Большие звезды велосипед - Infinity-Terra.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Большие звезды велосипед

Звездочки для велосипеда: передние и задние

С велосипедом сегодня знаком практически каждый житель планеты. Это экологически чистый вид транспорта, который укрепляет здоровье. Каждый велосипедист должен обладать минимумом знаний, который просто необходим для ремонта байка.

Передняя звезда— это одна из самых важных деталей велосипеда. Они предназначены для переключения скоростей и передачи крутящего момента и являются главным конструктивным элементом кассеты.

Звезды на велосипеде — описание, количество

Звезда — это часть трансмиссии велосипеда. Передние относятся к ведущей части трансмиссии. А задние являются ведомой частью трансмиссии. Благодаря этим конструктивным элементам вращение передается с педалей на заднее колесо.

Без этих конструктивных элементов велосипед не поедет, потому что усилие не будет передаваться на заднее колесо. Эта простая деталь действительно является незаменимым узлом трансмиссии.

Велосипеды бывают двух видов:

  • Скоростные велосипеды, которые имеют многоступенчатую трансмиссию.
  • Односкоростные модели.

Модели с многоступенчатой трансмиссией оснащаются двумя системами:

  • Система задних звёзд (ведомая). Количество 7–11.
  • Система передних звезд (ведущая). Количество 2–3.

Ведомая система состоит из кассеты и трещотки. Односкоростные велосипеды имеют стандартное оснащение:

По назначению велосипеды делятся на несколько категорий (гибридные, городские, шоссейные, горные и т. д.). Количество звёзд для каждой категории определяется индивидуально.

  • На горных байках обычно 3 ведущие.
  • На шоссейных велосипедах 2 ведущие.
  • На велосипеды для экстремальных видов спорта часто устанавливают одну ведущую.

От чего зависит долговечность деталей трансмиссии:

  • качество ремонта и обслуживания;
  • стиль езды;
  • качество материалов.

Эти конструктивные элементы изготавливаются из каких материалов:

  1. Титан. Титан используется для изготовления самых дорогих изделий. Характеризуется высокой прочностью и легким весом.
  2. Алюминий. Изделия из такого материала в несколько раз дешевле титановых. Характерной особенностью является небольшой вес. Применяя такие детали, велосипедист может максимально облегчить вес байка. Изделия из алюминия пользуются большой популярностью среди профессиональных велосипедистов.
  3. Сталь. Идеальное соотношение цены и качества. Это прочный и надежный материал.

При выборе необходимо учитывать такие факторы:

  • Материал.
  • Способ крепления.
  • Диаметр.
  • Число зубьев (18–52).
  • Назначение.

Переднии звезды – ведущие

Передние звёзды — это часть трансмиссии транспортного средства. Их число составляет 1–3. Они представляют собой диск, который устанавливается на каретку. На каждом диске есть определённое количество зубьев.

Цепь устанавливается на зубья. Эта часть трансмиссии используется для передачи крутящего момента, а также переключение скоростей. При необходимости велосипедист может повысить или понизить крутящий момент.

Запчасти делятся на два вида:

  • Несъемные.
  • Съёмные. При необходимости такие звёзды можно снять.

Задние звезды – ведомые

Задние звёзды представляют собой ведомую часть трансмиссии. Они предназначены для переключения скоростей. Их количество зависит от вида транспортного средства и стиля езды. Эта часть трансмиссии позволяет удобно педалировать в разных условиях.

Звёзды собираются в один узел. Количество варьируется от 7 до 11 штук. Они изготавливаются из разных материалов (титан, сталь, алюминий). Дорогие модели никелируют, а также хромируют.

Количество зубьев варьируется от 11 до 36 штук.

Примеры:

  • Шоссейные велосипеды (11–27).
  • Горные велосипеды (14–36).

Виды крепления звезд на кассете

Звёзды различаются по креплению:

Каждый способ крепления имеет свои преимущества и недостатки.

Разборные на едином барабане с разделителям

Разборные крепления представляют собой кассету. Эта кассета состоит из нескольких звёзд. Они соединяются при помощи специальных винтов или заклепок. Все конструктивные элементы разделены между собой специальными перегородками. Количество конструктивных элементов варьируется от 1 до 11.

При необходимости кассету можно разделить. Кассету разделяют для замены конструктивных элементов.

Разборные на едином барабане с разделителями крепления имеют большой вес. Поэтому не приобрели широкую популярность среди профессиональных велосипедистов.

