Экстремальное катание на велосипеде - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Экстремальное катание на велосипеде

Стили катания на велосипеде

В каком стиле вы уже катаетесь или собираетесь кататься на велосипеде? А зачем это нужно знать? У велосипеда два колеса, седло и руль, сел да поехал. Дело в том, что каждый вид велосипеда предназначен для катания в определенных стилях, в которых он имеет существенные преимущества относительно использования других видов велосипедов. Эти преимущества заключаются не только в комфорте езды, маневренности, управляемости, скорости и др., но и в безопасности. Некоторые виды велосипедов просто не предназначены для экстремальной езды и прыжков. Как-то раз я стал свидетелем того, как юный велосипедист прыгал на холме-трамплине на прогулочном горном велосипеде. Рама у его велосипеда была уже хорошо погнута, на обоих колёсах приличные восьмёрки, но это нисколько его не смущало. Спасало его то, что холм был небольшим. В противном случае уже после первого «хорошего прыжка» он получил бы запоминающийся «букет приятных ощущений». А так он просто ломал велосипед. В другом случае я обратил внимание своего спутника на тяжёлый ход его велосипеда. Он ответил так: велосипед едет, а это самое главное. Мы проехали 15-20 км в прогулочном темпе по лесу. В конце поездки мой спутник сказал, что, видимо, придётся покупать более удобный и подходящий для катания велосипед.
Мой опыт катания показывает, что примерно один из пяти велосипедистов-любителей кается на подходящем для его стиля езды велосипеде, а остальные мучаются, но даже не подозревают об этом или подозревают, но не знают, как это исправить. Особенно часто страдают девушки, которые катаются на тяжёлых велосипедах с открытой рамой (кстати, большая часть складных велосипедов имеет открытую раму). Открытая рама — рама, в которой нет верхней горизонтальной трубы или она идёт рядом с нижней трубой. Такая конструкция рамы позволяет легко садиться на велосипед (в юбке), но на этом, пожалуй, достоинства такой рамы заканчиваются и начинаются сплошные недостатки. В общем случае кататься на велосипеде с открытой рамой на порядок или два сложнее, чем на закрытой. Более того, велосипеды с открытой рамой предназначены исключительно для спокойного прогулочного катания по хорошему асфальту.
Большинство стилей катания на велосипеде можно отнести к одной из четырёх категорий:

  • Прогулочное
  • Спортивное
  • Экстремальное
  • Экстремальное спортивное

В большинстве случаев любители выбирают либо прогулочное катание, либо экстремальное катание, хотя во многих странах мира любители (и бывшие профессионалы) часто принимают участие в многочисленных велосипедных соревнованиях.
Одни стили катания имеют ярко выраженные черты, а другие могут представлять собой смешение нескольких стилей.

Прогулочное катание

Эта категория катания на велосипеде выражена не так явно, как чисто спортивные и экстремальные дисциплины. Прогулочное катание может проходить и в быстром темпе (прогулочная езда на шоссейном велосипеде), и в экстремальном режиме (катание по лесной и гористой местности). Для более точного описания стиля катания необходимо использовать дополнительные определения. Это особенно важно тогда, когда требуется найти компанию для совместной велопрогулки. Спокойное прогулочное катание по лесу и быстрое прогулочное катание по городу — это не одно и то же. Велосипедисту, который катается в первом стиле, будет очень непросто держать хорошую скорость по городу, а вот велосипедиста, который катается во втором стиле, нисколько не затруднит и прогулочное катание по лесу, за исключением некоторого морального ущерба. Фраза «некоторый моральный ущерб» при катании на велосипеде кажется абсурдной, но сейчас я её объясню. Дело не только в психологии велосипедистов, одним нравится ездить медленно, а другим быстро, но и в том, при какой нагрузке человек испытывает чувство радости и удовлетворения. Если уровень нагрузки выше некоторого порога, к которому человек привык, то он испытывает «мышечную радость», радость от физической нагрузки. Если же уровень нагрузки меньше некоторого порога, то эту радость он испытывает не в полной мере. Если нагрузки не вредят здоровью, то ничего странного в том, что некоторые велосипедисты гоняют по асфальту под 30-40 км/ч, а другие с такой же скоростью катаются по лесу, нет. Этим людям нравится кататься на велосипеде, но особое удовольствие они испытывают от скоростной и силовой езды.
Можно выделить следующие стили прогулочного катания:

  • Прогулочное городское катание (спокойное, умеренное или быстрое) — катание по городу (отдых, поездка на работу, поездка в магазин и т.п.)
  • Прогулочное катание по умеренно пересечённой местности — катание за городом, по лесу и т.п.
  • Велотуризм

Спортивное катание

Под спортивным катанием подразумевается не только участие в соревнованиях, но и тренировки. В отличие от прогулочного катания для настроения спортивное катание — это работа, работа и ещё раз работа.

  • Шоссейные гонки — гонки по шоссе на шоссейных велосипедах
  • Триатлон — троеборье, в рамках которого происходит гонка по шоссе
  • Трековые гонки — гонки по треку на трековых велосипедах
  • Циклокросс — гонки по смешанной трассе шоссе + пересеченная местность
  • Кросс-кантри — гонки по пересеченной местности на горных велосипедах

Экстремальное катание

Как и прогулочное катание экстремальное катание — это катание для удовольствия, которое может происходить как с исполнением различных трюков, так и без них. В широком смысле слова
под экстримом можно понимать всё, что выходит за рамки спокойного катания (экстрим переводится как чрезмерный, особенный, обладающий высокой степенью). В узком смысле слова под экстримом понимается действия, опасные для жизни. Например, веломарафон по шоссе на 200 км в узком смысле слова не является экстремальным катанием, а вот в широком смысле будет весьма экстремальной поездкой для многих велосипедистов.

