. 18.2 ввели в ПДД в 2015 году, и не все о нем знают, однако ездить по выделенкам ОТ действительно можно. Выделенным полосам далеко до настоящих велодорожек, но это все-таки лучше, чем ехать в потоке с машинами. Узнать выделенную полосу легко — на ней есть разметка в виде буквы А (очевидно, от слова автобус), а также табличка с пиктограммой в виде автобуса и ещё одна табличка, на которой указан режим работы. По выходным и в праздничные дни приоритет общественного транспорта и велосипедов обычно не действуют, по выделенкам могут ездить машины.

ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде должны быть фары.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Мало прикрепить на велосипед фары, надо не забывать их включать «в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях» — как того требует п. 19.1. Недостаточная видимость бывает, например, во время дождя. Человек, который едет в темноте на велосипеде без фонарей, превращается в невидимку и становится опасен для себя и окружающих. Самый простой способ не промахнуться — поставить динамо-фонари вроде тех, что используются в прокатных велобайках. Они включаются автоматически и горят всё время, пока вы крутите педали. Передняя фара должна быть белая, а задняя красная. Это важно, иначе вы введёте в заблуждение других участников движения.

Вроде, все просто, но есть один подвох в виде п. 19.5, который требует, чтобы на всех транспортных средствах днём включались фары ближнего света и дневные ходовые огни. Предположительно, этот пункт просто забыли отредактировать после того, как в ПДД внесли отдельные требования для велосипедов, поэтому его можно игнорировать.

ЧТО ГОВОРЯТ Нельзя выезжать на велосипеде без шлема и светоотражающие элементов на одежде. По слухам, были ситуации, когда велосипедистов штрафовали за отсутствие шлема.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Носить шлем или нет — только ваш выбор. В правилах про шлемы нет ни слова, а п. 24.10 лишь рекомендует, но никак не обязывает велосипедистов носить светоотражающие элементы в темное время суток — что бы не кричали вам по этому поводу водители, умирающие от безделья в пробке. В ответ можете посоветовать им освежить на досуге ПДД — явно не помешает.

Читайте также:
Охота на зебре. Говоря о преступлении и наказании, важно сначала принять все возможные превентивные меры, а уж потом карать нарушителей.

ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны спешиваться на зебре.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это вольный пересказ одного из положений п. 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Это одно из самых неоднозначных нововведений в ПДД. Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. С другой стороны, сторонники спешивания говорят, что автомобилист может не заметить мчащийся по зебре велосипед и не успеет вовремя затормозить.

Надо иметь ввиду, что п. 24.8 касается прежде всего тех, кто движется по велосипеде по тротуару — по проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке, без всяких спешиваний. Безоглядно гонять по тротуарам — в любом случае очень плохая идея. Тем более, на перекрёстках. С точки зрения #velonation, вы соблюдёте дух закона, если при подъезде к зебре сбросите скорость до пешеходной. Но имейте ввиду, что в глазах противников велотранспорта вы всё равно останетесь злостным нарушителем и живым доказательством того, что велосипеды нельзя пускать дальше парков. И в случае аварии виноваты окажетесь вы.

ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны предупреждать о своих манёврах с помощью жестов.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Ну а как иначе? У автомобилистов для этого есть специальные фары, у велосипедистов таких фар нет, поэтому п. 8.2 требует, чтобы вы сигналили руками. Есть два способа сообщить окружающим о намерении повернуть — они на картинке. Знак надо подавать до начала манёвра, а прекращать сразу после или даже в процессе выполнения (делать повороты надёжней, держась за руль обеими руками). Если вы хотите остановиться, поднимите вверх левую руку. Это очень просто. Подавать сигналы руками надо, в том числе, во время поездки по велодорожкам. Люди, которые едут на велосипеде следом за вами, должны быть в курсе ваших планов.

П. 8.2 — один из самых важных, наряду с требованием прикрепить на велосипед фары. Соблюдение этих двух правил сделает вас предсказуемым и заметным участником дорожного движения. Если бы силы, которые тратятся на разговоры о спешивании, вкладывались в пропаганду фонарей и знаков руками, порядка на дорогах стало бы больше.

ЧТО ГОВОРЯТ Поворачивать налево на велосипеде нельзя.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это почти верное утверждение — в п. 24.8 говорится, что велосипедам нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Правило принято в целях безопасности — перестраиваться налево в потоке машин может быть действительно рискованно. В некоторых странах эту проблему решают — с помощью велосветофоров, велобоксов и так далее. Наши ПДД пока борются с опасностями по большей части запретительными мерами. Так что стопроцентно легально повернуть налево пока можно, лишь спешившись и двигаясь по пешеходном переходу.