Разборные на едином барабане с разделителями крепления часто загрязняются. При этом произвести полную чистку не составит труда и займет немного времени. При сильном загрязнении необходимо проводить замену конструктивных элементов. И также существенным недостатком является постоянная нагрузка на барабан.

Главным преимуществом разборных креплений является простота конструкции.

На паук

Крепления на паук пользуются большой популярностью. Потому что они сочетают в себе небольшой вес, универсальность и простоту. Такая конструкция практически не загрязняется. И также весомым преимуществом является небольшая нагрузка на барабан.

Главным конструктивным элементом такого крепления является легкосплавный каркас. На него крепят звёзды (2–3 штук) разного диаметра. Существенным недостатком крепления является высокая цена.

На блоках (нескольких пауках)

Главное отличие такого типа крепления — это наличие нескольких пауков. Крепление на блоках включает в себя несколько звёзд (2–3 штуки). Они закрепляются на барабане. Крепление на блоках разработала компания Shimano.

К преимуществам крепления на блоках относится:

  1. При необходимости можно заменить изношенную группу конструктивных элементов. При этом не нужно менять кассету.
  2. Можно легко подобрать новый блок.
  3. Высокая надежность.

Open-Glide

Универсальное крепление Open Glide разработала компания SRAM. Open Glide представляет собой цельную конструкцию. Такая конструкция имеет вид конуса. Специальная крышка закрывает дно этого конуса. Open Glide — очень легкое и надежное крепление.

Open Glide закрепляется на заднюю втулку. Такой тип крепления предназначен для шоссейных велосипедов. Главным недостатком Open Glide является высокая стоимость.

X-Dome

Конструкция X-Dome включает в себя различные типы звёзд:

  1. Средние. Изготавливаются из специальной стали, также добавляется молибден и хром. Благодаря этому существенно увеличивается рабочий ресурс системы. Соединяются в одну конструкцию.
  2. Крайние. Они изготавливаются только из алюминия. Устанавливаются на барабан.

X-Dome — это очень дорогая система. Многим она не по карману. К преимуществам X-Dome относятся:

  • небольшой вес;
  • прочность;
  • для изготовления используются качественные материалы;
  • универсальность.

Обслуживание и ремонт звездочек

Детали, изготовленные из титана, имеют долгий срок службы. Они долговечны и имеют небольшой вес, редко изнашиваются. Главным недостатком является высокая цена, поэтому многие велосипедисты отдают предпочтение алюминиевым аналогам.

Алюминиевые конструктивные элементы быстро изнашиваются. Главным преимуществом является демократичная стоимость. Изношенные детали из алюминия не восстанавливают, потому что они имеют небольшую стоимость. В таком случае проводят замену деталей.

Конструктивные элементы, изготовленные из стали, пользуются большой популярностью. Они устанавливаются на недорогие городские и шоссейные велосипеды. Сталь является прочным материалом. Поэтому ресурса таких деталей хватает на много сезонов. При необходимости производится замена шарикоподшипников кассеты.

Периодически необходимо чистить и смазывать трансмиссию велосипеда. Это позволит увеличить срок службы оборудования.

Как правильно чистить трансмиссию велосипеда:

  1. Сначала снимите заднее колесо и калипер на тормозе.
  2. Если вы обнаружили грязь, тогда необходимо разобрать кассету. Если грязи нет, тогда нужно провести чистку на колесе.
  3. При помощи специальной щётки необходимо залезть в разные зазоры.
  4. После этого, необходимо очистить зубчики. Для этого также можно использовать щетку.
  5. После завершения процесса очистки, необходимо протереть поверхность специальным веществом. Например, можно использовать керосин.
  6. Подождите, пока вещество высохнет (2–3 часа).
  7. После этого, на ямки и зубчики нужно нанести специальную смазку.

Особенности и отличия овальной звезды от круглой

Овальные звёзды были изобретены в конце XIX века. В наше время они не пользуются большой популярностью среди обычных велосипедистов. Есть небольшой процент профессиональных велосипедистов, которые пользуются велосипедами с овальной трансмиссией.

Несколько компаний занимается производством таких изделий.

В чем заключаются отличия овальной звезды от круглой:

  1. Улучшения качества движения.
  2. Для изготовления деталей используются более дорогие материалы.
  3. Равномерное усилие на ноги.
  4. Максимальная сдавленность составляет 30%.
  5. Переменный радиус.