  • Ол-Маунтин (All-Mountain) – экстремальное катание по всем видам гор
  • Фрирайд – катание на велосипеде вне трасс
  • Веломарафон — поездки на большие расстояния
  • Экстремальный велотуризм
  • Норт-Шор (NS) – (англ. «северное побережье»). Катание по пересеченной местности с участками естественного рельефа и специальных деревянных конструкций велотрассы: трамплины, приземления, узкие мостики, качели и т.д.
  • Апхилл (UH) – (англ. – верх холма). Этот стиль подразумевает агрессивное «вкручивание» в гору.
  • Дерт-джампинг (DJ) — катание по дертовым трассам (холмы-трамплины, по форме напоминающее верблюжьи горбы) с выполнением различных прыжков и трюков.
  • Кросс-кантри (XC) — катание по пересеченной местности
  • Стрит (Street) – вид ВМХ — катание по городу с выполнением различных трюков (съезд по перилам, заезд на стену, запрыгивание на ограждение и т.д.)
  • Слоуп Стайл (SS) – смешение норт-шора, триала, дерт-джампинга и стрита.
  • Триал (TR) — катание с преодолением специально построенных или естественных препятствий
  • Flat – катание с выполнением трюков на земле («танцы на велосипеде»).

Экстремальное спортивное катание

Экстремальное спортивное катание — это катание на результат и, соответственно, подготовка к соревнованиям.

  • Байкер-кросс (4Х) – трассу проходят одновременно 4 участника. Велосипедисты, занявшие первое и второе места в заезде, участвуют в следующем, и так до финала, где встречаются сильнейшие.
  • Дуал-Слалом (DS) – прохождение спуска с горы двумя участниками одновременно. Трасса разделена на 2 части имеет резкие повороты, трамплины и т.д.
  • Даунхилл – (англ. downhill — «вниз с холма») скоростной спуск по сложному рельефу с технически трудно проходимыми участками: крутые склоны, резкие повороты, неровности, ямы, корневища деревьев, камни и др.
  • BMX-race — гонки по грунтовым трассам, похожим на мотокроссовые.

Мы коротко познакомились с некоторыми стилями езды на велосипеде и теперь можем определиться с собственным стилем.
Сначала выбираем то, в каком режиме вы хотите кататься, в спортивном или спокойном. Если в спортивном, то это путь спортсмена, который ради этого жертвует почти всем. В спортивное катание входят специализированные дисциплины, занятия которыми, как правило, начинается с самого детства. Более или менее приличные результаты человек начинает показывать в этих дисциплинах после 10 лет занятий. То же самое можно сказать и об экстремальном спортивном катании. Здесь возрастные рамки расширены по сравнению со спортивным катанием, но в любом случае спортивное катание — это большой труд, постоянное преодоление себя и травмы по определению. Готовы ли вы идти на это, позволяет ли ваш возраст, здоровье и условия заниматься велоспортом? Если да, то ищите подходящую велосекцию, если нет, то остаётся две категории — прогулочное или экстремальное катание. Что выбрать? Если говорить о безопасности, то и в прогулочном, и в экстремальном катании есть относительно безопасные стили катания и стили катания с повышенной опасностью. Я, например, считаю, что прогулка по дорогам в Москве — это весьма экстремальное и небезопасное катание по сравнению c кросс-кантри. Экстремальность заключается не только в том, как велосипедист катается, но и в том, где он катается. Можно экстремально ездить в спокойной обстановке (катание в горах), а можно спокойно ездить в экстремальной обстановке (езда по городу). Если вы хотите максимально обезопасить себя, то выбирайте спокойное катание в спокойной обстановке (прогулка по парку, в лесу). Если хочется намного большего, а падения и сломанные кости — это не проблема, то можно попробовать на свой страх и риск «настоящий экстрим». Вы готовы сотни раз повторять одни и те же трюки, несмотря на падения и травмы? Тогда присматриваемся к экстремальным трюковым стилям — Триал, Flat, Стрит, Дерт-джампинг и т.п. Вы хотите проверить себя на прочность без трюков? Тогда смотрим в сторону фрирайда, апхилла и т.п. А для начала неплохо посмотреть видеозаписи катания в различных стилях, чтобы наглядно увидеть то, что же они собой представляют.

Основные стили катания.

Существует множество различных стилей катания на велосипеде, здесь описаны самые популярные из них.

Кросс-кантри ( cross-country или XC ).

Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, байкер-кросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.

Велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с довольно прочной алюминиевой или карбоновой рамой, колёсами 27,5 или 29 дюймов (хотя ещё остались немногочисленные сторонники 26-ых), длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями и вилкой с ходом около 100 мм. Так же популярны короткоходные двухподвесы.

Шоссейный велоспорт ( road racing ).

Шоссейный велоспорт — гонки на шоссейных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.

Используются очень легкие, преимущественно карбоновые, ригиды. Спереди чаще всего две звезды, сзади 10-12. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.

Фрирайд ( freeride ).

Фрирайд бывает разным – классический фрирайд, норт-шор ( north shore ), дроппинг ( dropping ) и др. Классический фрирайд – техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски. Норт-шор – это езда по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Дроппинг – прыжки с обрывов и карьеров.