Читайте также:  Сколько стоит хороший велосипед

В этом материале перечислены далеко не все правила, имеющие отношение к велосипедам. Вы не ошибётесь, если прочтёте ПДД целиком — это не долго и не сложно. Текущую версию вы найдёте по ссылке. Выезжая из дома на велосипеде, будьте внимательны и вежливы к окружающим. В ПДД об этом ничего не сказано, но это одно из самых важных правил.

Все штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД в 2020 году

Велосипедист – участник дорожного движения. Соответственно, у него есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административный штраф. В нашей статье мы расскажем о том, какое наказание ждет велосипедиста за нарушение ПДД.

Наказание для велосипедистов: законодательная база

Штрафы для велосипедистов регламентируются:

ПДД – в п. 24 приводятся требования к их передвижению;

КоАП РФ – где устанавливаются размеры штрафов за нарушение правил.

Велосипедиста могут привлечь к ответственности в двух случаях:

за несоблюдение ПДД;

создание помех для других участников дорожного движения.

Виды штрафов

Согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП велосипедисту за нарушение ПДД положен штраф в размере 800 рублей. Важно учитывать, что данное взыскание назначается за нарушение в ходе движения. Если велосипедист идет пешком и везет транспорт рядом, он приравнивается к пешеходу.

Это общее наказание за несоблюдение правил движения, в некоторых ситуациях размер штрафа может меняться.

Проезд через пешеходный переход

В этом случае велосипедист приравнивается к водителю. Соответственно, он должен ориентироваться на сигналы светофора или указания регулировщика.

В случае их отсутствия, он должен предоставлять преимущество пешеходу, позволяя ему возможность пересечь «зебру».

Важно! Велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу сойдя с транспорта и ведя его рядом (имеется в виду движение поперек дороги, переход на другую сторону).

За несоблюдение правил проезда по пешеходному переходу штраф стандартный – 800 рублей.

Движение по тротуару

В соответствии с п. 24.2 ПДД велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях если:

он сопровождает велосипедиста младше 14;

перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте);

нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и/или по правому ряду дороги.

В большинстве городов России нет специальных дорог для велосипедистов, поэтому за езду по тротуару привлекают к ответственности достаточно редко. Но если встретился особо принципиальный сотрудник ГИБДД, наказание за данное нарушение будет наложено. Размер штрафа за езду на велосипеде по тротуару стандартный – 800 рублей.

Езда без шлема

ПДД не включают велосипед в список транспортных средств, при управлении которыми необходимо носить защитный головной убор. Поэтому за езду без шлема штраф не предусмотрен. Использование защиты для головы остается на усмотрение велосипедиста.

Создание препятствий другим участникам движения

Если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, наказание регламентируется уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Размер штрафа составляет 1000 рублей.

Если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, взыскание достигает 1000-1500 рублей (ч. 2 той же статьи) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Езда в пьяном виде

Для пьяных на велосипеде предусмотрена отдельная статья. В соответствии с ч. 3 ст. 12.29 КоАП управление данным видом транспорта в нетрезвом состоянии наказывается штрафом. Его размер составляет от 1000 до 1500 рублей.

Для управления данным видом транспорта не требуется наличие водительского удостоверения. Поэтому пьяная езда на велосипеде не может стать основанием для лишения прав.

Однако если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. В этом случае могут быть назначены принудительные работы, арест либо ограничение свободы.

Несоблюдение скоростного режима

Минтранс РФ рассматривает возможность установления максимальной скорости для велосипедов, полностью приравняв их к мото/автотранспорту. Наряду с этим должны быть созданы специальные дорожки для их передвижения.

Однако пока в РФ не предусмотрены подобные ограничения. Поэтому штраф за превышение скорости велосипедистам не грозит. Тем не менее, для собственной безопасности важно соблюдать режим, установленный на конкретных участках дороги.

Важно! Минимальное ограничение в 20 км/ч может быть превышено как велосипедами, оснащенными электродвигателями (развивают до 25 км/ч), так и собственными силами человека.

Правила движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасность на дороге, велосипедист должен соблюдать ПДД наравне с водителями автомобилей и иных транспортных средств.