Плюсы и минусы

Сначала рассмотрим преимущества такой трансмиссии:

  • Велосипед быстро разгоняется и так же быстро едет.
  • После езды на велосипеде не устают ноги.
  • Велосипедист может легко поддерживать постоянную скорость.
  • Равномерная и плавная нагрузка на суставы.

К недостаткам трансмиссии относятся:

  • При низкой скорости езды нужно повысить частоту педалирования.
  • Повышенная нагрузка на трансмиссию. Поэтому каретка быстро изнашивается.

Велосипедные звездочки

9 минут Автор: Сергей Морской 504

Звезды – узлы трансмиссии для осуществления цепной передачи усилий от ног велосипедиста на заднее колесо. Звездочки для велосипеда играют первостепенную роль – без них он просто не поедет. Односкоростные модели снабжаются парой – ведущей и ведомой звездами. Велосипеды с многоступенчатой трансмиссией оснащаются скоростными наборами спереди (система) и сзади – трещотка или кассета.

Читайте также:  Какие амортизаторы на велосипед

Количество и размеры звезд определяют гибкость велосипеда в различных дорожных условиях. Благодаря правильному передаточному отношению, можно существенно снизить энергозатраты на поездку и перемещаться с комфортной скоростью. Долговечность деталей зависит от качества материала, стиля катания и качества обслуживания – при должном уходе даже «начальные» звезды прокатают дольше профессиональных, но запущенных.

Передаточное отношение ведущих и ведомых звезд

Звезды на скоростных велосипедах располагаются на правом шатуне (ведущие) и втулке заднего колеса (ведомые). Через цепь идет передача усилий от передних шестерней к задним. Интересно, что заднее колесо, наоборот, ведущее, а переднее – ведомое.

Передаточное отношение – разница между размерами и количеством зубьев на звездах. Данный параметр напрямую влияет на скорость передвижения и мощность передачи. Высокое передаточное отношение обеспечивают большая ведущая и малая ведомая шестеренки, низкое – наоборот, малая передняя и большая задняя звездочка. Соответственно, передачи на классической трансмиссии в первом случае 3 х 8, а во втором 1 х 1.

Чем больше передняя звезда, тем выше скорость. Например, спереди имеется 44 зуба для зацепления цепи, сзади – 11 зубьев. За один оборот педалей задняя шестерня и проделают 4 оборота. Если взять передачу 22 на 11, то здесь за один оборот педалей будет сделано только 2 оборота колеса. На низких передачах наблюдается обратная ситуация: спереди цепь стоит на 22-зубчатой шестерне, а сзади на 32. Передаточное отношение меньше 1, то есть за 1 оборот педалей колеса не успевают прокрутиться полностью.

Высокие передачи предназначены для быстрого передвижения по ровной дороге. На подъемах, при встречном ветре и в плохих дорожных условиях используются пониженные передачи – скорость велосипеда ниже, зато выше мощность и меньше энергозатраты. Зачастую используются передачи со средним соотношением звезд, например, 2 х 5 и 2 х 6.

На каждую звезду системы приходится свой диапазон на кассете. Он может «плавать», то есть одна и та же задняя передача относится к двум звездам системы сразу, но, в принципе, закономерность такая:

Что имеем для односкоростных велосипедов? Здесь всего пара шестеренок, классическое передаточное отношение 2. Соответствует средним показателям на скоростных моделях, предназначено для передвижения по асфальту, укатанным грунтам, условно приемлемо на коротких подъемах.

Увеличить скорость велосипеда-синглспида самостоятельно можно, если поставить вперед звезду большего диаметра. Для частого преодоления горок актуальнее будет увеличить размеры задней шестерни.

И напоследок о том, как нумеруются передачи. В системе звездочки располагаются в порядке убывания, на кассетах – по возрастанию. Крайние внешние шестеренки – высшие передачи, внутренние – низшие. Меньшая передняя звезда соответствует первой, в кассете – последней передаче. По числу звезд спереди и сзади определяется ступенчатость трансмиссии, для этого множим цифры:

  • 1 х 7 = 7 передач;
  • 3 х 7 = 21 передача;
  • 3 х 8 = 24 передачи;
  • 3 х 9 = 27 передач.

И так далее. Нужно ли такое количество «скоростей» на практике? Все зависит от стиля катания и области использования велосипеда. Однако важно правильно подбирать звезды – так они и цепь будут меньше подвергаться износу, а поездки будут более комфортными. И если трансмиссия позволяет с максимальной точностью подобрать передачу, то так и надо делать.