Читайте также:  Проверяемые ударением гласными велосипеде

Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.

Даунхилл ( downhill ).

Даунхилл – соревнования по скоростному спуску, ландшафт может быть как естественный, так и искусственный. Корни деревьев, камни, дропы, средние и большие трамплины. Перепад высот около 500 метров.

В 1970-80 годах на соревнованиях по даунхиллу использовали хардтейлы, в том числе ригиды, но в 1990 году появился первый двухподвес и всё резко изменилось. Современный велосипед для даунхилла на первый взгляд похож на велосипед для фрирайда, он так же имеет прочную алюминиевую или хромо-молибденовую раму (хотя на серьёзных соревнованиях встречаются и карбоновые), мощные дисковые тормоза, обязательно гидравлические, успокоитель цепи, широкий руль (750-820 мм), короткий вынос, широкие зубастые покрышки, длинноходный задний амортизатор, двухкоронную вилку ходом около 200 мм, но главное отличие от фрирайдного байка — это геометрия рамы: низкий центр тяжести и меньший угол наклона рулевой колонки помогают не клюнуть носом на спуске. Вес большинства современных даунхильных байков колеблется у отметки 16-17 килограмм, некоторые олдскульные монстры могут весить и под тридцать, а на чемпионатах мира и Европы в основном летают на карбоновых пятнадцати килограмовых «ракетах».

Эндуро ( enduro ), трейл ( trail ) и олл-маунтин ( all-Mountain ).

Эндуро, трейл и олл-маунтин — схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и даунхиллом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие и средние прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — это всегда соревнования, этот термин пришёл из мото спорта, он подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, но время замеряется только на спусках и эти спуски вполне себе даунхильные, а подъёмы могут занимать всего 10-15% от общей дистанции. Олл-маунтин — то же эндуро, только без секундомера. А трейл — то же олл-маунтин, но более лёгкое.

Велосипеды для Эндуро и Олл-маунтина очень похожи, почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что так же полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. В целом довольно универсальные байки. Разумеется на эндуро соревнованиях уделяется больше внимания облегчению и шанс увидеть на них много карбона гораздо выше, нежели на любительских покатушках. Велосипеды для трейла чуть более лёгкие и короткоходные (130-150 мм).

Байкер-кросс ( four-cross или 4x ).

Байкер-кросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.

Велосипед для байкер-кросса это чаще всего хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, в меру широкими покрышками и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.

Дёрт-джампинг ( dirt-jumping, dirt ).

Дёрт-джампинг или просто дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен «стол» — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.

Используются лёгкие односкоростные хардтейлы из стальных сплавов с добавлением хромо-молибдена ( Cro-Mo или «хромоль») или алюминиевых сплавов, как правило на 26-ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля ( barspin ) или всего велосипеда ( tailwhip ).

Стрит ( street ).

Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков.

Велосипеды похожи на дёртовые. Главное отличие — более короткая рама из стальных Cro-Mo сплавов, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе (сёрф или мэнуал). Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банни-хоп, но требующие от райдера более высокого навыка гасить удар при приземлении. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма.

Триал ( trial ).

Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах, в том числе переднем.

Триальный велосипед лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 (мод) или 26 (сток) дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные и резкие тормоза «стопкраны», и всего одну скорость с низким передаточным числом. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах.

Стили езды на велосипеде

10 минут Автор: Мария Дубровина 750

Как и всё в жизни, катание на велосипеде может быть стильным. И даже не может, а должно быть. Знать о существовании стилей езды, чтобы выбрать самый оптимальный для себя, нужно не столько ради впечатления, которое вы рассчитываете произвести, сколько ради личной безопасности.

Ведь не на всех велобайках можно участвовать в велогонках или делать трюки, и не на каждом велосипеде легко совершать спокойные прогулки. Вот почему стили катания на велосипеде во многом определяют выбор велосипеда. Знание об этом приходит с опытом, но познакомиться с манерами катания заранее всё же не повредит.

Цель определяет средства

Чтобы не заплутать в море стилей, нужно запомнить, что их особенности напрямую связаны с целями, которые преследует тот или иной райдер. Стили езды на велосипеде можно разделить на 3 типа:

  • Прогулочное катание
  • Спортивное катание
  • Экстремальное катание

В последней группе есть подтип – экстремальное спортивное катание.

Самым распространённым типом езды считается прогулочное катание, которое не всегда имеет ярко выраженные особенности и считается любительским. Второе место в мире занимает экстремальная езда. Спортивное же катание – сфера профессионалов, для которых велотренировки не развлечение, а ежедневный многочасовой труд.

Стили прогулочного катания

Если вы собрались на велосипедную прогулку и ищете спутников, постарайтесь правильно описать свой стиль езды.

Недостаточно просто сказать: «Покатаемся в прогулочном темпе». Лучше всего уточнить, какой ритм вы выберете. Он может быть:

  • Спокойным
  • Быстрым
  • На грани экстремального.

Спокойное прогулочное катание подходит для езды по асфальтированным городским дорожкам (в парке, например). Можно отнести в эту группу поездки на работу или в супермаркет.

Чуть более быстрый темп выбирают те, кто любит кататься в лесу или сельской местности. Это тоже прогулка, но уже с элементами тренировки. Быстрый прогулочный стиль подходит тем, кто хочет укрепить организм или избавиться от лишних килограммов.