Кроме того, при управлении своим механическим транспортом он обязан подавать сигналы перед любым маневром – остановкой, поворотом. Делать это нужно световыми приборами, а при их отсутствии рукой, вытянутой в сторону. При повороте намерение обозначается перед маневром. При его совершении рука должна уже находиться на руле (управлять велосипедом одной рукой запрещено ПДД).

Также важно помнить, что велосипедист должен ехать по ходу движения других транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны передвигаться по встречному направлению).

В соответствии с п. 24 ПДД на данном виде транспорта запрещены:

поворот налево, разворот на участках с трамвайным движением, а также на отрезках дороги, на которых более одной полосы для движения в данном направлении;

перевозка грузов, выступающих по сторонам более чем на 0,5 м либо мешающих движению;

буксировка других велосипедов;

перевозка пассажиров, если это не предусмотрено строением велосипеда.

Таким образом, велосипедист обязан соблюдать ПДД, поддерживать общую культуру вождения и обеспечивать безопасность – как собственную, так и других участников дорожного движения.

Видео

Как мы катались на велосипеде по тротуарам

Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости. Фото: ПГ/Михаил Нилов

С приходом лета тротуары столицы заполоняют любители передвигаться с ветерком. «Водителей» экзотических «транспортных средств» вроде гироскутеров или сигвеев можно ещё как-то простить — их относительно немного и закона для них ещё не написали, чего не скажешь о велосипедистах. Что заставляет их мчаться по запрещённой для любого транспорта территории — пешеходной? Как к этому относятся сами пешеходы? Это и решили выяснить наши корреспонденты, сев за руль прокатного велосипеда.

Безопасность против правил

Ближайший пункт проката велосипедов находится всего в нескольких сотнях метров от нашей редакции. Вооружившись двухколёсным средством передвижения, мы с коллегой Константином Никитиным прокладываем маршрут от Лесной улицы на Триумфальную площадь вдоль Тверской. На велосипед садимся попеременно, чтобы сравнить ощущения. Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости.

«Хоть это и по правилам, но я считаю, что ехать, прижавшись к обочине проезжей части, довольно опасно. Автомобилисты зачастую не замечают даже мотоциклистов, а уж велосипедистов — подавно!», — поясняет коллега.

Моя скромная попытка выехать, как то предписывают правила, на проезжую часть, остаётся безуспешной. Вдоль тротуара сплошной вереницей припаркованы автомобили. В результате я вынужден ехать посреди дороги и слышать тревожные гудки в спину. После нескольких минут беспокойного оглядывания я с облегчением возвращаюсь на безопасный тротуар.

Мечта пешехода

Большинство прохожих реагируют на велосипедистов спокойно, отходя в сторону при звоне колокольчика. Правда, одна девушка при виде меня застыла как вкопанная, не решаясь продолжить путь. «Однажды меня сбил велосипедист, — объясняет своё замешательство 25-летняя филолог Марина. — Я шла по тротуару, когда навстречу мне из-за угла, не сбавляя скорости, выскочил велосипед. Между нами было метров 10. Я вижу, что он несётся на меня, и делаю шаг влево — он тоже поворачивает влево, я делаю шаг вправо — он вправо. И вот так мы шарахались, пока в итоге не столкнулись».

По словам Марины, велосипед влетел в неё на большой скорости и опрокинулся вместе со своим седоком. Жертва получила ушибы и ссадины — и с тех пор категорически не доверяет наездникам. «Я считаю, их нужно учить правильной езде: не разгоняться, не выскакивать на скорости из-за угла, притормаживать на поворотах, не ездить в толпе», — перечисляет девушка список своих претензий. По её мнению, спасти пешеходов от опасных ездоков могли бы специальные курсы, на которых велосипедистов заставляли бы учить правила поведения на улицах. «Я считаю, что в обществе нужно создать такую обстановку, чтобы все знали элементарные правила дорожного движения, а при покупке велосипеда покупателю выдавали бы какой-нибудь буклет со всеми необходимыми правилами», — мечтает Марина.

Глядя сквозь пальцы

Вновь оказавшись в седле, Константин тут же нарушает ПДД — проезжает по наземному пешеходному переходу верхом на велосипеде (хотя обязан был спешиться и вести транспорт, придерживая за руль). Будто специально вслед за ним переход пересекает патрульная машина дорожно-постовой службы. К моему удивлению, гаишники не обращают на нарушителя никакого внимания.