Овальные звезды, отличия от круглых

Овальная звезда – новинка или ретро-всплеск? Можно сказать, и то, и другое. Экспериментировать с формой шестерней на цепную передачу (а именно, придавать ей сплюснутую форму) начали еще в позапрошлом столетии. Далее это как-то забылось, а в последние годы вернулось и активно внедрилось в современную веложизнь.

Эксцентриситет звездочки немногим больше нуля, поэтому форма близка к кругу, по аналогии с орбитой Земли. Максимальная сдавленность может достигать 30 %. Популярности в наше время не имеют, выпуск больше направлен на гоночные модели.

Вращающийся вокруг оси эллипс по-своему перераспределяет нагрузки и меняет эффективность передаточного момента.

Рассмотрим, в чем особенности эллипсоидных шестеренок:

  • скачки передаточного соотношения звезд;
  • более равномерное распределение нагрузок – снижение их при горизонтальном положении шатунов и увеличение при вертикальном;
  • ярко выражен разгон;
  • дополнительные нагрузки на вал каретки.

В соответствии с этим разберем плюсы и минусы таких звезд в сравнении с круглыми:

ПреимуществаНедостатки
Велосипед быстрее вкатит в горуБолее быстрый износ задней кассеты
Эффективнее педалирование с низкой частотой на высоких передачахПовышенные нагрузки на каретку
Разгон за счет дополнительного толкающего момента (система)Требуется чаще педалировать на низких передачах
Равномерное распределение нагрузок на мышцы, меньше усталость на ровных участках
Легче передвигаться на МТБ с мощной амортизацией

Эллипсная трансмиссия оправдывает себя в случаях, когда приходится педалировать с низким каденсом. По сравнению с круглым аналогом, он дает некоторое преимущество в разгоне велосипеда с места. Также наблюдается изменение передаточного отношения без переключения.

Комбинации положений звезд трасмиссии:

  • передняя – горизонтально, задняя – вертикально;
  • спереди – вертикально, ведомая – горизонтально;
  • только горизонтальное положение;
  • только вертикальное положение;
  • отклонение: например, ведущая звездочка располагается строго вертикально, а задняя отстоит на угол от прямой.

Таким образом, овальные система и кассета накладывают на велосипед отпечатки принципиальных отличий: как на внешности, так и на качестве езды.

Виды закрепления звезд на кассете

Вернемся к классическим круглым кассетам. В отличие от трещоток они различаются между собой по типу закрепления на барабанах. Велосипедные кассеты бывают:

  • разборные на едином барабане с разделителями;
  • на пауке;
  • на блоках (нескольких пауках);
  • Open-Glide;
  • X-Dome.

Первый тип кассеты самый простой – все звезды устанавливаются на единый шлицевой барабан. Между собой разделены перегородками – спейсерами. К недостатку относится постоянная нагрузка на барабан. Зато неоспоримое преимущество в том, что их легко разобрать и поменять одну звездочку. Их легко почистить, но при этом компоненты чаще загрязняются.

Паук – лайт-вариант разборной кассеты. Нагрузка на барабан не такая большая – здесь она поступает не от каждой звезды, а только от шлицевого крепления паука. Эти кассеты легче, реже загрязняются.

Конструкция на нескольких пауках включает в себя несколько пар плюс отдельно закрепленные на барабане маленькие звезды. Модель очень удобна тем, что новый блок легко подобрать и, в отличие от разборного аналога, не надо долго возиться со спейсерами и раскладывать всю кассету. Разработка этой штуки принадлежит японскому производителю запчастей Shimano.

Open Glide – цельный набор, который насаживается на самую большую шестерню. Неприхотливая модель: благодаря высококачественному материалу меньше износ, долгий срок службы, небольшой вес. Правда, чистить сильно загрязненную кассету проблемно.

Аналогичной конструкцией представлена система X-Dome. Здесь с барабаном контактируют и большая, и маленькая звезды. На них насаживается цельнофрезерованный блок из 7–8 звезд. И Open-Glide, и X-Dome принадлежат фирме SRAM.

Как почистить и смазать звездочки

Трущиеся механизмы требуют периодической смазки и чистки от грязи. Это позволит улучшить качество поездок и удлинит срок эксплуатации трансмиссии. В комплект классических односкоростных моделей зачастую входит защита цепи. Рекомендуется оставить ее. Она также предохраняет от лишней грязи переднюю звезду.