Прогулки на грани с экстремальным катанием легко представить в формате велопохода. Это уже настоящая многочасовая нагрузка, перед которой необходимо правильно рассчитать свои силы.

Стили спортивного катания

Интенсивные велосипедные тренировки, проводимые регулярно, – это уже не прогулочное, а спортивное катание. Здесь не обойтись без опытного велотренера или навыков жёсткой самодисциплины.

Всё остальное – это, собственно, и есть велоспорт или велосипедные гонки. Можно выделить несколько видов гонок.

Кросс-кантри

Этот вид велоспорта, обозначающийся аббревиатурой ХС, входит в список олимпийских дисциплин. Он предполагает серьёзные спортивные нагрузки, но в то же время вполне подходит выносливым целеустремлённым новичкам. С езды по «пересечёнке» лучше всего начинать, если вы планируете освоить в дальнейшем другие спортивные стили.

Общая протяжённость трассы может колебаться в пределах 35-50 км, а длина одного круга – достигать 8 километров. При этом весь интерес езды заключается в преодолении неровностей – корней, камней, рытвин, спусков и подъёмов. Допустимые перепады высоты варьируются в пределах 2 сотен метров.

Циклокросс

В циклокроссе велосипедисты соревнуются на смешанной трассе: часть пути представляет собой пересечённую местность, часть – шоссе. Поэтому для данного стиля подойдут как горные, так и шоссейные велобайки.

Триатлон

Езда на велосипедах по трассе на большой скорости входит в эти мультиспортивные соревнования как один из трёх, поочерёдно сменяющихся этапов, сразу после плавания. После велогонок начинается бег. В этой классической олимпийской модификации триатлон зародился во Франции в 1920-1930-х годах. В настоящее время в триатлоне могут чередоваться и другие этапы.

Трековые гонки

Трековые соревнования проходят под крышей специального помещения, на небольшом по длине (250 м) круге с деревянным настилом. Трековые велосипеды легки, аэродинамичны, в их конструкции используются туклипсы. Существуют гонки на очки, на время, также есть олимпийский спринт, индивидуальные и командные преследования.

Шоссейные гонки

Гонки по специально оборудованным шоссе или трассам общего назначения проходят на высокой скорости. Они бывают:

  • Индивидуальными
  • Групповыми
  • За очки (критериум)

Шоссейники должны быть лёгкими и аэродинамичными, их нередко изготавливают из дорогостоящего карбона, поэтому иметь велосипед для шоссейных гонок – большая роскошь.

Стили экстремального катания

Экстремальное катание в чистом виде – это не спорт. Такое занятие по вкусу любителям острых ощущений и не всегда сопряжено со стремлением поставить личный рекорд. Выделяют два значения термина «экстремальная езда»:

  1. Катание на пределе физических сил, требующее исключительного мастерства и трюковых навыков.
  2. Катание с риском для жизни.

Вообще представления об экстриме очень индивидуальны. Получается, что для новичка экстремальной может оказаться любая длительная поездка по пересечённой местности, а опытным трюкачам, чтобы испытать прилив адреналина, понадобятся исключительные обстоятельства. Поэтому стили экстремального катания варьируются от самых безобидных до весьма рискованных.

Веломарафон

Катание на длинные дистанции требует от велосипедиста высокой выносливости и крепкого здоровья. Прежде чем решиться на этот вид экстремальной езды, убедитесь в том, что со стороны сердечно-сосудистой системы нет никаких противопоказаний.

Экстремальный велотуризм

Это самый консервативный из видов экстрима, который подходит людям любой возрастной категории при отсутствии противопоказаний по здоровью.

Апхилл

Напористо взлететь «на верхушку холма» – амбициозная задача для любого райдера. Ездок при этом как бы «вкручивается» в гору, на максимуме возможностей беря почти отвесные уступы. Самые отчаянные апхиллеры своей в прямом смысле головокружительной смелостью напоминают скалолазов.

Читайте также:  Двухкоронная вилка для велосипеда

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг или DJ – редкое удовольствие для тех, кому выпадает счастье найти холмы, по форме напоминающие горбы верблюда. По ним-то, как по трамплинам, и «скачут» отчаянные джамперы.

Фрирайд

Понятие «фрирайд» позаимствовано у сноубордистов. Оказываясь «вне дорог», фрирайдеры готовы к тому, что земля в любой момент может уйти у них из-под ног. Или, скорее, из-под колёс. Езда по бездорожью возможна не на любом байке, тут надо позаботиться о надёжности тормозной системы, прочности рамы и качестве амортизационной вилки.

Соревнования по фрирайду проводятся на трассах, маршруты по которым велосипедисты прокладывают сами. Значение имеет не скорость, а сложность, поэтому больше баллов получает тот, кто выберет и преодолеет наибольшее количество крутых подъёмов и трудных для прохождения участков пути.

Стиль flat не предполагает высоких прыжков и «полётов»: трюки производятся на земле. Его ещё называют «танцами на велосипеде». ВМХ-велосипеды для подобного развлечения могут не иметь тормозов, так как самой езды, по сути, нет. Пожалуй, среди экстремальных стилей этот – самый безопасный.

Ол-Маунтин

Стиль All-Mountain подходит для тех, кто может вслед за Робертом Бёрнсом провозгласить: «В горах моё сердце // Доныне я там // По следу оленя // Бегу по холмам…». Только скакать современные любители высоты и крутизны предпочитают не на олене, а на горном велосипеде.

Стиль актуален для езды по всем видам гор.