«Они относятся к велосипедистам лояльно, — успокаивает Константин. — Примерно как к пешеходам, которые перебегают улицу в неположенном месте — на них же тоже обычно никто не отвлекается». К возможному ужесточению ответственности за езду по тротуарам и другие нарушения ПДД мой коллега, как и большинство опрошенных нами велосипедистов, относится негативно: «Ужесточать можно в том случае, если власти позаботятся о том, чтобы предоставить что-то взамен — например, создадут большую и разветвлённую сеть велодорожек, выделят специальные полосы на тротуаре, чтобы по ним можно было ездить. Либо как-то повлияют на водителей, чтобы они были внимательнее и лучше относились к велосипедистам».

«Я не против езды по правилам — но только если это будет для меня безопасно. Я нарушаю правила ради своей безопасности, а не ради того, чтобы нарушать правила», — чеканно замечает 33-летний велосипедист Пётр, встретившийся нам на тротуаре за переходом.

Игра в кегельбан

На Тверской улице пешеходные дорожки широки и просторны. В выходные и праздничные дни они забиты пешеходами, но в рабочие будни прохожих мало — их легко объехать, не снижая скорости. Воспользоваться колокольчиком-сигналом приходится лишь раз — когда на пути оказывается компания подростков, растянувшихся в шеренгу во всю ширину тротуара.

«В принципе, вы мне не мешаете — успокаивает то ли меня, то ли себя самого 72-летний пенсионер Александр. — Но лучше бы вы всё же ездили только по велодорожкам. Потому что я несколько раз видел, как велосипедисты наезжали на маленьких детей. Это, конечно, плохо. На тротуаре дети и их родители расслабляются и чувствуют себя в безопасности, а велосипедист не всегда успевает затормозить вовремя. Вон — посмотрите как он несётся!»

В нашу сторону летит велосипедист, даже приподнявшийся с сиденья, чтобы удержать высокую скорость. Увидев мои жесты, он притормаживает и охотно рассказывает о своих ощущениях за рулём. «На тротуаре ощущения, будто я играю в кегельбан, потому что всё время приходится кого-то объезжать, — смеётся 31-летний преподаватель гончарного мастерства Нестор. — Но в пешеходов я никогда не врезался. Я хорошо маневрирую».

По словам Нестора, он был бы только рад кататься исключительно по велодорожкам — но они, к сожалению, имеют свойство неожиданно прекращаться. «Какой-то участок ты проезжаешь как положено, а потом дорожка исчезает — и куда тебе в этом случае деваться? Телепортироваться на следующую?», — резонно замечает молодой человек. Что касается езды по проезжей части, то к ней он прибегает крайне редко — и только на тихих улочках. А на проспектах, где мчатся машины на большой скорости, он чувствует себя некомфортно. «Конечно, на велосипеде-шоссейнике можно «втапливать», удерживая соразмерную машинам скорость. Но поскольку у меня горный велосипед, всё равно отстаёшь. И приходится выбирать — либо ты создаёшь угрозу прохожим, либо машины — тебе», — признаётся Нестор.

Неизвестные правила

На Триумфальной площади немноголюдно, однако почти каждая лавочка занята, а влюблённые парочки ухитряются и в рабочие часы покачаться на установленных мэрией качелях. Рядом с памятником Маяковскому на велосипедах типа BMX отрабатывают велотрюки двое школьников, оставшихся на каникулы в городе.

Читайте также:  Как определить цепь на велосипеде

«Чаще всего мы катаемся по тротуарам. Но если там много людей, тогда жмёмся к обочине на проезжей части», — делятся восьмиклассники Артём и Никита. О том, что по тротуарам нельзя кататься, они даже не знают: ни дома, ни в школе им об этом никто не рассказывал. Может, оно и к лучшему: детям надёжнее оставаться на тротуаре, пусть и верхом на велосипеде.

«По проезжей части передвигаться на велосипеде небезопасно. А по тротуарам мы стараемся ехать медленно и аккуратно — чтобы никого не задеть», — рассказывают подростки. Прохожие, по их словам, чаще всего никак на них не реагируют: всё-таки велосипед в большом городе — дело привычное. Правда, если ребята увлекаются скоростью, то на них иногда обращают внимание и делают замечания, крича вслед что-то резкое.