Уже после нескольких покатушек по лесам, пересеченке и бездорожью горный велосипед обрастает грязью. И если на колесах и раме ее хорошо видно, то в механизмах не всегда. Поэтому чаще нужно осматривать своего двухколесного коня и вовремя принимать меры.

Чистка велосипедной кассеты:
1. Разжать ободной тормоз (снять калипер на дисковом тормозе), снять заднее колесо.

2. Осмотреть на грязь. Если все очень плохо, придется снимать и разбирать кассету. При незначительных загрязнениях можно чистить прямо на колесе.

3. Для очистки лучше используются специальные узкие щетки. Они позволяют залезть в глубокие промежутки между шестернями и найти там много интересного. Да и гораздо удобнее, чем залезать в зазоры тряпкой.

4. Очистить зубчики можно при помощи старой зубной щетки или же стереть абразив мягкой салфеткой.

5. После этого протереть поверхности керосином, дать высохнуть и нанести смазку на зубчики и ямки. Одновременно с кассетой чистить и смазывать рекомендуется и цепь. Только так будет достигнут нужный результат.

Чистка системы делается по аналогии. Здесь все проще: колесо снимать не нужно, всего несколько звезд. Правда, работать нужно аккуратно, чтобы не повредить и не расстроить переключатель.

Читайте также:  Сколько дюймов колеса велосипеда

Звездочки – важнейшие составляющие трансмиссии, без которых движение невозможно в принципе. Правильный подбор передач, периодическая очистка и своевременная замена изношенных компонентов позволят избежать неприятных сюрпризов на дороге, а скоростной велосипед, действительно, будет скоростным, а не ехать только на одной передаче.

Звезды для систем велосипеда

Передняя звезда Shimano FC-M675 26 зуб. для двойная системы Shimano FC-M675

Серия SLX

Тип передней звезды Двойная 38-26T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Модель си

Звезда передняя Shimano Acera

Для системы FC-M391 64

Передняя звезда Shimano FC-M510 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M510

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M615 40 зуб. для двойной системы Shimano FC-M615

Серия XT

Тип передней звезды Двойная

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Звезда передняя Shimano Deore

Для системы FC-M530 64

Передняя звезда Shimano Deore FC-M530 48 зуб. для тройной системы Shimano FC-T530

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Модель си

Передняя звезда Shimano FC-M677 38 зуб. для двойная системы Shimano FC-M677

Серия SLX

Тип передней звезды Двойная 38-28T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Модель си

Передняя звезда Shimano FC-M590 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M590

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Передняя звезда Shimano FC-M533-LK 44 зуб. для тройной системы Shimano FC-M533

Серия Deore

Тип передней звезды Тройная 42-32-24T

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Звезда передняя Shimano Deore

Для системы FC-M532 104

Звезда передняя Shimano

Для системы FC-M523 64

Передняя звезда Shimano FC-5750L 34 зуб. для двойная системы Shimano FC-5750

Серия Shimano 105

Тип передней звезды Двойная 50-34T

Количество передних звезд 2

Количество задних звезд 10

Передняя звезда Shimano FC-M4000 40 зуб. для тройной системы Shimano FC-M4000/M3000

Серия Alivio

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 9

Звезда передняя Shimano Deore

Для системы FC-M480-L 104

Передняя звезда Shimano FC-M411 48 зуб. для тройной системы Shimano FC-M411

Серия Alivio

Тип передней звезды Тройная

Количество передних звезд 3

Количество задних звезд 8/7

Подбор передаточных чисел на велосипеде. Переход на трансмиссии с одной звездой спереди.

Гонка на увеличение количества скоростей, достигнув своего пика на 30-ти скоростных трансмиссиях, резко сменила траекторию, теперь на их месте варианты с 10, 11, 12, 20 и 22 скоростями. Например, велосипеды Author 2019 года: взрослый горный велосипед Author Master 29 c 12-ю скоростями, или же подростковый Author Champion 26 на 10-ти скоростной трансмиссии.

Почему так произошло? По какой причине массово начали переходить на 1x трансмиссии?
Как на странно, уменьшению количества передач поспособствовало. развитие технологий. Более точные переключатели расширенного диапазона, легкие широкодиапазонные кассеты (вплоть до 10-50 вместо 11-36, например), качественные Narrow Wide звезды под «скоростные» цепи, которые, в свою очередь, техника стала позволять делать тонкими, гибкими, но достаточно прочными даже для спорта.
И все же — что это дает?