Норт-Шор

Название этого стиля катания переводится как «северное побережье». Он считается одной из разновидностей фрирайда. NS (так он обозначается коротко) проводится на участке с естественным рельефом, оснащённом деревянными конструкциями (качелями, мостами, трамплинами).

Стрит

Существуют старый и новый уличные стили. Это направление выделилось из классического фрирайда и быстро стало популярным среди любителей городского экстрима.

Вы не раз видели их взлетающими на стены, запрыгивающими на ограждения и съезжающими по перилам.

Триал

Пожалуй, один из самых распространённых молодёжных стилей, триал по силам только тем, чьё катание можно назвать безупречным. Это не столько езда, сколько соревнование в перепрыгивании препятствий на скорость. Преградами на пути к победе могут быть упавшие стволы деревьев, баррикады из бочек и строительного мусора, груды камней, парапеты. В «полёте» можно совершить разворот вокруг своей оси. Главное – не задеть ногами или руками ни одну из преград и не коснуться земли, иначе есть риск быть оштрафованным на несколько очков. Зрелищность триала увеличивается с каждым годом. Не так давно стали проводиться парные соревнования «Speed Treals», на которых два райдера одновременно проходят параллельные участки велотрассы.

Слоуп Стайл

Любители Слоуп Стайла катаются на специально подготовленных трассах, оснащённых системой препятствий. Этот смешанный стиль вобрал в себя элементы дерт-джампинга, норт-шорта, триала и уличного стиля. В наборе трюков есть прыжки, вкручивание, лавирование на неустойчивых и узких опорах.

Стили экстремального спортивного катания

Как уже говорилось, подвидом экстремального катания считается экстремальная спортивная езда. Её участники настроены на постановку рекорда, а не только на получение удовольствия, поэтому подготовка в этих видах экстремального спорта интенсивна и методична.

Даунхилл

Даунхилл считается одним из самых популярных стилей экстремального спортивного катания. Противоположный Апхиллу, он направлен не на подъём, а на спуск.

Не надо думать, что последнее легче. Развивая стремительную скорость (до 100 км/ч), велосипедист должен красиво преодолеть неровности рельефа – камни, рытвины, корни, стволы деревьев, крутые обрывы – и при этом не свернуть себе шею.

ВМХ-race

Этот стиль спортивного экстрима напоминает мотокроссинг: те же гонки на грунтовых дорогах, те же труднопроходимые участки, заносы и развороты, те же высокие требования к мастерству ездока и проходимости байка.

Дуал-Слалом

В парном слаломе (DS) спуск с горы на велосипеде ведётся одновременно на двух изолированных участках, поделённых между велосипедистами. Помимо естественных препятствий (поворотов и резких обрывов), трасса «оборудована» специальными трамплинами.

Байкер-кросс

В байкер-кроссе (4X) участвует сразу 4 райдера. Шанс пройти в следующий тур получают те, кто занимает 1-е и 2-е места. Затем они встречаются с парой победителей следующего заезда, а в финале соревнуются самые ловкие.

Подводя итог, можно сказать, что среди множества стилей трудно встретить хоть один, встречающийся в чистом виде. Если позволяет здоровье, можно свободно экспериментировать со стилями, увеличивая нагрузки и наращивая трюковое мастерство. А можно остановиться на прогулочном катании и на этом закончить поиск собственной манеры езды. Главное – получать удовольствие от происходящего!

Типы катания на горном велосипеде

В последние время активно возрастает интерес к новым видам велоспорта, которые развиваются как разнообразные способы проведения свободного времени на горном велосипеде. Мы решили немного поразмышлять о том, что же такое современный горный велосипед? Чем такой вид езды отличается от других, и чем отличаются велосипеды, которые при этом используются?

Наверное, этот небольшой экскурс может помочь ответить на следующие вопросы:

  • стоит ли пробовать такие занятия;
  • какой велосипед для этого нужно приобрести;
  • является ли езда на горном велосипеде экстремальным видом спорта, видом спорта на выносливость или просто активным видом досуга.

Итак, по порядку пройдемся по основным стилям катания и порассуждаем об их особенностях.

Кросс-кантри – первая разновидность езды на горном велосипеде, с которой мы начнем. В классическом определении это гонки на выносливость по пересеченным трассам или тренировки на таких трассах.

Экстремальным горным велосипедом кросс-кантри теперь не называют. Однако на трассах в горах бывают очень сложные технически участки с крутыми спусками по каменистым поверхностям. А когда перед таким спуском райдера ждет тяжелый подъем длинной несколько сот метров — это ли не экстрим? Гонщики, бывает, переживают падения, хотя, как правило, без получения серьезных травм. В основном все отделываются ссадинами и небольшими ушибами, в основном потому, что ездят в максимально облегченном виде, используя из защиты только легкий шлем.

Спортсмены, выступающие в этом виде спорта, выбирают очень легкие велосипеды. Облегченная рама из специальных алюминиевых, титановых или карбоновых труб, очень легкое оборудование — все это делает спортивный велосипед недешевым. Цена настоящего спортивного аппарата начинается от тысячи долларов.

Помимо переднего амортизатора в кросс-кантрийном велосипеде может присутствовать задняя подвеска, это помогает на спуске или просто на неровной поверхности (камни, корни). К тому же, задняя подвеска предохраняет суставы ног и позвоночник от перегрузок, поэтому она очень популярна в сверхдлинных марафонских гонках.