А вот 35-летняя гид Светлана говорит с абсолютной убеждённостью, что в отсутствие велодорожек можно ездить по тротуарам: «Прохожих я стараюсь не беспокоить. Отношусь с уважением, потому что когда я сама иду пешком, мне не нравятся несущиеся на большой скорости велосипеды». По мнению Светланы, всех велосипедистов нужно обучать правилам дорожного движения и ужесточать ответственность на их нарушение.

Всё будет как в Амстердаме

Сделав перерыв в езде по тротуарам, репортёры «Парламентской газеты» опрашивают прохожих и встречных велосипедистов. «По правилам дорожного движения велосипедист обязан двигаться по дороге с автомобилистами, — выказывает осведомлённость убеждённый пешеход, 22-летняя студентка экономического факультета Александра. — Я понимаю, что велосипедистам страшно ездить по дорогам. Но по тротуарам им ездить тоже не стоит! Я считаю, что выбор очевиден: либо по выделенным велодорожкам, либо вместе с машинами».

С Александрой полностью согласен курьер по доставке еды, 24-летний Ислам, использующий велосипед как рабочий инструмент. «Я езжу по проезжей части, у меня в любое время суток горит белый фонарь спереди и красный сзади. На тротуарах я нахожусь не более двух процентов от километража, и за 33 тысячи наезженных мной километров я ни разу не имел проблем ни с автомобилистами, ни с пешеходами. Они со мной, надеюсь, тоже — по крайней мере, мне о таких проблемах ничего не известно», — смеётся уроженец Узбекистана.

На обратном пути в редакцию мы с Константином сдаём арендованный велосипед и сталкиваемся у паркинга с пожилым представительным мужчиной, который берёт велосипед в аренду. Оказывается, Iceman (так причудливо представился 58-летний мужчина) 11 лет прожил в Амстердаме и многое может рассказать о культуре езды на двухколёсном транспорте. Велосипед для него — не забава для покатушек, а самое настоящее средство передвижения. Потому и душа у него болит за всех собратьев по увлечению.

«Если сравнивать с Голландией, то у нас это дело, конечно, недоработано: много тупиковых велодорожек. Велодорожная сеть у нас в зачаточном состоянии, — сетует сотрудник центра паллиативной медицины. — Но зато я вижу, как всё развивается колоссальными темпами. Невозможно такой старый город, как Москва, мгновенно переоборудовать — это нереально по затратам. Главное, что прогресс налицо, и всё больше горожан могут пользоваться велосипедами, благо для них на каждом шагу установлены пункты велопроката, и уже много есть велодорожек. Так что всё идёт как надо, это естественный ход событий!».

200 километров превысила протяжённость велодорожек в Москве. На столичной карте отмечены 56 велосипедных маршрутов, которые проходят по центральным улицам и паркам, вдоль трасс и рек

СПРАВКА

Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд по правой стороне. Правило перестаёт действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.

Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как водитель велосипеда, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя, можно только, спешившись, везти велосипед.

Велосипедисты, катающиеся по тротуарам при наличии велодорожки или возможности ехать по проезжей части и пренебрегающие приоритетом пешеходов, массово нарушают правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей. А в случае, если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.

ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

ПДД для велосипеда

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях. Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый. Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании «Велосипед», двигатель на нём по ПДД 2020 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (

0,34 л.с.),

  • он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.
  • Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

    Где можно ездить?

    Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

    Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

    Где мне можно ездить? Быстрый тест

    Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

    Старше 14 лет

    • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
    • по правой стороне проезжей части дороги:
      • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
      • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
      • если Вы едете в составе велоколонны,
    • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
    • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2020 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2020 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    Уведомления

    Поймай мандарин!

    Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

    Вести диалоги в комментариях стало проще!

    Все новости

    Бастрыкин поручил выяснить, как пожилой челябинец, которого приютила чужая семья, остался без жилья

    Владимир Путин предложил нового премьер-министра

    В Челябинской области придумали, как будут разделять мусор. Рассказываем, где и как обкатают проект

    «Ждали послания президента, а послали правительство»: отставка кабмина в мемах

    Рубль упал после заявления об отставке правительства

    Что сказал Медведев Путину: публикуем расшифровку диалога об отставке правительства

    Бесплатное питание для школьников Челябинской области введут уже с 1 сентября

    Путин объяснил отставку правительства России: публикуем видео заявления

    Путин предложил кандидатуру нового премьера: все подробности об отставке кабмина

    Компания Аристова обжаловала списание с челябинского рабочего долга за разбитый Rolls-Royce