Для простоты сравнения уточню, как считается передаточное число. Количество зубов на ведущей звезде делится на количество зубов на ведомой.
Итак, возьмем классическую трансмиссию на 9 скоростей, где стоит система 44-34-24 и кассета 12-14-16-18-21-24-28-32-36. Какие, в теории, мы получаем сочетания:

3,6, 3,14, 2,75, 2,44, 2,09, 1,8, 1,57, 1,37, 1,22
2,8, 2,42, 2,12, 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94
2,0, 1,71, 1,5, 1,33, 1,14, 1,0, 0,85, 0,75, 0,66

Как вы видите, получается довольно много похожих сочетаний, при которых передачи, по сути, дублируются. Если пренебречь малоощутимой разницей в 0,05 и менее, то мы получаем 21 функциональную передачу. Большинство велосипедистов также практически никогда не пользуется крайними передачами, что еще сильнее сужает используемый диапазон.

Какие варианты нам дает 12-ти скоростная трансмиссия с кассетой 10,12,14,16,18,21,24,28,32,36,42,50 и передней звездой в 34 зуба?
3,4, 2,83, 2,42, 2,125. 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94, 0,80, 0,68.

Итого, пользователь получает 12 полноценных передач, при почти полном сохранении диапазона, избавившись от переднего переключателя и необходимости думать, как сочетать передние и задние звезды. Помимо прочего, задний переключатель, в отличие от переднего, легче работает под нагрузкой, переключение более плавное, нет резких провалов при изменении ведущей звезды.
Дополнительным бонусом идет небольшое снижение веса в связи с отказом от манетки и переключателя.

Вот, вы решили идти в ногу со временем и сменить свой устаревший тройник на звезду-неспадайку и поставить кассету большого диапазона. Прежде чем бежать в магазин, проанализируйте,какие передачи вы используете чаще всего, а какие вообще не трогаете. Потратьте немного времени и просчитайте подобную табличку на примере имеющейся трансмиссии.
Изучите, что предлагает рынок. Для тех, кто ищет бюджетных решений, есть 10-ти скоростные кассеты Shimano 11-42. Китайцы же предлагают широкодиапазонные кассеты (11-42, 11-40), уже начиная от 9 скоростей, например, фирма SunRace. Размер передней звезды следует рассчитывать на примере того, что вы для себя прояснили на примере своей трансмиссии. Как правило, NW звезды ставятся в размерах от 32 до 38-40 зубов, что зависит от типа вашего велосипеда и характера катания.
Что еще нужно учесть перед апгрейдом?
Снять «лишние» звезды с тройника — решение соблазнительное, но имеющее сомнительную эффективность. Рассчитанная на перемещение цепи звезда на крайних положениях может пытаться скинуть цепь, а также на кочках и во время резких маневров. Поэтому стоит раскошелиться на звезду-неспадайку, которая обеспечивает стабильное сцепление со звеньями цепи благодаря переменной толщине зубьев.
Задний переключатель также не всегда получится оставить старый, даже если количество скоростей сзади останется неизменным. Не все модели могут работать в широком диапазоне, а также обеспечивать нужный запас длины цепи, если «лапка» переключателя средняя или короткая.

Обобщим плюсы и минусы.
1х трансмиссия
+ легче, плавное переключение, нужно меньше думать, эстетичнее.
— дороже все комплектующие, чуть более быстрый износ, незначительно меньший диапазон .
2х, 3х трансмиссия
+ недорогие комплектующие, большой выбор передач, более высокая износостойкость.
— тяжелее, требует грамотного комбинирования передних и задних звезд, при переключении между передними звездами большой «провал» в усилии, что сбивает каденс.

Нужно ли именно вам переводить свой велосипед на трансмиссию 1х9/10/11/12?

Я не знаю. Решать, как обычно — вам. Главное в погоне за оптимальным обвесом, идеальным внешним видом, минимальным весом и соответствием модным тенденциям не забывать катать, не дожидаясь того момента, когда все в велосипеде будет идеально и неизменно. Спойлер — не будет.

Менять или не менять на 26′ горном велосипеде 44 звезду на 48 и что это даст?

Этот вопрос нередко порождает горячие обсуждения на форумах. Одни говорят, что нужно чаще крутить педали и не заниматься ерундой, так как и 44 хватает везде, другие советуют пересесть на найнер или шоссейный велосипед. Но вопрос-то в другом, имеет ли смысл делать такую замену, если 44 не хватает на асфальте?