Двухподвесы стали особенно востребованными в последние годы, после того, как в амортизаторы стали встраивать функцию блокировки. Такой велосипед практически одинаково эффективно может вести себя и на спуске, и на подъеме.

Распространенное среди девушек мнение, что катание на велосипеде обязательно сделает ноги полными, в корне неверно, такие нагрузки сделают мышцы выносливыми и наоборот уберут лишний жир.

Когда-то у нас в России горный велосипед был распространен только как кросс-кантри. Постепенно именно на таких велосипедах люди пытались экстремалить — ездить с еще более крутых спусков или прыгать вниз с обрывов.

А еще кросс-кантри — самый распространенный у нас вид велоспорта. Не только потому, что он является самым доступным по цене, но и из-за особенностей природного ландшафта: настоящие горы есть не везде, но кататься в стиле кросс-кантри можно пробовать в любом загородном лесу или даже в крупном городском парке.

Скоростной спуск (Даунхилл) – на Западе Северной Америки с даунхилла начался горный велосипед. Увлеченные велосипедисты на склонах горнолыжных трасс или просто на неасфальтовых дорогах летом испытывали скорость, постепенно дорабатывая конструкцию велосипеда. Байки для спуска все эти годы становились все прочнее, в них увеличивали ход амортизаторов как впереди, так и сзади.

Сущность даунхилла — это скорость, скорость и еще раз скорость. Лучше всего ее можно почувствовать на специальных трассах и в больших горах, то есть там, где подъемники работают круглый год. Это всегда очень интересно: ускорение на максимальной скорости на более или менее прямом участке, вираж, перелет через кочки или прыжок с трамплина, и снова, снова — скорость. Да и люди, занимающиеся даунхиллом, отличаются от кросс-кантрийщиков тем, что они явно очень-очень любят очень-очень острые ощущения.

Это развлечение не из дешевых, добротный даунхилльный велосипед стоит не менее двух тысяч долларов. При этом нужно обзавестись комплектом дорогостоящей, но необходимой экипировки — шлемом, похожим по конструкции на мотокроссовый, защитой на тело. Все, кто попробовал, сходятся в однозначном мнении, что такое развлечение точно стоит любых затрат! Кстати, на западе даунхилл не является чисто мужским спортом. Достаточно большое количество девушек демонстрирует впечатляющую скорость.

Фрирайд – это свободное перемещение по склону и не всегда по трассе. И скорость, и сложность маршрута, и размер прыжков с обрывов практически не знают предела. Неслучайно некоторые поклонники этого стиля в Западной Канаде, где данный спорт очень популярен, назвали свой стиль Out Of Bounds – «За пределами». Чтобы понять, чего достигли в своем мастерстве западные фрирайдеры, лучше всего посмотреть фильм из серии NEW WORLD DISORDER. Экстремальные фрирайдеры практически на сто процентов представляют собой чисто мужскую тусовку.

Российский и украинский фрирайд насчитывает уже сотни, а может быть и тысячи поклонников, включая прекрасную половину велосипедного сообщества. Одно из самых любимых и живописных мест для фрирайда — склоны Крыма в районе плато Ай-Петри. Там есть удобная заброска наверх посредством канатной дороги и возможность подняться на микроавтобусе (местные водители оказывают подобную услугу). Ну, а после этого можно полюбоваться превосходными видами с гор и реализовать возможность совершить живописный спуск чуть ли не к самому Черному Морю. Провести отпуск с фрирайдом в Крыму — это, наверное, воплощение самой лучшей мечты горного велосипедиста!

Велосипед для фрирайда, конечно, лучше выбирать двухподвесочный. Он может быть типично даунхилльным, с длинным ходом подвески (180-200 мм), если фрирайд в большей степени спусковой, а может быть и среднеходным (с ходом подвески 160-180 мм), для более универсального использования, ведь и фрирайдеру иногда необходимо преодолевать равнинные участки и даже небольшие подъемы.

Трэйл – этот стиль представляет собой явный симбиоз кросс-кантри и фрирайда, прежде всего это, велопутешествие, когда ты выезжаешь из дома и можешь провести на горном велосипеде целый день.

Конечно же, на маршруте могут попасться и длительные подъемы, и спуски, и сложные участки. Катание в таком стиле требует выносливости, технической подготовки, но зато является, возможно, одним из самых интересных, потому что на трэйловом маршруте можно испытать абсолютно все.

Читайте также:  Скорость вращения педалей велосипеда

Идеальным местом для трэйлового путешествия выступают, конечно же, горы. В последнее время российские велотуристы находят трэйловые маршруты и в Крыму, и в Альпах, и в Турции.

Трэйловый велосипед очень универсален, его можно использовать не только в горах, но и в лесу около своей дачи, и даже при катании в городском парке. Ведь ход амортизаторов такого велосипеда средний (130-160 мм) — при определенных настройках байк будет отлично отрабатывать и спуск, и подъем.

Надо сказать, что поколение новых амортизаторов с функцией блокировки сделало трэйловый велосипед превосходным снарядом не только для спусков, но и для покорения подъемов. А велосипеды с такими революционными устройствами, как «Магический Линк» от KONA (оригинальное название конструкции — KONA Magic Link) вообще меняют ход подвески и свойства велосипеда прямо на ходу, в зависимости от того, что преодолевает велосипедист — спуск или подъем.