    Водитель полыхнувшей в Челябинске маршрутки решил тушить огонь тряпкой. Смотрим, что из этого вышло

    Челябинские кардиохирурги впервые сделали операцию на сердце через мини-разрез

    «Разбитые бутылки, у биотуалетов лужи»: челябинцы возмутились беспорядком в главном ледовом городке

    Жителей Челябинской области предупредили о надвигающейся на регион непогоде

    Деньги всем и последний срок президента: краткое содержание речи Путина Федеральному собранию

    В Челябинской области пациентка с раком крови пятый месяц добивается жизненно необходимого лекарства

    От мэра Челябинска потребовали навести порядок в пятиэтажке после пропажи огораживающего двор забора

    Спасатели рассказали, как челябинские службы будут работать в Крещение

    «Путинские пособия» продлили с трёх до семи лет

    Дадут деньги семьям, учителям и бизнесу: Путин зачитал послание Федеральному собранию

    Торговля или уличные музыканты. Челябинцев спросили, как использовать подземные переходы

    Прокуратура обязала главу Челябинска решить вопрос с заброшенным пристроем к школе

    Мирские дела: духовный центр РПЦ, подавший в суд на компанию Дубровского, предложил пойти на мировую

    Челябинец, подозреваемый в нападении на школьниц в подъезде, оказался невиновен

    Из-за чего в домах челябинцев побежала грязная вода, выяснит прокуратура

    «Непростое решение»: организаторы скандального шоу в «Тракторе» придумали, как загладить вину

    Стало известно, кто и за сколько отремонтирует памятник Игорю Курчатову в Челябинске

    Двое водителей из Челябинской области попали в смертельную аварию в Башкирии

    Магнитка вышла в лидеры профессионального образования Челябинской области

    «Вместе мы можем больше»: дом престарелых Старокамышинска попал в проект «Золотые руки. Добрые сердца»

    Транспортники изменили популярный маршрут, соединяющий пригород с Челябинском

    Откатают? Многомиллионные контракты получили компании, чинившие челябинские дороги в 2019 году

    Прилетай, раскошеливайся: как изменится стоимость отдыха в Турции из-за налога на проживание

    Авто: «Развели меня, как лоха»: клиенты челябинского автосалона рассказали, как влезли в крупные долги

    «Деньги из воздуха»: жительнице села под Челябинском выставили долг за вывоз чужого мусора

    Вице-губернатор Челябинской области встретится с недовольными зрителями провального шоу в «Тракторе»

    В первый день работы пунктов приёма ёлок челябинцы сдали сотни деревьев

    В Челябинске родители за считаные минуты завалили соцсети ложной новостью о брошенной девочке

    В южноуральском дерби челябинский «Трактор» одержал победу

    ПДД для бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

    В споре с «двухколёсными» можете использовать эту статью

    Война двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобраться, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов

    Фото: Дмитрий Куткин

    Итак, они оттаяли: велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты и прочие двухколесные. Как ни странно, все они, включая детей, должны подчиняться ровно тем же правилам, что и водители автомобилей. В очередном выпуске «ПДД для бывалых» вспоминаем, что именно разрешено на дороге двухколесным.

    Проще всего с мотоциклистами, потому что требования к ним практически повторяют автомобильную часть ПДД за исключением некоторых нюансов. Например, мотобайкеры обязаны носить шлем.

    Поскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору ряда. Где именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещё? На самом деле ПДД не накладывают никаких ограничений, кроме требования соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбраняется. Правда, ехать точно между полос или менять их без поворотника нельзя.

    Нет в ПДД и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. Главное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в России встречаются полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помещаются даже две машины, не то что два мотоцикла.

    Мопед внешне похож на мотоцикл, но имеет двигатель объемом до 50 кубов и максимальную скорость до 50 км/час. Поэтому для мопедов есть некоторые послабления, например, они могут ездить по полосам для велосипедистов или обочинам. Шлем для них обязателен.

    Велосипедисты относительно свободно могут чувствовать себя на специальных велодорожках, которых в России крайне мало

    Фото: Олег Каргаполов

    Но самое интересное — это велосипедисты. В наших реалиях регулярными нарушителями являются, наверное, 90% из них, хотя и не всегда из злостных побуждений.

    Главный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? Правила делят их на возрастные категории, и детям до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет, — то и по велосипедным дорожкам (не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей).