Действительно, а зачем вообще менять 44 звезду на 48, если можно купить более подходящий для езды по асфальту велосипед или просто быстрее крутить педали?

Для лучшего понимания сути такой замены приведу простую аналогию: замена 44 звезды на 48 — это как небольшой разгон процессора. Было, например, 2.8ГГц, стало 4ГГц. В минусе пара тысяч рублей за новый кулер (звезду), в плюсе — заметный прирост производительности (скорости) и хорошее настроение! А теперь сравним, сколько пришлось бы отдать за новый (хорошо, б/у) компьютер (найнер, шоссейный велосипед) с процессором на 4ГГц (звездой на 48)?

Каждый тип велосипеда отличается характеристиками и геометрией, а также имеет преимущества при использовании в тех или иных условиях. Переход на другой тип велосипеда потребует не только дополнительных финансовых вложений, но и изменения своего привычного режима езды.

Читайте также:  Велосипед forward azure

Если использовать горный велосипед по назначению, как заметят любители лесов и гор, то и 44 звезды везде хватает. Но есть велосипедисты, которые предпочитают катать на горном велосипеде асфальт. Конечно, есть гибрид (многоскоростной дорожный вариант с 28′ колёсами, покрышками на 32 или 35 и большой звездой на 48), но многие согласятся с тем, что горный велосипед более универсален и интересен. В моём случае, всё начиналось с шоссейного велосипеда, потом был гибрид, но в итоге остановился на горном велосипеде, как более подходящему для катания в наших условий. Найнеры интересны, но, горные велосипеды имеют ряд преимуществ перед ними (динамика, компактность, маневренность, цена и др.), с чем расставаться не хочется. Но при езде по асфальту, особенно на спусках, при умеренной частоте педалирования на катучем велосипеде передачи 44×11 действительно не хватает. В этом нет ничего удивительного. Кому-то и 53 звезды на шоссейном велосипеде будет мало. Поэтому хочется к достоинствам уже имеющегося горного велосипеда добавить ещё одно, улучшающее его скоростные возможности — большую звезду на 48.

Совет чаще крутить педали также означает необходимость изменения режима работы своего организма. Кому-то нравиться крутить легкие передачи под 90 оборотов, а кому-то тяжелые с частотой 60-70. Зачем крутить чаще, если можно крутить реже и мощнее и при этом отлично себя чувствовать?

Выйти на одну и ту же скорость движения можно разными путями, — чаще крутить легкие передачи или реже тяжелые. Скорость одинаковая, а вот ощущения от поездки при этом будут разными! При относительно медленном вращении тяжелых передач усиливается ощущение мощи и полёта, тогда как высокий каденс на легких передачах может восприниматься как слишком дёрганная и суетливая работа. Частота и мощность педалирования также влияют и на режим работы организма. Общая нагрузка распределяется между ногами, другими частями тела и сердечно-сосудистой системой. Кому-то более комфортен режим со смещением нагрузки на ноги, кому-то на сердце. Понять, что больше подходит, можно только на практике. Попробуйте хотя бы пару километров на асфальте после разгона проехать на передаче 3-9. Возможно, ощущения зацепят и захочется больше катать на передачах 3x.

Итак, нам не хочется ни пересаживаться на другой тип велосипеда, ни чаще крутить, но хочется понять, каким будет эффект от установки на горный велосипед 48 звезды.

Если 2000 руб. — не вопрос, то практичнее всего заехать в велоремонт и попросить поменять большую звезду. В моём случае такая замена на Cube Acid обошлась в 1500 руб. — звезда Alivio на 48 + работа. Преимущества данного подхода:

  • Возможность практически прочувствовать изменения на своём, а не на чужом велосипеде.
  • Экономия времени, которое будет затрачено на поиск ответа в теории на форумах.

Недостаток — потеря 2000 руб., если результат не понравится (1500 руб. за установку и ещё 300-500 на обратную замену). Такое случается, но, если велосипедиста перестала удовлетворять звезда на 44, то вполне логично заменить её на 48, так как в противном случае придётся и дальше испытывать дискомфорт от 44.

Можно пойти и другим путем — поискать среди знакомых того, у кого есть горный велосипед с 48 звездой и покататься на нём. Ощущения при этом будут весьма приблизительными, в зависимости от технического состояния велосипеда, его класса, протектора покрышек, посадки и др. Если езда на чужом велосипеде понравится или не понравится, то это не значит, что и на своём будет также.