Урбан-триал или Фрирайд по городу – стиль, который зародился примерно десятилетие назад, популярный в большей степени у молодежи. Агрессивная езда в городе с использованием для развлечения всего того, откуда можно спрыгнуть или куда можно запрыгнуть. Своеобразное экстремальное творчество по бетонным джунглям, иногда на приличной скорости. Очень популярны прыжки с парапетов, а с хорошими амортизаторами — через лестничные проемы. Здесь используют специальные крепкие велосипеды небольших размеров для лучшей управляемости.

Дерт-джампинг – прыжки на трамплинах, напоминающих верблюжьи горбы. Это развлечение в горный велосипед пришло из BMX (маленькие велосипеды, на которых при соответствующей подготовке можно заниматься велоакробатикой). Чтобы добиться успеха в дерт-джампинге, нужно иметь смелость, любовь к полетам и отличаться отсутствием лени, ведь приходится активно работать лопатой, строя трамплины.

Дерт-джампинг стал реальным развлечением молодых райдеров у нас в стране. Научившись взлетать на склоне одного бугра и приземляться на склоне второго, перелетев через яму, многие учатся делать «фишки» — отпускать во время полета руль, откидывать в сторону ноги, разворачиваться во время полета или даже делать сальто.

Байкер-кросс – гонки по трассам с небольшим уклоном, виражами и трамплинами, когда на старт выходят сразу четыре человека. Это относительно новый спорт у нас, но очень зрелищный и потому быстро завоевывавший популярность.

Сразу нужно сказать, что байкер-кросс требует очень серьезной физической и технической подготовки. Ведь необходимо гнать наперегонки по трассе, при этом еще перелетать различные препятствия в виде трамплинов! Будем надеяться, что этот вид гонок продолжит свое развитие у нас в стране, и со временем мы догоним Европу, ведь для строительства трасс не нужно больших гор, а велосипед для байкер-кросса может стоить намного меньше, чем для других видов гонок.

Понятно, что травматизм в этой, иногда совсем безбашенной, тусовке присутствует, а уж мелкие травмы практически неизбежны. Но серьезных повреждений можно и нужно избегать, если овладевать техническими сложностями постепенно.

После просмотра фильма типа NEW WORLD DISORDER может сразу возникнуть желание прыгнуть на трамплине или с обрыва. Однако, чтобы выполнить серьезный полет, сначала нужно научиться хорошо контролировать свое тело и велосипед.

«Никогда не делай трюк только потому, что его уже сделал кто-то!» — это ценный совет самых продвинутых парней. И еще — «Нужно испытывать удовольствие, а не чувство страха!».

Надеемся, что после нашего краткого обзора вы сможете определить, какой тип катания вам будет по душе, и выбрать правильный велосипед. Разнообразие в современном велосипеде — это превосходная возможность сменить обстановку и проводить с велосипедом не только вечера по будням, выходные, но и свой отпуск.

Не раз проводя отпуск на живописном морском курорте с велосипедом, мы часто сталкивались с вопросом от соседей-отдыхающих: «Наверное, это здорово — прокатиться на велосипеде по окрестностям? Можно ли его где-нибудь взять напрокат?».

Лето — пора отпусков и встреч с друзьями. Об усердных тренировках в душном тренажерном зале не хочется даже и думать. У современной девушки по-прежнему есть желание сохранять активность и быть в форме, но при этом — проводить больше времени на воздухе и общаться с друзьями.

Сегодня, выбирая велосипед и соответствующий стиль катания, ты имеешь возможность реализовать себя во множестве различных ролей. Ведь теперь для велопоклонников предлагается так много всего…

Стили езды на велосипеде

Стили езды на велосипеде

Вы решили купить велосипед, нашли интернет-магазин велосипедов или просто поехали в вело магазин, увидели модель и влюбились с первого взгляда. Уже решаете ее купить, а продавец спрашивает в каком стиле катаетесь? Тут Вы сразу входите в ступор, а что есть разные стили? — Спрашиваете Вы? Да — отвечает продавец, дерт, даунхил, кросс-кантрии много других. Вы можете купить любой велосипед, но зачем переплачивать за примочки которые Вы не будите использовать?

Давайте разберемся какие стили езды на велосипеде вообще существуют.

Во — первых существует несколько видов велосипедов Горные (Mauntain bike), Шоссейные (Road), туристические, кроссовые, городские (Touring, Cross, City), Трюковые BMX (Bike Moto Extreme). Во — вторых в каждом из этих видов существуют свои стили.

Горный велосипед ( Mauntain bike ).

Основным отличительным признаком являются колеса 26″ дюймов. Горные велосипеды используются в следующих стилях:

1 Кросс-кантри (cross-country, XC — пересеченная местность) большая группа, которая включает в себя несколько подгрупп. Велосипеды предназначены для езды по пересеченной местности. Вы можете просто совершать прогулку по лесу или участвовать в соревнованиях. Характерные признаки велосипеда для Кросс-кантри — это классический вид горного велосипеда, жесткая рама и передний амортизатор, широкая резина. Ценовой диапазон очень велик от 150$ — 4000$ все зависит от типа рамы, навесного оборудования, переднего амортизатора.

— Прогулочные велосипеды

Велосипеды начального уровня, как правило рама изготовлена из алюминия или стали, навеска так же начального уровня. Количество передач до 27. Подойдет для тех, кто любит прокатится по лесу в спокойном режиме. Цена начиная от 150$ до 500$.