    Детям до 14 лет выезд на проезжие части запрещен

    Фото: Олег Каргаполов

    Со взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливают для них иерархию приоритетных зон для движения, и вариантом по умолчанию являются велодорожки и полосы для велосипедистов. А их в России почти нет, поэтому сей пункт является в некотором смысле мертворожденным.

    Велосипедистам разрешено ехать лишь по правому краю проезжей части, соблюдая все требования правил. В данном случае байкер явно не учел, что машина будет тормозить для пропуска пешеходов. Видео Артем Мохин/YouTube

    Поэтому чаще основным вариантом является движение по правому краю проезжей части, что несет очевидные риски и обязывает велосипедиста соблюдать привычные для автомобилистов правила. Иногда это приводит к парадоксам, например, если правая полоса разрешает лишь поворот направо, велосипедист должен выполнить это требование, даже если ему очень нужно прямо. Проезд прямо может разрешать соседняя полоса, но велосипедисты не могут уезжать дальше правого края проезжей части.

    Также велосипедистам запрещен разворот и поворот налево на дорогах более чем с одной полосой в каждом направлении или трамвайными путями. На широких дорогах для велосипедиста безопаснее спешиться и пересечь дорогу пешком.

    Вот почему на широких дорогах велосипедистам запрещен поворот налево и тем более разворот. Видео skyomsk/YouTube

    Если же край проезжей непригоден для движения, велосипедисты должны ехать по обочине, и только в ее отсутствие или загроможденности взрослый велосипедист имеет право выехать на тротуар. Это же правило действует для взрослых, сопровождающих детей на велосипедах.

    Проще говоря, ездить по тротуарам с 14 лет можно лишь в случае, если проезжей части рядом нет в принципе или её правый край и обочина не подходят для велосипедистов: допустим, там стоят запаркованные автомобили.

    Подборка характерных аварий с велосипедистами, в большинстве из которых они неправы. Заткнитесь, пожалуйста/YouTube

    В реальности же велосипедисты ездят в основном по тротуарам, потому что это безопаснее и для них, и для автомобилистов, которые не ожидают встретить кого-то, кто едет правее правого ряда.

    Но велосипедисты на тротуарах опасны для пешеходов и должны иметь в это в виду. На тротуарах пешеход пользуется полным приоритетом, и велосипедист, тем более заехавший сюда в нарушение правил, не имеет право обвинять пешехода в непредсказуемости или слишком тихой ходьбе. Более того, пункт 24.6 ПДД требует от велосипедиста спешиться в случаях, когда он представляет опасность для пешеходов или создает им помехи. По-хорошему ехать по тротуару нужно не быстрее пешего хода.

    Является ли наезд велосипедиста на пешехода дорожно-транспортным происшествием? Да, если кто-то пострадал и дело произошло на дороге, которая включает в себя и тротуары.

    Страховки ОСАГО у велосипедиста нет, а потому в любом случае нанесенный ущерб с него можно взыскать лишь в гражданском порядке через суд. При необходимости зафиксировать происшествие можно в ГИБДД или полиции.

    — При этом велосипед не является источником повышенной опасности, то есть статья 1079 ГК РФ на его водителя не распространяется, — поясняет автоюрист Лев Воропаев. — Это значит, что, если вина была всё-таки на пешеходе, водитель велосипеда не обязан компенсировать ему ущерб в безусловном порядке, как если бы он был водителем автомобиля.

    А могут ли велосипедиста оштрафовать за нарушение правил? Да, в КоАП есть специальные разделы, посвящённые именно «безмоторным»: часть 2 статьи 12.29 КоАП предусматривает штраф 800 рублей за нарушения, а часть 3 этой же статьи наказывает пьяных велосипедистов штрафом в рублей.

    Возникает и другой любопытный вопрос: допустим, наш велосипедист имеет автомобильные права. Представим, что он попался ГИБДД за нарушение, которое допускает лишение прав, скажем, ехал против шерсти по односторонней дороге. Могут ли его лишить удостоверения, ведь формально он является водителем?

    — Нет, поскольку есть специальная норма, оговаривающая наказание за нарушение правил велосипедистами, — поясняет Лев Воропаев. — То есть при любых велосипедных нарушениях применяют статью 12.29 КоАП, а она лишения прав не предусматривает.

    А вот если под лишение заедет мопедист или мотоциклист, отлетят все категории водительских прав оптом.

    Читайте также:  Велосипед малышей от года
    Ссылка на основную публикацию