Ещё один вариант — сначала немного разобраться в теории, а затем принять решение.

Ниже в таблице приведены передаточные числа (отношение количества зубьев ведущей к ведомой звёздочке). Чем он выше, тем большую скорость можно получить и тем больше усилий для этого придётся приложить.

Ведомая звезда

Передаточное число

Ведущая звезда
44114
48114.36
44123.66
48124
44133.38
48133.69
44143.14
48143.42

Замена 44 на 48 даёт выигрыш на одну звезду, но не только. Передаточное число при 44×11 и 48×12 одинаково и равно 4, но ощущения от их использования будут отличаться. Из теории цепных передач известно, что с увеличением количества зубьев, участвующих в зацеплении, увеличивается плавность работы передачи, а также уменьшается изнашивание из-за уменьшения угла поворота шарнира звеньев цепи. Чем больше зубьев на меньшей звезде, те более плавно будет ощущаться работа цепной передачи ногами.

Вы, наверно, замечали, что использование задних звёзд на 13, 12 и особенно 11 воспринимается так, как будто они не притёрты, по сравнению с ездой на 15 и 16? Звёзды по своей сути являются многоугольниками, а чем меньше у многоугольника углов (меньше зубьев), тем более квадратно на них будет лежать цепь. С этим свяан эффект биения цепи (приподнимания и опускания шарнира звена при его сходе со звезды), который сильнее проявляется на маленьких звёздах. В сумме это всё воспринимается как небольшое прохрустывание цепи на маленьких звездах, в дополнение к эффекту от перекоса цепи.

Ведущая звезда на 48 даёт возможность сместиться на одну звезду вверх и тем самым улучшить работу и ресурс цепной передачи. 48×12 улучшает плавность работы цепной передачи и увеличивает её срок службы при прочих равных по сравнению с передачей 44×11.

Это теория, а как на практике обстоят дела? После первых прокатов на 48 я ощутил улучшение плавности хода цепи и равномерности нагрузки при переключении, а также более равномерную загрузку ног, по сравнению с ездой на 44. Мне часто требуется передача 44×11 и каждый раз она напрягала. Теперь её аналог 48×12 воспринимается вполне рабочим, да и 48×11 крутиться более гладко, по сравнению с 44×11.

На моём маршруте есть тестовый спуск, где постоянно приходилось частить на 44×11, а теперь вполне комфортно работаю на 48×11. Что касается подъемов, то с непривычки было трудно сразу перейти с 44×13 на 48×13, но на 48×14 вполне комфортно иду.

Передаточные числа на 48 звезде немного выше, чем на 44 (3.69 против 3.66, 4.42 против 3.38) поэтому поначалу чувствуешь, как это нагружает ноги, но после раската мышцы привыкнут и выйдет ощутимая прибавка к скорости, для чего, собственно, всё и затевалось.

Подведём итог сказанному.

Замена 44 звезды на 48 даст ощутимый эффект в следующих случаях:

  • Вы предпочитаете езду по асфальту именно на горном велосипеде 26′ и планируете установить или уже установили полуслики вместо универсальной резины на оба колеса
  • Вам нравится педалировать в умеренных темпах и раскручивать затяжеленные передачи
  • На спусках и даже на прямых постоянно не хватает 44×11.
  • Желаете более комфортно пилить за найнеристами, циклокроссерами и шоссерами

95% всех дистанция я катаю на передачах 3×7 — 3×10, поэтому и эффект от замены проявился сразу и мощно. Если бы сейчас мне предложили накатистый горный велосипед (и даже найнер) типа Cube или GT со звездой 44 или 48, то бы без раздумий взял с 48, так как от этого ничего не теряю. Средняя горная звезда без изменений, если трудно выкручивать 48×12 и 11, то катал бы на 48×14 с допустимым небольшим перекосом цепи, плюс запас в одну звезду улучшает плавность цепной передачи и увеличивает её ресурс. Если за те же деньги есть возможность взять компьютер с потенциалом на пару лет, то для чего экономить копейки и покупать то, что сейчас работает уже на пределе? Другое дело, что далеко не все велосипеды обладают хорошим разгонным потенциалом. 48 звезда на Stels за 15 тыс. руб. и на аппарате от 60 тыс. руб. дадут разный эффект. Хотя при желании и на бюджете можно раскрутить края. Лишь бы он не развалился после этого.

Ссылка на основную публикацию