— Любительские велосипеды

Велосипеды предназначены для более серьезной езды по пересеченке, оборудование как правило от Shimano Deore. Оснащены передним амортизаторам, рама алюминиевая. Ценовой диапазон от 500$ до 1500$

— Спортивные ХС велосипеды

Тем, кто покупает велосипеды этого класса, все и так известно, поэтому особого описание не требуется. Обычно это велосипеды на алюминиевой или карбоновой раме, с хорошей передней вилкой с системой локаут и оборудованием высокого уровня. На таких велосипедах участвуют в скоростных гонках, по жесткому бездорожью. Ценовой диапазон от 1500$ до 4000$

— Марафон ХС велосипеды

Также предназначены для жесткой езды по бездорожью, ко всему прочему добавлена задняя подвеска, чаще с возможностью блокировки. На таком велосипеде можно совершать длительные переезды по бездорожью. Ценовой диапазон от 1500$ до 4000$

2 Дерт/Стрит (dirt/street — грунт/улица)

Для тех кто любит экстрим, мощный и надежный велосипед, вы можете использовать его как на трамплинах так и в жестких городских условиях. Велосипеды оснащены дисковыми гидравлическими тормозами, мощным амортизаторам, компоненты высокого уровня. Стоимость такого велосипеда может достигать 2000$

3 Триал велосипеды (trial-попытка)

Велосипеды этой категории используют в основном для трюков, прыжков на трамплине, перепрыгиванию препятствий на одном колесе и т.д. Велосипеды имеют небольшой вес, вилка жесткая, передний переключатель не устанавливается. Передние звезды закрыты защитой (рокрингом). На большинстве моделей седло отсутствует. Цена от 500$ до 2000$.

4 Фрирайдные велосипеды (Freeride — свободный стиль катания)

Модели разработаны для езды везде, любая поверхность, любые условия. Рама двух подвесная (с задним амортизатором), алюминиевая, тормоза дисковые гидравлические, компоненты высокого уровня. Ценовой диапазон от 1500$ до 4000$

5 Бэккантри (back country, all mountain, дословно все горы)

Велосипеды этой группы сочетают в себе различные характеристики, так сказать гибриды, что то среднее между велосипедами фрирайд и кросс-кантри. Рама алюминиевая, двух подвесная. Для тех кто любит кататься в разных стилях. Ценовой диапазон от 1500$ до 3000$

6 Даунхилл (Downhill — спуск с горы на скорость)

Из названия ясно, что это велосипеды для спуска с горы, экстремальный вид спорта. Велосипеды «заточены» под максимально быстрый спуск, Рама усиленная двух подвесная, алюминиевая или стальная, оборудование высокого уровня. Вилка двух коронная, с ходом до 300 мм, дисковые гидравлические тормоза. Ценовой диапазон от 1500$ до 4000$.

Кросс, Город, Туризм (Cross, City, Touring)

К этой категории велосипедов относятся модели на 28 — 29 колесах, это может быть как дорожный так и гибридный велосипед или найнер. Что бы понять, что это велосипед нужной группы достаточно взглянуть на руль и колеса. Колесами они отличаются от горных, рулем от шоссейных. Главное преимущество — это скорость. К недостаткам можно отнести проходимость. Эти велосипеды так же можно условно разделить на несколько групп.

1 Прогулочные велосипеды

Оборудование начального уровня, рама из стали или алюминия, вилка либо жесткая либо с амортизаторам с ходом 40-60мм. В основном используют для прогулок по велодорожкам и легкому бездорожью. Ценовой диапазон от 150$ до 500$

2 Спортивные велосипеды.

Очень похожи на шоссейные, но имеют более утолщенную резину, что позволяет двигаться даже по легкому бездорожью. Ценовой диапазон от 1500$ до 5000$

3 Походные велосипеды

Используют для езды на дальнее расстояния. Велосипеды оснащаются более удобным сидением, рулем, который можно регулировать, а также багажником и щитками. Рама в основном алюминиевая, передняя вилка с амортизатором. Ценовой диапазон от 500$ до 1500$

Шоссейные велосипеды (для езды по асфальту)

Велосипеды которые рождены для скорости. Легкие и динамичные. Каждая деталь создана с условием максимального сопротивления ветру и разгона максимальной скорости. Рама велосипеда может быть изготовлена из различных материалов: алюминий, карбон, титан и т.д. Оборудование наивысшего уровня (постоянно совершенствуется). Руль изогнут, как рога. Вес велосипеда не более 10 кг. Предназначен для езды по асфальту. Ценовой диапазон может достигать 20000$

BMX (Bike Moto Extreme)

Велосипеды для трюков. Колеса 20 дюймов, рама прочная, но имеет небольшой вес. Существует несколько дисциплин езды на таком велосипеде. Ценовой диапазон от 200$ до 1500$

Racing (гоночный)

Гонки по кольцевой трассе, рама алюминиевая, тормоза V-brake

Райдеры делают разнообразные трюки на специальной площадке.
Рама может быть из алюминия или хроммолибдена, руль можно вращать вокруг оси, ведущая звездочка и шатуны укорочены, на оси устанавливаются пеги -специальные подставки для ног.

Для езды по городу. Райдер запрыгивает и спрыгивает на естественные препятствия, бордюры. ступеньки и т.д.
Длина рамы 20-21″ выполнена из хромалибдена. руль можно вращать вокруг оси. наличие пег.

Dirt (дёрт-грунт)

Для прыжков с трамплина. Рама хроммолибден, передний тормоз отсутствует, длина рамы не короче 20,5″

Для выполнения акробатических элементов на рампе. Схожи с велосипедами street, длина рамы не более 20″.

Ссылка на основную публикацию